Анализ воспитательной работы

  • Документация
  • docx
  • 26.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаю образец анализа воспитательной работы , исходя из задач, поставленных в рабочей воспитательной программе
Иконка файла материала Анализ ВР за 2020-21.docx

Учебно-воспитательный процесс в 9б классе в 2020-2021 учебном году осуществлялся в соответствии с Программой воспитания, социализации и внеурочной деятельности МБОУ «Чистогорская СОШ», с учётом  программы развития школы, с соблюдением конвенции о правах     ребёнка, закона РФ «Об образовании».

В 2020- 2021 учебном году продолжилась работа по формированию навыков культуры цивилизованного общения и норм социального поведения, формированию познавательных интересов к различным областям знаний, формированию потребностей к достижению успехов и самоутверждению в различных сферах деятельности, а также формированию гражданской позиции и патриотическому воспитанию.

 

Целью воспитательной работы являлось создание условий для саморазвития, самореализации, личностного и профессионального самоопределения учащихся.

 

Воспитательная работа велась по 6 направлениям : интеллектуальное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, спортивно - оздоровительное , профориентационное и безопасность жизнедеятельности.  Мероприятия, запланированные в 2020-2021 учебном  году, опирались на 4 модуля: классное руководство, ключевые общешкольные дела, самоуправление и профориентация, и были направлены на реализацию следующих задач:

 

1. Формирование  чувства долга и ответственности за свою страну. Осознание своих прав и обязанностей

2. Создание условий для  личностного и профессионального самоопределения на этапе подросткового возраста.

3.  Формирование стремления к развитию и совершенствованию своих творческих способностей.

4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. 

 

 

Первая задача была обусловлена тем, что в последние годы понятие патриотизма в сознании подрастающего поколения носит весьма расплывчатый характер. На фоне внутриполитической обстановки в стране утратилось понятие «любовь к Родине» в широком смысле , т.е. к России в целом.  Когда детей спрашиваешь о том, что в их понятии значит любить свою родину, звучат ответы « значит, хорошо учиться и трудиться, беречь экологию, не нарушать законы». Однако дети не понимают главного: любовь к родине начинается с уважительного отношения к прошлому своей страны,  своего поселка и своей школы, к их культуре, законам, традициям , а также с осознания учащимися своей причастности к судьбе своего поселка, района, области, страны и , конечно, родной школы.  Ведь даже спустя долгие годы человек бережно хранит в сердце воспоминания о своих школьных годах, о своих товарищах, об учителях. Именно с этого, по моему мнению,  и начинается истинный патриотизм (при условии, если бывшему ученику есть что вспомнить, если он вносил свой вклад в общие дела класса, школы). Подростку также важно научиться понимать, что у него в школе, на улице, в семье есть не только права, но и обязанности, исполнять которые – долг каждого гражданина.  Исходя из вышесказанного, решению данной задачи помогали следующие мероприятия:

  • беседы « Трагедия Беслана 1-3 сентября», «Незнание Устава школы – не оправдание!», «День народного единства», «Что я знаю о Конституции РФ»,  «3 декабря – день Памяти Неизвестного солдата», «26 января – день рождения Кемеровской области»,
  • Классные часы « Человек и Закон» (деловая игра), «Высокомерие-один из великих пороков», «Подвиг Сталинграда», «Блокада Ленинграда», «Вспомним, ребята, мы Афганистан…», викторина «День Космонавтики», «Мы просто другие» (о детях-аутистах)
  • Классные праздники (Новый год, развлекательные часы к 8 Марта и 23 февраля)
  • Организационные классные собрания, оформление классного уголка, выпуск газет,  выполнение общественных поручений, трудовые мероприятия и т.д.
  • участие в таких акциях , как «Неделя Добра»,  «Бессмертный полк», «Свеча Памяти», «Письмо Солдату»
  • военно-спортивная игра среди 9-11 классов
  • Регистрация учащихся на платформах «Кузбасс-онлайн», «Большая перемена»
  • Дистанционное участие в акции «Этнографический диктант»

 

Вторая задача была направлена на создание условий для  личностного и профессионального самоопределения подростков. В подростковом возрасте устанавливаются системы взглядов и ценностей человека, это возраст проб и ошибок, когда возникает стремление найти свое «Я», определить границы своих возможностей, подтвердить свое назначение в этом мире.  В это время складываются и формируются устойчивые нормы поведения, черты характера и способы эмоционального проявления переживаний. 

К числу наиболее важных качеств подростка в рамках личностного самоопределения относят: стремление к самореализации; уверенность в своих силах; самостоятельность взглядов и суждений; чувство собственного достоинства; поглощённость учебой; способность критически относиться к себе и окружающим; восприимчивость и открытость по отношению к новому и др.

 

Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.

