Анализ вклада Я.А. Коменского в развитие дидактики
Большой вклад в развитие педагогической науки внес выдающийся чешский педагог, писатель, великий мыслитель, общественный деятель XVII века, основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский – чешский педагог, писатель, общественный деятель и епископ Чешскобратской церкви. Он является основоположником классно-урочной системы, систематизатором и новатором в области педагогики и преподавательской деятельности.
Его первым трудом является наиболее полный и очень полезный словарь под названием «Сокровищница чешского языка», где он не только даёт перевод многих непонятных для того времени слов, но даже указывает сферу их применения и особенности употребления.
Далее из-под его пера выходят такие книги, как «Открывая дверь к языкам» (1631), «Материнская школа» (1632), «Физика» (1633) и многие другие учебники, которые становятся полезной литературой не только для преподавателей, но и для студентов разных направлений.
Я.К. Коменский - великий чешский педагог называл дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». Он полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания.
Россия и её школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют большой интерес к наследию этого великого педагога. В 1700 г. в Москве была учреждена переводческая школа, в которой пользовались учебниками Я. А. Коменского, внедряя его метод обучения. Среди учебных книг большое распространение получила «Открытая дверь языков», «Мир в картинках» и др. Я. А. Коменский создал первую в истории педагогики научную теорию обучения — дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Главным трудом его жизни является «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1643–1670), состоящий из 7 частей, в которых изложил четкую концепцию преобразования человеческого общества. К сожалению, этот труд завершить при жизни ему так и не удалось. Для большинства педагогов наибольший интерес представляет 4 часть труда «Пампея», посвященная всем аспектам воспитания и образования, объединяющая все педагогические идеи Я. А. Коменского. Основная задача этого труда — указать людям, как следует готовить подрастающее поколение для перестройки существующего, весьма несовершенного человеческого общества.
Безусловно, центральным трудом педагогической теории Я. А. Коменского по праву считается «Великая дидактика» (1633–1638). Задуманная ещё в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастая различными дополнениями и приложениями. Полное название звучит как: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».
Такое длинное название характерно было для книг того времени. Заменяя собой современную аннотацию, оно знакомило читателя с книгой, ее содержанием. Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них посвящена пользе дидактики в целом, вторая адресована всем читателям, а третья — «ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей».
Понятие «дидактика» как теория обучения было введено ученым Вольфгангом Ратке в XVI в. Однако содержание и смысл этому понятию дал именно Я. А. Коменский. Он определил дидактику как универсальное искусство всех учить всему. «Руководящей основой дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…». Для достижения этой цели автор поделил свою книгу на 33 главы.
Педагогическая деятельность, по его мнению, является одним из важнейших общественных дел и должна всячески поддерживаться общественной организацией. Школа должна иметь «достаточный запас панметодических книг», для подготовки которых требуется объединение «талантливых и не боящихся труда ученых мужей». Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.
«Обучение всех всему» основывается на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, а образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить легко, быстро и прочно, должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Для реализации этой идеи Я. А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.
Так первой ступенью, по мнению Я. А. Коменского, должна стать материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения об окружающем мире, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания этого периода педагог считал трудовое и нравственное.
На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я. А. Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей.
Средняя школа в системе Я. А. Коменского — это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др.
Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией, которая должна открываться в каждом государстве. В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний. «Пансофия — всеобщая мудрость, в его представлении,— истинное знание всеми людьми всего самого важного о мире, знание, приведенное в логическую систему и изложенное в единой энциклопедической книге».
В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы: 1. Принцип наглядности обучения.
2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.
3. Обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. Педагог требовал располагать учебный материал «по ступеням возраста, чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия».
4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.
Выделенные Я. А. Коменским принципы послужили толчком к созданию новой универсальной классно-урочнойсистемы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения.
