В соответствии с комплексной программой физического воспитания баскетбол является одним из средств физического воспитания школьников и молодежи (Портнов Ю.М., 1997, Матвеев Л.П., 1991).
Баскетбол – очень популярная игра, им занимаются миллионы людей и участвуют в различного рода соревнованиях. Соревнования для детей проходят по мини-баскетболу, для детских спортивных школ: первенства городов, первенство России. Для сборных команд по баскетболу главными соревнованиями являются Олимпийские игры, Чемпионат Мира, Чемпионат Европы, Универсиады. А для клубных команд высокой квалификации проводятся Чемпионаты России, Кубок России и европейские соревнования такие как: Евролига, Еврокубок, Единая Лига ВТБ и другие. Любые соревнования предъявляет высокие требования к подготовленности баскетболистов.
«АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
БАСКЕТБОЛИСТОВ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП СШОР»Содержание
Тактика
групповых
Тактика индивидуальных защитных
Введение.
Глава I. Анализ литературных источников.
1.1. Характеристика игры в баскетбол.
1.2. Тактика защиты в современном баскетболе.
1.2.1.
действий.
1.2.2.
взаимодействий.
II.
Глава
исследования.
Глава III. Результаты и их обсуждение.
3.1.
баскетболистов 1999 г.р. СШОР №49 «Тринта» в
сезонах 2012/2013, 2013/2014 и 2014/2015.
3.2. Определение эффективности индивидуальных
защитных
баскетболистов
результаты команды
организация
Задачи,
методы,
тактических
Спортивные
действий
действий
тренировочных групп.
3.3. Динамика эффективности индивидуальных
защитных
баскетболистов
тренировочных групп.
Выводы.
Практические рекомендации.
Список используемой литературы.
2
………………………3
………………………6
………………………6
………………………9
……………………..11
……………………..17
.…………………….22
.…………………….25
.…………………….25
.…………………….28
.…………………….33
.…………………….37
..……………………39
.…………………….403Введение
Современный баскетбол на данный момент находится в стадии бурного
творческого подъема, направленного на активизацию всевозможных действий,
как в защите, так и в нападении.
В соответствии с комплексной программой физического воспитания
баскетбол является одним из средств физического воспитания школьников и
молодежи (Портнов Ю.М., 1997, Матвеев Л.П., 1991).
Баскетбол – очень популярная игра, им занимаются миллионы людей и
участвуют в различного рода соревнованиях. Соревнования для детей проходят
по минибаскетболу, для детских спортивных школ: первенства городов,
первенство России. Для сборных команд по баскетболу главными
соревнованиями являются Олимпийские игры, Чемпионат Мира, Чемпионат
Европы, Универсиады. А для клубных команд высокой квалификации
проводятся Чемпионаты России, Кубок России и европейские соревнования
такие как: Евролига, Еврокубок, Единая Лига ВТБ и другие. Любые
соревнования предъявляет высокие требования к подготовленности
баскетболистов.
Защита является, пожалуй, главной заботой тренера: вопервых, потому
что от хороших защитных действий во многом зависит успех команды в матче,
а вовторых, потому что именно от защиты всегда начинается нападение.
Как бы хорошо не играла команда в нападении, эта команда не может
выигрывать без крепкой обороны. Любая командная защита всегда строится на
индивидуальных особенностях игроков, а также на их возможностях и
настроенности. На соревнованиях и на тренировках отдельные игроки часто
проявляют равнодушие к защитным действиям. Этот факт всегда должен
беспокоить любого тренера. Так называемая «черная работа», то есть работа на
зрелищность, в обороне не так эффектна кроме некоторых приемов, как
например блокшот, перехват, подбор от щита. И многие игроки не агрессивны в
защите, они отдыхают в обороне, стремясь проявить себя в нападении.
4Без большого желания, ответственности, инициативности, страсти,
сегодня обороняться просто невозможно.
Если защитник дал получить нападающему мяч в опасной зоне, он уже
проиграл. А сколько случаев, когда центровому дают получить мяч в
трехсекундной зоне под щитом, не стремясь вести активную борьбу за
выгодную позицию.
Часто игроки в оборону не спешат, недостаточно концентрируют свое
внимание и усилия на этой части игры.
Стоит подчеркнуть, что психология защиты – одна из важнейших забот
тренера, и от нацеленности на защиту часто зависит больше, чем от техники и
физических кондиций. Разве не от ума и умения рассчитать свои силы зависит
способность перехватить мяч, выиграть подбор? Если игрок идет на перехват
мяча, оголяя свой тыл, и проскакивает мимо мяча – это результат слабого
расчета, неумения предугадывать, предчувствовать ситуацию, мыслить и
действовать ответственно. Все это и есть психология защиты.
Каждый игрок, который слабо и неумело обороняется, наносит больший
ущерб команде, чем игрок, слабо действующий в нападении. Определение
«хорошая защита – это голова и ноги» хоть и осталось в силе, но оно все еще
страдает неполнотой. Быстрые, цепкие, активные руки, умеющие и отбить, и
перехватить мяч и не дать сделать бросок, передачу, выбить мяч при ведении –
не менее важны для защитника.
Цель работы – провести анализ эффективности индивидуальных
защитных действий баскетболистов тренировочных групп.
Объект исследования – баскетболисты 1999 года рождения СШОР №49
«Тринта».
Предмет исследования – индивидуальные защитные действия
баскетболистов 1999года рождения СШОР №49 «Тринта».
Гипотеза.
5Мы предполагаем, что получение данных об уровне эффективности игры
в защите позволит тренерам учитывать их в своей работе и обеспечить своим
подопечным более успешную игру в защите.
Практическая значимость.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в работе с
баскетболистами учебнотренировочных групп и групп начальной подготовки, а
также могут быть использованы в ходе учебнотренировочного процесса для
внесения коррекций в индивидуальные планы игроков.
6Глава I. Анализ литературных источников
1.1. Характеристика игры в баскетбол.
Баскетбол на данный момент считается одной из самых популярных игр
не только в нашей стране, но и во все мире. Для этой игры характерны
разнообразные движения: ходьба, остановки, бег, прыжки, повороты, ловля,
ведение и броски мяча, осуществляемые в борьбе с соперниками. Все эти
разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ,
деятельности всех систем организма, развивают координационные способности.
Баскетбол имеет не только оздоровительногигиеническое значение, но и
агитационновоспитательное. Занятия баскетболом в дальнейшем помогают
формировать решительность, настойчивость, честность, смелость, уверенность
в себе, чувство команды (коллективизма). Но эффективность воспитания
зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно и решительно
осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания в
педагогическом процессе (Белов С.,1990).
Баскетбол нашел широкое применение в различных звеньях
физкультурного движения как средство физического воспитания.
В системе образования людей игра в баскетбол включена в программы
физического образования дошкольников, общего среднего, среднего,
профессиональнотехнического, среднего специального и высшего образования
(Портнов Ю.М., 1997).
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей
собой одно из самых эффективных средств физического воспитания. Не
случайно среди школьников он очень популярен. Баскетбол, как один из
важных средств физического воспитания и оздоровления детей, включен в
общеобразовательные программы всех средних школ, различных детских
спортивных школ, а также школ с политехническим и производственным
7обучением городских отделов народного образования и отделения при
спортивных добровольных обществах.
Закрепление и совершенствование достигнутых результатов и дальнейшее
повышение уровня спортивного мастерства тесно связаны с массовой
оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из
наиболее талантливых и подготовленных юношей и девушек. Все эти резервы
подготавливаются, в основном, в детских спортивных школах (Джон Р., Вуден,
1987).
