Анализ работы педагога-психолога
отделения слабослышащих детей за 2010-2011 учебный год
На современном этапе развития общества, всё педагогическое сообщество страны разделяет необходимость построения Новой школы. Одна из задач, направленных на её достижение, сформирована в Послании Президента страны Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (12 ноября 2009 г.) – «обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося». На основе данной задачи была построена тема самообразования: «Психологическое здоровье как ключевое понятие психологической службы, определяющее работу педагога-психолога с детьми и родителями», а также намечены дальнейшие перспективы:
Ÿ продолжать изучать уровень психического здоровья детей с нарушениями слуха под руководством и в сотрудничестве с врачом-педиатром Карауш И.С.;
Ÿ проводить раннюю профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся;
Ÿ поддерживать сотрудничество с высшими учебными заведениями ТГУ, ТГПУ;
Ÿ создавать условия для полноценного личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе;
Ÿ организовывать беседы с родителями по созданию условий для речевого общения в домашней обстановке, по приобщению детей к взрослому «слышащему и говорящему миру».
В течение учебного года, план, по которому проводилась психолого-педагогическая деятельность в слабослышащем отделении, являлся органичной частью основной образовательной программы ТОГКОУ школы-интерната №15.
Цель запланированных мероприятий по психолого-педагогической деятельности – реализация в психологической практике системы условий и технологий. Вышеозначенные условия и технологии предусматривают своевременную профилактику, диагностику и коррекцию, поэтому в своей психолого-педагогической деятельности по мере необходимости оказывала детям посильную помощь посредством принципа триединства: методологии, диагностики, коррекции. Творчески подходила к проведению индивидуальных консультаций с родителями, педагогами, бесед с обучающимися; создавала атмосферу психологического комфорта, что способствовало развитию положительной мотивации у учащихся.
Достижение поставленной цели стало возможным посредством решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Своевременное выявление и установление характера имеющихся в индивидуальном развитии каждого ребёнка, поступившего в первый класс предпосылок риска адаптационных нарушений, уровня готовности включения в школьную жизнь, освоению социальной роли ученика.
(Стоит отметить низкую посещаемость учеников первого класса на начало учебного года – адаптационный период; поэтому, весьма важное направление в работе, как психолого-педагогическое обследование детей, растянулось на продолжительное время).
Таблица 1.
|
Фамилия, имя. Дата рождения |
Особенности готовности, адаптационные аспекты к началу школьного обучения |
|
Гатин Даниил 27.06.2003 |
Собственные цели учения не осознаёт, развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню. Свойственна тревожность, высокая утомляемость, отвлекаемость |
|
Соин Андрей 19.04.2003 |
Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, цели учения не осознаёт |
|
Соршнев Даниил 05.06.2003 |
Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении и понимании ситуации, навязчив, агрессивен. Кругозор ограничен; знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны. Свойственна неусидчивость, расторможенность, двигательное беспокойство |
|
Березовская Екатерина 04.03.2003 |
Общий уровень психологической и социальной готовности к школе низкий (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню). Свойственна отвлекаемость, невнимательность, утомляемость |
|
Куликова Ирина 09.12.2002 |
Собственные цели учения не осознаются, привлекательной в школе для ребёнка является только внешняя сторона учения (возможность ходить со сверстниками в школу, иметь школьные принадлежности). Свойственна чрезмерная отвлекаемость, высокая медлительность, расторможенность |
|
Сухушина Дарья 02.04.2003 |
Уровень активности и самостоятельности ниже среднего; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; деятельность хаотична, непродуманна; отдельные условия решаемой задачи в процессе работы «теряются»; организующая помощь малоэффективна. Свойственна чрезмерная невнимательность, двигательное беспокойство, навязчивость, раздражительность, неусидчивость, высокая отвлекаемость |
(Из наблюдений, бесед с родителями, педагогами, классным руководителем – Григорьевой О.В. был выявлен такой факт, что положение некоторых детей в семье нельзя считать благополучным; требования к ним взрослых противоречивы. Отношения в зависимости от ситуации или излишне мягкие, попустительские, или излишне придирчивые, строгие; индивидуальные особенности и проблемы детей осознаются родителями плохо, не учитываются в общении).
