Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку
13 и 16 февраля 66 учащихся 9 классов приняли участие в апробации итогового собеседования по русскому языку, из них 96,9% участников справились с предложенными заданиями и получили «зачёт». Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом:
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Уровень сложности заданий базовый. Задания,
предлагаемые для выполнения 13 и 16 апреля, были интересны девятиклассникам с
учётом их возраста и не вызвали особых затруднений.
Тексты для чтения и пересказа были посвящены выдающимся людям России:
Максимову Г.Ю, Алфёрову Ж.И, Чулпан Хаматовой.
Темы для монологического высказывания отличались большим разнообразием:
игра в волейбол, любимый город, семейная ссора, приключение. Учащиеся могли
порассуждать и на такие темы: обязательно ли иметь много друзей, что влияет на
выбор профессии?
На выполнение работы каждому участнику отводилось около 15 минут. В процессе проведения собеседования велась аудиозапись, была отработана процедура сдачи устного собеседования по русскому языку, учтены все технические и методические аспекты, проверена готовность техники и кадров.Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертом-экзаменатором непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учётом соблюдения норм современного русского литературного языка. Ответы оценивались по системе «зачет»/«незачет». Апробация, можно считать, прошла успешно: из 66 обучающихся 9 классов только двое получили незачёт.
Зачет получили -64 учащихся (96,9 %)
Незачет -2 учащихся (0,03%)
Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузы, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины .
Одним из условий предъявляемого текста для чтения является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять
Можно отметить, что наиболее устойчивые умения выпускников сформированы в таком виде речевой деятельности, как чтение. Экзаменуемые сумели передать замысел автора и своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов.Интонация передаёт пунктуацию текста.Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
Анализ результатов апробаций выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания:
-неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
-искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики ;
-наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Анализ результатов апробаций показал, что пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для учащихся. Пересказ текста характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки.
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:
-искажения в произношении имён собственных и терминов;
-фактические ошибки при пересказе;
-неумение логично включать высказывание в пересказ;
-неумение использовать способы цитирования в речи.
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание.
При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, членимость и законченность. Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.
Экзаменуемые в основном справились с коммуникативной задачей, но темы были раскрыты не в полном объёме (было приведено менее 10 фраз). Есть нарушения точности выражения мысли.Высказывание экзаменуемых характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли и прослеживается однообразие грамматических конструкций.
К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 можно отнести:
-ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
-маленький объём монологического высказывания (5-7 фраз);
-большое количество неоправданных пауз в речи;
Задание 4. Участие в диалоге.
Судя по результатам экзамена, наибольшую трудность для учащихся представляет задание 4 . Достаточно большая часть ребят испытывала трудности в выборе ответов.
Взаимодействие с экспертом-собеседником было достигнуто: экзаменуемые проявили умение участвовать в беседе, но давали неточные или неполные ответы на вопросы.Высказывание экзаменуемых отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций.К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.
Выводы и рекомендации: Можно отметить, что наиболее устойчивые умения выпускников сформированы в таком виде речевой деятельности, как чтение. Устные ответы испытуемых показали, что умение создавать самостоятельные монологические высказывания по предложенной речевой ситуации; умение обмениваться информацией с собеседником сформированы недостаточно устойчиво.
Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении, поэтому необходимо обратить внимание преподавателей на совершенствование навыков устной (монологической и диалогической) речи, в частности чтения. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта — все это косвенная подготовка к устному собеседованию.
Зам.директора по УВР. Життеева Л.Ю.
Учитель русского языка и литературы Бедраева А.В.
Так как устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении. Позже у большинства людей эти умения трансформируются в коммуникативную компетентность, важную составляющую зрелой личности. Устное собеседование можно назвать метапредметным явлением. Нужная компетенция развивается на любых занятиях, где используется речь. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта — все это косвенная подготовка к устному собеседованию. На уроках непосредственно русского языка важен комплексный подход
Это заставляет еще раз обратить внимание преподавателей на совершенствование навыков устной (монологической и диалогической) речи, в частности чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.