Анализ работы педагога-психолога за учебный год

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ работы педагога- психолога 2011.doc

 

Анализ работы педагога-психолога

отделения слабослышащих детей за 2010-2011 учебный год

 

На современном этапе развития общества, всё педагогическое сообщество страны разделяет необходимость построения Новой школы. Одна из задач, направленных на её достижение, сформирована в Послании Президента страны Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (12 ноября 2009 г.) – «обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося». На основе данной задачи была построена тема самообразования: «Психологическое здоровье как ключевое понятие психологической службы, определяющее работу педагога-психолога с детьми и родителями», а также намечены дальнейшие перспективы:

Ÿ продолжать изучать уровень психического здоровья детей с нарушениями слуха под руководством и в сотрудничестве с врачом-педиатром Карауш И.С.;

Ÿ проводить раннюю профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся;

Ÿ поддерживать сотрудничество с высшими учебными заведениями ТГУ, ТГПУ;

Ÿ создавать условия для полноценного личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе;

Ÿ организовывать беседы с родителями по созданию условий для речевого общения в домашней обстановке, по приобщению детей к взрослому «слышащему и говорящему миру».

В течение учебного года, план, по которому проводилась психолого-педагогическая деятельность в слабослышащем отделении, являлся органичной частью основной образовательной программы ТОГКОУ школы-интерната №15.

Цель запланированных мероприятий по психолого-педагогической деятельности – реализация в психологической практике системы условий и технологий. Вышеозначенные условия и технологии предусматривают своевременную профилактику, диагностику и коррекцию, поэтому в своей психолого-педагогической деятельности по мере необходимости оказывала детям посильную помощь посредством принципа триединства: методологии, диагностики, коррекции. Творчески подходила к проведению индивидуальных консультаций с родителями, педагогами, бесед с обучающимися; создавала атмосферу психологического комфорта, что способствовало развитию положительной мотивации у учащихся.

Достижение поставленной цели стало возможным посредством решения ряда взаимосвязанных задач:

1.                      Своевременное выявление и установление характера имеющихся в индивидуальном развитии каждого ребёнка, поступившего в первый класс предпосылок риска адаптационных нарушений, уровня готовности включения в школьную жизнь, освоению социальной роли ученика.

(Стоит отметить низкую посещаемость учеников первого класса на начало учебного года – адаптационный период; поэтому, весьма важное направление в работе, как психолого-педагогическое обследование детей, растянулось на продолжительное время).

Таблица 1.

Фамилия, имя. Дата рождения

Особенности готовности, адаптационные аспекты к началу школьного обучения

Гатин Даниил

27.06.2003

Собственные цели учения не осознаёт, развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню. Свойственна тревожность, высокая утомляемость, отвлекаемость

Соин Андрей

19.04.2003

Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, цели учения не осознаёт

Соршнев Даниил

05.06.2003

Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении и понимании ситуации, навязчив, агрессивен. Кругозор ограничен; знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны. Свойственна неусидчивость, расторможенность, двигательное беспокойство

Березовская Екатерина

04.03.2003

Общий уровень психологической и социальной готовности к школе низкий (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню). Свойственна отвлекаемость, невнимательность, утомляемость

Куликова Ирина

09.12.2002

Собственные цели учения не осознаются, привлекательной в школе для ребёнка является только внешняя сторона учения (возможность ходить со сверстниками в школу, иметь школьные принадлежности). Свойственна чрезмерная отвлекаемость, высокая медлительность, расторможенность

Сухушина Дарья

02.04.2003

Уровень активности и самостоятельности ниже среднего; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; деятельность хаотична, непродуманна; отдельные условия решаемой задачи в процессе работы «теряются»; организующая помощь малоэффективна. Свойственна чрезмерная невнимательность, двигательное беспокойство, навязчивость, раздражительность, неусидчивость, высокая отвлекаемость

 

(Из наблюдений, бесед с родителями,  педагогами, классным руководителем – Григорьевой О.В. был выявлен такой факт, что положение некоторых детей в семье нельзя считать благополучным; требования к ним взрослых противоречивы. Отношения в зависимости от ситуации или излишне мягкие, попустительские, или излишне придирчивые, строгие; индивидуальные особенности и проблемы детей осознаются родителями плохо, не учитываются в общении).

2.                      Создание психолого-педагогической среды, отвечающей образовательным потребностям учащихся с различными предпосылками (риска по здоровью, социального или комплексного риска).

3.                      Обеспечение непрерывности процесса психолого-педагогического сопровождения детей, а также их родителей.

Успешность и результативность реализации психолого-педагогической деятельности должна обеспечиваться принципом личностно ориентированного подхода к каждому обучающемуся; заключаться в признании уникальности, неповторимости, самоценности каждого ребёнка младшего, среднего и старшего школьного возраста. Другими словами скажем, настоящее время диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития слабослышащего школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности, способности и дарования, а деятельность педагога-психолога – выявить способности и создать условия для реализации этих способностей в условиях школьного обучения. Вышеозначенное поле деятельности предусмотрено непосредственно для педагога-психолога, не обременённого каким-либо совмещением.

