Анализ публичного выступления с точки зрения риторики
Оценка 4.9

Анализ публичного выступления с точки зрения риторики

Оценка 4.9
docx
01.03.2023
Анализ публичного выступления с точки зрения риторики
Анализ проповеди на Рождество Христово.docx

Анализ проповеди на Рождество Христово

Данная речь принадлежит митрополиту Сурожскому, Антонию. Это церковная проповедь, которая была произнесена им 7 января 1970 года. Текст создавался заранее, обдумывалось каждое слово. Проповедь призывает людей быть более терпимыми и ласковыми по отношению друг к другу, возлюбить ближнего, как самого себя. Также она помогает понять, почему Господь пришел в этот мир именно в облике человеческом: Сын Божий явился во плоти, потому что подобное приближает подобное; если бы Христос явился в Своем Божественном величии, люди не пошли бы за ним, они бы не смогли увидеть тот Свет, который свойственен только человеческому сердцу, но излучает его Божественная сущность. Для того, чтобы лучше это понять , нужно вспомнить притчу, которую обычно читают на Рождество детям, когда они задают вопрос: ,,Почему Господь явился человеком?’’. Далее приведу притчу для более полного раскрытия смысла своих слов.

Притча ,, Человек и птицы’’

Однажды был человек, который смотрел на Рождество как на какую-то глупость. Он не был скрягой. Он был очень добрым и порядочным, щедрым к своей семье, честный в своих отношениях с другими людьми. Но он не верил во все то, о чем говорилось в церквях на Рождество. И он был слишком честен, чтобы притворяться, что он верит. 
"Я не хочу тебя огорчать, - сказал он своей жене, которая исправно ходила в церковь, - но я просто не могу понять заявление, что Бог стал человеком. Для меня это полная бессмыслица". 
На рождественский вечер его жена с детьми пошла на ночное служение в церковь. Он отказался пойти с ними. "Я буду чувствовать себя лицемером, - объяснил он - я лучше останусь дома. Я буду вас ждать". 
Вскоре после того, как уехала семья, начал идти снег. Он подошел к окну и увидел, что снежинки становятся все больше и больше. "Ну, что ж, если у нас будет Рождество, - подумал он, - то пусть оно будет белым". 
Он вернулся обратно к своему креслу у камина и начал читать газету. Через несколько минут он вздрогнул от глухого стука. Потом послышался еще один удар. Потом еще. Он подумал, что кто-то бросает снежки в окно. 
Когда он открыл дверь, чтобы узнать, что это за звуки, он увидел стайку съежившихся птиц. Должно быть, они были настигнуты непогодой, и в поисках укрытия пытались влететь в окно. 
"Я не могу позволить бедным птицам замерзнуть, - подумал он - Но как я могу помочь им?" Он вспомнил о сарае, где стоял пони. Там птицам было бы, где укрыться. Он быстро надел пальто и ботинки и потопал по глубокому снегу к сараю. Он широко открыл дверь и включил свет. Но птицы туда не полетели. 
"Их нужно заманить" - подумал он. Он быстро побежал домой за хлебом, раскрошил его и посыпал на снег по направлению к сараю. К его огорчению, птицы проигнорировали хлеб и продолжали биться в глубоком снегу. Он попытался загнать их в сарай ходя вокруг них и взмахивая руками. Птицы бросились в разные стороны, но не в теплый, светлый сарай. 
"Наверное, я кажусь им странным и пугающим созданием, - сказал он сам себе - как же мне дать им понять, что они могут доверять мне?" "Если бы я сам мог стать птицей на несколько минут, я бы наверное привел их в безопасное место". И в этот момент начали звонить церковные колокола. 
Он замер на месте, прислушиваясь к звону, возвещающему добрую весть Рождества. Потом он упал на колени прямо в снег. "Теперь я понимаю, - прошептал он, - теперь я знаю, почему Ты это сделал".