Вопросы воспитания и обучения Я. А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая приоритет процессу обучения. Цель воспитания, по его мнению, — подготовка человека к вечной жизни. Он выделял следующие составные части воспитания: научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Ведущая роль отводилась именно нравственному воспитанию. Большую роль в этом воспитании играли родители и семья в целом. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я. А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине, вместе с тем стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту. Он считал, что следует поддерживать дисциплину хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным расположением к ученикам. «Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть».
Кроме того, Я. А. Коменский считал, что «учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд» [4, с.154]. «Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному» [4, с.156]. Учитель должен постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием.
Выдающимися заслугами Я. А. Коменского являются:
- разработка им научно обоснованной целостной системы школ в соответствии с возрастной периодизацией;
- определение содержания обучения на каждой ступени образования;
- выделение основных принципов обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельность и активность учеников в процессе обучения;
- создание и обоснование классно-урочной системы.
Кроме того, Я. А. Коменского можно считать основоположником современных представлений о непрерывном образовании. В его работах содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования.
Разнообразные труды этого выдающегося чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Можно с уверенностью сказать, что Ян Амос Коменский, его взгляды, работы — это не только история, а в значительной степени и современность прогрессивного человечества, его труды внесли огромный вклад в развитие педагогической науки и всей дидактики в целом.
Великая заслуга Я. А. Коменского перед человечеством состоит в том, что он смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Учитывая все ценное, что было накоплено его предшественниками, создал педагогическое учение, которое и по настоящее время сохраняет свою актуальность.
Сравнительная характеристика учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей обучения
Модель обучения |
Цель |
Задачи |
Девиз |
Способы общения |
Тактика |
Место игры в процессе обучения |
Ожидаемые результаты |
Личностно-ориентированная |
содействовать становлению ребёнка как личности.
|
Создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование образа «Я»; ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»); автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов). |
Индивидуальный подход есть необходимый фактор развития индивидуальности. Развитие способностей эффективно, если мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен. |
Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
|
Сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
|
Исключительное значение придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает мир человеческих отношений, способы их регуляции. |
Расширение степеней свободы ребенка, его способностей, прав, перспектив и т.д. |
Учебно-дисциплинарная |
Вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание |
Реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребёнка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.
|
В ходе взаимодействия делай как я |
Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
|
Диктат или опека.
|
Центром педагогического процесса являлась фронтальная форма работы с детьми, занятия по типу школьного урока |
К результатам относятся взаимное отчуждение взрослых и детей, дети теряют инициативу, послушание детей позволяет им жить по двойному стандарту: «для себя» и «для тёти» |
Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании.
№ |
Название технологии |
Формы организации |
Цель использования технологии |
Примечание |
1. |
Здоровьесберегающие технологии
|
динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.) подвижные и спортивные игры контрастная дорожка, тренажеры стретчинг ритмопластика релаксация утренняя гимнастика физкультурные занятия бассейн точечный массаж (самомассаж) спортивные развлечения, праздники День здоровья СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра) Игротренинги и игротерапия Занятия из серии «Здоровье» |
обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. |
|
2. |
Технологии проектной деятельности |
«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах; «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб. |
Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. |
|
3. |
Технология исследовательской деятельности |
- эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия. |
сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. |
|
4. |
Информационно-коммуникационные технологии |
образование с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). |
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. |
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий: Недостаточная методическая подготовленность педагога Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях Бесплановость, случайность применения ИКТ Перегруженность занятия демонстрацией.
|
5. |
Личностно - ориентированная технология |
ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. |
содействовать становлению ребёнка как личности.
|
противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности. |
6. |
Технология портфолио дошкольника |
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. |
отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений, повышение образовательной активности дошкольников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого воспитанника |
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. |
7. |
Игровая технология |
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
|
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка. |
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. |
8. |
Технология «ТРИЗ» |
использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. |
формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. |
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы. |
9. |
Технология интегрированного обучения |
использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Примерная структура: - вводная часть: создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (н-р, что произойдёт, если на планете не будет воды?); - основная часть: новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря; - заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование); Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.
|
является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста.
|
Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия. Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии: - сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. - проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни». |
10. |
Технологии создания предметно-развивающей среды |
Построение предметно-развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. |
Развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. |
|
Конспект НОД по работе с ментальной картой
Цель: Систематизировать целостные представления о жизни диких животных на основе ментальной карты
Задачи:
1.Углубить представления детей о диких животных наших лесов: медведе, волке, еже, лисе, зайце, лосе и белке.