Многолетнее обучение детей в обязательном порядке требует учета
особенностей их возрастного развития, и в связи с чем, тщательно должны
подбираться средства и методы учебной работы. В настоящий момент имеется
большое количество пособий, которые подробно освещают современную
технику баскетбола. В этих пособиях изложены общие вопросы организации
педагогической работы, в добавок приведены конкретные практические
материалы, которые ребенку необходимо усваивать в определенном возрасте
(Зельдович Т., Кераминас С., 1964).
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы – это воспитать у
детей потребность в ежедневных занятиях физической культурой и
физическими упражнениями. Решение именно этой задачи требует от всех
учителей физической культуры творчества,
настойчивости, большое
количество умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не только
свою личную деятельность, но и деятельность всех учеников на уроке. Причем
именно так, чтобы она свое соответствующее продолжение имела в форме
самостоятельных занятий в различных условиях с целью физического
самосовершенствования. Именно для этого, в первую очередь, реальные
возможности своих воспитанников надо знать (Туркулов Б.Н., 1993).
Разнообразие тактических и технических действий игры в баскетбол и
собственно игровая деятельность обладают весьма уникальными свойствами
8для формирования жизненно важных умений и навыков школьников, а также
всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные
различные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним
всякого рода физические упражнения являются эффективными средствами
укрепления здоровья и рекреации и, вдобавок к этому, могут использоваться
людьми на протяжении всей их жизни во всевозможных самостоятельных
формах занятий физической культурой (Кофман Л.Б., 1998).
Баскетбол, как и любая спортивная игра, включает в себя два основных
раздела: технику и тактику.
Тактика — это раздел теории и практики, изучающий закономерности
развития игры, способы и формы ведения спортивной борьбы и их
рациональное применение против конкретного противника (Портнов Ю.М.
1997).
В соответствии с основным содержанием игры тактика делится на
тактику нападения и тактику защиты.
Каждый ее раздел подразделяется на различные группы в зависимости от
принципа организации действий игроков: индивидуальные, групповые,
командные. В свою же очередь каждая из этих групп, исходя из формы ведения
игры, делится на виды (например, групповые взаимодействия в защите могут
быть взаимодействия двух игроков и взаимодействия трех игроков).
Организация действий команды предполагает распределение функций
между игроками этой команды. Функции игроков определяются с учетом цели
игровой деятельности. Обычно это либо нападать, либо защищаться.
В баскетболе за немаленькую его уже сформировались следующие
разделы игроков по функциям: защитники, форварды и центровые. На данный
момент все более ясно и отчетливо наблюдается дифференциация среди этих
функций. Так, например, среди защитников выделяются атакующие защитники,
которые в основном участвуют в атаках кольца, порой даже доходя до борьбы
9за отскок у щита соперника, и разыгрывающие, участвующие зачастую в
розыгрышах мяча и страховке тыла команды. Среди форвардов выделяются
тяжелые форварды, которые действуют преимущественно на острие атаки
вблизи щита соперника, и легкие – это те, кто свободно маневрируют в районе
линии штрафного броска (иногда и трехочковой линии) и часто атакующие
кольцо с ходу. Рациональное распределение игроков по функциям создает
более благоприятные условия для более полноценного раскрытия
возможностей баскетболистов, а следовательно — и для более эффективного
использования каждого игрока в общих интересах коллектива команды.
1.2. Тактика защиты в современном баскетболе.
Основной целью игры в защите считается предотвращение попаданий в
корзину в результате бросков игроков команды соперника.
Любые действия обороняющейся команды являются ответными на
действия атакующей команды и организуются в зависимости от всевозможных
особенностей тактики соперника.
Выделяют четыре основные задачи обороняющейся команды:
1. Не дать сопернику сделать прицельный бросок в корзину.
2. Отобрать у соперника мяч и создать условия для контратаки.
3. Нарушить наигранные связи и взаимодействия между линиями и
отдельными игроками соперника.
4. Не допустить быстрого перехода соперника в контратаку.
Выбор этих задач делается на основании качеств и способностей
баскетболистов. Если, к примеру, в составе команды баскетболисты среднего
роста (зачастую это быстрые, подвижные игроки), то с этой командой тактика
защиты в баскетболе строится, как правило, на изучении системы личной
10(персональной) обороны с ее вариантами. Если же в команде баскетболисты
недостаточно быстрые, но при этом высокие, то лучше всего стоит применять
систему различной зонной защиты с ее вариантами. Когда же в команде есть
игроки обоих типов — и высокие медлительные и среднего роста быстрые, то
тогда лучше всего стоит разучивать либо смешанную защиту, либо две системы
защиты в баскетболе — личную и зонную, чтобы их можно было варьировать в
ходе игры.
Основная тактика защиты в баскетболе — это умение каждого
баскетболиста хорошо действовать в обороне индивидуально. Базируясь на
этом, можно применять любые варианты баскетбольной защиты, исходя из
особенностей игры противников в нападении.
Игровая тактика защиты в баскетболе должна в какойто мере
предусматривать возможность быстрого перехода баскетболистов из обороны в
атаку. Баскетболисты, обороняясь, должны стремиться расположиться на
площадке так, чтобы при возможности как можно быстрее принять участие в
контратаке при овладении мячом.
Когда команда переключается на оборону, то баскетболисты постоянно
должны искать возможность вновь овладеть мячом, потому что эта
заряженность на контратаку делает оборону очень активной, агрессивной и
эффективной.
При потере мяча баскетбольная команда переходит от нападения к
защите. И даже здесь есть тоже своя тактика, основной задачей которой
является быстрота переключения на оборонительные действия.
Баскетболистам нужно как можно быстрее вернуться к своей корзине, стремясь
не остаться позади мяча.
О чем еще нужно думать баскетболисту, так это быстро найти своего
подопечного и взять его под присмотр, если команда обороняется по системе
личной защиты. Если же команда придерживается системы зонной защиты, то
11каждому баскетболисту нужно в кратчайший срок занять в защите отведенное
ему место.
Тренеры обязаны постоянно следить сами и обращать внимание своих
игроков на то, насколько своевременно они возвращаются в защиту и насколько
умело они переключаются на игру в защите.
Переходя к защите, баскетболисты не должны упускать из виду мяча ни
на секунду. Это нужно для того, чтобы предугадать, что планируют или
собираются предпринять соперники, какое их действие последует в их
ответной атаке.
Ведь если защищающийся баскетболист сможет
предопределить направление длинной передачи мяча соперниками, то он имеет
реальную возможность перехватить у противника мяч. В матче такой шанс
никогда нельзя упускать.
Баскетболистов с начала обучения тактике защиты надо приучать
переговариваться между собой во время игры в защите. Защитник всегда может
сообщить партнеру, кого он намерен держать при переключении игроков,
какую сторону от партнера он подстраховывает и т. д. Например, быстро
вернувшись в защиту и заняв место позади партнера, защитник подсказывает
товарищу: «Держу правую сторону». Стало быть, товарищ должен закрыть
сопернику с мячом проход в левую сторону — и тогда опасный нападающий не
сможет прорваться к щиту.
1.2.1. Тактика индивидуальных защитных действий.
Индивидуальные тактические действия обороняющихся, их содержание,
составляют специальные приемы и способы, разрешенные правилами игры.
Тактические действия разделяют на действия, направленные против игрока с
мячом, игрока или игроков без мяча, против нападающих, которые имеют
численный перевес (например, в быстром отрыве выход 2х1). Все эти действия
12представляют собой наиболее рациональный выбор места на площадке и
способа противодействия игрокам нападения. В их основу лежат всевозможные
технические приемы игры в защите: передвижения, стойки, вырывания и
перехваты мяча, выбивания, различные финты и блокшоты.
Эффективность любых защитных действий зачастую зависит от
расположения на площадке.
