Анализ бала в поэме «Бал» Е. А. Боратынского
В центре поэмы стоит нравственно - философская проблема, связанная со стремлением выявить сложность, внутреннюю противоречивость человека и его душевной жизни, тесное переплетение добра и зла. Поэма начинается описанием московского бала:
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца с гулом разговоров.
(с. 180)
На бал приехали и пожилые дамы в пышных платьях и роскошных перьях, «с улыбкой мертвой на устах» (c. 180) и «тупым вниманием» (с. 180). Они приехали не веселиться и танцевать, а показать, что они еще выходят в высший свет, и посплетничать. Около их кружатся в танце молодые девушки, толпятся кавалеры:
Гусар крутит свои усы,
Писатель чопорно острится.
(с. 180)
Автор при помощи описания бала рисует большой свет с его ничтожными и мелочными интересами: повеселится на балах, позлословить о ком-нибудь за спиной, распустить различные сплетни.
Вдруг все засуетились. Княгиня Нина неожиданно уехала с бала.
Вся зала шепотом полна:
«Домой уехала она!
Вдруг стало дурно ей». – Ужели? –
«В кадрили весело вертясь,
Вдруг помертвела!» - Что причиной?
Ах, Боже мой! Скажите, князь,
Скажите, что с княгиней Ниной,
Женою вашею?
(с. 181)
Автор отвечает сам. Этот ответ и составляет поэму. Здесь, на балу в светском обществе развертывается драма героини – княгини Нины. На фоне обыденной жизни разыгрывается в поэме трагедия бурной, яростной, губительной страсти, обернувшейся разрушительной силой.
Она была пленительной женщиной, молодых людей влекла ее «живая красота» (с. 181). Но вот однажды она встретила того, кто совпал с образом ее мечтаний – Арсения, который недавно вернулся из чужих краев:
Посланник рока ей предстал;
Смущенный взор очаровал,
Поработил воображенье,
Слиял все мысли в мысль одну
И пролил страстное мученье
В глухую сердца глубину.
(с. 183)
Нина забыла обо всем и обо всех, для нее существовал только Арсений. Она отдавала ему всю ласку, свою доброту, теплоту, стала его рабыней. Он имел над ней роковое влияние, которое сохранил до конца ее дней. Но их счастье продлилось недолго:
Мои любовники дышали
Согласным счастьем два-три дня;
Чрез день-другой потом они
Несходство в чувствах показали.
(с. 184)
Арсений стал невнимателен к Нине, холоден. Вскоре он признался, что его мысли заняты другой, той, с которой они в детстве вместе росли. Звали ее Оленькой. Нина пригрозила ему, что если он уйдет, то она отравится, и показала свое кольцо, в котором был яд.
Еще несколько недель прошли в размолвках и «несчастливых» примирениях. Однажды — Арсений не был у Нины уже несколько дней — Нине принесли письмо, в нем Арсений прощался с ней: он встретил Ольгу и понял, что юношеская ревность была просто глупой, и он верен Ольге.
Нина не выезжает и никого не принимает, отказывается от пищи и
В покое дальнем и глухом
Она, недвижная, немая,
Сидит и с места одного
Не сводит взора своего.
(с. 189)
Вдруг к ней приходит муж, смущенный странным поведением Нины, и зовет на бал, где, между прочим, должны быть молодые — Арсений с Ольгой. Нина согласилась ехать на бал, оживилась и начала собираться
Алмаз мелькающих серег
Горит за черными кудрями;
Жемчуг чело ее облег,
И, меж обильными косами
Рукой искусной пропущен,
То видим, то невидим он.
(с. 190)
У нее превосходные наряды, внешне она превосходна, но сердечные переживания сделали свое дело:
Ее потухшие глаза
Окружены широкой тенью
И на щеках румянца нет!
(с. 190-191)
Чтобы не дать молодой сопернице торжествовать над собою, Нина решила первый раз румянит свое еще недавно прекрасное, свежее лицо. На бале героиня не смогла долго выдержать присутствия Арсения и Ольги, ей стало дурно, и она уехала домой.
Героиня старалась не обращать на сплетни, у нее был сильный и независимый характер, который наблюдаем в описании бального вечера:
Презренья к мнению полна,
Над добродетелию женской
Не насмехается ль она,
Как над ужимкой деревенской?
(с. 181)
Но любовь способна творить чудеса и Нина, по-настоящему полюбив Арсения, стала более чувствительной и ранимой. Поэтому не смогла выдержать такого холодного отношения любимого человека и его ухода к другой. Для героини радости жизни, да и сама жизнь, перестали иметь какое-либо значение.
Глубокая ночь. В спальне Нины слабо горит лампада перед иконой. Нина сидит неподвижно в бальном наряде:
На ней поспешный смерти ход;
Глаза стоят и в пене рот…
(с. 193)
Нина исполнила данное Арсению обещание и отравилась. Вот так печально закончилась жизнь прекрасной женщины, которая пылко любила и была предана.
Боратынский прибегает к сатирической нотке в описании ее похорон:
Поэт, который завсегда
По четвергам у них обедал,
Никак с желудочной тоски
Скропал на смерть ее стишки.
(с. 194)
Но несмотря на это чувствуется любовь поэта к героине на протяжении всей поэмы. Он заставляет читателя проникнуться горем Нины и посочувствовать ей.
Как уже отмечалось, главным в поэме является психологическая, духовная сторона жизни героини. Автор точно показал нам разбитое сердце молодой женщины. И, подобно ей, многие неопытные, совсем юные девушки ломают свою жизнь. И все это мы встречаем на балу, который, в свою очередь, тоже играет в поэме большую роль. Он выполняет психологическую функцию, ведь именно на балу совершается событие, которое является переломным моментом в жизни героини – она встречает своего Арсения с Оленькой и принимает решение отравиться.
Рассмотрев художественное изображение бала в поэме «Бал» Боратынского, видим, что бал в произведении выполняет определенную функцию - психологическую.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.