Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро"

  • docx
  • 18.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ.docx

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

А. С. Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро» 3 ноября 1829 года. В это  время он   гостил в имении Павловское своего приятеля В. И. Вульфа, к которому заехал, возвращаясь в Москву после своей поездки на Кавказ. Путешествие на Кавказ наполнило поэта  новыми впечатлениями.  Стихотворение «Зимнее утро» создано было быстро, за один день, под влиянием восторга от скорой встречи с Натальей Гончаровой, в которую поэт влюбился весной 1829 года, и великолепного пейзажа, внезапно раскинувшегося за окном. Имение В. И. Вульфа было расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в А. С. Пушкиным в «Зимнем утре». Блестящая подо льдом речка и Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на красочное описание зимнего пейзажа. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта – его жене, Наталье Гончаровой, и его няне, Арине Родионовне.

Тема стихотворения отражена в названии: «Зимнее утро». Любимым временем года для А. С. Пушкина была осень, а следующее место занимала зима. Первую строфу условно назову «Пробуждение чудесным зимним утром» Первая восклицательная строка стихотворения («Мороз и солнце; день чудесный!») восторженна: дуэт мороза и солнца создает необыкновенно оптимистичное настроение; радость, бодрость, воодушевление.  С первых строк автор создает волшебную картину ясного зимнего утра. В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, к которой он обращается, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Прекрасное зимнее утро побуждает лирического героя разбудить красавицу, чтобы она разделила его восторг перед открывшимся пейзажем.  Оно представляет собой монолог автора, обращенный к своей спутнице. Первая строфа представляет собой монолог лирического героя, написанного в шутливо-восторженном духе. Лирический герой обращается к подруге в возвышенном тоне: «открой сомкнуты негой взоры». Он приравнивает ее к божеству. Сомкнуты — закрыты; форма краткого причастия страда­тельного глагола, вышедшая из употребления в современном литературном языке. Сомкнутые ресницы. Взоры — в стихотворении употребляется в значении «глаза». Опустить взор. Нега — однокоренное слово нежный; блаженство, наслажде­ние, приятное состояние. Нега, нежиться. Аврора — в др. греч. мифологии — богиня утренней зари. Звезда севера — самая яркая звезда. Во второй строфе «Вчерашний вечер» и третьей строфе «Вид из окна»  последовательно даны два пейзажа: вчерашний вечер, когда «вьюга злилась», и восхитительное солнечное утро. С помощью резкого противопоставления раскрывается преображение природы, произошедшее за ночь: «вьюга злилась», «мгла носилась» — «ель зеленеет», «речка блестит». В прошлый вечер бушевала вьюга, природа печальна и зловеща («мгла носилась», «тучи мрачные»). Красавица лирического героя находилась в беспричинной тоске. Эмоциональное состояние тоски, тревожности, грусти. Но первые лучи утреннего солнца, разогнавшие мрак, принесли с собой радость, ликование, восторг. Вечор (устар.) — вчера вечером. В четвертой строфе «В комнате» у лирического героя ««затопленная печь» усиливает приятное ощущение тепла, уюта от начала нового дня. Ему в голову приходит блестящая идея, как разогнать зимнюю скуку. В эпоху А. С. Пушкина прогулка на санях— одно из самых веселых развлечений. Янтарный блеск — блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно-желтый. Янтарь — окаменевшая живица (смола) древнейших хвойных деревьев, ископаемое, драгоценное вещество, идущее на изготов­ление украшений и мелких вещей. В пятой строфе «Предстоящая прогулка»  лирический герой предлагает «другу милому» «предаться бегу… коня»,  понаблюдать, какие изменения произошли в природе по сравнению с жарким летом. Возникает легкая грусть («поля пустые,/Леса, недавно столь густые..»). Завершается стихотворение радостным призывом: « Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу…» В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Очарование прогулке придает присутствие «друга милого», с которым можно разделить свою радость и восторг. Мы видим любовь к родной природе, к родине («И берег, милый для меня»). Образы солнечного зимнего утра соединены в стихотворении А.С. Пушкина с темой любви. Жизнеутверждающая картина морозного утра близка чувствам влюбленного мужчины. В стихотворении радостное ощущение зимней русской природы. Мы можем легко представить этот зимний  пейзаж. В стихотворении нет недомолвок и иносказаний, скрытого философского смысла. А.С. Пушкин, не используя красивых фраз,  нарисовал прекрасную картину. Композиция произведения последовательная. Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.          Размер стихотворения — четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой: быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер, к которому А.С. Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» — это одно из самых значимых произведений его жизни, написанных в жанре пейзажной лирики. Гениальность стихотворения заключена в простоте лексики, с помощью которой автор создает яркие и убедительные образы. Основным средством художественной выразительности в произведении являются эпитеты, подчеркивающие красоту зимнего пейзажа: «чудесный», «великолепными», «прозрачный». Резко контрастируют с ними эпитеты, применяемые поэтом в описании ненастного прошлого вечера: «мутном», «бледное», «мрачные». В целом, вторая строфа противопоставлена общему приподнятому настроению стихотворения. Для усиления этого контраста А.С. Пушкин использует олицетворения («вьюга злилась», «мгла носилась») и сравнение («как бледное пятно»). Примеры антитез из «Зимнего утра», делающих стихотворение ярким и самобытным, позволяющих воображению нарисовать четкую картину событий: мороз-солнце; дремлешь-проснись солнце-снег; прозрачный-чернеет; иней-зеленеет; пустые-густые. Поэт «оживляет» природу олицетворениями «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», и вся картина играет новыми красками, потому что пейзажи ощущаются как часть двигающейся жизни. Обращениями («друг прелестный», «красавица», «друг милый») А.С.  Пушкин создает у читателей ощущение сопричастности. «Открой сомкнуты негой взоры» — так в первой строфе автор, используя метафору, обращается к красавице. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова «блестя» и «блестит». Словом, «блеск» связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый.  Автор переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология «треском трещит» оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи. Автор использует высокие, книжные слова. («Аврора», «прелестный», «озарена»).

Основная мысль произведения: какие бы трудности не испытывал человек в жизни, чудесная погода способна развеселить, дать возможность вновь почувствовать себя счастливым. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.