Анализ воспитательной работы в 1 классах
за 2013 – 2014 учебный год
Захаровой Оксаны Николаевны
воспитателя группы продлённого дня
ЯУВК № 11
«Детский сад – школа – лицей»
Ребёнок как личность начинает формироваться именно в дошкольном возрасте. Значит, от воспитания в семье и от деятельности сотрудников дошкольного образования зависит, вырастет ли ребёнок творческим, способным, ответственным человеком или станет человеком пассивным, безразличным, у которого с детства не развили желание интересоваться, наблюдать, творить новое, познавать окружающий мир, делиться впечатлениями. От воспитания в семье и дошкольном учреждении зависит и система детских отношений к окружающему миру, характер связей между ребёнком и окружающими – станут ли они добрыми, теплыми, честными, искренними или, наоборот, с детства будет заложена неприязнь, вражда, недоверие или даже агрессивное отношение к другим. ВОСПИТАТЕЛЬ – это первый педагог в группе дошкольного учебного заведения, который создаёт для каждого ребёнка душевное тепло и духовное богатство семейного очага.
Специальные исследования убедительно показали, что дошкольное детство, которое составляет лишь часть жизни любого человека, имеет очень важное значение в становлении личности ребёнка.
Особенности физического и психического развития детей шестого (седьмого) года жизни
Дети шестого (седьмого) года жизни в сравнении с младшими уже достаточно самостоятельны: утром спокойно расстаются с родителями и охотно идут в свой класс, приветствуют учителя, воспитателя, самостоятельно одеваются, раздеваются, готовят учебные принадлежности, содержат в чистоте и порядке свои вещи и пр. Это не означает, что дети больше не требуют родительской помощи. Миссия воспитателя в группе продлённого дня заключается в помощи родителям психологически проанализировать ситуацию своего ребёнка, проявить родительский такт, заботу и ласку, что позволит мальчику или девочке ощутить себя уверенным, нужным, защищённым, избавиться от ревности, которая может превратиться в агрессивность. И чтобы в дальнейшем учебном процессе помочь ребёнку привыкнуть к школьным условиям, подружиться с остальными детьми.
Игра остаётся проводной деятельностью детей этого возраста. Сюжетно-ролевые игры становятся более сложными, продолжительными, их сюжеты более развёрнутыми, тематика игр удивительно разнообразна, игры приобретают коллективный характер. Школьники заранее договариваются про тему игры, сами распределяют роли, подбирают игровой материал.
Не всегда дети понимают свою роль в игре. Поэтому в воспитании ролевой активности, уверенности, умении действовать сообща, согласовании своих действий с действиями других очень важное место занимают игры-драматизации, в которых наперёд заданы сюжет, роли и готовые тексты к ним. Тут на помощь приходит педагог.
Итак, шестой (седьмой) год жизни – это возраст наибольшей активности сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр с чёткими правилами (подвижных, дидактических), игр коллективных и самостоятельных.
Это также период развития художественных видов деятельности. Творчество ребёнка активно проявляется в предварительном обдумывании и воплощается в личном рисунке, рассказе или сказке. Рисунки детей очень выразительны в красках, содержании и композиции. Важно помнить, что детское рисование, как и языковое творчество, развивается в условиях организованного обучения. Вместе с тем чрезмерное использование «взрослых» приёмов работы уничтожает своеобразие, оригинальность детских рисунков. Тормозит детское творчество. Важнейшее задание воспитателя – найти соответствующее соотношение между обучением и самостоятельностью ребёнка, стимулированием и поддержкой его в создании и воплощении собственных замыслов.
Усложняется и конструкторская деятельность, выделяются дети, которые особенно любят конструировать. Мальчики, как правило, начинают больше интересоваться техническим конструированием, девочки – художественным.
Важное значение для развития у школьников целенаправленности, ответственности, внимания друг к другу, к взрослым, к природе, предметам, к быту имеют разные виды труда. Труд должен проходить в атмосфере добрых отношений, быть интересным и нужным.
