Анализ воспитательной работы
За 2021 -2022 учебный год
3 класс «а»
(классный руководитель Чижевская Ирина Алексеевна)
Воспитательная
работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе
обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание
и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда,
игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и
самоуправления.
Цели и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были
направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование
детского коллектива, воспитание гражданско-патриотического направления, нравственности,
здорового образа жизни и развития эстетических чувств. Для решения
поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, классные часы,
беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание
комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного
отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались
творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Хотя работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.
Основным направлением воспитательной работы прошлого года было формирование детского коллектива . В 2021 – 2022 учебном году для работы в 3 классе мною была разработаны новые воспитательные задачи, которые способствуют реализации нравственного направления в воспитательной деятельности.
Воспитательные задачи на новый 2021 - 2022 учебный год
1. Через сотрудничество создать условия для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка. 2. Проводить работу по формированию основ позитивного социального поведения, привития чувства собственной ответственности за происходящее в классе, в школе, в округе. 3. Продолжить работу по созданию атмосферы добра, любви, взаимопонимания в классе и в школьном пространстве в целом. 4. Продолжить работу над повышением уровня культуры поведения, прививать навыки толерантности, учить общению друг с другом, с учителями, со взрослыми людьми, с младшими ребятами. 5. Обеспечить общее культурное развитие ребенка, максимально использовать возможности гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности.
Главная цель программы - формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
· обучение навыкам общения и сотрудничества;
· формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
· развитие коммуникативных умений в процессе общения;
· введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
.
Краткая характеристика коллектива
В классе обучается 15 человек,10 девочек, 5 мальчиков. Итоги года: отличников 3 – Дудоладова София,Шарипов Дамир, Якубенко Анастасия; ударников 8 – Гапанович Ярослав, Касымов Егор, ККоролева София, Кучеренко Анна, Патага Яна, Погребная Ева, Токарева Арина, Чернышева Софья; троечников 4 – Зуев Владимир, Михайленко Ульяна (русский язык), Стадник Валерия, Федоров Матвей.
Результаты педагогического мониториинга детского коллектива
По результатам диагностики школьной мотивации было выявлено:
· У 27% уч-ся высокая учебная активность, отношение к себе как к школьнику сформировано;
· У 23%уч-ся средний уровень мотивации, отношение к себе как к школьнику сформировано практически;
· У26%уч-ся проявляется внешняя мотивация, т.е.отношение к школе положительное, но привлекает больше внеучебная сторона школьной жизни;
· У16% уч-ся имеется низкий уровень мотивации,
· У 8 % выявлена школьная дезадаптация, отношение к школе негативное.
После проведения в классе диагностики по выявлению уровня самооценки:
· У 27 % уч-ся- адекватная самооценка;
· У 20 % уч-ся- заниженная самооценка;
· У 53 % уч-ся – завышенная самооценка.
После проведения в классе диагностики по выявлению уровня воспитанности :
· У 13 % уч-ся- средний;
· У 60 % уч-ся- хороший;
· У 27 % уч-ся – высокий.
Анализ педагогической диагностики класса показывает, что необходимо формировать адекватное представление учащихся о себе, своих способностях, давать объективную оценку учащимся, тем самым, показывая их реальные возможности. Для учащихся с заниженной самооценкой необходимо больше стимулировать к активности, хвалить и по возможности поощрять, что не все дети могут обратиться за помощью к учителям, что необходимо продолжить работу над созданием психологического климата в коллективе, чтобы все учащиеся чувствовали себя комфортно и могли реализовать свои способности.
Посещаемость учащихся класса хорошая, без уважительных причин не пропускают. Пропуски учащихся связаны с болезнями или по заявлению родителей. Большое влияние на развитие личности учащихся, формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей оказывают занятия в кружках, секциях (внеурочная деятельность). Учащиеся класса в свободное время заняты дополнительным образованием. Посещают кружки: «Грамотный читатель», «Развитие математических способностей», «Русские народные игры» , спортивные секции и кружки ( Зуев Владимир, Шарипов Дамир), художественно- эстетического направления ( Кучеренко Анна, Патага Яна, Погребная Ева, Якубенко Анастасия), шахматная школа - Зуев Владимир, Королева София, Михайленко Ульяна, Погребная Ева, Чернышова Софья, Якубенко Анастасия; «ИЗО. Мир творчества» - Королева София, Михайленко Ульяна, Погребная Ева, Токарева Арина, Якубенко Анастасия: Компьтерная академия «Шаг» Омск - Гапанович Ярослав; Школа телевидения Омск - Кучеренко Анна.
При составлении воспитательного плана, я руководствовалась общешкольным планом, но при этом каждое мероприятие, как классное, так и общешкольное было направлено на решение поставленных задач. Был создан классный уголок с названием, девизом, различными рубриками «Наш класс», «График дежурства», «С днем рождения», «Расписание уроков», «Наши планы». Командиром класса была – Кучеренко Анна. Все задания ребята выполняли ответственно, активно, стали переживать за свой класс, дети сплотились общими интересами и идеями. В коллективе положено начало самоуправлению - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Каждый из детей смог сам выбрать поручение себе по душе, если у ребёнка гас интерес к поручению, то давалась возможность сменить поручение. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Дети участвуют в планировании мероприятий, пытаются организовать свою деятельность. Пока это у них получается только под руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, творчество, организованность. Над этим предстоит работать и дальше.
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Навыки взаимоотношений между людьми, культура поведения в общественных местах формировались во время проведения классных часов и бесед:
« Планета друзей», «Поговорим о вежливости», « Как помириться после ссоры», « Зачем нужно учиться? Учиться это интересно» «Взаимопонимание в классе», «Как мы решаем конфликты», «Как стать настоящим другом?», и т.д. Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.
