Анализ методик классического танца, представленных в учебниках «Методика классического тренажа» и «Школа классического танца»
Оценка 4.6

Анализ методик классического танца, представленных в учебниках «Методика классического тренажа» и «Школа классического танца»

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
искусство
СCУЗ, ВУЗ
01.05.2020
Анализ методик классического танца, представленных в учебниках «Методика классического тренажа» и «Школа классического танца»
Автор кратко и в доступной форме знакомит читателей с методиками классического танца, представленными в совместной работе В.Э. Морица, Н.И. Тарасова, А.И. Чекрыгина «Методика классического тренажа» и в учебнике В.С. Костровицкой и А.А. Писарева «Школа классического танца».
Анализ методик классического танца.docx

Леонтьева Ирина

Анализ методик классического танца, представленных в учебниках «Методика классического тренажа» и «Школа классического танца»

 

Аннотация: Автор кратко и в доступной форме знакомит читателей с методиками классического танца, представленными в совместной работе В.Э. Морица, Н.И. Тарасова, А.И. Чекрыгина «Методика  классического  тренажа» и в учебнике В.С. Костровицкой и А.А. Писарева «Школа классического танца».

Ключевые слова: классический танец, методика преподавания классического танца, русская балетная школа.

 

Актуальность исследования трудов по методике обучения классическому танцу обусловлена необходимостью знать и применять методы и приемы обучения классическому танцу детей с учетом их психофизических  и анатомо–физиологических особенностей.  

Складывающиеся на протяжении столетий методы и приемы преподавания  классического  танца всегда несут на себе печать индивидуальности педагога, их применяющего. Поэтому прежде чем взять на вооружение тот или иной метод, всегда необходимо анализировать педагогический опыт, предлагаемый разными хореографами, учитывая, что такой опыт практически неотделим от личности самого хореографа и представляет собой своеобразную индивидуальность педагога. Нельзя копировать буквально любой педагогический опыт, необходимо быть самому яркой педагогической индивидуальностью.

В школе классического танца сконденсирован огромный многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и изложенный  в учебниках. Но в хореографии специальных методов преподавания нет. А это означает, что начинающему педагогу необходимо адаптировать имеющиеся в педагогике методы обучения с целью выявления наиболее эффективных. Методика преподавания хореографических дисциплин реализует основную цель ¾ через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность, а основополагающим в таком обучении выступает воспитание и обучение средствами танца.

Ценным вкладом в теорию и практику хореографического искусства является  совместная   работа   В.Э. Морица, Н.И. Тарасова, А.И. Чекрыгина «Методика  классического  тренажа».

 Данное учебное пособие посвящено программе преподавания классического тренажа и методическим указаниям к нему, базирующихся на богатом опыте московского и ленинградского хореографических учебных заведений. Ее основная задача — служить методическим руководством по классическому тренажу для молодых преподавателей этого предмета и пособием для учащихся старших классов хореографических школ. Она помогает развить техническое танцевальное мастерство наряду с воспитанием выразительности и артистичности. Элементы и упражнения, описанные в книге, расположены по годам обучения, с учётом степени трудности. Поэтому при анализе танцевального материала большое внимание обращено на то, как те или иные движения или позы следует разучивать.  Книга состоит из восьми глав: семь из них посвящены методике упражнений по классическому тренажу, восьмая ¾ обобщающее заключение, а также содержит приложение ¾ Программу по классическому тренажу с общими положениями и упражнениями, рекомендованному для обучения в классах по годам обучения, что можно считать ее неоспоримым достоинством. 

Целью классического тренажа является развитие технического танцевального мастерства учащихся, путем специальных упражнений и разучивания элементов, а также воспитание на фоне этого выразительности и артистичности.

Авторы книги полагают, что в обучении классическому танцу (обучении классическому тренажу) самое пристальное внимание с первых же шагов необходимо обратить на постановку частей тела, в совокупности образующих сложный инструмент, которым предстоит пользоваться будущим танцовщицам и танцовщикам в их сценической деятельности. Ноги, корпус, руки, голова являются теми элементами, работа над которыми протекает на уроках классического тренажа постоянно; каждый элемент выполняет  свою функцию в танцевальных движениях. От правильной постановки этих элементов в значительной степени зависит техническое мастерство танцующих; ошибки, допущенные в начале обучения, влекут за собой печальные последствия, мешая всестороннему и закономерному развитию танцевальной виртуозности. Позднее эти ошибки трудно, а иногда и невозможно исправить [3, c. 1].

В книге детально описываются правила выполнения  упражнений для каждого из этих элементов.