Основная же моя должность – учитель начальных классов. Помимо выполнения своих основных функциональных обязанностей, два раза в неделю проводила коррекционный час с детьми, посещающими предшколу, поэтому в деятельности педагога-психолога использовала популярный метод работы, как наблюдение. Наблюдение за поведением детей в первую половину дня на переменах, во внеурочной деятельности, в процессе внеклассных мероприятий: месячники речи, интегрированные занятия, обобщающая межклассная деятельность. Некоторые дополнительные сведения получала в ходе наблюдения за поведением учеников во время уроков, в процессе диалога с родителями, воспитателями, классными руководителями; посредством бесед со специалистом НИИ психического здоровья СО РАМН Карауш И.С. (сотрудничество с И.С. Карауш продолжается).

Полученные данные в дальнейшем использовала при проведении индивидуальной работы с детьми, направляя на коррекцию нежелательных форм поведения, посредством консультирования, бесед и пр.

Консультация – одна из основных форм моей работы как педагога-психолога. Она носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер, служит средством повышения психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей, обеспечивает психологическую поддержку учащимся, которые в некоторых случаях, не способны преодолеть состояние психологического дискомфорта, а потому демонстрируют свою беспомощность. Анализируя ситуацию, делая определённые выводы и давая конкретные советы, я не спешила навязывать своё мнение, а давала возможность собеседнику-ребёнку или родителю самому сделать выводы. Вполне вероятно, я не всегда могла оказать конкретную помощь. В этом случае, рекомендовала обратиться за помощью к специалисту И.С. Карауш, которая с 2009-2010 г. курирует обучающихся школы-интерната.

Среди наиболее часто встречающихся проблем у детей слабослышащего отделения, - неадекватное поведение и нарушения общения (Надя С., Саша К., Саша П., Сабир И., Юра И.). Причины настолько разнообразны, что с моей стороны было бы некорректно давать общие рекомендации по их устранению. Часто приходилось объяснять педагогам: Киреевой Е.Г., Полькиной И.Г., Дутовой Т.Н., Белоусовой Н.И. и другим работникам учреждения, что нарушения поведения (трудности в общении, агрессивность, неповиновение, эмоционально-волевые срывы, избирательно-неуважительное отношение к окружающим и т.п.) весьма вероятно связаны с заболеванием нервной системы, а не являются следствием его распущенности или неусидчивости. В связи с этим были предложены рекомендации по взаимодействию с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность. Данные рекомендации пополнили папку «Советы педагога-психолога».

В повседневной школьной жизни приходилось регулярно сталкиваться с необходимостью решения нравственных проблем. Моё вмешательство в качестве педагога- психолога в данном случае, безусловно, крайне желательно, но опять же, следует подчеркнуть, что школьный психолог в принципе не может решать за кого-то – за ребёнка, учителя, воспитателя, так как ту или иную проблему в любом возрасте человек решает сам. Способность любого человека достойно вести себя в непростой ситуации закладывается в раннем детстве в семье, и наивно думать, что советы педагога-психолога помогут безнравственному человеку стать нравственным. Другое дело, что личность ребёнка ещё не сформировалась, и что-то, весьма вероятно, ускользает от внимания классных руководителей, родителей, воспитателей, а своевременное акцентирование внимания на той или иной проблеме иногда предотвращает нежелательные последствия, если взрослые имеют желание концентрировать своё внимание на данной проблеме.

Так по запросу классного руководителя 7 кл. Боруновой Н.И. был подготовлен информационно-наглядный материал, и проведён правовой час Закон – высшая форма воли народа в рамках диспута «Преступление и наказание». С данным материалом были ознакомлены обучающиеся 7-8-10 кл. сл/сл отделения. Материал передан в методический кабинет.

Цель: получение знаний по профилактике правонарушений.

Задачи:

1.       создать в группах доверительную обстановку, позволяющую обучающимся проявлять свои чувства через психокоррекционные упражнения: «Клубок», «БИП»;

2.       формировать способности принимать адекватные решения через погружение в проблемные противоправные жизненные ситуации: «Кража»; «Нарушение личной зоны» и т.д.

3.       посредством презентационного материала  по данной теме активизировать эмоционально-положительный, нравственно-толерантный настрой детей на оказание помощи окружающим, попавшим в сложные жизненные ситуации.

Правовой час был проведён с обучающимися среднего и старшего блока слабослышащего отделения.

В целях создания здоровьесберегающего пространства в 4-5-7-8-9 классах было разработано и проведёно внеклассное мероприятие «Наркотики – хорошо это или плохо?» с использованием информационных технологий. Материал передан в методический кабинет.

Цель:

формирование у учащихся стойкого непринятия наркотических веществ.

Задачи:

Образовательные формировать представление о том, что любые наркотики вредны, губительны  для человека; они отрицательно воздействуют на внешний вид, внутренние органы, психику человека.

Развивающие – развивать умения анализировать, устанавливать причины зависимости организма человека от принятия наркотиков, делать выводы.

Воспитательные – воспитывать стойкое неприятие к наркотическим веществам; бережное отношение к собственному здоровью.

