ЗАДАНИЕ №5
Анализ учебных программ (на примере уч.дисциплины «Окружающий мир» во 2 классе)
Параметры для анализа |
Учебная программа |
||
Школа 2100 |
Гармония |
Перспектива |
|
1. Для какого контингента учащихся предназначена данная программа (для обычных общеобразовательных школ и классов, для гимназических классов, для классов и школ с углублённым изучением окружающего мира)? |
Для обычных общеобразо-вательных школ и классов |
Для обычных общеобразо-вательных школ и классов |
Для обычных общеобразо-вательных школ и классов |
2. Каковы основные разделы и темы программы? |
1. Земля и Солнце. 2. Глобус и карта. 3. Формы земной поверхности. 4. Земля – наш общий дом. 5. Части света. 6. Наша маленькая планета Земля. |
1. Человек и природа. 2. Красота и разнообразие неживой природы. 3. Человек и общество. 4. Наша Родина – Россия. 5. Человек – творец. |
1. Вселенная, время, календарь. 2. Осень. 3. Зима. 4. Весна и лето. |
3. Логично ли построение программы? |
Да |
Да |
Да |
4. Какое количество часов отводится на реализацию всей программы? |
68 часов |
68 часов |
68 часов |
5. Является ли это количество часов достаточным? |
Да |
Да |
Да |
6. Сформулированы ли в программе цели и задачи обучения? Можно ли сними согласиться? Почему? |
Цели и задачи сформулиро-ванны. С ними можно согласиться, так как они четко сформулиро-ванны и направлены на важные аспекты обучения |
Цели и задачи сформулиро-ванны. С ними можно согласиться, так как они четко сформулиро-ванны и направлены на важные аспекты обучения |
Цели и задачи сформулиро-ванны. С ними можно согласиться, так как они четко сформулиро-ванны и направлены на важные аспекты обучения |
6. Предполагает ли реализация идей программы установление межпредметных связей? |
Да |
Да |
Да |
7. Является ли установление межпредметных связей в данном случае доступным для учителя? Почему вы так считаете? |
Да, потому что для учителя все расписано и разработано. |
Да, потому что для учителя все расписано и разработано. |
Да, потому что для учителя все расписано и разработано. |
8. Указаны ли в программе дидактические и психологические концепции, принципы, идеи, на которых должен строиться процесс обучения математике по данной программе? |
Да |
Да |
Да |
9. Соответствует ли отбор учебного содержания программы принципам научности и доступности? В чём это проявляется? |
Соответствует. Доступность проявляется в наглядности. |
Соответствует. Доступность проявляется в наглядности. |
Соответствует. Доступность проявляется в наглядности. |
10. Реализуется ли в содержании программы идея преемственности обучения? Каким образом? |
Да. Благодаря непрерывному обучению с дошкольного этапа и до окончания общеобразова-тальной школы. |
Да |
|
11. Сформулированы ли в программе краткие методические рекомендации по преподаванию данного курса или раздела? |
Да |
Да |
Да |
12. Достаточно ли этих методических рекомендаций для эффективного преподавания курса? |
Да |
Да |
Да |
13. Являются ли, с вашей точки зрения, предложенные в программе методические рекомендации целесообразными? Почему? |
Да, являются. Они полностью соответствуют содержанию программы. |
Да, являются. Они полностью соответствуют содержанию программы. |
Да, являются. Они полностью соответствуют содержанию программы. |
14. Определены ли в программе требования к прогнозируемым результатам образовательного процесса по окружающему миру? |
Да |
Да |
Да |
15. Насколько чётко и конкретно это сделано? |
Все прогнозируе-мые результаты расписаны достаточно четко и конкретно. |
Все прогнозируе-мые результаты расписаны достаточно четко и конкретно. |
Все прогнозируе-мые результаты расписаны достаточно четко и конкретно. |
16. Все ли необходимые аспекты учтены? |
Да |
Да |
Да |
17. Достижимы ли, с вашей точки зрения, эти результаты? |
Да |
Да |
Да |
18. Предполагаются ли программой лабораторные, практические работы учащихся? |
Да |
Да |
Да |
19. Соответствует ли их тематика основному содержанию программы и логике её изучения школьниками? |
Да |
Да |
Да |
20. Насколько реальна организация этих лабораторных и практических работ в условиях современной школы? Почему вы так думаете? |
Их организация реальна, ведь современные школы достаточно оснащены всем необходимым. |
Их организация реальна, ведь современные школы достаточно оснащены всем необходимым. |
Их организация реальна, ведь современные школы достаточно оснащены всем необходимым. |
21.Соблюдено ли в программе оптимальное соотношение между интеллектуальной и практической деятельностью учащихся? Обоснуйте свою точку зрения. |