2. Закрепить знания детей о жилищах животных, детенышах, способе питания, способе защиты.
3.Учить создавать интеллектуальный продукт – карту памяти по теме «Дикие животные» и с ее помощью структурировать информацию.
4.Продолжать учить при построении карты памяти охватывать материал «единым взором», воспринимать материал как единое целое.
5.Учить детей использовать в речи грамматически правильные формы притяжательных прилагательных, существительных в нужном числе и падеже, кратких и развернутых предложений.
6.Воспитывать гуманное отношение к диким животным, осознание их значимости и необходимости в природе.
Предпосылки УУД
Личностные: воспитывать нравственные ориентиры (бережное отношение ко всему живому)
Регулятивные: умение отвечать по очереди на заданные вопросы взрослого
Познавательные: умение формировать логическое мышление
Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность в парах, умение рассуждать на заданную тему.
Личностные: умение подводить промежуточные итоги занятия.
Интеграция: познавательное развитие, художественно-эстетическое.
Материал: карта, картинки: жилища животных, питание, семья, способы защиты.
Словарь: хищники, травоядные, всеядные, жилище, способы защиты, карта памяти
Ход занятия
1.Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Посмотрите, тут кто-то оставил нам письмо. Это письмо от семи гномов. Вспомните, в какой сказке жили гномы? (Белоснежка и 7 гномов)
Воспитатель зачитывает письмо: «Сегодня утром вокруг нашего дома дикие животные оставили следы. Следов очень много. Отгадайте по следам, какие животные оставили эти следы и расскажите нам о их жизни».
Загадки о животных.
В. Молодцы. Вы сумели распознать следы диких животных.
- Почему их так называют? (Потому, что они живут в лесу, сами воспитывают детенышей и добывают себе еду, умеют строить жилища).
- В. Хотите сегодня вспомнить на нашем занятии все, что мы знаем о диких животных? (Да)
2. Основная часть
- В этом нам поможет карта памяти. Вот она. В центре карты мы поместим картинку диких животных (прикрепляет)
От центра карты в разные стороны отходят ветки разного цвета. Каждая ветка обозначает что-то из жизни животных. Что мы знаем о жизни животных?
Д.-где они живут. Хорошо. Вот эта ветка синего цвета будет обозначать жилища животных. Чтобы запомнить – кладем картинку «Жилища» (кладет ребенок).
Д.- чем питаются. (Наводящий вопрос: Им нужна пища?) Хорошо. Вот эта ветка оранжевого цвета будет обозначать пищу животных. Чтобы запомнить – кладем картинку «Пища» (кладет ребенок).
Д.- какая у них семья. Хорошо. Вот эта ветка розового цвета будет обозначать семью животных. Чтобы запомнить – кладем картинку «Семья» (кладет ребенок).
Д.- как они защищают себя (наводящий вопрос - Что они делают в случае опасности?). Хорошо. Вот эта ветка коричневого цвета будет обозначать способ защиты от опасности животных. Чтобы запомнить – кладем картинку «Когти» (кладет ребенок).
Мы с вами выделили основные ветки нашей карты памяти. Теперь мы будем заполнять карту памяти дальше. А помогут нам в этом разные задания.
Сейчас мы с вами выполним задание для ветки «Семья».
Задание 1
1.Игра «Назови семью» (словесная игра)
Воспитатель: У каждого животного есть семья. От большой розовой ветки мы нарисуем несколько тонких веток такого же цвета для семьи каждого животного. (рисует 7 веток)
- Я буду вам показывать картинки животных, а вы скажете, чья это семья и назовете членов семьи.