 

Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых компетенций, но и обладать такими личностными качествами, которые позволят им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Созданию условий для  личностного и профессионального самоопределения подростков способствовали следующие мероприятия:

·         Регистрация на платформе «Билет в будущее»

·         Виртуальные экскурсии на классных часах по средним профессиональным учебным заведениям Новокузнецка, Кемерова, Томска и др. близко расположенных городов

·         Экскурсия группы учащихся в медколледж г. Новокузнецка и их рассказ об этом заведении

·         Кл.часы «В поисках будущей профессии», «Профессии и здоровье»,  «Пути получения профессии»,

·         Тренинги и тестирования «Я работать бы пошел, пусть меня научат», «Как определить свое призвание?», онлайн-тестирования по профессиональным пробам

·         Беседы «Сто дорог- одна твоя», «Труд в нашей жизни», «Навстречу судьбе»

·         Работа школьного психолога

 

Развитие творческих способностей подростка, а также создание условий для его самоопределения и самореализации является одной из задач, поставленных законом «Об образовании» Российской Федерации 

В подростковом возрасте начинает меняться социальная позиция обучающегося,  ему хочется занять  определенное место в коллективе, в обществе и в жизни. Это подталкивает его к постоянному самовыражению и, как следствие, проявлению творческой активности и самостоятельности в решении проблем.

Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске 

Задача по формированию стремления к развитию и совершенствованию своих творческих способностей была направлена, в первую очередь, на раскрытие потенциала учащихся как в учебе, так и во внеурочной деятельности, на вовлечение  обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, которые способствовали бы их сплочению и положительному взаимовлиянию.

 Каждый ребенок обладает определенными способностями и талантами, но некоторые боятся или не хотят их показать. Поэтому для меня важно  выявить склонности учащихся, их тайные желания, увлечения, а также уровень учебной и общественной мотивации.

  Учебный год на «4» и «5» закончили 13 человек, что на 3 хорошиста меньше , чем в прошлом году (Балашов Дима, Пуценко Дима и Глотова Ксения закончили школу с оценками «3» по математике).  Неуспевающих по итогам четвертей и года  нет. У многих ребят появилась мотивация к учебе , об этом говорят результаты анкетирования , где дети отмечали , что учеба нужна им для того, чтобы  поступить в институт,  выбрать хорошую работу, получать много денег (в прошлые годы многие из них выбирали мотивацией к учебе требования родителей).

В этом году дети участвовали в предметных олимпиадах, НПК  и в конкурсах. Самым активными участниками были Кузнецов Роман, Чудинова Настя, Гамбарова Ангелина, Латышева Наташа, Брыкова Ксения, Сафаралиева Арина   и Ефремова Настя. Гурова Дарья получила  место на районной НПК по русскому языку, Ефремова Настя стала победительницей районного этапа Всесоюзного конкурса сочинений, Брыкова Ксения участвовала в региональном творческом констала участницей курсе «Зеленый листок».

В  течение года велась работа с активом класса, который можно считать сложившимся. Учащиеся осознанно выбрали поручения и добросовестно их исполняли в течение всего года. Очень хорошо и ответственно справлялись со своими поручениями Лебедева Женя (третий год мэр класса) и Гамбарова Ангелина (заместитель мэра), Толмачева Полина и Мальцев Гордей (физорги), Ефремова Настя (ответственная за столовую), Ряшина Вероника (ответственная за журнал). Чудинова Настя, Гамбарова Ангелина и Лебедева Женя  стали деятельными  членами школьного актива. Самостоятельность и креативность  при выполнении творческих заданий,  выпуске школьных стенгазет проявляли Глотова Ксения, Баринова Вика, Сафаралиева Арина, Ефремова Настя, Брыкова Ксения. 

Все дети в классе принимали практически в одинаковой степени участие в мероприятиях, позволяющих всесторонне показать и раскрыть свои таланты:  петь, танцевать, рассказывать стихи, показывать сценки. Ребята принимали участие в таких классных и  общешкольных мероприятиях, как  классные огоньки к 2 февраля и 8 Марта, дни именинника, «Лидер-2020»(Чудинова Настя, лауреат), конкурс «Мисс Чистогорская школа - 2021»(Ряшина Вероника, участница),  в праздновании общешкольного новогоднего вечера, дня рождения «Содружества», в мероприятии «Последний звонок», во всех трудовых и спортивных мероприятиях и т.д. Третий год подряд стараюсь привлекать к подобным мероприятиям малоактивных ребят, выделяя им ведущие роли (Букин Саша, Нерсесян Коля, Ванисов Илья, Ивлев Семен). В 9 классе раскрылись музыкальные таланты Кузнецова Ромы и Букина Саши, которые аккомпанировали на гитарах исполнение песни на «Последнем звонке».

 

 

                                                                                   

                                                                                                 

 

Последняя задача - формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек- включает в себя  воспитание человека здорового как физически, так и психологически, поэтому очень важно не только привлекать учеников к спортивным мероприятиям, прививать им навыки здорового образа жизни, но и учить быть неконфликтными, толерантными, способными уважать не только себя, свой комфорт, свое здоровье и жизнь,  но и думать о других людях, иначе о каком психическом здоровье может быть речь. 