Опекая игрока с мячом, защитник всегда располагается между ним и
своим кольцом. Когда защитник действует против игрока без мяча, он должен
занимать такую позицию, чтобы мяч, опекаемый игрок и он сам составляли
воображаемый треугольник. Это необходимо для того, чтобы защитник
постоянно мог наблюдать за мячом и своим игроком. Оставшись один против
двух нападающих, основное внимание защитник должен сосредоточить на
игроке с мячом. Если второй игрок заходит за спину, то защитнику надо
перекрыть линию передачи мяча, а после броска нужно активно бороться за
овладение мячом после промаха.
Эффективность игры защитника зависит не только от правильного
выбора места, но и от его внимательности, ответственности, правильной оценки
обстановки и агрессивности.
Основная задача обороняющегося игрока — «держать» противника. Для
эффективной игры в защите игроку необходимо выполнять следующие
указания:
1. Не давать противнику выходить на свободное место, где он может
получить мяч, чтобы предотвратить возможность развития атаки;
2. Если игроку удалось выйти на свободное место, не дать ему получить
мяч, стараясь перехватить его.
3. Если игроку все же удалось получить мяч, не дать ему бросить мяч в
корзину или передать мяч, провести его или применить какоелибо
другое действие. Для этого защитник стремится вырвать или выбить мяч
из рук противника;
134. Если противнику удалось бросить мяч в корзину, помешать овладеть
мячом, не дать ему приблизиться к щиту или вступить с ним в борьбу за
мяч, отскочивший от щита.
Если мяч перешел в руки другого нападающего, то действия защитника
начинаются сначала. Перечень действий защитника определяет, как ему
следует действовать и против игрока без мяча, и против игрока с мячом.
Рассмотрим эти действия подробнее.
Действия игрока в защите против игрока с мячом. Главная задача защиты
против игрока с мячом заключается в том, чтобы не дать ему забросить мяч в
корзину. Чем ближе игрок с мячом к корзине, тем он опаснее. Это ставит перед
каждым защищающимся игроком вторую задачу — не дать подопечному игроку
пройти к корзине, оттеснить его из опасных зон к боковым линиям.
С ростом мастерства игроков увеличивается количество бросков с
среднего и дальнего расстояния. Данные многих соревнований показывают, что
сильнейшие команды совершают в среднем около 50% бросков в корзину с
среднего и дальнего расстояний. Это заставляет защитников более активно
бороться против бросков, совершаемых с среднего и дальнего расстояний,
особенно если в команде противника имеются так называемые снайперы.
Обеспечив защиту от бросков в корзину, игрок должен вступить в
единоборство с противником, мешая ему передать или вести мяч. Он
направляет все свои усилия на то, чтобы при малейшей возможности перейти в
нападение. Поэтому он должен стараться перехватить, вырвать или выбить мяч
из рук противника. Действуя против игрока, ведущего мяч, защитник
стремится остановить его. Если это ему удалось и противник прекратил вести,
защитник должен смело вступать в борьбу за мяч. Действия в защите против
игрока без мяча. За последнее время активность игроков без мяча в нападении
значительно возросла, в связи с чем защита против них приобретает все
большее значение. Многие защитники ослабляют внимание к своему
14подопечному игроку, когда он остается без мяча. Это большая ошибка
защитника.
Действуя против игрока без мяча, необходимо сосредоточить свое
внимание на том, чтобы не упустить своего подопечного и не дать ему
возможности выйти на свободное место, особенно к щиту.
Для этого игрок должен уметь остановить противника, оттеснить его из
опасных зон к боковым линиям площадки.
Активные защитные действия должны быть направлены на то, чтобы
локализовать игру нападающего, не дать ему возможности получить мяч, для
этого защитник должен стремиться перехватить мяч.
Кроме того, защита должна бороться против заслонов.
Защитник должен своевременно заметить, когда его подопечный
попытается сделать заслон и немедленно предупредить об этом партнера, а
также, если нужно, принять правильное решение — поменяться с партнером,
дав ему соответствующее указание об этом.
Наконец, задача защитника заключается и в том, чтобы подстраховать
партнера, ведущего борьбу против игрока с мячом, и в случае необходимости
прийти к нему на помощь.
Независимо от того, действует ли защитник против игрока с мячом или
без мяча, он обязан стремиться захватить инициативу в единоборстве с
противником.
Для этого он должен держать противника под непрерывным активным
воздействием, не давая ему ни секунды передышки, все время угрожая
перехватить, выбить или вырвать мяч из его рук.
Эти действия помогут защитнику навязать свою волю нападающему и
вынудят его действовать так, как выгодно защитнику.
Действия игрока в защите против двух и более игроков противника. В
ходе игры, особенно против команд, пользующихся в нападении быстрым
15прорывом, игроку в защите приходится бороться против двух и более игроков
противника.
Поэтому он должен так организовать свои действия, чтобы лучше
справляться с создавшейся сложной обстановкой.
Вопервых, он должен стремиться, не вступая в непосредственную борьбу
за мяч, выиграть время и замедлить продвижение нападающих до подхода
своих партнеров.
Для этого защитник должен закрыть кратчайший путь к щиту и отступать
назад лицом к противнику в темпе, позволяющем сдержать движущихся вперед
нападающих, но в то же время внимательно следить, чтобы ктолибо из
нападающих не оказался за его спиной.
Отступая, защитник пользуется отвлекающими действиями, заставляя
противника остановиться или сделать лишние передачи, но ни в коем случае не
вступает с противником в действительную борьбу.
Если ктолибо из противников все же оказался за спиной защитника, то
последний должен быстро отступить назад к прорвавшемуся в тыл игроку и, не
теряя из виду остальных, помешать ему получить мяч.
Существуют две характеристики, определяющие успех индивидуальных
защитных действий. Первая характеристика – психология (психологические
качества). Она включает в себя такие качества, как смелость, агрессивность,
расчетливость.
Без правильного психологического настроя успешно
защищаться невозможно. Вторая характеристика – физические качества. В этой
характеристике важны положение тела игрока, стойка, его выносливость,
позиция на площадке.
Стойка. При игре в защите ноги надо согнуть в коленях и при этом
наклониться слегка вперед. При движении противника поперёк площадки,
защитник должен сопровождать его в параллельной стойке, во всех других
случаях одна нога защитника должна быть немного выдвинута вперёд. Вес тела
необходимо равномерно распределить на обе ноги для того, чтоб было легче
16сохранять равновесие. Голова должна быть поднята, чтобы было удобнее
следить за всевозможными действиями противника на площадке. Защитник
должен передвигаться приставными шагами и никогда не перекрещивать ноги
при передвижениях. Ни в коем случае не нельзя упускать своего подопечного
из виду. В какието моменты защитник может использовать периферическое
зрение, но при этом он всегда должен знать, где находится его подопечный.
Защита против игрока с мячом. Защищаясь против игрока с мячом,
защитник должен находиться все время между охраняемым кольцом и
противником на расстоянии вытянутой руки. В этот момент надо смотреть на
пояс подопечного. Это позволяет лучше сконцентрировать свое внимание на
игроке и избежать потери правильной позиции при выполнении нападающим
какихлибо отвлекающих движений (финтов). Обе руки должны быть подняты
на уровне пояса, ладони повернуты вверх, если нападающий ведет мяч или
просто держит его. Если противник готовится сделать бросок или отдать
передачу, защитник должен поднять руки вверх, так как это затрудняет
действия нападающего. Игроку, играющему в защите, всегда нужно быть
внимательным, чтобы не среагировать на ложное движение нападающего.
Выпрыгивать вверх защитник должен только в том случае, когда убедится, что
противник делает бросок по кольцу, иначе нападающий легко сможет уйти от
него.