2. Создание психолого-педагогической среды, отвечающей образовательным потребностям учащихся с различными предпосылками (риска по здоровью, социального или комплексного риска).
3. Обеспечение непрерывности процесса психолого-педагогического сопровождения детей, а также их родителей.
Успешность и результативность реализации психолого-педагогической деятельности должна обеспечиваться принципом личностно ориентированного подхода к каждому обучающемуся; заключаться в признании уникальности, неповторимости, самоценности каждого ребёнка младшего, среднего и старшего школьного возраста. Другими словами скажем, настоящее время диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития слабослышащего школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности, способности и дарования, а деятельность педагога-психолога – выявить способности и создать условия для реализации этих способностей в условиях школьного обучения. Вышеозначенное поле деятельности предусмотрено непосредственно для педагога-психолога, не обременённого каким-либо совмещением.
Основная же моя должность – учитель начальных классов. Помимо выполнения своих основных функциональных обязанностей, два раза в неделю проводила коррекционный час с детьми, посещающими предшколу, поэтому в деятельности педагога-психолога использовала популярный метод работы, как наблюдение. Наблюдение за поведением детей в первую половину дня на переменах, во внеурочной деятельности, в процессе внеклассных мероприятий: месячники речи, интегрированные занятия, обобщающая межклассная деятельность. Некоторые дополнительные сведения получала в ходе наблюдения за поведением учеников во время уроков, в процессе диалога с родителями, воспитателями, классными руководителями; посредством бесед со специалистом НИИ психического здоровья СО РАМН Карауш И.С. (сотрудничество с И.С. Карауш продолжается).
Полученные данные в дальнейшем использовала при проведении индивидуальной работы с детьми, направляя на коррекцию нежелательных форм поведения, посредством консультирования, бесед и пр.
Консультация – одна из основных форм моей работы как педагога-психолога. Она носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер, служит средством повышения психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей, обеспечивает психологическую поддержку учащимся, которые в некоторых случаях, не способны преодолеть состояние психологического дискомфорта, а потому демонстрируют свою беспомощность. Анализируя ситуацию, делая определённые выводы и давая конкретные советы, я не спешила навязывать своё мнение, а давала возможность собеседнику-ребёнку или родителю самому сделать выводы. Вполне вероятно, я не всегда могла оказать конкретную помощь. В этом случае, рекомендовала обратиться за помощью к специалисту И.С. Карауш, которая с 2009-2010 г. курирует обучающихся школы-интерната.
Среди наиболее часто встречающихся проблем у детей слабослышащего отделения, - неадекватное поведение и нарушения общения (Надя С., Саша К., Саша П., Сабир И., Юра И.). Причины настолько разнообразны, что с моей стороны было бы некорректно давать общие рекомендации по их устранению. Часто приходилось объяснять педагогам: Киреевой Е.Г., Полькиной И.Г., Дутовой Т.Н., Белоусовой Н.И. и другим работникам учреждения, что нарушения поведения (трудности в общении, агрессивность, неповиновение, эмоционально-волевые срывы, избирательно-неуважительное отношение к окружающим и т.п.) весьма вероятно связаны с заболеванием нервной системы, а не являются следствием его распущенности или неусидчивости. В связи с этим были предложены рекомендации по взаимодействию с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность. Данные рекомендации пополнили папку «Советы педагога-психолога».
