Анализ наблюдений за культурой общения детей
с взрослыми и сверстниками
Возрастная группа |
Старшая (разновозрастная) |
Критерии |
Оценочно-аналитические суждения |
Общение с взрослыми |
|
Как обращаются к взрослому: называют ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; могут ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагируют на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляют ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях? |
Обращаются к воспитателю и младшему воспитателю по имени отчеству. Если требуется помощь или совет, употребляют вежливые слова, пожалуйста, спасибо и т.д. Не все дети на отказ взрослого выполнить требуемое реагируют сдержанно, но быстро успокаиваются и признают свою неправоту (старший возраст). В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко. Если требуется помощь, употребляют вежливые слова, пожалуйста, спасибо и т.д. |
Умеют ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди? |
Разговаривают спокойно, с уважением, но не всегда могут дождаться своей очереди, если хотят выразить свои эмоции. |
Насколько внимательны к взрослому. Как реагируют на просьбу взрослого, как выполняют его поручения. Проявляют ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому. Как и в каких ситуациях? |
Заботливо относятся к взрослым, их труду, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Часто делают комплименты педагогам (прическа, украшения, платье и т.д.) Охотно соглашаются помочь младшему воспитателю в дежурстве, в помощи младшим детям, в уголке природы и др. |
Общение со сверстниками |
|
Насколько приветливы друг с другом: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называют ли сверстников по имени. Употребляют ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях. |
Каждое утро при входе в группу, здороваются и прощаются по уходу домой. Всегда называют друг друга по имени. В разных ситуациях: играть, рисовать, помочь застегнуть и т.д., просят помощи друг у друга, чаще - вежливо. |
Внимательны к сверстникам: замечают настроение, стараются помочь друзьям; умеют не отвлекать друг друга во время выполнения деятельности, не мешают; считаются с мнением друзей или действуют только в собственных интересах. |
Есть дети, которые могут обратиться к воспитателю, если видят, что друг без настроения или болен. Часто стараются уступать друг другу в играх, если в сюжетно – ролевой игре, например, кто-то из детей недоволен ролью. Если кто-то из детей играет в настольно – печатную игру, могут подойти и вежливо попросить поиграть вместе. |
Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом дети их разрешают. Как себя ведут в конфликтных ситуациях (уступают, кричат, дерутся, обзываются и т.д.) |
Конфликтные ситуации случаются редко. В зависимости от ситуации: могут уступить, обидеться друг на друга, отобрать игрушки или попросить педагога помочь в ее разрешении. |
Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные. |
В основном взаимоотношения со сверстниками ровные и доброжелательные, но есть дети, которые могут избирательно относиться к сверстникам (с тобой буду играть, а с тобой не буду и др.). |
Выводы: Уровень сформированности культуры общения детей с взрослыми и сверстниками в данной группе варьируется от среднего - к высокому. Поскольку данная группа является разновозрастной, то и уровень общения сформирован в зависимости от возраста детей и их семейного воспитания. В целом, в данной группе все дети вежливые, воспитанные и внимательные, особенно по отношению к взрослым. Среди сверстников бывают конфликты, но, как правило, они не продолжительные и дети по большей части стараются сами их разрешать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.