Защита против игрока без мяча. При опеке игрока без мяча, всегда
нужно немного смещаться в сторону мяча и делать шаг назад, чтобы иметь
возможность помочь в любое время партнеру в держании игрока с мячом и
сразу же успеть вернуться к своему подопечному, как только у него окажется
мяч. Положение тела защитника должно быть таким, чтобы защитник, не
поворачивая головы, мог видеть одновременно как своего подопечного, так и
игрока с мячом. При опеке игрока без мяча в позиции центрового, когда
нападающий игрок располагается недалеко от кольца спиной к ней, защитник
не должен оставаться за спиной нападающего. Ему надо выдвинуться сбоку от
17нападающего со стороны мяча и максимально мешать ему получать передачи.
Когда игрок без мяча находится рядом с кольцом, защитник должен держать
его спереди, располагаясь между своим подопечным и мячом. Если он
останется за спиной подопечного, то не сможет помешать ему получить мяч, а
под кольцом такие моменты всегда приводят к чемуто.
Игрокам защиты важно постоянно видеть мяч и своего подопечного. При
потере мяча из виду, противник сможет передать его прямо над головой
защитника. А потерять из виду подопечного – значит позволить команде
противника создать численное преимущество под кольцом. Последней
обязанностью защитника после броска является постановка спины своему
подопечному и подбор мяча, отскочившего от кольца при неудачном броске.
Борьба за мяч, отскочивший от щита. Борьба за подбор считается
одной из самых важных составляющих игры. Нападающий может принести
своей команде два очка в этот момент, а защитник тем временем может не дать
ему сделать это. Поэтому нужно учиться добивать мяч в нападении и,
соответственно, подбирать его в защите. Пока мяч в воздухе, защитник должен
постараться определить возможную зону отскока. При неудачных бросках
справа от кольца мяч зачастую отскакивает в левую сторону и наоборот.
Подбор отскочившего мяча в защите. Есть одна из аксиом в баскетболе
– кто выигрывает щит, тот выигрывает игру. Если команда позволяет
противнику сделать повторный бросок, то у нее уменьшаются шансы на победу.
Если каждый игрок команды будет следовать правилам подбора и постановки
спины, то даже более высокорослый противник может быть нейтрализован.
После неточного броска надо сделать поворот в широкой стойке, чтобы
оставить своего противника у себя за спиной. Не следует сразу же бежать вслед
за мячом, летящим в сторону кольца. Сначала надо убедиться, что кратчайший
путь противника к щиту перекрыт. Чем ближе к подопечному располагается
защитник, тем легче преградить ему дорогу к щиту. Отталкивать противника
при блокировке нельзя, надо применять боковые движения. Продолжая
18удерживать мяч в поле зрения, защитник дожидается удобного момента и
прыгает вверх, что схватить мяч в высшей точке прыжка. Действовать он
должен быстро и уверенно.
Защитник не может на себя взять большей задачи и совершит грубую
тактическую ошибку, если в поле начнет борьбу за мяч или же будет
препятствовать броску с среднего, а тем более с дальнего расстояния.
1.2.2. Тактика групповых тактических взаимодействий.
Групповые действия в защите представляют собой взаимодействия двух
или трех игроков.
Подстраховка. Одно из взаимодействий двух игроков — это
подстраховка. Игроки в защите должны быть всегда готовы оказать помощь
своему партнеру, а также перейти на опеку нападающего, который обыграл
защитника и сильно угрожает кольцу. Подстраховку чаще всего применяют
против агрессивных, быстрых нападающих, владеющих хорошим дриблингом,
резким подходом и точным броском.
Переключение. Если соперник удачно применит наведение или заслон,
защитникам тут же необходимо ответить переключением на эти
взаимодействия, т.е. сменить подопечных.
После переключения защитник должен встретить нападающего заслоном,
активно противодействовать возможной передаче или броску, а партнер тут же
начинает опекать другого нападающего, поставившего заслон, пытаясь отрезать
ему путь к кольцу.
Отступание или проскальзывание. Немедленное переключение выгодно
защищающейся команде далеко не всегда. Вместо смены подопечных при
заслоне, когда нападающие взаимодействуют и передвигаются вдали от
19корзины ил поперек поля без мяча, защитнику надо быстро отступить, обойти
заслоняющего игрока и снова сблизиться со своим соперником.
Для того, чтобы избежать переключения при борьбе с пересечением или
наведением, более целесообразно будет применять проскальзывание.
Групповой отбор мяча. Зачастую этот способ взаимодействия двух
игроков используют преимущественно при прессинге, когда игрока с мячом
атакуют одновременно два защитника.
Очевидно, что при каждой попытке группового отбора мяча остальные
игроки обороны должны пытаться занять позиции, связанные с перехватом мяча
и подстраховкой.
Взаимодействие трех игроков в защите — это определенные способы
нейтрализации комбинаций «тройка», «малая восьмерка» и «скрестный выход».
Взаимодействие в численном меньшинстве. Во время численного
превосходства нападающих главным правилом для защитников являются их
согласованные и активные действия.
При быстром отрыве 3х2 игроки обороны обязаны:
остановить соперника с мячом максимально далеко от кольца;
создать нападающим ситуацию, в которой они вынуждены будут сделать
большое количество передач.
Борьба за отскок. Борьба за отскок мяча у своего кольца — один из
самых важных игровых моментов. Успех борьбы за отскок решают
взаимодействия трех защитников, которые стремятся отрезать путь соперника
к кольцу, образуя в области штрафного броска так называемый «треугольник
отскока».
При игре в защите, как и при нападении, существуют несколько
тактических систем игры. К этим системам относятся личная, зонная и
смешанная защита.
20Личная защита.
При этой системе защиты каждый игрок защищающейся команды опекает
персонально одного из игрока соперников. Как правило, для опеки
распределение игроков делают по схожей манере игры, но при этом надо еще
учитывать физические данные игрока соперников.
Всего существует 3 варианта личной защиты:
1. Опека в области трехочковой линии;
2. Опека на своей половине площадки;
3. Опека по всей площадке (прессинг).
Сущность опеки в области трехочковой линии заключается в том, что
игроки обороняющейся команды располагаются на трехочковой линии и на ней
«разбирают» своих подопечных.
При этом варианте защиты серьезно затруднен проход соперника под
кольцо. Защитники без труда могут производить согласованные подстраховки и
переключения, а их расположение на площадке дает хорошие возможности для
борьбы за отскок у своего щита.
Недостатком такого варианта личной защиты является то, что
нападающие игроки могут беспрепятственно обстреливать корзину «изза
дуги».
При опеке на своей половине площадки игроки защищающейся команды
находятся достаточно близко к середине площадки, откуда и начинают очень
плотно опекать своих соперников.
Такой вариант защиты не дает права игрокам нападения производить
броски по кольцу из простых и спокойных положений, так как защитники тем
самым вынуждают их все время спешить.
При правильной организации прессинга (опеки игроков по всей
площадке) разрушаются все практические замыслы противника. Но изза этой
21защиты игроки обороны теряют достаточно много сил, но они при этом не
меньше изматывают и нападающих противника.
Начинается прессинг с того, что защитники начинают защищаться тут же,
где потеряли мяч, или когда соперник вводит мяч в игру изза пределов
площадки. Если всетаки ктонибудь из игроков нападения сможет выбраться
изпод опеки, свободный защитник в этот же момент должен переключиться на
этого игрока, не давая тем самым возможности получить освободившемуся
игроку передачи.
Зонная защита.