В познавательной деятельности особенную важность приобретает наглядно-образное, образное мышление, а также творческое воображение. Добрым предисловием для них является восприятие, которое развивается по трём основным направлениям: 1) представление ребёнка о предмете, явлении; 2) способы использования предметов становятся более точными; 3) обследование предметов становится систематизированным и последовательным. Резко возрастает осмысленность восприятия.
Углубление и обогащение представлений про форму, цвет, величину и других особенностей предметов происходит при условии систематизации этих представлений в практических действиях. При сравнении разных особенностей предметов большинство детей до семи лет уже приучаются обходиться без практических приёмов. Эти действия успешно заменяются зрительным сравнением.
Развитие образного мышления помогает детям пользоваться в играх планами, схемами, моделями (план комнаты, площадки, модель слова, задачи). Изменяется характер вопросов к воспитателю, к родителям. Вместе с вопросами «почему?», «для чего?» всё больше появляется вопросов типа «а правда, что…?». Эти вопросы свидетельствуют о том, что у ребёнка складывается собственная картина мира.
У шестилетнего ребёнка интенсивно развивается логическое мышление. Он усваивает некоторые понятия, мечтая, использует их, умеет выделить и сознательно рассказать про способ выполнения того или иного задания. Важную роль оказывает специально организованное обучение, в процессе которого дети овладевают способами мышления, решают различные задачи, группируют подобные задания и др. Важным заданием обучения и воспитания является обеспечение условий для развития произвольных психических процессов (произвольной памяти, произвольного внимания).
В этом возрасте дети начинают более выразительно осознавать себя, своё «Я». У каждого создаётся определённый образ, в который входят представления о себе, о своих чертах, возможности и оценка себя. Понятно, что такой образ складывается под влиянием родителей, воспитателей, сверстников. Дети более чётко начинают осознавать себя членом семьи, класса, как девочку или мальчика, представителя определённой нации, страны.
В воспитательном процессе педагог должен создать условия для полноценной социализации детей, которые включают и познавательные, и морально-этические ценности. Всегда в группе рядом с активными, способными, доброжелательными, уверенными в себе детьми есть более пассивные, боязливые и агрессивные. Среди воспитанников, которые в группе считаются хорошими, больше девочек, чем мальчиков. Как показывают психологические исследования, эти позитивные и негативные явления являются последствиями сложившейся атмосферы общения, когда к тем или иным детям воспитатель бывает более внимательным или более придирчивым, менее терпеливым, к девочкам ставит такие же требования, как и к мальчикам. Задание воспитателя заключается в том, чтобы каждый ребёнок мог развить и реализовать свои склонности, способности в тех или иных занятиях, чтобы воспитать у школьников чувство уважения к другим и чувство собственного достоинства.
Основные принципы, определяющие содержание воспитательной программы
· принцип гуманизации педагогического процесса;
· принцип индивидуального подхода;
· принцип интеграции, системности, комплексности;
· принцип ориентации на основные сферы деятельности;
· принцип учёта традиций страны, разных регионов, национальных особенностей культуры;
· принцип обеспечения связи с традициями народной и мировой педагогики, фольклором, разными видами национального и мирового искусства, литературы, культуры;
· принцип обеспечения условий для формирования творческой личности.
Содержание учебно-воспитательной работы представлено мной в плане в виде тематических подразделов для данного возраста группы по направлениям:
o «Растём крепкими» определены основные задания сохранения и укрепления здоровья ребёнка, воспитания физической культуры;
o «Родной язык, родное слово» структурные компоненты содержания процесса формирования речи детей (развитие речи, обучение языку, речевое воспитание и языковая компетенция, как одна из ключевых базисных характеристик личности);
o «Художественная литература» сформулированы задания ознакомления детей с книгой и существенно расширено содержание работы с художественной литературой;
o «Ребёнок в окружающем мире» формирование элементарных представлений о мире вещей, предметов, игрушек, бытовую жизнь и работу людей разных профессий;
o «Играя, растём» рекомендованы игры разных видов с усложнениями каждой возрастной группы, творческие игры и игры с установленными правилами;
o «Окошечко в природу» определена система доступных детям определённого возраста целостных представлений о природном окружении, познавательные действия и виды деятельности, которыми школьники овладевают;
o «Математическая сокровищница» имеет по два основных аспекта: обследование предметных фактов и явлений, формирование системы логически-познавательных действий;
o «Волшебные краски и талантливые пальчики» художественная деятельность ребёнка рассматривается как объединение тех видов деятельности, которые направлены на развитие творческой активности, инициативности, образного мышления, воображения и фантазии, умение воспринимать волшебство и уникальность окружающего мира, беречь и творить красоту;
o «Приучаемся трудиться» обозначены виды труда,формы участия в них детей, воспитательные и учебные задания детской трудовой деятельности;
o «Дети, требующие особенного внимания воспитателей и родителей» сосредоточит внимание воспитателей на психологических приёмах индивидуальной работы;
o «Дети с особенными учебными потребностями» материал раздела поможет воспитателям обеспечить коррекционную поддержку тех детей, которые интегрированы (при наличии обязательных коррекционных занятий со специалистами: дефектологом, логопедом, психологом и др.).
