Проверяемое умение | Формулировка задания по предмету | Возможные причины ошибок |
Давать определение понятиям, подводить под понятие | Дайте определение понятию «……. » в виде любого графического изображения | Непонимание структуры понятия |
Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую | Представьте в виде схемы «………» на основе прочитанной статьи | Неумение преобразовывать текст в схему: |
Определять тему и главную мысль текста, аргументировать свой ответ | Озаглавьте текст. Аргументируйте и прокомментируйте свой ответ | Неумение: |
Выделять признаки по заданным критериям | Исходя из информации, которая представлена в статье, перечислите основные характерные черты понятия «…» | Неумение выделять признаки в определении понятий, отличать родовые признаки от видовых, существенные от несущественных |
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности | Объясните фрагмент текста: «….» | Объясняется фрагмента текста в отрыве от него, что также может быть следствием невнимательного прочтения формулировки задания |
Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | Автор статьи утверждает, что … . Доказывается ли это в статье? Если да, то приведи доказательства, предложенные исследователем | Из-за невнимательного прочтения формулировки задания доказательство приводится в отрыве от текста |
Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию. Делить тексты на смысловые части | Прочитайте последовательность этапов в рассуждении автора текста. 1) … 2) … 3) … 4) | Неумение: |
Сопоставлять объекты по заданным критериям | На основе информации, предложенной в работе, сопоставьте понятия « … » и « … » | Неумение: |
Выделять главное в тексте в соответствии с целью высказывания | В статье подчеркни только то, что является важным для ее понимания | Неумение выделять главную и второстепенную информацию |
Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста, формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод | В задании представлены мнения различные мнения. С кем ты согласен, а с кем не согласен? Аргументируй свой ответ. | Недостаточный уровень владения теоретической аргументацией; |
Причины в деятельности ученика | Причины в деятельности учителя |
- выявление причинно-следственных связей от недостатков несформированности предметных и метапредметных умений у учащихся; | - выявление причинно-следственных связей от недостатков в несформированности предметных и метапредметных умений учащихся к причинам в деятельности учителя; |
Для развития этого умения можно использовать следующие задания:
- Расскажите как можно больше о тексте, не читая его...
- Прочитав предисловие, "предвосхитите" дальнейшее развитие событий.
- Прочтите название пункта. О чем идет речь? Что предстоит узнать?
- Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, по-вашему мнению, пойдет речь в тексте?
Рекомендации по повышению уровня развития предметных и метапредметных умений, на основе выявленных в результате проведения ВПР проблем
Учителю развивать умения:
- структурировать информацию (выделять элементы, связи, функции);
- аргументировать позицию;
- находить и извлекать информацию из текста;
- интерпретировать и преобразовывать информацию из текста;
- осмысливать и оценивать информацию.
Рекомендации МО:
разработать свой механизм или изучить имеющийся опыт в использовании результатов Всероссийских проверочных работ для повышения качества образования;
особое внимание обратить на развитие логических умений, отработку алгоритма работы с информационными текстами, со структурными частями текста, сопоставлять информацию текста с информацией другого текста, иллюстрацией, репродукцией картины, таблицей, диаграммой и т. п.;
использовать задания на развитие умений находить, обрабатывать и оценивать информацию, преобразовывать ее, используя структурные схемы, логико-смысловые модели пр.;
составлять карты понятий для формирования у обучающихся представлений о системности объектов, процессов и явлений.
создавать ситуации коммуникативного общения для отработки умения выражать свои мысли, аргументировать, делать выводы;
использовать работу со словарями для овладения умением понимать и самостоятельно определять понятия, устанавливать родовые и видовые признаков понятий;
помочь обучающемуся научиться выстраивать логичное доказательство собственной позиции;
Пособия и рекомендации:
Рекомендации по результатам мониторингового исследования сформированности метапредметных умений у обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Хабаровского края/ авт.-сост. Т.И. Фисенко – Хабаровск: ХК ИРО, 2018.
Особенности формирования и развития метакомпетенций педагога и школьника. Программно-методические материалы модулей курсов корпоративного обучения с электронным приложением. Серия «Открытый университет кафедры ТиМО ХК ИРО» / Под общ.ред. Г.Н. Паневиной. – Хабаровск: ХК ИРО, 2016. 75 с.
Способы формирования понятийного аппарата школьников как ключевого компонента познавательной деятельности: Пособие для учителя / Автор - сост. Фисенко Т.И./ – Хабаровск: ХК ИРО, 2016. – 60 с.
Достижение метапредметных результатов через проектирование, разработку и реализацию междисциплинарных программ. Сборник методических рекомендаций кафедры теории и методики обучения /под общ.ред. Г.Н. Паневиной. / – Хабаровск: ХК ИРО, 2014. – 153 с.
Стратегии смыслового чтения как междисциплинарный курс. Сборник методических рекомендаций и материалов для проведения корпоративного обучения/ Автор: Фисенко Т.И. – Хабаровск: ХК ИРО, 2015. 77 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.