Для реализации данной задачи были проведены следующие мероприятия:

  • Классные часы «Как вести себя в конфликтных ситуациях», «Детки в пивной клетке», «Не сломай судьбу свою», «Язык, мимика, жесты как средство общения», «Наследственные болезни», «Не торопись взрослеть» (для девочек о вреде ранней половой жизни»,
  • Беседы «Биологические добавки», «Ловушки для современной молодежи», «Телефон доверия», «10 декабря – День прав человека», «Внимание: неизвестные  предметы!», об опасностях в зимнее время, на воде, беседы-инструктажи по правилам безопасности во время каникул
  • Тренинг «Стресс в нашей жизни», «Учимся сдавать экзамены»
  • Урок безопасности «Экстремисты – кто они?»
  • Контроль за занятостью учащихся во внеурочное время ( все учащиеся были заняты в кружках, секциях, во внеурочной деятельности)
  • Диагностики конфликтности, самооценки личности.
  • Участие в школьных  соревнованиях по баскетболу и  по волейболу(1 место).

 

        В классе есть дети с различными хроническими заболеваниями: Балашов Дима, Букин Саша, Нерсесян Коля, Весь год вёлся мониторинг посещения и  здоровья. По - прежнему много занятий по болезни  пропустили Ивлев Семен и Баринова Вика.

В этом учебном году горячим питанием было охвачено 18 человек из 22 (17-родительская оплата, 1- льготное питание категории многодетной семьи), 4 человека питались принесенной из дома едой.

В воспитании и развитии учащихся опора делалась и на помощь родителей. Проведено 4 запланированных  родительских собрания, однако посещаемость родителями собраний в этом году снизилась по сравнению с прошлым годом на 5% и составила 70%. Причиной этому считаю активное использование родительского чата на Вайбере, где достаточно высокая информированность родителей по разным текущим вопросам, школьным новостям. Но в целом каждый из родителей хотя бы раз посетил школу, встретился с классным руководителем лично, по необходимости были встречи с учителями –предметниками и администрацией.

   В целом, в социально культурном развитии учащихся повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников и со взрослыми; повысилась правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум .

Сравнительные характеристики по критериям

На конец

2016– 2017г.

На конец

2017-2018г.

На конец

2018- 2019г.

На конец 2019-2020г.

На конец 2020-2021г.

Количество обучающихся

23

21

22

22

22

Количество обучающихся, состоящих на  внутришкольном учёте

1

0

0

1

      0

Количество обучающихся, проживающих в семьях СОП

__

1

1

1

      1

Количество обучающихся, охваченных внеурочной деятельностью

23

20

22

22

22

Количество участников олимпиад и конкурсов разного уровня

10

12

13

14

11

Количество коллективных поездок в г. Новокузнецк (экскурсии, просмотр к/ф, развлекательных центров)

3

2

2

0

0

Количество участий в  мероприятиях патриотической направленности

10

11

12

Более 16

Более 20

Количество участий в  мероприятиях социальной  направленности

9

10

14

Более 16

Более 18

Количество мероприятий по профориентации

2

2

2

3

Более 15

Количество проведённых и посещённых спортивных мероприятий

8

9

9

3

    3

Уровень воспитанности класса

 

Средний

55%

Средний

58%

Средний

59%

Хороший

66%

Хороший 69%

Уровень сплочённости классного коллектива

68%

76%

82%

84%

86%

Уровень удовлетворённости обучающихся воспитательным и образовательным процессом

78%

89%

92%

93%

93%

Уровень нравственной самооценки

-

-

Высокий – 60%

Средний – 24%

Низкий – 16%

Высокий – 65%

Средний – 22%

Низкий -13%

Высокий – 67%

Средний – 22%

Низкий – 11%

Уровень сформированности толерантности

-

-

Высокий – 56%

Средний – 44%

Высокий- 60%

Средний – 40%

Высокий – 71%

Средний – 29%

 

В целом воспитательную работу в 9б классе можно признать удовлетворительной.

В 2021- 2022 учебном году  следует продолжить работу по формированию навыков культуры цивилизованного общения и норм социального поведения, формированию познавательных интересов к различным областям знаний, формированию потребностей к достижению успехов и самоутверждению в различных сферах деятельности, а также уделить внимание формированию гражданской позиции, патриотическому воспитанию.

 

Цель воспитательной работы на 2021-2022 учебный год:

 

развитие личности учащегося, с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме, создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания, здорового образа жизни.

 

Воспитание духовно-нравственного патриотичного человека, физически здоровой личности, готовой к    социализации в современном обществе.

 

Создание и сплочение классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого, создание благоприятных психолого-педагогических условий для духовно-нравственного развития обучающихся и сохранения их здоровья.

Задачи:

1. Создание условия для повышения социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума, поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности

 

2. Воспитание  и развитие  чувства справедливости, любви к семье, школе, Родине, развитие  гражданско-патриотических чувств и нравственных качеств учащихся.

 

3. Пропаганда здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам; развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения.

4. Развитие познавательных интересов учащихся, их  сознательного отношения к учению, к государственной итоговой аттестации (выпускным экзаменам в 11 классе

5. Организация  профориентационной работы с обучающимися.