При этой системе каждый игрок команды защиты контролирует
определенный участок на площадке (зону). В зависимости от расположения
игроков команды зонная защита делится на следующие возможные варианты: 2
3; 212; 32; 131. Каждый вариант выбирается в соответствии с манерой игры
противника. Наряду с некоторыми преимуществами перед личной защитой,
зонная защита имеет большие недостатки. Хоть она и затрудняет выполнение
бросков с близких и средних расстояний игрокам нападения, в тоже время эта
защита сковывает действия защитников и порождает их безответственность в
какойто степени, так как ни один из обороняющихся игроков не опекает того
или иного нападающего игрока.
Зонная защита, а именно ее хорошее исполнение, зависит от
максимальной работоспособности игроков. Чтобы компенсировать ее
недостатки, при этой системе защитники обязаны, так же как приличной
защите, все время помогать своим партнерам по команде. Зонная защита
требует куда большей сыгранности игроков, ведь неправильные действия
одного из защитников могут усилия всей команды свести на нет.
Смешанная защита.
Особенностью этой защиты является тот факт, что в ней соединяются
принципы личной и зонной защиты. к примеру, Против двух или одного лидера
22нападения соперников применяют так называемый индивидуальный прессинг
или плотную опеку по всей площадке, а против остальных нападающих
защитники играют зонную защиту, осуществляемую четырьмя или тремя
игроками.
23Глава II. Задачи, методы, организация исследования
В соответствии с целью исследования в работе были поставлены
следующие задачи:
1. Изучить спортивные результаты команды баскетболистов 1999 г.р.
СШОР №49 «Тринта» в сезонах 2012/2013, 2013/2014 и 2014/2015;
2. Определить эффективность индивидуальных защитных действий
баскетболистов тренировочных групп СШОР;
3. Выявить динамику эффективности индивидуальных защитных действий
баскетболистов тренировочных групп СШОР в период с 2012 по 2015 гг.
В связи с поставленными задачами нами были использованы следующие
методы:
1. Анализ литературных источников.
2. Метод педагогического наблюдения.
3. Анализ плановой и отчетной документации.
4. Метод просмотра видеозаписей игр.
5. Обследование соревновательной деятельности.
6. Метод математической статистики.
Анализ литературных источников.
Нами была проанализирована литература, которая отражает вопросы
особенностей индивидуальных защитных действий баскетболистов
тренировочных групп. Анализ литературы показал наличие ряда особенностей и
недостаточную разработанность данной темы в теории и методике подготовки
юных баскетболистов. Так же была изучена и обработана информация по
данной теме, найденная в интернетисточниках.
Метод педагогического наблюдения.
24Педагогическое наблюдение проводились с целью выявления количества
времени, уделяемого тренерами на работу в защите, ее техническим и
тактическим особенностям, а так же общей физической подготовке.
Анализ плановой и отчетной документации.
Анализ плановой и отчетной документации тренеров тренировочной
группы юношей 1999 года рождения СШОР №49 «Тринта» за 2012/2013,
2013/2014 и 2014/2015 года.
Метод просмотра видеозаписей игр.
Нами были просмотрены 45 матчей Первенств России тренировочной
группы юношей 1999 года рождения с 2012 по 2015 года с целью получения
данных,
необходимых для подсчета коэффициента эффективности
индивидуальных защитных действий.
Обследование соревновательной деятельности.
Мы проводили обследование соревновательной деятельности юношей
1999 года рождения по следующим показателям:
Подбор мяча на своем щите (колво) – «СП»;
Потери (колво) – «ПТ»;
Перехваты (колво) – «ПХ».
Весь полученный материал вносился в таблицы.
Метод математической статистики.
Метод математической статистики использовался для обработки
результатов среднего количества статистических показателей. Обработанный
таким образом материал выносился в таблицы.
25Эффективность индивидуальных защитных действий высчитывалась по
формуле, предложенной М.А. Амером в 1980 году. Расчеты делались по
формуле:
Kid =
Pn
(d
idn
c)
, где:
Kid – коэффициент эффективности индивидуальных защитных действий;
Pn – количество пропущенных защитником мячей;
d – число лишних владений мячом в команде противника по вине защитника;
c – «цена» владения мячом в команде противника;
n – количество единоборств, исходом которых было взятие корзины;
i – количество овладений мячом в защите.
Коэффициент эффективности должен находиться в пределах от нуля до
двух (0 ≤ Kid ≤ 2). При улучшении коэффициента он должен стремиться к нулю.
Организация исследования.
Исследование проводилось в период с октябрь 2014 года по апрель 2015
года. Нами были просмотрены игры команды юношей 1999 г.р. СШОР №49
«Тринта». Мы изучили спортивные результаты и показатели игроков этой
команды на первенстве России на протяжении трех сезонов: 2012/2013,
2013/2014 и 2014/2015.
На первом этапе нами была изучена методическая и специальная
литература и документы по исследуемой теме.
На втором этапе были просмотрены игры с участием команды юношей
1999 г.р. СШОР №49 «Тринта». В ходе просмотра видеозаписей были получены
данные, необходимые нам для подсчета коэффициента эффективности
индивидуальных защитных действий.
На третьем этапе было проведено оформление работы, написание
выводов и разработка практических рекомендаций.
26Глава III. Результаты и их обсуждение
3.1. Спортивные результаты команды баскетболистов 1999 г.р.
СШОР №49 «Тринта» в сезонах 2012/2013, 2013/2014 и 2014/2015.
Изучив соревнования команды юношей 1999 г.р. СШОР №49 «Тринта» в
2012/2013, 2013/2014 и 2014/2015 годах (таблица 1) и проведя анализ, мы
видим, что баскетболисты в 2012/2013 году принимали участие в четырех
соревнованиях: Первенстве Москвы среди спортивных школ, Первенстве
России среди юношей 1999 г.р., в «Новогоднем Кубке» и турнире,
посвященному Дню Победы.
В сезоне 2013/2014 команда юношей 1999 г.р. СШОР №49 «Тринта»
участвовала в трех соревнованиях: Первенство Москвы среди спортивных
школ, Первенство России среди юношей 1999 г.р. и «Новогодний Кубок».
Таблица 1.
Соревнования команды юношей 1999 г.р. СШОР №49 «Тринта» за
сезоны 2012/2013, 2013/2014 и 2014/2015.
Сезон
Первенство
Первенство
«Новогодний
Турнир, посвященный
Москвы
России
Кубок»
Дню Победы
2012/2013
2013/2014
2014/2015
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
В сезоне 2014/2015 команда юношей 1999 г.р. СШОР №49 «Тринта»
участвовала в тех же трех соревнованиях: Первенство Москвы среди
спортивных школ, Первенство России среди юношей 1999 г.р. и «Новогодний
Кубок».
Изучив спортивные результаты команды юношей 1999 г.р. СШОР№49
«Тринта» за сезоны 2012/2013, 2013/2014 и 21014/2015 (таблица 2) и
проанализировав полученные результаты, мы видим, что в 2012/2103 году
команда юношей провела 20 матчей, из которых выиграла 17, и по итогам
заняла 2 место. В рамках Первенства России команда провела 16 матчей, из
27которых выиграла 10 и по итогам заняла 9 место. В «Новогоднем кубке» и
турнире, посвященному Дню Победы, участвовало 4 команды, и в обоих
соревнованиях команда «Тринта» в итоге заняла 3 место. В «Новогоднем
Кубке» «Тринта» провела две игры и выиграла одну, а в турнире,
посвященному Дню Победы, команда провела 3 игры и так же одержала одну
победу.
Таблица 2.
Спортивные результаты команды юношей 1999 г.р. СШОР №49
«Тринта» за сезоны 2012/2013, 2013/2014 и 2014/2015.
