Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература +1
Взрослым
04.03.2018
Бал занимает значительное место в произведениях А. С. Пушкина, так как он был важнейшим звеном в жизни светских людей XVIII – XIX вв. Именно на балу завязывались знакомства, происходили интриги. В данном материале анализируется художественное изображение бала в произведении А. С. Пушкина (роман «Евгений Онегин»), определяется функция бала в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», изучаются способы изображения бала в произведении «Евгений Онегин».
Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.docx
Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Танцы, бал занимают в «Евгении Онегине» значительное место. Бал
является местом различных развлечений и интриг высшего общества
Петербурга онегинского времени. Заметим, что и сам автор любил посещать
балы. Можно сказать, что в какойто степени в Евгении Онегине Пушкин
изображает себя, ведь не зря же он его называет «…добрый мой приятель…»
(VI, 6).
Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Каждое
светское семейство стремилось дать хотя бы один бал в год. Многие
разорялись на балах. Эта же судьба постигла и отца нашего героя:
Служив отличноблагородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
(VI, 6)
Детей с раннего возраста обучали танцам и манерам общения. Так,
например, мазурка требовала поверхностных, неглубоких тем общения,
занимательности и остроты разговора. Бальный разговор – оживленной и
непринужденной беседы.
И Онегин после обучения у своих Madame и Monsier увидел высший свет:
Он пофранцузски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцовал,
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
(VI, 67) Мы видим, какие критерии принятия в высшее общество существовали.
Эти требования раскрывают праздную и ничтожную натуру общества
пушкинской поры.
Не успевает Онегин встать с постели, а ему уже несут записочки, в
которых указаны проводимые вечером балы и праздники, на которые
собирается после «насыщенного» театрами и прогулками дня герой:
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил,
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
(VI, 15)
Герой очень внимателен к своему туалету и это не просто так, ведь бал
служил не только местом развлечений и танцев, но и местом общественного
представительства.
У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
(VI, 16)
Бал в Онегинскую эпоху начинался полонезом. Но в «Евгении Онегине» он
ни разу не упоминается. Поэт вводит нас с Онегиным в бальную залу, когда
«толпа мазуркой занята» (VI, 17), то есть в самый разгар праздника. Этим
подчеркивается модное опоздание Евгения.
Вальс был вторым бальным танцем:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружиться вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой.
(VI, 115)
Пушкин не зря подобрал к вальсу эпитеты «однообразный и безумный».
«Однообразный», потому что состоял из одних и тех же постоянно
повторяющихся движений, а «безумным» он был оттого, что, несмотря на
всеобщее распространение, вальс считался излишне вольным танцем или
непристойным.
Центром бала была мазурка. Существовало несколько стилей ее
исполнения. Старая «французская» манера исполнения мазурки требовала от
кавалера легкости прыжков («легко мазурку танцевал», (VI, 7)). Другой стиль
исполнения сопровождался «стукотней»:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
(VI, 115)
Этот эффект достигался благодаря подковкам и высоким подборам у
сапогов.
Ситуация, когда к кавалеру (или даме) подводят двух дам (или кавалеров)
с предложением выбрать, является одной из фигур мазурки. Выбор себе пары
воспринимался как знак интереса или влюбленности, как истолковал выбор
Онегина Ленский.
Буянов, братец мой задорный,
К герою нашему подвел
Татьяну с Ольгою: проворно
Онегин с Ольгою пошел;
(VI, 115116)
Поэт конца мазурки ждет И в котильон ее зовет.
(VI, 116)
Котильон завершает бал. Это род кадрили, которую танцевали на мотив
вальса. Котильон – это танецигра, самый непринужденный и шаловливый.
Тяжко на балу тому, кто не включается в его веселье:
И бесконечный котильон
Ее томил, как тяжкий сон.
(VI, 117)
В «Евгении Онегине» Пушкин показал построение бального вечера в эпоху
Онегина. Автор раскрывает праздную и скучную жизнь высшего света.
Евгений пробыл на балу до самого утра:
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
(VI, 20)
Герой, утомленный балом, проспит половину дня, а затем:
Проснется заполдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.
(VI, 20)
В Евгении Онегине поэт рисует типичного человека общества пушкинской
эпохи. Весь высший свет живет такой же жизнью, как Онегин, и не видит в
этом своей ограниченности и бесполезности.
Помимо простого изображения общества в романе, с помощью описания
бала можно показать различие деревенского и городского дворянства. Здесь
Пушкин использовал прием антитезы, противопоставляя сцену бала на именинах Татьяны в деревне и сцену бала в Петербурге. Простодушные
обитатели деревни, хотя и пытаются следовать моде, не выдерживают
сравнения с блестящим, но высокомерным городским обществом. Пушкин по
доброму иронизирует над простодушием жителей деревни:
Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит:
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит.
Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом;
(VI, 113)
Но в городах, по деревням,
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.
(VI, 115)
Провинциальному обществу не столь важны пышные наряды, украшения и
какаято особая манера общения:
Мой брат двоюродный, Буянов
В пуху, в картузе с козырьком
(VI, 109) На бал, проводимый по поводу именин Татьяны, все съехались кто на чем:
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.
(VI, 108)
Не имеет значения для деревенских людей и статус гостей:
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
(VI, 109)
Для общества провинции имеет большое значение теплота общения,
честность, уважение друг друга. Все открыты и честны, поэтому на
праздниках и балах царит подлинное веселье, оживленные беседы, интересные
развлечения.
Попав на деревенский бал, который совсем не похож на Петербургский,
Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих
чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается
отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на
бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за
свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не
задумывается:
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. «…» Надулся он, и негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
(VI, 111)
В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к
окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут говорить о нем. Он
привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых
влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина,
проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя.
Изображая же бал в Петербурге, автор весьма сдержанно описывает блеск
нарядов, неторопливую беседу на французском языке. За этим скрыт намек на
лицемерие и притворство, царящие в свете. Само описание петербургского
бала поэт заменяет описанием ножек, которое завершается следующими
строками:
Они не стоят ни страстей,
Ни песен, ими вдохновенных:
Слова и взор волшебниц сих
Обманчивы…как ножки их.
(VI, 20)
Эти строки позволяют еще раз убедиться в притворстве, обманчивости
всего светского общества. Все без исключения злословят за спиной друг
друга, но в то же время мило улыбаются в лицо. Таким образом, мы можем сказать, что бал в «Евгении Онегине» выполняет
большую сюжетнокомпозиционную роль, т. е. служит для раскрытия
характера и образа жизни героя и всего общества эпохи Онегина.
Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Анализ бала в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.