В повседневной школьной жизни приходилось регулярно сталкиваться с необходимостью решения нравственных проблем. Моё вмешательство в качестве педагога- психолога в данном случае, безусловно, крайне желательно, но опять же, следует подчеркнуть, что школьный психолог в принципе не может решать за кого-то – за ребёнка, учителя, воспитателя, так как ту или иную проблему в любом возрасте человек решает сам. Способность любого человека достойно вести себя в непростой ситуации закладывается в раннем детстве в семье, и наивно думать, что советы педагога-психолога помогут безнравственному человеку стать нравственным. Другое дело, что личность ребёнка ещё не сформировалась, и что-то, весьма вероятно, ускользает от внимания классных руководителей, родителей, воспитателей, а своевременное акцентирование внимания на той или иной проблеме иногда предотвращает нежелательные последствия, если взрослые имеют желание концентрировать своё внимание на данной проблеме.
Так по запросу классного руководителя 7 кл. Боруновой Н.И. был подготовлен информационно-наглядный материал, и проведён правовой час Закон – высшая форма воли народа в рамках диспута «Преступление и наказание». С данным материалом были ознакомлены обучающиеся 7-8-10 кл. сл/сл отделения. Материал передан в методический кабинет.
Цель: получение знаний по профилактике правонарушений.
Задачи:
1. создать в группах доверительную обстановку, позволяющую обучающимся проявлять свои чувства через психокоррекционные упражнения: «Клубок», «БИП»;
2. формировать способности принимать адекватные решения через погружение в проблемные противоправные жизненные ситуации: «Кража»; «Нарушение личной зоны» и т.д.
3. посредством презентационного материала по данной теме активизировать эмоционально-положительный, нравственно-толерантный настрой детей на оказание помощи окружающим, попавшим в сложные жизненные ситуации.
Правовой час был проведён с обучающимися среднего и старшего блока слабослышащего отделения.
В целях создания здоровьесберегающего пространства в 4-5-7-8-9 классах было разработано и проведёно внеклассное мероприятие «Наркотики – хорошо это или плохо?» с использованием информационных технологий. Материал передан в методический кабинет.
Цель:
формирование у учащихся стойкого непринятия наркотических веществ.
Задачи:
Образовательные – формировать представление о том, что любые наркотики вредны, губительны для человека; они отрицательно воздействуют на внешний вид, внутренние органы, психику человека.
Развивающие – развивать умения анализировать, устанавливать причины зависимости организма человека от принятия наркотиков, делать выводы.
Воспитательные – воспитывать стойкое неприятие к наркотическим веществам; бережное отношение к собственному здоровью.
Коррекционные – использовать приём беглой коррекции для исправления грамматических ошибок в процессе речевой деятельности; активизировать работу слухоречевого анализатора (подача речевого материала с опорой на слух – презентационный материал).
В процессе коррекционно-развивающей деятельности создавала «речевые ситуации», закрепляющие у детей навыки вербального общения, применяла метод «беглой коррекции», развивала познавательную деятельность детей, эмоционально – волевую сферу, корректировала навыки поведения.
Таблица 2.
|
Мониторинговые исследования, определяющие уровень психолого-педагогических аспектов обучающихся, воспитанников сентябрь – октябрь 2010 |
|||||||
|
Класс сл/сл отд.