o «Кружки» – мероприятия досугового направления и организации работы с детьми по интересам, которые позволят увеличить эффективность воспитательного воздействия.
Создание условий для эффективной работы в группе продленного дня
Организация группы
Важно уметь организовать и заинтересовать ребят. Совершенно очевидно, что вторая половина дня должна у них кардинально отличаться от первой. Ребёнок не должен быть психологически травмирован тем, что другие дети идут домой, а он остаётся в школе за партой. Воспитатель должен противопоставить этой ситуации интересную деятельность, удовлетворяющую склонности ребят. Моя группа собрана из учащихся двух классов одной параллели (1-Б, 1-Г). В группе 40 человек.
На первом этапе развития коллектива в ГПД, школьники пришли из своих классов с уже определённым опытом общения и коллективных отношений. Поэтому стояла первоочередная задача – сблизить детей, помочь им за короткий период познакомиться друг с другом, узнать об интересах, способностях, умениях, характере и привычках, найти интересные и нужные общие виды деятельности, которые были бы под силу каждому ребёнку и одновременно оставались увлекательными, чтобы все приняли участие и выразили себя.
Во-вторых, с самого начала необходимо приучать ребят правильно использовать время. Мы с коллегами выработали режим дня в соответствии с условиями школы и рекомендациями нормативных документов.
На основании заявлений родителей о приёме детей в группу продлённого дня в целях оказания дополнительной социальной помощи семьям учащихся 1 – 4-х классов и организации досуга учащихся и в соответствии с решением педагогического совета зачислить в группу продленного дня учащихся 1-х классов (список прилагается).
Назначить воспитателями ГПД учащихся:
1 – Б, Г классов – Зазарову Оксану Николаевну (группа 1),
1 – А, В классов – Калиш Викторию Викторовну, Ярощук Валентину Сергеевну (группа 2).
Возложить ответственность за жизнь и здоровье детей во время пребывания их в ГПД на воспитателей: Захарову О. Н., Грабовскую И. В., Мясникову Н. В., Ярощук В. С., Тихоновскую А. С., Калиш В. В.
Режим работы ГПД (для учащихся 1-х классов)
Утвердить следующий режим работы ГПД для шестилеток:
I группа – кабинет № 21,
ІІ группа - кабинет № 12:
12:00 – прием детей в группу
12:00 – 13:30 – предобеденное пребывание на воздухе
13:30 – 14:00 – обед
14:00 – 16:00 – «тихий час»
16:00 – 16:20 – беседы, игры,
16:20 – 17:10 – спортивно-оздоровительные мероприятия
17:10 – 17:25 – общественно полезный труд
17:25 – 18:00 – занятия по интересам, развивающие игры
18:00 – передача детей родителям (опекунам).
Группа работает 5 дней по 6 часов.
Подготовка к обеду и его проведение
После звонка с последнего урока ребята постепенно один за другим собираются в комнате отдыха. Они трудились и теперь пришли как бы домой. Эта иллюзия совершенно необходима. Пока все собираются, есть немного времени на разные хозяйственные дела и уход за одеждой, на обмен мнениями по вопросам школьной жизни или интересных событий.