Еще здесь присутствует мысль о том, что нельзя забывать, что человек создан по образу и подобию Бога, именно поэтому бренное тело смогло вместить в себя Сына Всевышнего. Речь создавалась на Святой праздник Рождества Христова, чтобы показать, как велика сила любви, как она могущественна, ведь ,, только  ею, только любовью держится и движется мир’’(И. С. Тургенев). Благодаря любви Бога к людям мы живем в прекрасном мире, который Господь сотворил для нас. Предвечный послал Своего Сына на землю, чтобы Он искупил людские грехи, дал возможность нам исправиться, стать лучше, найти путь к Отцу Нашему. Разве это не высшее проявление любви, которое только можно себе представить? Наверное, это Самая Великая Любовь, которая когда-либо существовала, к которой должна тянуться человеческая душа, Свет Которой должен зажечься внутри каждого, вспыхнуть ярким пламенем, но гореть мягкой лампадкой, даря нежное излучение всем вокруг и являясь словно путеводной звездой для тех, кто заблудился в лабиринте бытия и быта.

Эта проповедь принадлежит к богословско-церковному роду  и к духовному виду красноречия.

Тема текста-объяснение причины того, почему Сын Пречистой Богоматери явился на землю в человеческом облике, плоти бренной и слабой. Цель данной проповеди- пробудить в прихожанах сочувствие и любовь к ближнему, помочь им победить в себе грехи и пороки, стать животворящим цветком благодати в пустыне мироздания, который будет источать свой аромат на все и всех вокруг , проникать в сокровенные уголки души, где казалось бы все спит и  наполнять молодые, еще не раскрывшиеся бутоны, добродетелью, Светом и радостью .

Центральный тезис речи-любовь к ближнему, как к самому себе. Митрополит Антоний сформулировал мысль, которую нужно доказать так, что он смог раскрыть ее в рамках речи полностью; ее формулировка может быть схвачена сразу и без особых усилий; Она приемлема для аудитории, в данном случае –прихожан церкви; она содержит в себе некую конфликтность, которую автор пытается разрешить на протяжении всей своей речи.

Проповедь содержит в себк аргументы-страсти и собственно аргументы  по классификации Аристотеля.

Аргументы-страсти-,, Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие.”, ,, Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубока, бездонно глубока тварь Господня.’’, ,, И Бог призывает нас… : относиться к каждому человеку с такой справедливостью, не судящей и осуждающей, а видящей в каждом человеке всю красоту, которой Бог наделил его и которую мы называем образом Божиим в человеке, преклоняться перед этой красотой, помогать этой красоте воссиять во всей ее славе, рассеивая все злое и темное и, признавая ее в каждом, дать путь этой красоте стать реальностью и победить, восторжествовать.’’, ,, Он открыл нам также такую любовь, какой прежний мир не знал, а современный мир, так же как и древний мир, так боится: любовь, которая согласна быть уязвимой, беспомощной, изливающейся, истощающей себя, щедрой, жертвенной; любовь, которая дает без меры; любовь, которая дает не только то, что имеет, но самое себя.’’

Собственно аргументы-,, Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей; и Он не постыдился нас, “стал как мы все”, не только по материальной, земной, физической обездоленности, не только по душевной оставленности любовью людской, но потому, что Он сроднился – через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, – Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать. Он пришел для того, чтобы ни один человек, который потерял к себе самому уважение, не мог подумать, что Бог потерял уважение к нему, что больше Бог в нем не видит кого-то достойного Своей любви. Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас.’’