Большое внимание уделено экзерсису, поскольку в классическом тренаже  экзерсису принадлежит очень важное место, ведь он вырабатывает выворотность, устойчивость, а также силу и эластичность суставно-связочного аппарата; развивает в учащихся те качества, без которых невозможно овладеть движениями, составляющими фонд классического танца.

Занятия у станка, занятия с палкой и в центре зала ¾ важнейшие в обучении классическому танцу.

Особое внимание уделено выполнению батмана. Детально описываются все его вариации, техника исполнения, а также цели и задачи, которые преследуются в процессе освоения этого важного элемента классического танца.

Так, авторы обращают внимание на то, что батман tendu (вытянутый батман) лежит в основе всех последующих упражнений данной группы. И лишь усвоив его можно правильно выполнять все остальные.

Книга  «Методика  классического  тренажа»  является практическим руководством по обучению и самообучению классическому танцу. 

Другим прекрасным учебник по обучению классическому танцу  является «Школа классического танца» В.С. Костровицкой и А.А. Писарева ¾ фундаментальный труд, составленный по учебной программе мужского и женского классического танца. Точность теоретических позиций, чёткость изложения, продуманность примеров и упражнений делает книгу серьёзным и нужным пособием. Движение описывается от простейших до наиболее сложной форм и «разложено» на музыкальные доли. В конце описания каждого движения даются правила его исполнения и примеры комбинаций для данного па [2].

Книга «Основы классического танца» знаменует высокую ступень в развитии методики преподавания классического танца, и, как каждое прогрессивное явление, эта методика дает ее последователям неограниченные возможности творческого осмысления и совершенствования.

В свое время хореограф А.Я. Ваганова, разработавшая свою систему обучения женскому классическому танцу,  считала необходимым в процессе обучения использовать результаты сегодняшних исканий. И многие ее ученики и последователи, работающие в Ленинградском хореографическом училище, неустанно совершенствуют ее методы, творчески подходя к педагогическому наследию. Так, книга Вагановой «Основы классического танца» послужила толчком для создания ряда новых учебников. В 1938 году вышел в свет учебник педагогов А. Ширяева, А. Бочарова, А. Лопухова «Основы народно-характерного танца», в 1941 году ¾ учебник «Бальный танец» педагога историко-бытового танца Н.П. Ивановского,  в  1952  году  ¾  книга  Л. Ярмолович «Элементы классического танца и их связь с музыкой», в 1958 году ¾ «Методика слитных движений» В. Костровицкой и «Методическое пособие для первых классов» Л. Ярмолович. В 1964 году издано учебно-методическое пособие для первых трёх классов «Азбука классического танца» Н. Базаровой и В. Мей.

Обобщение опыта преподавания классического танца взяли на себя и авторы учебника «Основы классического танца».

А.А. Писарев ¾ заслуженный деятель искусств, ученик  известного  преподавателя  классического  танца  В.И. Пономарева, был выдающимся методистом и педагогом училища и долгое время вёл мужской класс в балетной труппе Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

В.С. Костровицкая ¾ заслуженный деятель искусств, старший преподаватель классического танца и методист педагогического   отделения  училища,  в  прошлом  ассистент  профессора  А.Я. Вагановой.

Учебник «Школа классического танца» ¾ фундаментальный труд, составленный по учебной программе мужского и женского классического танца. Точность теоретических позиций, чёткость изложения, продуманность примеров и упражнений делает книгу серьёзным и нужным пособием, расширяющим рамки имевшегося до сих пор методического материала.

Классический танец в хореографических училищах является основной профилирующей дисциплиной, поэтому педагоги-хореографы должны проявить большой интерес к предлагаемому учебнику.

Поиски усовершенствованных педагогических приёмов, неоднократный пересмотр и расширение программ по классическому танцу дали положительные результаты. Учащиеся шестых и даже пятых классов смогли заменять артистов балета в спектаклях «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», исполнять сложнейшие танцы лебедей, вилис, теней. Вот почему педагоги и методисты Ленинградского хореографического училища проявляют большой интерес к теоретическим проблемам и считают главнейшей обязанностью не только воспитывать и обучать молодежь, передавая ей свой опыт, но развивать и углублять методику преподавания, способствуя этим дальнейшему развитию советского балетного искусства.

Учебник имеет двенадцать разделов: 1. Общие понятия. Значение экзерсиса у палки и на середине зала. Значение adagio и allegro. 2. Все виды battements. 3. Ronds de jambe. 4. Port de bras. 5. Temps lie. 6. Различные позы классического танца. 7. Связующие и вспомогательные движения. 8. Прыжки. 9. Заноски. 10. Вращение на полу и в воздухе. 11. Повороты в adagio. 12. Танец на пальцах.