Показываю картинку медвежьей семьи.
- Назовите, чья это семья и членов семьи. (Это медвежья семья. Мама-медведица, папа-медведь, дети-медвежата)
- Возьмите на столе картинку медвежьей семьи и прикрепите к маленькой веточке.
Ребенок берет картинку семьи и прикрепляет ее к ветке «Семья».
Далее аналогично.
Молодцы. Вы правильно назвали семьи животных. Сколько семей у нас получилось? (7).
- Кто из вас сможет назвать, какие семьи есть у животных? (Один ребенок называет еще раз семьи).
- Молодцы. Справились с заданием.
Задание 2. - Какую ветку на карте памяти мы будем заполнять дальше? Как называется эта ветка? (способы защиты)
- От большой коричневой ветки мы нарисуем несколько тонких веток такого же цвета. Каждая тонкая ветка будет обозначать способ защиты животного (рисует 7 веток)
В. Животных в лесу подстерегает много опасностей. Поэтому у каждого есть способ защиты. Давайте представим, что случилось бы, если бы у них не было бы способов защиты.
Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»
В. Ребята, представьте себе, что было бы, если бы у зайца не было бы таких длинных лап?
Д. Он не смог бы убежать от лисы и волка
В. Прикрепите способ защиты зайца на нашу карту памяти.(ребенок прикрепляет)
В. А что было бы, если бы у лисы не было такого большого хвоста?
Д. Ей нечем бы было заметать следы, и охотники ее поймали бы.
В. Прикрепите способ защиты лисы на нашу карту памяти.(ребенок прикрепляет)
В. А что было бы, если бы у волка не было бы таких больших зубов?
Д. Его смогли бы поймать охотники и сделать из его меха шубу.
В. Прикрепите способ защиты волка на нашу карту памяти.(ребенок прикрепляет)
В. Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста?
Дети. Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль.
В. Прикрепите способ защиты белки на нашу карту памяти (ребенок прикрепляет)
В. А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?
Д. Ему трудно было бы спасаться от врагов.
В. Прикрепите способ защиты ежа на нашу карту памяти.(ребенок прикрепляет)
В. А что было бы, если бы у лося не было таких больших рогов?
Д. Его смог бы съесть волк.
Прикрепите способ защиты волка на нашу карту памяти.(ребенок прикрепляет)
Воспитатель. На все мои вопросы вы дали правильные ответы. Молодцы!
Кто из вас еще раз назовет способы защиты животных? (Один ребенок еще раз называет способы защиты животных).
Физкультминутка.
Нам надо отдохнуть,
Наши ручки встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, -
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Садитесь на стульчики. Молодцы. Мышки-то норки свои нашли. Давайте и другим животным поможем найти свои дома.
Есть у каждого свой дом,
Нам тепло, уютно в нём,
И лесным животным тоже
Домик свой найти поможем.
Задание 3
Д/и "Найди жилище".
- Ветка, какого цвета обозначает жилища животных? (синяя)
- От большой синей ветки мы нарисуем несколько тонких веток такого же цвета для жилища каждого животного (рисует 7 веток)
- В этом задании надо для каждого животного найти его жилище. Работать мы будем в парах. Посмотрите. На столе лежат перевернутые картинки с изображением животных и их жилищ. Вы должны взять себе по одной карточке и объединится в пары, так, что бы каждое животное поселилось в свое жилище. (Дети объединяются и садятся, в паре называют жилище животного и прикрепляют его изображение в нужное место)
Живут волки в логове.
Всю зиму медведь спит в берлоге.
Белка живёт в дупле дерева.
Живут лисы в норах.
Заяц живет под кустом.
Еж живет под пеньком дерева.
Для лося – лес.
- Кто из вас сможет назвать все жилища животных? (Один ребенок называет еще раз жилища).
В. Молодцы. Справились с заданием.
Задание 4.
Все животные нашли свои дома, и теперь они могут пообедать.