Как мы видим, в этой речи преобладают аргументы-страсти, что понятно, ведь митрополиту нужно пробудить в душах людей маленького ангела, который будет вести их по правильному и истинному пути, пути к Богу. Он воздействует на чувства прихожан, их эмоции, пытается возродить из лучшие качества, видит в каждом из них луч Света, а вместе они зажигаются благоговейной любовью к Богу, составляют православное единство, то , к которому мы должны стремиться, тянуться всей душой. Собственно аргументом здесь является то, что Господь пришел в этот мир во плоти людской, смертной. Он сделал это, чтобы показать тот, путь, который ведет к Спасению, к Вечной Жизни в Царствии Небесном. Люди сомневались в Божественном происхождении Христа, но не сомневались в том, что Он является Человеком(Богочеловеком).Он стал Человеком, чтобы показать нам единственно верную дорогу к Господу. Явись Он в Божественном Величии, люди не пошли бы за Ним, ведь таким образом Он бы принижал человека, а Своим Появлением Он возвысил человеческую сущность, показал что бренная плоть способна вместить в себя Божественную сущность.

По общепринятой классификации здесь есть естественные аргументы и искусственные .

Естественные аргументы опираются на чувства, переживания свои или кого-либо другого(в данном случае примером служит Всевышний и Его страдания за род людской). Примеры естественных аргументов(они совпадают с аргументами-страстями по Аристотелю): -,, Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие.”, ,, Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубока, бездонно глубока тварь Господня.’’,… ,, Он открыл нам также такую любовь, какой прежний мир не знал, а современный мир, так же как и древний мир, так боится: любовь, которая согласна быть уязвимой, беспомощной, изливающейся, истощающей себя, щедрой, жертвенной; любовь, которая дает без меры; любовь, которая дает не только то, что имеет, но самое себя.’’

Также есть искусственные аргументы(они связаны с необходимостью рассуждать): ,, И они пошли – и в эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества.’’(чувственный аргумент); ,, Но во Христе не только явился нам Бог с Его любовью, верой в нас, как страж нашего достоинства, как блюститель нашей правды – Он явил нам величие человека.’’(этический аргумент). Данные аргументы нужны для того , чтобы проследить логическую связь человеческого воплощения Бога в этом бренном мире, показать зависимость внутренней борьбы людей над своими страстями и яркости того Света, что есть в каждом, но тот, кто борется, словно фонарик надежды для тех , кому не хватает силы победить в себе пороки; эти люди словно зажигаются изнутри его огнем и поддерживают это Святое горение в себе; а те, кто находятся на распутье-видят слабый огонек и идут на него, вырываясь из тьмы порока.

Соотношение эмоциональных и рациональных компонентов в речи неравнозначно. Эмоциональные компоненты в ней преобладают, так как сама проповедь не предполагает наличие большого количества доказательств, опирающихся на логику слушателей, она призвана всколыхнуть бездонные озера душ прихожан, вызвать эмоции и чувства, рождающие нечто новое и прекрасное-любовь к ближнему в Светлый праздник Рождества Христова.

Композиция этого выступления стройная и четкая, она предполагает как бы выдвижение микротемы внутри главного тезиса и дальнейшее доказывание этой маленькой частички глобальной мысли. Здесь чередуются более сложные и менее сложные части, что помогает выделять основные мысли оратора, подчеркивает его выводы.

 Вступление проповеди –естественное, так как оно тесно связано с содержанием самой речи, в нем заявлена тема выступления. Само вступление разделено на зачин речи, который представлен первым абзацем, с его помощью митрополит Антоний устанавливает контакт с прихожанами(контактоустанавливающая функция), и само вступление, оно представлено вторым абзацем, при его помощи у мирян пробуждается  интерес к предстоящей теме разговора, слушателя готовятся к восприятию главной части проповеди.

Автор употребляет эмоциональное начало своей проповеди, ведь сам жанр слова предполагает экспрессивность .

Далее следует основная часть речи. Как я уже сказала, она построена по принципу-микротезис-доказательство. Все части между собой логично связаны, одна мысль плавно перетекает в другую, дополняя ее, то есть в каждой предыдущей фразе есть зачатки последующей, что соответствует основному закону риторики. Митрополит Антоний шаг за шагом, слово за словом разъясняет прихожанам выдвинутые положения, доказывает основную мысль своей речи, подводит людей к необходимым выводам.

В данной проповеди используется концентрический метод изложения материала-все выступление построено вокруг Господа, Его Божественной Сущности, заключенной в тело людское.