Перед обедом все идут мыть руки, а потом дежурный по умывальнику проверяет, аккуратно ли повешены полотенца, в порядке ли мыльницы, завершает дежурство.
Для воспитателя обед – своего рода урок, когда он приучает детей не повышать без надобности голос, чувствовать ответственность за своё поведение, знать цену времени. То, как они будут проходить по вестибюлю и войдут в столовую, как станут вести себя за столом, зависит от постановки соответствующей работы в группе.
Прогулка
· активный отдых на воздухе,
· массовая игра, игры по интересам,
· воспитание в игре, культура речи
· труд вокруг нас
· развитие интереса к окружающей действительности,
· фенологические наблюдения.
Тематика бесед
Беседы позволяют удовлетворить любознательность ребёнка, дать массу сведений об окружающей действительности. Поэтому лучше, если они будут носить характер дружеского собеседования, в котором доля участия воспитателя то увеличивается, то уменьшается, в зависимости от цели беседы или её темы. Беседа также носит преимущественно характер сообщения, значит должна обладать значительной степенью занимательности. Очень важно, чтобы дети поверили, что с воспитателем можно обо всём поговорить, что он всегда может что-нибудь интересное рассказать.
По своей продолжительности беседы могут быть самыми разными: от 3–5 до 20–30 мин, в зависимости от содержания. Потому и проводятся они в разной обстановке.
Мероприятия в ГПД по организации воспитательной работы
Мероприятие |
Дата проведения |
Беседа «Плохо тому, кто добра не творит никому» |
Сентябрь |
Классный час «Законы улиц и дорог» |
Сентябрь |
Беседа «Об уважении к друг другу» |
Октябрь |
Практические игры по правилам дорожного движения. «Опасная дорога» |
Октябрь |
Беседа: «Права и обязанности школьников. Поведение учащихся в школе: на переменах, уроках, в столовой». |
Ноябрь |
Урок-путешествие «Мир вокруг нас» |
Ноябрь |
Беседа: «Берегись огня!» Конкурс рисунков «Спички детям не игрушка». 101 – телефон пожарной службы. |
Декабрь |
Беседа «Поговорим о вежливости» |
Январь |
Рыцарский турнир «А ну-ка, мальчики» |
Февраль |
Утренник «Праздник для мам и бабушек» |
Март |
Математический лабиринт: игры, конкурсы, викторины. |
Март |
Экологическая викторина «Планета в опасности». |
Март |
Беседа «День освобождения Ялты от немецких захватчиков» |
Апрель |
«Спортивный калейдоскоп», весёлые игры. |
Апрель |
Беседа «Здоровый образ жизни. Здоровое питание». |
Апрель |
Классный час «День Победы». |
Май |
Посещение краеведческого музея |
Май |
Утренник «Прощание с Букварём» |
Май |
Праздничная линейка «Последний звонок» |
Май |
Значение занятий в комнате отдыха
Комната отдыха предназначена для проведения с детьми разнообразных занятий по интересам, что также является важной частью работы воспитателя. Они успешно влияют на сближение детей, на формирование коллектива. Первым шагом в этом направлении стало украшение комнаты, к которому была привлечена вся группа. Специальный стенд отражает деятельность каждого ребёнка в группе. Большое значение имела работа, связанная с уходом за комнатными растениями. В нашей комнате отдыха были постоянные места для игр, чтения, различных творческих занятий детей.
Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками воспитательного процесса. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут обучаться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Воспитанники испытывают удивление, когда узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса мы обучаем школьников умению в знакомом видеть новое.
Игры, применяемые мною на занятиях многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных групп:
настольные игры (кроссворды, ребусы, чайнворды, загадки на сообразительность и пр.),
дидактические игры,
сюжетно-ролевые игры,
игры-путешествия,
интеллектуальные игры.
Активными формами обучения, которыми я пользуюсь в работе, являются виды деятельности, которые помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме: моделирование,
наблюдение,
проведение опытов,
мультимедийные презентации,
видеофильмы.