Сезон
Первенство
Первенство
«Новогодний
Москвы
России
Кубок»
Турнир,
посвященный
Дню Победы
2012/2013
2013/2014
2014/2015
количество
матчей
победы
поражения
место
количество
матчей
победы
поражения
место
количество
матчей
победы
поражения
место
20
17
3
2
22
16
6
3
22
18
4
3
16
9
7
9
16
10
6
8
13
10
3
6
2
1
1
3
2
2
0
1
2
1
1
2
3
1
2
3
В 2013/2014 году на Первенстве Москвы среди спортивных школ
баскетболисты сыграли 22 матча, в 16 из которых одержала победу и 6 игр
проиграла, по итогам соревнований заняв 3 место. На Первенстве России
юноши провели 16 матчей, из которых выиграла десять. По итогам этого
Первенства команда «Тринта» заняла 8 место. В «Новогоднем Кубке»
принимали участие все те же четыре команды. СШОР «Тринта» из двух
28возможных матчей выиграла оба, таким образом, она сумела выиграть этот
кубок.
В 2014/2015 году на Первенстве Москвы команда юношей 1999 г.р.
провела 22 матча в рамках этого соревнования и, выиграв 18 матчей, по его
итогам заняла третье место. В соревнованиях Первенства России команда
«Тринта» участвовала в 13 матчах, из которых десять они выиграли. По
результатам соревнования «Тринта» заняла 6 место. В «Новогоднем Кубке»
команда «Тринта» играла также два матча, как и в предыдущих годах. Из двух
игр команда выиграла одну, и по итогам кубка заняла почетное второе место.
Таким образом, за три года участия в соревнованиях баскетболисты лишь
однажды заняли первое место, победив в «Новогоднем Кубке» в 2013/2014
году, дважды становились вторыми (Первенство Москвы в 2012/2013 году и
«Новогодний Кубок» в 2014/2015 году), четыре раза занимали третье место
(Первенство Москвы в 2013/2014 и 2014/2015 годах, «Новогодний Кубок» в
2012/2013 году и турнир, посвященный Дню Победы в 2012/2013 году). Стоит
отметить, что на Первенствах России среди юношей 1999 г.р. команда не
поднималась выше 6 места.
293.2. Определение эффективности индивидуальных защитных
действий баскетболистов тренировочных групп СШОР.
Для решения поставленной задачи, учитывая спортивные результаты
команды за три сезона, а так же уровень подготовленности соперников, нами
было принято решение о том, что эффективность индивидуальных действий в
защите баскетболистов юношей 1999 г.р. мы будем определять на
соревнованиях Первенства России.
Для определения эффективности индивидуальных защитных действий
баскетболистов в сезоне 2012/2013 года нами были просмотрены и проведено
обследование соревновательной деятельности 16 матчей Первенства России
среди юношей 1999 г.р.
Результаты полученных данных (таблица 3) показали, что игроки
Крестьянинов Антон и Самохвалов Олег с коэффициентов – 0,93,
продемонстрировали лучший результат, а Поздняков Никита с коэффициентом
– 1,40, показал худший результат среди всех игроков команды.
30Фамилия Имя
Баранов Валентин
Деревянкин Роман
Каракулькин Захар
Коняев Даниил
Таблица 3.
Показатели и эффективность индивидуальных защитных действий
баскетболистов в сезоне2012/2013 года.
Pn
1,2
8,2
8,7
5,7
2,8
6,9
1,7
1,8
8,5
7,8
2,8
3,6
4,2
3,5
4,81
d
0,7
2,5
2,1
1,9
0,9
2,3
1,0
0,7
4,9
2,1
0,9
1,1
1,8
1,3
1,73
c
3,3
3,8
3,7
4,1
3,7
3,6
4,3
4,1
3,7
4,1
4,6
3,9
4,0
3,9
3,91
n
1,1
6,1
5,4
4,3
2,0
3,7
1,5
1,1
3,8
5,3
2,1
2,9
2,2
2,6
3,15
Новоселов Сергей
Подколзин Георгий
Поздняков Никита
Рязанов Даниил
Самохвалов Олег
i
1,5
8,0
7,2
6,2
3,7
5,0
2,3
1,6
11,7
4,3
3,5
4,5
5,7
2,8
4,86
Kid*
1,06
1,04
1,12
1,09
0,93
1,38
1,25
1,37
1,31
1,40
1,07
0,93
1,18
1,28
1,17
Склизков Александр
Ткачев Сергей
Среднее значение
Крестьянинов Антон
Кубышев Алексей
Лонин Егор
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
* здесь и далее: Pn – количество пропущенных защитником мячей; d – число лишних владений мячом в команде
противника по вине защитника; c – «цена» владения мячом в команде противника; n – количество единоборств,
исходом которых было взятие корзины; i – количество овладений мячом в защите; Kid – коэффициент
эффективности индивидуальных защитных действий.
Средний коэффициент эффективности индивидуальных защитных
действий у команды составляет 1,17, при этом у 7 игроков команды
коэффициент эффективности ниже среднего показателя команды в целом.
Диапазон показателей эффективности индивидуальных действий в защите у
всей команды составляет 0,47.
311,06
1,04
1,12
1,09
0,93
1,38
1,37
1,31
1,25
1,4
1,28
1,18
1,17
1,07
0,93
1,4
1,3
1,2
1,1
1
0,9
0,8
0,7
0,6
0,5
Каракулькин Захар
Баранов Валентин
Деревянкин Роман
Коняев Даниил
Крестьянинов Антон
Кубы шев Алексей
Подколзин Георгий
Новоселов Сергей
Лонин Егор
Поздняков Никита
Рязанов Даниил
Склизков Александр
Самохвалов Олег
Ткачев Сергей
среднее
Рисунок 1. Коэффициент эффективности индивидуальных защитных
действий баскетболистов в сезоне 2012/2013 года.
В сезоне 2013/2014 года юноши 1999 г.р. провели также 16 матчей в
рамках Первенства России. Просмотр видеозаписей матчей и обследование
соревновательной деятельности баскетболистов (таблица 4) показали, что
высокий показатель эффективности индивидуальных защитных действий с
коэффициентом – 0,71 у Баранова Валентина и Крестьянинова Антона, самый
низкий показатель эффективности с коэффициентом – 1,31 принадлежит
Кубышеву Алексею.
Средний коэффициент эффективности индивидуальных защитных
действий у команды составляет 0,98, при этом 8 баскетболистов показали
результат ниже среднего результата в целом.
Диапазон показателей составляет 0,46, что говорит о преобладании
над командными
индивидуальных защитных действий в команде,
взаимодействиями.
Фамилия Имя
Таблица 4.
Показатели и эффективность индивидуальных защитных действий
баскетболистов в сезоне 2013/2014 года.
Pn
4,2
8,6
4,7
3,8
2,7
32
Баранов Валентин
Деревянкин Роман
Каракулькин Захар
Kid
0,71
1,26
0,88
0,92
0,71
Крестьянинов Антон
d
0,7
2,5
1,0
2,1
0,9
c
4,3
4,3
4,1
3,9
4,8
n
2,4
3,8
2,2
3,7
1,8
i
7,1
8,0
6,8
9,4
6,1
№ п/п
1
2
3
4
5
Коняев Даниил6
7
8
9
10
11
12
13
14
Кубышев Алексей
Лонин Егор
Новоселов Сергей
Подколзин Георгий
Поздняков Никита
Рязанов Даниил
Самохвалов Олег
Склизков Александр
Ткачев Сергей
Среднее значение
6,2
2,8
3,6
5,9
5,2
8,2
4,1
3,7
8,8
5,18
2,1
1,1
1,0
3,2
1,6
0,9
1,2
0,6
0,8
1,41
4,4
3,8
3,8
3,6
3,7
4,2
4,5
4,7
4,1
4,16
3,0
1,8
3,3
4,1
4,1
3,8
3,9
2,9
4,8
3,26
6,7
4,1
2,1
12,6
3,8
6,4
6,2
4,6
6,3
6,44
1,31
0,97
1,17
0,88
1,17
1,08
0,84
0,80
1,02
0,98
Коэффициент показателей эффективности индивидуальных действий
баскетболистов в сезоне 2013/2014 года графически изображен на рисунке 2.