Схема выдвижения этого текста-сцепление(после доказательства микротезиса следует небольшой вывод, который является закономерной частью следующего итога, подводимого после).

Автор использует разные виды топосов.

Топос-общие места. Связан с Божественной Сущностью Создателя и Его Человеческой плотью. Повторяются в нескольких местах речи: ,, В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности.’’, ,, Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей; и Он не постыдился нас, “стал как мы все”, не только по материальной, земной, физической обездоленности, не только по душевной оставленности любовью людской, но потому, что Он сроднился – через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, – Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. ‘’, ,, Всмотримся в этот образ Воплощения: Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубока, бездонно глубока тварь Господня.’’

Топос-целое и части. Представлен как соотношение частей, составляющих Божественную Сущность Господа-любви, смирения, сострадания, то есть идет некое доказывание целесообразности прихода на землю Бога в человеческом обличье-человек идет за тем, кто похож на него, стремится к тому, что знакомо, мы не должны стыдиться себя и Своего Господа, люди прозреют, когда в их сердцах поселится любовь к ближнему, когда мы увидим в человек Образ Предвечного Сына, Спаситель верит в каждого из нас, так давайте же жить по Его заповедям, которые приведут нас в Царствие Небесное, к Великому Спасению наших душ.

Топос-отношения.

-предшествующее и следующее-мы видим связь тех людей, которые не приняли Богоматерь в свои дома и тех, кто и сегодня никого не примет в свое жилище , не поможет ближнему, а происходит это , потому что людям страшно приобщиться к чьей-то судьбе, стать ее частью, взять на себя ответственность. Их сердца закрыты и холодны и только пламень любви способен согреть их, помочь им очнуться как бы ото сна.

-причина и следствие-здесь взаимосвязь того, почему Господь избрал смертную оболочку для Своей Сущности. Сделал Он это, чтобы люди приняли Его, и Он смог бы привести их в безопасное место.

Топос-сравнение.

-модель сходства-проведена параллель сердечной закрытости между теми временами и сегодняшним днем.

Обстоятельственные топосы.

-модель место-говорится о том, что Богородицу никто не принял под свой кров, и Младенец-Господь появился на свет в пещере, которая использовалась как хлев.

-модель время-подчеркивается, что Бог родился много лет назад, но люди и сейчас совершают страшные деяния, с трудом находят Путь Спасения души, им сложно победить в себе пороки, что еще раз указывает на наследование испорченной грехом природы от прародителей-Адама и Евы.

Заключение проповеди суммирует все сказанное, усиливает впечатление, произведенное выступлением, повышает интерес к предмету речи, призывает слушателей к непосредственным действиям, заставляет задуматься о многом в своей жизни.

Здесь заключение-обобщение, которое выражается в выводе-,, Да даст нам Господь смелость и любовь, великодушие быть Его провозвестниками и свидетелями, и да будет благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.’’. Подводит итог всему, что было сказано выше, суммирует все сказанное и выводит определенный урок, который все должны усвоить, принять для себя.

Также присутствуют элементы заключения-побуждения-,, мы теперь должны стать откровением этой новизны, славой и сиянием Божиими во тьме или сумерках этого мира.’’, которое помогает прихожанам раскрыть душу Божественному Свету, Небесной Благодати.

Стиль речи-публицистический, так как предназначен для массового слушателя, воздействует на чувства людей, отличается логичность, стройность, эмоциональностью, характерны отвлеченные слова с общественным значением.

Энергетика речи очень светлая и чистая, она будто заряжает изнутри Божественным огнем, который поможет нам в самые тяжелые минуты жизни преодолеть все препятствия, неприятности и проблемы. Проповедь богата словесными средствами, что подчеркивает образованность оратора, который легко находит синонимы, антонимы, проводит аналогии и параллели. Очень точная и чистая речь: нет каких бы то ни было лишних слов или фрагментов, все на своем месте, все в равновесии и единстве, отсутствуют примеры слов-вставок, слов-паразитов и другие образцы ненормативной лексики.