Да |
Да |
Да |
Анализ школьных учебников
Параметры для анализа |
Авторы и названия учебников |
||
Вахрушев Бурский Раутиан. Окружающий мир 2 класс 1 часть |
Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир 2 класс часть 1
|
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 2 класс часть 1 |
|
1. Научность излагаемого материала на уровне современного развития науки и техники. |
+ |
+ |
+ |
2. Тесная связь содержания с жизнью. |
+ |
+ |
+ |
3. Подтверждение теорий примерами. |
+ |
+ |
+ |
4. Указания на практическое значение и применение изучаемого материала. |
+ |
+ |
+ |
5. Системность и последовательность изложения учебного материала. |
+ |
+ |
+ |
6. Учет при изложении учебного материала возраста и познавательных возможностей учащихся. |
+ |
+ |
+ |
7. Наличие заданий для самостоятельной работы учащихся (программных наблюдений, упражнений, опытов и т.д.) и методических указаний к ним. |
+ |
+ |
+ |
8. Наличие вопросов и заданий для повторения и контроля. |
+ |
+ |
+ |
9. Простой, литературный, образный, доступный пониманию учащихся язык изложения. |
+ |
+ |
+ |
10. Наличие иллюстраций, схем, таблиц, фотографий и т.д. |
+ |
+ |
+ |
11.Прочность. |
+ |
+ |
+ |
12. Эстетичность внешнего оформления. |
+ |
+ |
+ |
13. Оптимальный объем. |
+ |
+ |
+ |
14. Соответствие структуры и содержания соответствующей учебной программе. |
+ |
+ |
+ |
15.Наличие основных выводов после каждой темы или параграфа. |
+ |
+ |
+ |
16.Наличие словаря основных терминов. |
+ |
+ |
+ |
17. Наличие алфавитного указателя. |
+ |
+ |
+ |
18. Наличие подробного содержания. |
+ |
+ |
+ |
19. Наличие правил пользования учебником для учащихся. |
+ |
+ |
+ |
20. Выделение новых терминов в тексте учебника. |
+ |
+ |
+ |
22. Наличие подробного лабораторного практикума для учащихся |
+ |
+ |
+ |
23. Наличие рабочей тетради на печатной основе к учебнику. |
+ |
+ |
+ |
Анализ методических пособий
Параметры для сравнения |
Авторы и названия методических пособий |
||
Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В. Окружающий мир. 2 класс. Методические рекомендации для учителя |
Поглазова О.Т. Окружающий мир Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций |
М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Ю. В. Саркисян, Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс |
|
1. Предисловие |
+ |
+ |
+ |
2. Соответствие учебной программе |
+ |
+ |
+ |
3. Наличие целей и задач |
+ |
+ |
+ |
4. Развитие основных понятий раздела. |
+ |
+ |
+ |
5. Наличие тематического и поурочного планирования |
+ |
+ |
+ |
6. Наличие методических рекомендаций к урокам. |
+ |
+ |
+ |
7. Наличие методических рекомендаций по работе с учебниками и рабочими тетрадями. |
+ |
+ |
+ |
8. Наличие разработок уроков. |
+ |
+ |
+ |
9. Наличие системы контроля знаний и умений учащихся. |
+ |
+ |
+ |
10. Наличие дополнительных сведений. |
+ |
+ |
+ |
11. Наличие списка дополнительной литературы. |
+ |
+ |
+ |
12. Наличие содержания (оглавления). |
+ |
+ |
+ |
Анализ рабочих тетрадей
Параметры для сравнения |
Авторы и названия рабочих тетрадей |
||
Вахрушев А.А., Бурский О.В. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. |
Поглазова Шилин. Окружающий мир 2 класс Рабочая тетрадь 1 часть. |
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс 1 часть. Рабочая тетрадь. |
|
1. Соответствие учебной программе. |
+ |
+ |
+ |
2. Соответствие учебнику. |
+ |
+ |
+ |
3. Структурирование материала по темам или параграфам учебника. |
+ |
+ |
+ |
4. Наличие инструкции по работе с тетрадью. |
+ |
+ |
+ |
5. Наличие сезонных (фенологических) заданий, в том числе летних. |
+ |
+ |
+ |
6. Характер иллюстраций |
+ |
+ |
+ |
7. Предоставление пространства для выполнения рисунков учащимися. |
+ |
+ |
+ |
8. Возможности для оформления лабораторных и практических работ в рабочей тетради. |
+ |
+ |
+ |
9. Степень охвата заданиями тем соответствующего раздела. |
+ |
+ |
+ |
10. Разнообразие заданий. |
+ |
+ |
+ |
11. Структурная четкость и адекватность задания схем, рисунков, таблиц. |
+ |
+ |
+ |
12. Занимательный характер заданий. |
+ |
+ |
+ |
13. Наличие инструкций для проведения лабораторных, практических работ и домашних экспериментов. |
+ |
+ |
+ |
14. Виды заданий: - на воспроизведение знаний; - на установление причинно-следственных связей; - на классификацию; - на сравнение. |
+ |
+ |
+ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.