Рисунок 2. Коэффициент эффективности индивидуальных защитных
действий баскетболистов в сезоне 2013/2014 года.
В сезоне 2014/2015 года юноши 1999 г.р. провели 13 матчей в рамках
Первенства России. Просмотр видеозаписей матчей и обследование
соревновательной деятельности баскетболистов показали, что лучший
показатель эффективности индивидуальных защитных действий у Склизкого
Александра с коэффициентом – 0,62, самый низкий показатель эффективности
принадлежит Позднякову Никите с коэффициентом – 1,09.
33Средний коэффициент эффективности индивидуальных защитных
действий у команды составляет 0,85, при этом сразу 9 игроков показали
результат ниже среднего результата.
Диапазон показателей составляет 0,47, что говорит о преобладании
индивидуальных защитных действий в команде над командными
взаимодействиями.
Все данные представлены в таблице 5.
34Фамилия Имя
Баранов Валентин
Деревянкин Роман
Каракулькин Захар
Коняев Даниил
Таблица 5.
Показатели и эффективность индивидуальных защитных действий
баскетболистов в сезоне 2014/2015 года.
Pn
4,5
6,2
2,8
7,2
3,5
6,8
1,4
3,1
2,1
5,3
2,6
3,7
3,2
6,3
4,19
d
0,6
1,9
1,0
2,8
1,1
2,3
0,4
1,0
0,6
1,9
1,4
1,0
1,0
2,1
1,36
c
4,8
3,9
4,2
3,4
4,0
3,6
3,9
4,6
4,1
3,7
4,3
4,7
4,1
3,9
4,09
n
1,8
4,4
2,1
6,8
1,8
4,7
1,3
2,7
1,6
4,1
2,2
2,1
2,5
4,7
3,06
Новоселов Сергей
Подколзин Георгий
Поздняков Никита
Рязанов Даниил
Самохвалов Олег
I
7,8
7,2
5,3
10,3
7,2
7,2
1,8
5,2
3,6
5,3
8,2
8,5
8,3
7,2
6,65
Kid
0,72
1,01
0,83
0,84
0,78
1,06
0,85
0,87
0,79
1,09
0,73
0,72
0,62
1,04
0,85
Крестьянинов Антон
Кубышев Алексей
Лонин Егор
Склизков Александр
Ткачев Сергей
Среднее значение
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Коэффициент показателей эффективности индивидуальных действий
баскетболистов в сезоне 2014/2015 года графически изображен на рисунке 3.
Рисунок 3. Коэффициент эффективности индивидуальных защитных
действий баскетболистов в сезоне 2014/2015 года.
353.3. Динамика эффективности индивидуальных защитных действий
баскетболистов тренировочных групп СШОР.
Нами были изучены и проанализированы показатели эффективности
индивидуальных действий в защите по игровому амплуа, а так же
индивидуальные и командные показатели.
Результаты исследования показали, что командный коэффициент
эффективности индивидуальных защитных действий в защите (таблица 6), с
каждым годом значительно снижался и в сезоне 2014/2015 года составил – 0,85,
что говорит о положительной динамике показателей.
Таблица 6.
Среднее значение коэффициента эффективности индивидуальных
защитных действий команды в сезонах 2012/2013, 2013/2014 и 2014/2015.
Команда
2012/2013 год
2013/2014 год
2014/2015 год
Δ Kid
0,32
Юноши 1999 г.р.
* здесь и далее: Δ Kid – динамика коэффициента эффективности индивидуальных защитных действий от сезона
2012/2013 к сезону 2014/2015;
1,17
0,98
0,85
Динамика командных показателей эффективности индивидуальных
действий в защите (Δ Kid) баскетболистов в сезонах 2012/2013, 2013/2014 и
2014/2015 годов графически изображена на рисунке 4.
Рисунок 4.
36Среднее значение коэффициента эффективности индивидуальных
защитных действий команды в сезонах 2012/2013, 2013/2014 и 2014/2015.
На рисунке 4 можно увидеть, что с каждым годом средний коэффициент
становился лучше, что и подтверждает то, что как у игроков, так и у команды в
целом виден прогресс в защитных действиях. Этот факт подтверждается тем,
что в сезоне 2012/2013 на первенстве России команда заняла 9 место, в сезоне
2013/2014 – 8 место, а в сезоне 2014/2015 – 6 место.
Судя по данным в таблицах 7, 8 и 9 видно, что в среднем в каждом сезоне
центровые играли в защите лучше. В сезонах 2013/2014 и 2014/2015 худший
средний показатель имеют защитники. В сезоне 2012/2013 худший показатель
имеют нападающие. Разница между средним лучшим и худшим показателем
эффективности среди амплуа составляет 0,14 в сезоне 2012/2013, в сезоне
2013/2014 – 0,2, а в сезоне 2014/2015 – 0,13. Динамика коэффициента
эффективности индивидуальных защитных действиях больше у нападающих, и
меньше у защитников, что говорит нам о том, что нападающие более
прогрессивные игроки по сравнению с защитниками, при этом прогресс
центровых хуже, чем у нападающих, но в этих трех сезонах средний
коэффициент индивидуальных защитных действий лучше.
Таблица 7.
Среднее значение коэффициента эффективности индивидуальных
защитных действий защитников в сезонах 2012/2013, 2013/2014 и 2014/2015.
Фамилия Имя
Деревянкин Роман
Крестьянинов Антон
Кубышев Алексей
Новоселов Сергей
Среднее значение
Kid 2014/2015 Kid 2013/2014 Kid 2012/2013
1,01
0,78
1,06
0,87
0,93
1,26
0,71
1,31
1,17
1,11
1,04
0,93
1,38
1,37
1,18
Δ Kid
0,03
0,15
0,32
0,50
0,25
Таблица 8.
Среднее значение коэффициента эффективности индивидуальных
защитных действий центровых в сезонах 2012/2013, 2013/2014 и 2014/2015.
Фамилия Имя
Баранов Валентин
Kid 2014/2015 Kid 2013/2014 Kid 2012/2013
0,72
37
0,71
1,06
Δ Kid
0,34Рязанов Даниил
Самохвалов Олег
Ткачев Сергей
Среднее значение
0,73
0,72
1,04
0,80
1,08
0,84
1,02
0,91
1,07
0,93
1,28
1,09
0,34
0,21
0,24
0,28
38Таблица 9.
Среднее значение коэффициента эффективности индивидуальных
защитных действий нападающих в сезонах 2012/2013, 2013/2014 и
2014/2015.
Фамилия Имя
Каракулькин Захар
Коняев Даниил
Лонин Егор
Подколзин Георгий
Поздняков Никита
Склизков Александр
Среднее значение
Kid 2014/2015 Kid 2013/2014 Kid 2012/2013
0,83
0,84
0,85
0,79
1,09
0,62
0,84
0,88
0,92
0,97
0,88
1,17
0,80
0,94
1,12
1,09
1,25
1,31
1,40
1,18
1,23
Δ Kid
0,29
0,25
0,40
0,52
0,31
0,56
0,39
По данным таблицы 10 видно, что самым прогрессивным игроком в
индивидуальных защитных действия является Склизков Александр. В сезоне
2014/2015 он показал лучший коэффициент эффективности. Наименьший
показатель динамики эффективности имеет Деревянкин Роман. Его показатель
составляет 0,03, что говорит нам о том, что по сравнению с сезоном 2012/2013
его игра в защите практически не изменилась. В среднем динамика показателей
эффективности индивидуальных защитных действий составила 0,31, что
считается хорошим показателем.