Одной из ярких риторических фигур данной речи является сравнение- ,,Языческие народы могли себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего все великое, величественное, дивное, о чем человек может мечтать на земле.”.Конечно, Бога представить обычным человеком очень трудно и, наверное, практически невозможно, но неисповедимы пути Господа Нашего, Велик Он и Мудр, поэтому и послал Сына Своего в этот мир в плоти человеческой.

Также здесь есть и антитеза-,, Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие.’’, где противопоставляется Божественное Величие Христа и Его Человеческий Облик.

Присутствует и градация-,, Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества.’’, которая усиливает степень отчуждения Христа от людей в момент Его Рождения.

Вопросы к слушателям, ответы на которые каждый находит для себя сам, но и сам митрополит дает на них ответы, что помочь людям обрести нравственный ориентир-,, Если Бог мог сущностно стать Человеком, неужели мы не понимаем, как велик человек? Неужели не понимаем: человек так велик, что Бог может стать Человеком и человек остается собой? И что так велика тварь, которую Бог призвал к бытию, что человек может вместить в себя Бога? И что вещество, наша плоть, наша кровь, кость наша, всё вещество наше способно быть Богоносным, соединиться с Божеством и остаться собой? И явиться нам в славе, величии, которого мы не видим, но которое видит Бог, ради которого Он нас сотворил и все сотворил?’’.

Восклицательное предложение-,, Какая слава, какая радость и надежда!’’, как бы еще больше  эмоционально приподнимает общий тон проповеди, заставляет улыбнуться, слезы благоговения наворачиваются на глаза.

Соблюдены основные законы современной общей риторики. Закон гармонизирующего общения-оратор пробуждает интерес слушателей к предмету своей речи , вызывает эмоциональное сопереживание , устанавливает двусторонние отношения с прихожанами. Принцип конкретности-в проповеди есть примеры, изобразительно-выразительные средства, слова экспрессивной оценки, употреблены конкретные слова, использованы повторы, присутствует разнообразие интонации. Закон продвижения и ориентации адресата-автор ведет своих слушателей по определенному маршруту, который тот понимает, осознает, что будет конечной точкой, к которой он подступит с помощью митрополита. Закон эмоциональности-есть средства выразительности, оценочные слова. Закон удовольствия-эта речь не может не доставлять удовольствия, ведь она правильно построена, логична и интересна прихожанам.

Антоний Сурожский уверен, что его речь будет интересна прихожанам, ведь в ней он поднимает очень важные проблемы современности, те которые будут актуальны всегда, если только человек не решит их один раз и навсегда для себя самого, как это пытается сделать автор.

К огромному сожалению, данная речь не была записана на какие-либо носители, поэтому сложно говорить о взаимодействии оратора со слушателями, но точно можно отметить изменение интонации голоса, его темпа, наличие зрительного контакта с приходом.

Проповедь восхитительна сама по себе, по своей композиции, силе воздействия и некой благодати, которую ощущает каждый, кто ее слышал или читал. Слабых мест в тексте нет. Все выстроено очень грамотно и со знанием дела, с учетом потребностей публики и их особенностей. Наиболее удачными моментами являются те, когда митрополит Антоний проводит параллель с сегодняшним днем, отвечает на те вопросы, которые, казалось бы, останутся нерешенными, делает некие выводы, призывает прихожан к действию, которое изменит их души, а значит, залечит раны и другие недуги, связанные с недобродетельной жизнью.

 

 




 

Анализ проповеди на Рождество

Анализ проповеди на Рождество

Тема текста-объяснение причины того, почему

Тема текста-объяснение причины того, почему

Но только Бог мог открыться человеку, каким

Но только Бог мог открыться человеку, каким

Всмотримся в этот образ Воплощения:

Всмотримся в этот образ Воплощения:

Также здесь есть и антитеза-,,

Также здесь есть и антитеза-,,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2023