Направления: низкий уровень Н/У; средний уровень С/У |
1 кл. |
2 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
10 кл. |
|
Общая осведомлённость и словарный запас |
Н/У |
Н/У |
Н/У |
Н/У |
Н/У |
С/У |
Н/У |
|
Производительность деятельности |
Н/У |
Н/У |
Н/У |
С/У |
С/У |
С/У |
С/У |
|
Психофизиологическая готовность к школе |
Н/У |
|
|
|
|
|
|
|
Межличностные отношения |
Н/У |
Н/У |
Н/У |
Н/У
|
Н/У
|
С/У |
С/У |
|
Средовая адаптация школьников |
С/У |
|
|
|
|
|
|
|
Познавательная деятельность |
Н/У |
Н/У |
Н/У |
С/У
|
Н/У
|
С/У |
С/У |
|
Эмоционально-волевая сфера |
Н/У |
Н/У |
Н/У |
Н/У
|
С/У
|
С/У |
С/У |
|
Пространственные восприятие и анализ, координация движений, телесная ловкость |
Н/У |
Н/У
|
С/У
|
|
|
|
|
|
Диагностика профессиональных интересов и склонностей |
|
|
|
Н/У |
Н/У |
С/У |
Н/У |
Таблица 3
|
Повышение квалификации |
|||
|
Дата |
Форма |
Уровень |
Тема
|
|
31 января – 01 февраля 2011 |
Научный семинар для преподавателей психолого-педагогических дисциплин вузов , учреждений СПО, аспирантов, магистрантов и всех желающих
|
ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» Факультет повышения квалификации
|
«Основания обучения и проблемы развития человека» Семинар проводил: Эльконин Борис Даниилович, доктор психологических наук, ректор Открытого института «Развивающее обучение», зав. лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития РАО. Сертификат №102-ФПК
|
|
29 марта 2011 года |
Обучающий семинар |
ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» Факультет повышения квалификации
|
«Изменение позиции педагога в условиях реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" Семинар проводила: Глубокова Елена Николаевна, к п н, доцент кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург. Сертификат №4707 |
|
30 марта 2011 года
|
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
|
ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» Факультет повышения квалификации
|
«Роль личности учителя в решении главных задач Новой школы» Артюшенко Наталья Петровна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования и логопедии ТГПУ, директор МУ Психолого-медико педагогическая комиссия г. Томска, секция №3. Сертификат, проректор по НиИР К.Е. Осетрин |
Стоит отметить характерную особенность «участия» родителей в воспитательном процессе. Как правило, родители не задумываются о необходимости приобщать ребёнка к взрослому «слышащему и говорящему миру», не создают условий для речевого общения, а чаще и сами мало говорят с детьми.
Родители зачастую даже не замечают нарушения прав ребёнка и своей психологической жестокости по отношению к нему в таких формах наказания как окрик, подавление личности. При этом они не испытывают никаких угрызений совести, не понимают что такое взаимодействие с ребёнком формирует пониженную самооценку.
В целях профилактики по защите несовершеннолетних выступила на общешкольном родительском собрании по теме: «Профилактика личной неприкосновенности несовершеннолетних». С целью вовлечения родителей как полномочных субъектов деятельности в коррекционно-воспитательную работу, в целях личной ответственности за судьбу растущего человека, их вниманию представлен стенд с информационно-наглядным материалом «Семейная гостиная», информация на стенде обновлялась каждую четверть.
Подводя итог, можно сказать, что создание психологических условий в течение всего учебного года способствовало психическому развитию детей, пониманию детьми и их родителями, что от уровня образованности и собственных волевых усилий зависит не только их благополучие, но и вся дальнейшая жизнь.
Основными психолого-педагогическими задачами на будущий учебный год считаю:
· продолжать создавать мотивацию на познание самих себя;
· продолжать развивать умение управлять своим настроением, развивая эмоциональные ощущения, определяя их характер (хорошо, радостно, неприятно);
· продолжать учить способам саморегуляции через анализ своих поступков и поступков других людей;
· продолжать обучать способам выхода из конфликтной ситуации;
· продолжать развивать навык планирования деятельности, рефлексии и саморефлексии.
Основными направлениями психолого-педагогической деятельности традиционно остаются: диагностическая, профилактическая, психокоррекционная и консультативная работа в 2011-2012 учебном году.
С целью профессионального психолого-педагогического роста традиционно продолжу дистанционное обучение с 1 сентября 2011 г. по 30 мая 2012 г. на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, что позволит эффективно оказывать учащимся слабослышащего отделения психолого-педагогическую помощь.
Педагог-психолог/ /Р.И. Моисеева/
Томск
07.06.2011
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.