Автор, годы жизни |
Название первоисточника |
Основные идеи |
Я.А.Коменский (1592-1670), чешский педагог-гуманист. |
«Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» |
Последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании. Определил, что у каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности, поэтому воспитание должно идти в соответствии с ними. Предупреждал, что ребенок в дошкольном возрасте может освоить только простейшие представления о предметах и явлениях природы. Поэтому ученый особое внимание уделяет тому, «каким образом в первые шесть лет нужно давать образование детям». Познание предметов и явлений природы связывал с игрой ребенка. Он советовал давать детям игрушки, изображающие домашних животных и разнообразный природный материал. |
Ж.Ж. Руссо (1712-1778), франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. |
«Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании» |
Показал ценность природы для развития личности человека. Чтобы ребенок мог познать природу, он должен как можно больше общаться с ней. Только непосредственное общение с природой будет духовно обогащать ребенка, развивать его личностные качества. Выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости на природе, самостоятельно осязая, слушая, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания. |
И.Г. Песталоцци (1746-1827), швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. |
«Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей...», «Лебединая песня» |
Вопросы содействия природы раскрытию в каждом ребенке всех его способностей. Причем понятие «природа» И. Г. Песталоцци рассматривал в двух аспектах: природа самого ребенка и окружающая ребенка природная среда. Значение окружающей природы И. Г. Песталоцци видел в том, что она способствует развитию внешних органов чувств, самостоятельности мышления, формированию представлений и развитию речи. |
Ф. Фребель (1782-1852), немецкий педагог, основатель теории дошкольного воспитания, организатор общественных дошкольных учреждений. |
"Воспитание человека", "Педагогика детского сада" |
Большое внимание в своей системе уделяет роли природы в развитии детей. Он писал, что природа рано начинает благотворно влиять на ум и сердце ребенка. Еще будучи на руках у матери, ребенок невольно обращает внимание на предметы ближайшей «среды», ближайшего окружения: сада, луга, поля, леса, села, города и т. д. Когда ребенок подрастет, необходимо специально организовывать наблюдения за явлениями и предметами природы. И однажды собственная прогулка Ф. Фребеля по живописным местам привела его к мысли назвать дошкольное учреждений «детским садом». |
П. Кергомар (1838-1925), французский педагог, основательница детской школы во Франции. |
«Дошкольное воспитание и детские сады во Франци», «Ребенок от 2 до 6 лет» |
Важное место в процессе развитии ребенка отводит общению с природой. Взаимодействие ребенка с природой, с ее точки зрения, способствует: во-первых, развитию внешних органов чувств, а это в свою очередь умственному развитию и развитию речи; во-вторых, развитию чтения и письма. Освоение детьми этих процессов будет идти гораздо эффективнее, если ребенок будет понимать, о чем он читает и что он пишет; в-третьих, развивает изобразительную деятельность детей; в-четвертых, способствует развитию трудолюбия. Доказывая, что природа способствует всестороннему развитию ребенка, П. Кергомар призывала воспитателей «открыть двери материнской школы и повести детей в разные уголки природы». Для реализации этого положения французским педагогом была сделана попытка создания программы элементарных представлений о природе. |
М. Монтессори (1870—1952), итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя. |
«Дети – другие : уникальная методика раннего развития», «Дом ребенка», «Мой метод», «Монтессори-материал», «Помоги мне сделать это самому» |
В результате своих рассуждений о развитии детей она пришла к отрицанию активной роли педагога и четко определила, что одним из факторов, содействующих этому, является окружающая ребенка природа. Природа способствует физическому развитию ребенка. Под воспитательным воздействием природы на ребенка понимала в первую очередь нравственное развитие. Общение с природой способствует развитию таких нравственных чувств и качеств, как: усердие, заботливость; предусмотрительность; терпение и доверчивое ожидание; «чувство природы». |
О. Декроли (1871 — 1932), прогрессивный бельгийский педагог, врач, психолог. |
«Психология рисования», «Несколько соображений относительно психологии и гигиены чтения» |
Поставил своей целью реорганизовать процессы воспитания и обучения, связать работу детского сада и школы с окружающей ребенка природной и социальной средой. В основу работы этих учреждений предложил положить замечательный принцип, согласно которому ребенок — это своего рода улитка. «Улитка, улитка, покажи-ка свои рожки» — и она рано или поздно их высунет. Но ни в коем случае нельзя вытаскивать эти рожки наружу щипцами. Интересы, с точки зрения О. Декроли, определяются потребностями, причем не сформированными в процессе воспитания и обучения, а заложенными самой природой. К числу основных, естественных потребностей ученый относил потребности в пище, самосохранении, общении, труде и самосовершенствовании. |
С. Френе (1896-1966), французский педагог. |
«Педагогические инварианты», «Нравственное и гражданское воспитание», «Формирование личности ребёнка и подростка»
|
Выступал за свободу самовыражения ребёнка: ребёнок по природе своей ничем не отличается от взрослого. Детство – это не подготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не просто пустой сосуд, который следует наполнять, он уже обладает определёнными представлениями, определённым жизненным опытом. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.