В лесу, чтобы выживать,
Пищу
нужно добывать.
Вы скажите поскорей
Кто что любит из зверей!
- Какую ветку на карте памяти мы будем заполнять дальше? (пища)
- В. А вы знаете, чем питаются дикие животные? (Да)
Д/и «Кто что ест?»
Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, чем питаются дикие животные и как их различают по способу питания.
(На столе лежат картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д)
Возьмите со стола по одной картинке и расскажите, кто может этим питаться.
В. Что у тебя на картинке? (Грибы). Кто питается грибами? (Белка, еж, медведь). Опрашиваю всех детей.
В.А как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные или всеядные).
- Кто такие травоядные? (те, кто питается растениями).
-Кто такие хищники? (те, кто питается другими животными).
-Кто такие всеядные животные? (те, кто питается травой и другими животными).
На карте памяти от оранжевой ветки, которая обозначает пищу животных, нарисуем круг зеленого цвета, чтобы прикрепить в него пищу для травоядных животных. Прикрепите растения для травоядных животных в зеленый круг.
(Дети прикрепляют)
- На карте памяти от оранжевой ветки, нарисуем круг красного цвета, чтобы прикрепить в него пищу для хищных животных. У кого пища хищных животных прикрепите свои картинки в красный круг.
- А где будет находиться пища для всеядных животных?
- Молодцы. Кто назовет, чем питаются дикие животные и как их различают по способу питания. (Один ребенок называет еще раз способы питания животных).
В. Все задания выполнили. С помощью карты памяти мы вспомнили все, что знали о диких животных.
А чем похожи дикие животные? (у них есть семья, жилища, они все питаются и защищаются). По мере называния все показываю на карте.
А чем они отличаются? (у них разные жилища, способы питания и способы защиты, семьи) По мере называния все показываю на карте.
- Ребята, как вы думаете, нужны ли вообще дикие животные? (Да, нужны.)А для чего? (Они дают людям мех, мясо. Из рогов оленей делают лекарства. Они в лесу поддерживают порядок. Хищники уничтожают слабых и больных животных)
- Совершенно верно. Прежде человек на всех хищников смотрел как на злейших врагов. Но оказалось, что они для природы не только полезны, а просто необходимы. Хищники никогда не нападут первыми на людей, если это и случается, то очень редко.
Как вы думаете, мы все вспомнили про диких животных? (Да).
Мы выполнили просьбу Белоснежки и гномов? Смогли рассказать и жизни диких животных? (Да)
Рефлексия.
-Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Скажите, а вам понравилось сегодня наше занятие? Вам понравилось заполнять карту? Что больше всего вам понравилось? Почему? Какая игра вам понравилась больше? Почему? (Ответы детей).
Примерное содержание работы с одаренными детьми в ДОО.
Вид одаренности |
Методы работы, использованные воспитателем |
Краткое описание |
Литературная |
Составление рассказов, пересказы, литературные конкурсы |
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. - Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребёнком с использованием раздаточного дидактического материала; - упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. |
Спортивная |
Спортивные мероприятия, спортивные состязания фотовыставки «моё спортивное лето», «спортивные традиции моей семьи»
|
Принятие участие в спортивных соревнованиях Подготовка фото для участия в выставках |
Интеллектуальная |
В работе можно использовать различный занимательный материал: головоломки, ребусы, игры-лабиринты. |
Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата: дети очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его; задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих; группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений; наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой. |
Творческая |
«Мягкое соревнование»
«Сумасшедший архитектор».
«Неоконченный рисунок» «Придумай название» «Рифмоплет» |
Реализуется в соответствии со следующими правилами: групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные; команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников; критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных. Необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов. Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель. Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности. Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя. «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы. «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
|
Лидерская |
«Наше настроение»
«Учимся понимать чувства других людей»
«Наши мечты» |
познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.
познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.
продолжать закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях; учить сознательно управлять своими эмоциями (обидами); формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.