Анализ развивающей предметно - пространственной среды групп ДОУ по разделу развитие речи
Критерии |
Оценочно-аналитические суждения |
Где и как оборудован книжный уголок? |
Располагается вблизи света (окна). Вечером обеспечивается дополнительное освещение. Соседствует со спокойной «зоной» деятельности детей. Весь материал сосредоточивается на открытых полках или в открытых шкафах для свободного доступа. |
Наличие различных материалов |
Лото, домино в картинках. Картинки с изображением частей суток и их последовательности. Календарь недели. Мелкая и крупная геометрическая мозаика. Игры для интеллектуального развития. Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, различных цветов, прочности, тяжести. Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине. Пазлы. Шашки. Организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу. |
Наличие тематических выставок и сменяемость материалов |
Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников. Сменяемость и наполняемость материала – по мере изучения. |
Наличие детской литературы в группе |
Детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов; небылицы, загадки. Иллюстрации по обобщающим понятиям. Альбомы и подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные, птицы. Сюжетные картинки. |
Наличие в группе оборудования для театрализованной деятельности и соответствие их содержания возрастной группе |
Разные виды театра: настольный, на ширме, тростевой, пальчиковый, магнитный, «живая» рука. Игрушки-забавы. Маски, шапочки. Декорации, театральные атрибуты. Ширмы. Оборудование соответствует каждому данному возрасту. |
Наличие разнообразных дидактических и настольно-печатных игр |
Игры с предметами: Русские народные дидактические игрушки и игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и пр.). Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, пазлы. Различные развивающие задачи, которые решаются при их использовании. |
Наличие методической литературы по данной теме |
Наличие книг с описанием последовательности изготовления различных народных промыслов (гжель, хохлома, дымка и т.д.)Литература, повествующая о времени и создании игр. |
Наличие пособий для занятий и соответствие содержания возрасту детей |
Карточки-пазлы: животные, профессии. «Магнитная мозаика». «Зоологическое лото». Лото «Растения, животные». «Развивающее лото» (Геометрические фигуры). «Домино». Соблюдено соответствие пособий и оборудования возрасту детей и программе. |
Наглядная информация для родителей |
В приемной: Папки- передвижки по тематикам: время года, зимние травмы, как одевать ребенка зимой, первая помощь при обморожениях, зимние игры и забавы, чем занять ребенка на зимних праздниках. Памятки, рекомендации родителям, анкеты для родителей. Стенд о правах ребенка, адаптация в детском саду, профилактика гриппа и ОРВИ. Личная гигиена дошкольника. Фотографии детей на прогулках. |
Выводы: материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований. Осуществляется творческий (авторский) подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения. Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей, а также обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитию.
Анализ развивающей предметно - пространственной среды групп ДОУ по математическому разделу
Возрастная группа |
старшая |
||
Наличие центров, название
|
Спортивный уголок. Центр сюжетной игры. Театральный уголок. Музыкальный уголок. Уголок конструирования. Уголок природы. Лаборатория. Уголок уединения. Зона ПДД. Книжный уголок. Математический уголок. Речевой уголок. Уголок художественного творчества. Патриотический уголок |
||
Соответствие возрасту |
Учтены все необходимые параметры в соответствии с ФГОС по принципу интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастом данной группы. |
||
Рабочая зона |
Активная зона |
Спокойная зона |
|
Математический уголок. Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки. Комплекты цифр и геометрических фигур для магнитной доски и полотна на резиновой основе. Рабочие тетради по математике. Наборы объемных геометрических фигур. Счеты и счетные палочки. Ростомер. Мозаики, пазлы, бусы, различные игрушки с шнуровками и застежками. Часы песочные (на разные отрезки времени); Настольно-печатные игры. Разнообразные дидактические игры. |
Спортивный уголок: Мячи большие, малые, средние, обручи, кегли, флажки, гимнастические палки, кольцеброс. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках». Длинная и короткая скакалки. Мешочки с грузом - малые и большие. |
Уголок природы: различные растения, разных экологических условий. С разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т.д.), в соответствии с требованиями к возрасту. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки. Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, листья и т. п. Сыпучие продукты: горох, манка, пшено. Календарь природы: Картина сезона, модели года, суток. Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день. Макеты леса, поля, водоема, муравейника, зоопарка. |
|
Центр сюжетной игры: Кукольная мебель. Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина, посуда. Куклы. Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол. Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.) Атрибуты для игр: «Магазин», «Больница», «Моряки», «Парикмахерская», «Строители», и др. Игрушки разных сюжетообразующих типов: напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты; для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы. |
|||
Речевой уголок: Картинки по лексическим темам. Каталог игр: по звуковой культуре речи; упражнений артикуляционной гимнастики; упражнений дыхательной гимнастики; пальчиковой гимнастике; игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). Картотека артикуляционных упражнений. Комплект зеркал (с ручкой). Картотека дыхательных упражнений. Картотека игр на развитие фонематического восприятия. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.) Массажные мячики и картотека упражнений с ними. |
|||
Уголок уединения: Отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, рассчитанный на 1–2 детей. Стул, пуфик или банкетка. Один легкий столик. Небольшой ковер. |
|||
Театральный уголок: Ширма, две маленькие ширмы для настольного театра. Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра: плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, пальчиковый. Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи). |
|||
Книжный уголок: Книги для чтения художественной литературы - подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями; детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний. Иллюстративный материал для познавательно - исследовательской деятельности - книги познавательного характера, тематические альбомы, атласы и т.п. |
|||
Музыкальный уголок: Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, маракасы, кастаньеты, гитара. Магнитофон, диски с записью детских песен, классической музыки известных композиторов. |
|||
Патриотический уголок: Художественная литература: стихи, рассказы, сказки, традиции, обычаи, фольклор разных народов. Книги и иллюстрации о животных и птицах, населяющих край. Флаги, гербы и другая символика края и России. Куклы в национальных костюмах. Глобус, макет кремля. Творческое оформление.
|
|||
Уголок художественного творчества: Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, пастель, пластилин. Цветная и белая бумага, картон, наклейки, нитки. Кисти, стеки, ножницы, трафареты, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея. Образцы декоративного рисования. |
|||
Уголок конструирования: Крупный, средний и мелкий строительный конструктор. Конструкторы типа «Лего». Металлический конструктор. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые; корабль, лодка, самолет, вертолет, железная дорога. |
|||
|
|||
Лаборатория: Разнообразные доступные приборы: лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), компас. |
|||
Зона ПДД: Столик с изображением дорог, пешеходных переходов, мелкий транспорт. Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор. Небольшие игрушки (фигурки людей). |
Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в данной группе, создана с учетом Федерального Государственного Образовательного стандарта. Содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Здесь есть все необходимое для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Учтены потребности каждого ребенка в активной и разноплановой деятельности. Материалы, оборудования и инвентаря, гарантируют развитие детей старшего дошкольного возраста, охрану и укрепление здоровья, и коррекцию недостатков развития. Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей, равные условия по реализации образовательной программы с учетом особенностей (национально-культурных, социальных).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.