Коррекционные – использовать приём беглой коррекции для исправления грамматических ошибок в процессе речевой деятельности; активизировать работу слухоречевого анализатора (подача речевого материала с опорой на слух – презентационный материал).

В процессе коррекционно-развивающей деятельности создавала «речевые ситуации», закрепляющие у детей навыки вербального общения, применяла метод «беглой коррекции», развивала познавательную деятельность детей, эмоционально – волевую сферу, корректировала навыки поведения.

             Таблица 2.

Мониторинговые исследования, определяющие уровень психолого-педагогических аспектов обучающихся, воспитанников

сентябрь – октябрь 2010

Класс сл/сл отд.

 

 

Направления: низкий уровень Н/У; средний уровень С/У

1 кл.

2 кл.

4 кл.

5 кл.

7 кл.

8 кл.

10 кл.

Общая осведомлённость и словарный запас

Н/У

Н/У

Н/У

Н/У

Н/У

С/У

Н/У

Производительность деятельности

Н/У

Н/У

Н/У

С/У

С/У

С/У

С/У

Психофизиологическая готовность к школе

Н/У

 

 

 

 

 

 

Межличностные отношения

Н/У

Н/У

Н/У

Н/У

 

Н/У

 

С/У

С/У

Средовая адаптация школьников

С/У

 

 

 

 

 

 

Познавательная деятельность

Н/У

Н/У

Н/У

С/У

 

Н/У

 

С/У

С/У

Эмоционально-волевая сфера

Н/У

Н/У

Н/У

Н/У

 

С/У

 

С/У

С/У

Пространственные восприятие и анализ, координация движений, телесная ловкость

Н/У

Н/У

 

 

 

С/У

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика профессиональных интересов и склонностей

 

 

 

Н/У

Н/У

С/У

Н/У

 

Таблица 3

Повышение квалификации

Дата

Форма

Уровень

Тема

 

31 января – 01 февраля 2011

Научный семинар для преподавателей психолого-педагогических дисциплин вузов , учреждений СПО, аспирантов, магистрантов и всех желающих

 

ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»

Факультет повышения квалификации

 

«Основания обучения и проблемы развития человека» Семинар проводил: Эльконин Борис Даниилович, доктор психологических наук, ректор Открытого института «Развивающее обучение», зав. лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития РАО.

Сертификат №102-ФПК

 

29 марта 2011 года

Обучающий семинар

ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»

Факультет повышения квалификации

 

«Изменение позиции педагога в условиях реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Семинар проводила: Глубокова Елена Николаевна, к п н, доцент кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.

Сертификат №4707

30 марта 2011 года

 

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

 

ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»

Факультет повышения квалификации

 

«Роль личности учителя в решении главных задач Новой школы» Артюшенко Наталья Петровна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования и логопедии ТГПУ, директор МУ Психолого-медико педагогическая комиссия г. Томска, секция №3.

Сертификат, проректор по НиИР К.Е. Осетрин

 

Стоит отметить характерную особенность «участия» родителей в воспитательном процессе. Как правило, родители не задумываются о необходимости приобщать ребёнка к взрослому «слышащему и говорящему миру», не создают условий для речевого общения, а чаще и сами мало говорят с детьми.

Родители зачастую даже не замечают нарушения прав ребёнка и своей психологической жестокости по отношению к нему в таких формах наказания как окрик, подавление личности. При этом они не испытывают никаких угрызений совести, не понимают что такое взаимодействие с ребёнком формирует пониженную самооценку.

В целях профилактики по защите несовершеннолетних выступила на общешкольном родительском собрании по теме: «Профилактика личной неприкосновенности несовершеннолетних». С целью вовлечения родителей как полномочных субъектов деятельности в коррекционно-воспитательную работу, в целях личной ответственности за судьбу растущего человека, их вниманию представлен стенд с информационно-наглядным материалом «Семейная гостиная», информация на стенде обновлялась каждую четверть.

Подводя итог, можно сказать, что создание психологических условий в течение всего учебного года способствовало психическому развитию детей, пониманию детьми и их родителями, что от уровня образованности и собственных волевых усилий зависит не только их благополучие, но и вся дальнейшая жизнь.

Основными психолого-педагогическими задачами на будущий учебный год считаю:

·        продолжать создавать мотивацию на познание самих себя;

·        продолжать развивать умение управлять своим настроением, развивая эмоциональные ощущения, определяя их характер (хорошо, радостно, неприятно);

·        продолжать учить способам саморегуляции через анализ своих поступков и поступков других людей;

·        продолжать обучать способам выхода из конфликтной ситуации;

·        продолжать развивать навык планирования деятельности, рефлексии и саморефлексии.

Основными направлениями психолого-педагогической деятельности традиционно остаются: диагностическая, профилактическая, психокоррекционная и консультативная работа в 2011-2012 учебном году.

С целью профессионального психолого-педагогического роста традиционно продолжу дистанционное обучение с 1 сентября 2011 г. по 30 мая 2012 г. на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и факультета  педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, что позволит эффективно оказывать учащимся слабослышащего отделения психолого-педагогическую помощь.

                   Педагог-психолог/                                /Р.И. Моисеева/

Томск

07.06.2011