В течение года велась работа по формированию нравственных качеств . Ребята учились быть добрыми, милосердными, вежливыми, дружными, учились отличать плохие поступки от хороших во время бесед: «Манеры поведения», «Умей сказать: «Нет», во время часов общения
« Я могу волшебником быть», « Мы знаем окружающий мир», « Красная книга – книга памяти Родины», во время занятий-практикумов « Кто опрятен, тот приятен», « Ласковые слова маме» классный час «Наши меньшие друзья», «Дорога добра», «Чтим великий День Победы» и др.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление учащимися здоровья являются одной из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, снятия физической усталости. Приняли участие в общешкольных мероприятиях «Весёлые старты», конкурс по ППД, классный час « Азбука правильного питания», «Состав табачного дыма и его воздействие на организм» беседа, классный час по ПДД «Зимние забавы на дорогах – к чему они приводят», «О пользе пребывания на свежем воздухе» «Огонь ошибок не прощает!», и др. Важность данного направления требует продолжения в следующем учебном году.
В результате диагностики межличностных отношений в конце 3 класса были выявлены лидеры класса (Кучеренко Анна, Патага Яна, Шарипов Дамир) . Их ценят за ответственность, честность, любознательность и интеллектуальные способности. Дети подружились между собой. У них появились общие интересы и занятия. Ребята дружат не только в школе, но и за её пределами. Сложились добрые дружеские отношения между девочками и мальчиками. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Ученики прислушиваются к мнению своих одноклассников, им важно их мнение. К учёбе в школе относятся позитивно. Доброжелательно относятся к учителям, детям. Конфликты ещё в коллективе возникают, но быстро гасятся. Ребята не считают зазорным попросить прощение, если они неправы. В целом видна динамика сплоченности коллектива.
Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. С сильными учениками проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, подготовку ребят к олимпиадам «Пони» участвовало 6 человек, «Лисенок» - 5 человек. «Зеленая математика» - 6 человек. Учащимся, которые слабо усваивают учебный материал, предлагались задания, соответствующие данной группе. Целью таких заданий является формирование знаний, умений и навыков при выполнении задач базового уровня.
Инициативность в общественных мероприятиях проявляет группа девочек и несколько мальчиков. Они и составляют актив класса: Кучеренко Анна, Патага Яна, Погребная Ева, Якубенко Анастасия, Токарева Арина, Стадник Валерия, Гапанович Ярослав, Шарипов Дамир, Эти учащиеся участвовали во всех праздниках и КТД, были «маленькими звездочками» на концертах.
Детям запомнились такие мероприятия как «Осенняя ярмарка», конкурс хореографического мастерства, посвященный народам, населяющим Сибирь, спортивная эстафета «Веселые старты», «Новогодний микс!», Мероприятие, посвященное Дню Космонавтики, коллективное посещение сельской библиотеки, Участие в праздничном концерте «Салют, победа!»-шествие с портретами ветеранов ВОВ по центральной улице с.Розовка (социальный проект «Бессмертный полк»), Туристический слет «Одуванчик -2022».
Они способствовали сплочению
коллектива, влияли на формирование сознательной дисциплины и на нравственное
развитие.
Работа с родителями проводилась с целью: привлечь родителей
стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы: сотрудничество родителей и классного руководителя; ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей; взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.
Это предусматривает следующие направления деятельности:
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных собраниях. Следует отметить, что активность проявляют большинство родителей учащихся.
Хорошо, когда в школе с детьми рядом не только классный руководитель, но и родители.
В течение года было проведено 5 родительских собраний, консультации для родителей :
« Как помочь ребенку стать внимательным», « Домашнее задание. Садимся за уроки», « Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника», «Итоги полугодия. Организация зимних каникул», « Итоги учебного года. Организация летних каникул».
В течение года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы .
А также родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса.
В течение года реализовывались такие задачи, как:
- Формирование дружного коллектива с активной жизненной позицией посредством КТД, бесед, классных часов.
- Гражданско- патриотическое, идейно-нравственное направление в воспитании. Вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты, уважения к окружающим людям, милосердия.
- Способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся путём вовлечения в различные конкурсы, викторины, развивающие игры.
- Создание условий для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся.
- Заинтересовать общением друг с другом.
Дать возможность для самоутверждения, проявления лидерских качеств.
Развивать инициативу.
Работа по достижению этих задач будет продолжаться в соответствии с программой воспитательной работы класса.
Именно для достижения планируемых задач были проведены указанные выше мероприятия, классные часы, родительские собрания и т.д
Взаимодействие классного руководителя с родителями и учащимися позволяет проводить мероприятия с целью расширения кругозора, воспитания любви к Родине и обучения способам конструктивного взаимодействия.
Исходя из анализа воспитательной работы за год следует продолжать работать над реализацией цели:
создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
Наряду с поставленным в задачами работать над:
- Созданием дружного коллектива детей и родителей, созданием положительной репутации класса;
- Добиваться высокого процента удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов - жизнедеятельностью класса и школы.
Помнить и способствовать тому, что
«Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность»
Вывод: Считаю, что целесообразно продолжить начатую работу по формированию навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитию и совершенствованию их нравственных качеств, ориентацию на общечеловеческие ценности, развитию самосознания учащихся, личностному развитие каждого, сплочению и совершенствованию классного коллектива как значимой социально – психологической группы, воспитанию личности, способной к успешной деятельности в современных условиях. Продолжать создание условий для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, творчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.