Анализ
работы групп для индивидуальных и групповых занятий
(Организация групп допонимания при ликвидации пробелов)
Введение. Словосочетание «группа допонимания» может показаться чем-то новым и непонятным. Однако если вдуматься в смысл этого словосочетания, то сразу ясно, каково реальное назначение этих групп. Тот, кто в своей жизни хотя бы раз сталкивался с технологией КСО, поймет, о чем идет речь. Итак, назначение группы допонимания – создать ситуацию для учащегося, в которой он будет выступать не только и не столько в роли ученика, сколько в роли учителя.
Организация групп допонимания основывается на нескольких принципах:
Группы допонимания в нашей школе используются при подготовке учащихся к независимой экспертизе (экзамены), для ликвидации пробелов учащихся, а также в урочной деятельности.
Группы допонимания при подготовке учащихся к экзамену и для ликвидации пробелов являются разновозрастными. Под разновозрастным сотрудничеством мы понимаем специально организованное парное и групповое взаимодействие между учащимися разного хронологического возраста, основанное на конструктивном общении.
Необходимым принципом проведения занятия является принцип «обучение, погруженное в общение». Такая организация предусматривает снятие коммуникативного лидерства учителя и передачу его ученикам, обеспечивает создание условий для максимально возможного во временном плане общения, так как каждый ученик, взаимодействуя с «собственным учителем», имеет больше возможности высказаться, задать вопросы, выяснить непонятное у своего товарища. Психологический комфорт обеспечивается за счет того, что ребенок может говорить, не стесняясь, не боясь ошибиться, ведь с ним работает такой же, как он сам, ученик.
Королева И.А. – учитель русского языка. Для того чтобы организовать группу разновозрастного сотрудничества (допонимания), необходимо знать, насколько удовлетворительно сформированы компетенции у учащихся при обучении, и выявить те составляющие, которые требуют специальной работы (задания, связанные с ГИА и ЕГЭ). Эту работу провожу с сентября. Сначала в группу включили учащихся двух параллельных 9 классов. Затем в неё вошли и учащиеся 8 класса, позднее подключили и учащихся 11 кл. В группе 12- 15 человек.
Основная работа проходит в парах сменного состава. Класс делится на малые группы (по рядам).
Каждый член малой группы получает свои карточки с заданиями для отработки темы. У каждой малой группы свои карточки. (Например: у первой группы карточки с нумерацией 1-50, у второй 51-100 и т.д.), а также ответы двух других групп. Каждый ученик берёт карточку и самостоятельно выполняет задание, указанное в карточке. Затем объясняет свои действия по выполнению напарнику, выслушивает в свою очередь напарника, затем сверяют правильность выполнения обоих заданий с ответом. Освободившиеся школьники образуют новые пары для дальнейшей работы.
При подготовке занятия я составляю технологическую карту занятия - описываю процесс в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Прописываю этапы занятия, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД. Моя деятельность по разработке технологической карты складывается из ряда действий:
– уточняю учебные возможности группы;
– выделяю ведущие знания и умения по учебной теме и провожу структурирование учебного материала;
– произвожу, по возможности, уплотнение учебного (теоретического) материала, чтобы освободить обучаемых от необходимости держать в памяти материал, не влияющий на уровень и качество знаний Разрабатываю схему – ориентир;
– формулирую диагностические цели урока, которые определяют уровень усвоения содержания;
При выборе темы для коррекции знаний в парах сменного состава и при составлении карточек я учитываю учебные возможности группы и подбираю задания, равноценные по трудоемкости;
Занятие начинаю с организационного этапа, на котором даю пошаговую инструкцию занятия (план занятия). На этом этапе учащиеся прогнозируют свою деятельность на занятии.
· Выполняют диагностическую работу, вносят результат в таблицу
• Припоминают теоретический материал
• Знакомятся со схемой - ориентиром по теме занятия.
• Выполняют задания (карточки) индивидуально и проговаривают способ действия в парах сменного состава.
• Выполняют повторно диагностическую работу, вносят результат в таблицу.
• Выполняют творческую работу
• Проводят рефлексию (сопоставляют свои результаты с эталоном)
Постановка цели и задач. После инструктажа озвучиваю тему занятия и перед учащимися ставлю цель занятия. Затем предлагаю ученикам поставить свою цель. На этом этапе формируются коммуникативные умения (умение слушать и вступать в диалог), а также умение целеполагания и планирования.
Диагностика. Когда тема озвучена, цели поставлены, предлагаю карточку с диагностической работой в формате ГИА и ЕГЭ (выбор уже имеющего ответа, нахождение ответа). Учащиеся выполняют работу, ответы вносят в таблицу. Учащиеся структурируют знания. Учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Пример диагностической работы по теме «Чередующаяся гласная»
|
Актуализация знаний. Так как учащимися уже изучена тема, то я задаю им вопросы на припоминание учебного материала. Учащиеся припоминают теорию (фронтально) и сопоставляют с ориентировочной схемой. Дальше приступают к выполнению заданий.
Пример схемы – ориентира по теме «Грамматическая основа»
|
Решение учебной задачи. Учащиеся отрабатывают способ действия, используя карточки с заданиями. Образуют пары сменного состава. Проговаривают друг другу, проверяют правильность выполнения задания. Заполняют лист контроля и сдают на проверку учителю по окончании занятия. Я направляю работу учащихся, консультирую при спорных моментах, слушаю, как они проговаривают способ действия, задают вопросы на понимание. На этом этапе учащиеся организуют свою деятельность для решения поставленной задачи и контролируют полученный результат. Оценивают промежуточный результат.
Лист контроля ФИО уч-ся |
|||||||||
№ задания |
3 |
8 |
23 |
35 |
24 |
|
|
|
|
Плюс/ минус |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
|
|
|
|
Рефлексия коррекции знаний. После практической работы ученики проводят рефлексию знаний, повторно выполняя диагностическую работу. На этом этапе они выступают экспертами ранее данных ответов. Я направляю работу учащихся, осуществляю контроль выполнения работы, помогаю вносить в таблицу верные ответы.
Творческая работа. Пока одни ученики вносят ответы, другие, которые уже внесли ответы, выполняют творческую работу (сочинение – рассуждение на лингвистическую тему, используя отрабатываемый материал в роли аргументов).
Рефлексия. Учащийся обобщает полученный результат. Отмечает, в какой мере достигнуты цели, поставленные мною, и свои.
№ задания (правильный ответ) |
1 (2) |
2 (4) |
3 (3) |
|||
1.Иванова М |
1 |
1 |
2 |
4 |
3 |
3 |
2.Сидоров П |
2 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3.Петрова Т |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Анализ результатов работы группы показал, что использование элементов разновозрастного сотрудничества обеспечивает положительную динамику развития ключевых (учебно-познавательных, коммуникативных, информационных) и предметных (языковых, коммуникативных) компетенций учащихся
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.