Шестой год жизни характеризуется бурным развитием взаимоотношений ребёнка со сверстниками. Дети, которые раньше играли просто «рядом», теперь начинают играть «вместе», хотя они ещё не умеют самостоятельно разрешать конфликты. Недоразумения, которые всё чаще возникают между детьми, могут превратиться во взаимные претензии, ругательство и даже драки, особенно когда в группе есть воспитанники, которые демонстрируют «плохой пример» агрессивного поведения. Такими «нарушителями покоя» в группе являются, как правило, или «гиперактивные» школьники, которым трудно сдержать своё импульсивное поведение, или дети с «синдромом обиженности», которые пытаются отомстить всему миру за «нелюбовь к себе». Эти дети требуют особенного внимания со стороны воспитателя, поскольку их неадекватное поведение в конфликтных ситуациях может создавать напряжённую психологическую атмосферу в группе, «заражать» своей конфликтностью других детей. Но не только дети «с трудным характером» нуждаются в специальной помощи в формировании навыков общения, это же касается и большинства воспитанников, которым ещё очень трудно находить бесконфликтные способы разрешения споров с одногодками. Ярко выделяются одарённые личности, дезадаптированные учащиеся не проявились.
Критерии успешности работы воспитателя можно установить, отвечая на такие вопросы:
§ Часто ли в группе можно наблюдать проявление дружеских отношений, сочувствия, взаимопомощи, совместной радости?
§ Любят ли дети свою группу, воспитателя, других детей, заботятся ли про чистоту и эстетику групповых помещений, рады ли общим праздникам?
§ Есть ли у детей склонности и интересы к тем или другим видам деятельности;
§ Рационально ли, продуктивно действует каждый ребёнок как субъект деятельности, видит собственные ошибки, исправляет их, вносит коррективы в промежуточные результаты?
§ Проявляют ли дети правильность, настойчивость, оптимистичность, самостоятельность, опираются на собственные усилия;
§ Есть ли в группе дети, которые не берут участия в организованных и самостоятельных творческих занятиях, не находят, чем заняться?
§ Находит ли воспитатель возможность на протяжении дня общаться с ребёнком не только ситуативно, но и целенаправленно?
§ Есть ли в группе дети, которых не принимают в игру, с которыми не дружат?
Организация жизнедеятельности детей шестого (седьмого) года жизни
С детьми старшей группы рекомендуется проводить с сентября до мая по 7-8 групповых занятий в неделю в первой половине дня. В отдельных случаях допускается проведение занятий во второй половине дня (физическая культура, изобразительная деятельность). Длительность занятий 20 – 25 минут (комплексных – до 35 минут).
При проведении комплексных занятий объединять некоторые, но не все направления развития (например, музыкальное – с физическим, изобразительное – с музыкальным и литературным, трудовое – с художественным и т.п.)
Тематика занятий должна быть максимально связана с реальной жизнью и насущными проблемами детей, благоприятствовать развитию их самостоятельности, творческому отношению к жизни, культивировать у них привычку выражать свою мысль по поводу деятельности, её результатов, собственной роли в ней.
Организуя учебную деятельность, важно систематически использовать задания творческого, экспериментально-исследовательского, проблемно-поискового характера. При организации занятий не следует лишать детей права на перемещение, досрочное завершение деятельности, возможности перехода к следующему виду деятельности.
Предвидеть место и время для разнообразных вольных проявлений интересов самого ребёнка (личное время), возможность заниматься любимым делом на протяжении дня.
Активно приобщать членов семей к жизнедеятельности группы (участие в организации разных видов деятельности детей).
Содействовать общению старших школьников с младшими, приобщать их к совместной посильной деятельности, побуждать вместе переживать радости и трудности, проявлять гибкость в решении проблемных ситуаций. Учить старших детей внимательно, заботливо относиться к младшим, опекать их, учитывать их пожелания, передавать малышам свои знания и умения, стремиться быть образцом для них. Проявлять правдивость, честность в отношениях с младшими, справедливость в оценке их поведения. В кругу младших детей ощущать себя старшими.
О взаимоотношениях с родителями
Чтобы правильно построить работу с шестилетками в ГПД, необходимо наладить постоянный контакт с родителями.