Первая часть учебника (разделы I–VII) написана А.А. Писареву, преподавателю хореографического училища.

Вторая часть учебника (разделы VIII–XII) написана В.С. Костровицкой.

Учебник по своему построению близок к книге А.Я. Вагановой «Основы классического танца», определившей форму русского классического танца: движения сгруппированы по основным видам, описана техника исполнения и т.д. Но, в отличие от книги А.Я. Вагановой, где движения описываются в законченном виде, и от учебника Н.П. Базаровой и В.П. Мей «Азбука классического танца», охватывающего программу первых трех лет обучения, данный учебник дает обзор каждого движения в его эволюции, от простейшей до законченной сложной формы, различные варианты движений.

Учебник включает методику классического танца всего курса обучения в хореографическом училище, как для женских, так и для мужских классов, так как развитие методики классического танца привело систему преподавания в женских и мужских классах к взаимному обогащению и даже почти к полной общности. Так, ряд мужских приемов для исполнения прыжков (например, короткая трамплинная отдача от пола) заимствуется сейчас педагогами женских классов; в мужские же классы перешли из женских ряд движений и последовательность экзерсиса у палки и на середине зала (как наиболее логичные и полезные для мышц), построение комбинаций adagio и координация движений.

Все движения в учебнике разложены на музыкальные доли и имеют подробное методическое объяснение. Начиная с allegro в конце описания каждого движения дается пример комбинации на данное pas [2].

Начинается книга с описания экзерсиса, поскольку обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie (приседание); постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий артист балета приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.

По   своему   стилю   и   содержанию  учебник  В.С. Костровицкой  и  А.А. Писарева «Школа классического танца» близок книге В.Э. Морица, Н.И. Тарасова, А.И. Чекрыгина «Методика  классического  тренажа»  и также является практическим руководством по обучению и самообучению классическому танцу. 

 

Вывод

По своему стилю и содержанию учебники В.Э. Морица, Н.И. Тарасова, А.И. Чекрыгина «Методика  классического  тренажа» и  В.С. Костровицкой,  А.А. Писарева «Школа классического танца» являются методическим, практическим руководством по обучению и самообучению классическому танцу. 

 

Литература

1.   Базарова, Н.П. Классический танец. Методика 4-го и 5-го года обучения / Н.П. Базарова. ¾ Л.: Искусство, 1984. ¾ 199 с.

2.   Костровицкая, В.С. Школа классического танца / В.С. Костровицкая, А.А. Писарев. ¾ М.: Искусство, 1976. ¾ 266 с.

3.   Мориц, В.Э. Методика  классического  тренажа / В.Э. Мориц, Н.И. Тарасов, А.И. Чекрыгин. ¾ М.: Лань, Планета музыки, 2009. ¾ 384 с.

                                                                                                       

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Леонтьева Ирина Анализ методик классического танца, представленных в учебниках «Методика классического тренажа» и «Школа классического танца»

Леонтьева Ирина Анализ методик классического танца, представленных в учебниках «Методика классического тренажа» и «Школа классического танца»

Методика преподавания хореографических дисциплин реализует основную цель ¾ через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность, а основополагающим в таком обучении выступает воспитание и обучение средствами…

Методика преподавания хореографических дисциплин реализует основную цель ¾ через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность, а основополагающим в таком обучении выступает воспитание и обучение средствами…

Ноги, корпус, руки, голова являются теми элементами, работа над которыми протекает на уроках классического тренажа постоянно; каждый элемент выполняет свою функцию в танцевальных движениях

Ноги, корпус, руки, голова являются теми элементами, работа над которыми протекает на уроках классического тренажа постоянно; каждый элемент выполняет свою функцию в танцевальных движениях

Другим прекрасным учебник по обучению классическому танцу является «Школа классического танца»

Другим прекрасным учебник по обучению классическому танцу является «Школа классического танца»

Обобщение опыта преподавания классического танца взяли на себя и авторы учебника «Основы классического танца»

Обобщение опыта преподавания классического танца взяли на себя и авторы учебника «Основы классического танца»

Ronds de jambe. 4. Port de bras

Ronds de jambe. 4. Port de bras

Начинается книга с описания экзерсиса, поскольку обучение классическому танцу начинается с экзерсиса

Начинается книга с описания экзерсиса, поскольку обучение классическому танцу начинается с экзерсиса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2020