Характеры, способности, интересы, уровень воспитанности школьников раскрываются постепенно, а иногда и неожиданно. Не сразу становится понятной и система домашнего воспитания. Поэтому я не сразу обращаюсь с жалобами к родителям при первых же неудачах. Это лишь покажет мою слабость. Я всегда помню о родительском самолюбии, в основе которого лежит любовь к своему ребёнку.
Шестилетние дети вливаются в большой школьный коллектив. В их жизни наступает очень трудный период. Учитель и воспитатель постепенно приучают детей к требованиям школы. Многое рассказывают родители о соблюдении правил и норм, о режиме труда и отдыха, о дневном сне и т.д.
Работая в группе продлённого дня, ежедневно наблюдаешь, что каждый ребёнок в чём-то совершенствуется, в чём-то отстаёт, допускает промахи, и это нормальное явление. Многое удаётся устранить. Шестилетки в сущности не понимают смысла бранных слов, этот грех идёт из семей, в которых взрослые не стесняются выбирать выражения. Нельзя закрывать глаза на сквернословие. Выявив такие семьи, следует воздействовать не на взрослых, а на детей.
Выделяются в группе девочки, которых в семье приучают к домашним делам. У этих девочек какая-то хозяйственная жилка. Это заметно по тому, как они заправляют постель, как помогают убрать столы после занятий. Их можно безбоязненно отправить в так называемую командировку – к завучу с каким-либо вопросом или к дежурным по школе за ключами. Всё будет выполнено быстро и толково.
Воспитатель – это тот, который не зажимает, а освобождает, не унижает, а возносит, не мнёт, а формирует, не диктует, а обучает, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком множество вдохновенных минут.
Януш Корчак
Заключение
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
Основной задачей учителя начальных классов является создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на занятии. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
С первых дней знакомства с учениками в первом классе, я поняла, что дети, пришедшие ко мне, имеют разную готовность к школе. Одни уже умеют читать, другие не знают и букв. Поэтому, работу на уроках надо было дифференцировать. А ученики, не справляющиеся с темпом продвижения при изучении программного материала, требовали к себе повышенного внимания и других форм работы.
Воспитательную работу на уроке направляю на формирование культуры общения, умение общаться в группе, в коллективе, этических правил и норм, волевых качеств личности.
Для моей системы воспитательной работы, как воспитателя, характерен аналитический подход к решению воспитательных задач. На основании проводимых исследований классного коллектива, определяю воспитательные цели и задачи. Воспитательную работу в группе планирую, исходя из анализа воспитательной работы предыдущего учебного года по следующим направлениям:
- Патриотическое;
- Гражданско-правовое;
- Художественно-эстетическое;
- Физкультурно-оздоровительное;
- Трудовое.
Использую разнообразные формы внеклассных занятий: классные часы- диспуты, праздники, очные и заочные экскурсии, соревнования, конкурсы. Применяю метод проектов во внеклассной работе. Воспитательная работа осуществляется в рамках детского объединения, поэтому одной из составляющих системы воспитательной работы в группее является тесное сотрудничество с родителями. В работе с родителями я использую следующие формы: родительские собрания, заседания родительского комитета. Лекторий, индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники, спортивные соревнования, рейды в семьи, Дни Открытых Дверей. Совместно с родителями мы анализируем уровень воспитанности детей, оцениваем успехи и неудачи, опыт совместного планирования классных мероприятий стал привычным для нашего класса и дал положительные результаты.
Результатом воспитательной работы является то, что в группе сложилась благоприятная атмосфера, нет отверженных детей, группировок, которые бы отделились от коллектива. По результатам тестирования 82% воспитанников считают свою группу дружной. По результатам анкетирования родителей, все дети имеют друзей из своего класса, и родители поддерживают их дружбу.
С первых дней пребывания детей в школе, приручаю их к самостоятельной оценке выполняемых заданий. Постепенно учащиеся переходят к взаимоконтролю и взаимооценке.
Для выявления развития способных детей провожу олимпиады, требующие творческого подхода, привлекаю детей к участию в различных конкурсах.
Большое внимание уделяю занятости учащихся во внеурочное время. Результатом этой работы стала практически стопроцентная занятость учащихся в кружках и секциях по интересам, некоторые дети посещают не по одному кружку.
Занятость учащихся в кружках, секциях
1. |
Акимов Филипп |
1Б |
Шахматы, художественный |
2. |
Бекирова Наталья |
1Г |
Художественный |
3. |
Блашкун Сергей |
1Б |
Шахматы, борьба |
4. |
Боярчук Валерий |
1Б |
Шахматы, борьба |
5. |
Вапилов Артём |
1Б |
Шахматы, резьба и выжигание |
6. |
Гарбуз Алина |
1Г |
Художественный |
7. |
Глазова Алиса |
1Б |
Танцевальный |
8. |
Добришина Анастасия |
1Г |
Художественный |
9. |
Евенко Диана |
1Б |
Художественный, |
10. |
Ерёмина Виктория |
1Б |
Шахматы, танцевальный |
11. |
Забелина Ксюша |
1Б |
Танцы |
12. |
Зелинский Кирилл |
1Г |
Краеведческий |
13. |
Кладницкий Дмитрий |
1Г |
Борьба |
14. |
Кошкина Маша |
1Г |
Художественный |
15. |
Кучинский Артём |
1Б |
Шахматы, краеведческий |
16. |
Лапин Илья |
1Г |
Шахматы, резьба и выжигание |
17. |
Леонова Мария |
1Б |
Художественный |
18. |
Лихачёв Эдгар |
1Г |
Борьба, судомоделирование |
19. |
Ломенко Архип |
1Б |
Шахматы, краеведческий |
20. |
Мелешин Даниил |
1Б |
Танцевальный |
21. |
Назаров Сергей |
1Г |
Шахматы, борьба |
22. |
Остапенко Юрий |
1Б |
Краеведческий |
23. |
Пенизова Анжелика |
1Б |
Шахматы, художественный, плавание |
24. |
Подгорный Владимир |
1Г |
Шахматы, борьба |
25. |
Радченко Геннадий |
1Г |
Борьба, резьба и выжигание |
26. |
Руденко Мария |
1Г |
Шахматы, художественный |
27. |
Рыжанков Иван |
1Г |
Плавание |
28. |
Сербина Виолетта |
1Б |
Танцевальный |
29. |
Сергеев Кирилл |
1Б |
Краеведческий |
30. |
Сорокин Денис |
1Г |
|
31. |
Соценко Таисия |
1Г |
Художественный |
32. |
Стахова Виктория |
1Г |
Художественный, судомоделирование |
33. |
Сыромятникова Анна |
1Б |
Шахматы, танцевальный |
34. |
Терентьева Александра |
1Г |
Шахматы, танцевальный |
35. |
Титух Артём |
1Б |
Шахматы, танцевальный |
36. |
Тихоновский Александр |
1Б |
Шахматы, борьба |
37. |
Ткаленко Игорь |
1Г |
Танцевальный |
38. |
Цветков Алексей |
1Б |
Судомоделирование |
39. |
Шевчук Дмитрий |
1Г |
Художественный |
40. |
Щербань Николай |
1Г |
|
Цель, которую я ставлю перед собой на ближайшее время – внедрение технологии проектной деятельности с целью повышения качества обученности, формирования ключевых компетентностей и развития творческих способностей учащихся.
Мои учащиеся – «маленькие почемучки», им интересно все! С 1 класса проводятся внеурочные занятия. Занятия проходят каждый день. Анкетирование позволяет мне выявить интересы моих учеников, выстраивать последовательность работы. Если в первом классе занятия носят больше пассивный характер (я сама рассказываю детям о том, почему светит солнце, идет дождь и многое другое), то со второго класса главным принципом построения занятий станет не передача знаний от учителя ученику, а поиск – исследование, поиск индивидуальный и коллективный. В результате формируется личность с новым менталитетом: мои воспитанники раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним как к равным – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.
Считаю проблемы, поставленные мною, решенными не до конца. Пути решения их вижу в применении новых технологий, а для этого необходима оснащенность школы современными средствами обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.