Таблица 10.
Коэффициент эффективности индивидуальных защитных действий
баскетболистов и динамика коэффициента с 2012/2013 по 2014/2015 год.
Фамилия Имя
Баранов Валентин
Деревянкин Роман
Каракулькин Захар
Коняев Даниил
Крестьянинов Антон
Кубышев Алексей
Лонин Егор
Новоселов Сергей
Подколзин Георгий
Поздняков Никита
Рязанов Даниил
Самохвалов Олег
Склизков Александр
Kid 2014/2015 Kid 2013/2014 Kid 2012/2013
0,72
1,01
0,83
0,84
0,78
1,06
0,85
0,87
0,79
1,09
0,73
0,72
0,62
39
0,71
1,26
0,88
0,92
0,71
1,31
0,97
1,17
0,88
1,17
1,08
0,84
0,80
1,06
1,04
1,12
1,09
0,93
1,38
1,25
1,37
1,31
1,40
1,07
0,93
1,18
Δ Kid
0,34
0,03
0,29
0,25
0,15
0,32
0,40
0,50
0,52
0,31
0,34
0,21
0,56Ткачев Сергей
Среднее значение
1,04
0,85
1,02
0,98
1,28
1,17
0,24
0,31
Рисунок 5.
индивидуальных защитных действий игроков за три сезона.
Средние показатели коэффициента эффективности
На рисунке 5 видно, что у каждого игрока в сезоне 2014/2015
коэффициент индивидуальных защитных действий по сравнению с сезоном
2012/2013 лучше. Стоит также заметить, что нет ни одного игрока, чей
показатель динамики эффективности был отрицательным. Отсюда следует
вывод, что у каждого игрока можно заметить прогресс в индивидуальных
защитных действиях. В качестве исключений можно рассматривать некоторых
игроков, которые выделялись, показывая хуже результат по сравнению с
предыдущим сезоном.
40Выводы
1. Команда юношей 1999 г.р. СШОР №49 «Тринта» в течение трех
сезонов с 2012 по 2015 года участвовала в трех соревнованиях: Первенство
Москвы среди спортивных школ, Первенство России среди юношей 1999г.р. и
«Новогодний Кубок», а в сезоне 2012/2013 еще и в турнире, посвященном Дню
Победы.
2. За три года участия в соревнованиях баскетболисты лишь однажды
заняли первое место, победив в «Новогоднем Кубке» в 2013/2014 году, дважды
становились вторыми (Первенство Москвы в 2012/2013 году и «Новогодний
Кубок» в 2014/2015 году), четыре раза занимали третье место (Первенство
Москвы в 2013/2014 и 2014/2015 годах, «Новогодний Кубок» в 2012/2013 году
и турнир, посвященный Дню Победы в 2012/2013 году). На соревнованиях
Первенства России, за этот период, команда не поднималась выше 6 места.
3. При определении эффективности индивидуальных действий
баскетболистов 1999г.р. мы получили следующие результаты:
в 2012/2013 году наилучший коэффициент продемонстрировали
Крестьянинов Антон и Самохвалов Олег с показателем 0,93;
в 2013/2014 году лучший коэффициент эффективности
индивидуальных действий составил – 0,71 и принадлежал Баранову
Валентину и Крестьянинову Антону;
в сезоне 2014/2015 высокий результат продемонстрировал
Склизкий Александр с коэффициентом – 0,62.
4. Средний коэффициент эффективности индивидуальных защитных
действий у команды в 2012/2013 году составил 1,17, в 2013/2014 году 0,98, а
в 2014/2015 году – 0,85, что говорит о положительной динамике
эффективности индивидуальных защитных действий.
415. Анализ эффективности индивидуальных действий в защите позволяет
утверждать, что лучшие показатели в течение трех лет принадлежат центровым
игрокам команды, немного ниже результаты у нападающих, при этом более
успешная динамика коэффициента в течение этого времени у нападающих
игроков.
6. Результаты исследования показали, что самым прогрессивным игроком
по показателям эффективности индивидуальных защитных действий является
Склизков Александр с показателем 0,56, наименьший показатель динамики
эффективности у Деревянкина Романа 0,03, говорит нам о том, что по
сравнению с сезоном 2012/2013 его игра в защите практически не изменилась.
7.
Каждый игрок команды продемонстрировал прогресс в
индивидуальных защитных действиях, в среднем динамика показателей
эффективности индивидуальных защитных действий составила 0,31, что
считается хорошим показателем.
42Практические рекомендации
Материал данной работы показывает, что при увеличении работы в
защите в тренировочном процессе увеличивается эффективность игры в защите
у каждого игрока. Существует прямая зависимость между количеством
времени, уделяемого на тренировках игре в защите, и успешностью
выступлений команды на соревнованиях. Тренерам учебнотренировочных
групп следует больше внимания уделять тактической подготовке игре в
защите: проводить занятия, индивидуальную работу с игроками, тренерам и
игрокам изучать, от чего зависит эффективность индивидуальных защитных
Во время тренировочного процесса уделять внимание
действий.
оборонительным действиям игрокам всех амплуа.
Оценка эффективности индивидуальных защитных действий имеет
объективный показатель, рассчитанный по формуле, предложенной М.А.
Амером. В связи с чем данная формула может использоваться после любого
промежутка соревнований (как после одного матча, так и после всего
соревнования). Он в полной мере отражает основные показатели действий
игрока в обороне.
43Список используемой литературы
1. Айрапетьянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля
соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх:
//Автореф. докт. дис. М., 1992. 41 с.
2. Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от
простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008.
3. Баскетбол: научнометодический вестник: выпуск 4 / Сост. Б.Е. Лосин,
Е.Р. Яхонтов: Редкол.: С.Н. Елевчи и др. – СПб.: Олимп, 2008.
4. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под. ред. Ю.М.
Портнова. М.: Физкультура и Спорт, 1997.480с.
5. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.1990.
№6,7 с.1718.
6. Бигеев А.В. Выявление основных статистических показателей, влияющих
на результат матчей в баскетболе // Инновационные средства и методы
подготовки в современном баскетболе. Москва 2011. с 1720.
7. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного
процесса. М., ФиС, 1985. с 136.
8. Гарби Салахеддин, Бен Хемайс. Факторы, определяющие быстроту
защитных движений баскетболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук.
М.,1983. 24 с.
9. Гомельский А.Я. Баскетбол. Советы мастера. 1000 баскетбольных
упражнений. М.: Гранд, 1997.
10. Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе. М., 1985.
11. Гомельский Е.Я. «Вы – тренер? Из опыта мастера». / Спорт в школе №
7/2012 – ИД «Первое сентября».
12. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе
.: Атореф.дис. доктора пед. наукМ.1996.43с
4413. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. М.: Физкультура и спорт,
1987.58с.
14. Зельдович Т.,Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. – М.:
Физкультура и спорт,1964.48с.
15. Канидов Ю. «Школа баскетбола. Обучение техникотактическим
действиям». Спорт в школе № 10/2013 – ИД «Первое сентября».
16. Красников А.А.
Особенности соревновательной деятельности
спортсмена. Требования состязаний к физическим и психическим
возможностям спортсмена: Метод, разработки.
17. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев.
– М. : Физкультура и спорт , 1991. – 543 с.
18. Машковцев А.И. «Тренировка поамерикански» // Спорт в школе:
методический журнал для учителей физкультуры и тренеров (№16) 2011
год – ИД «Первое сентября».
19. Машковцев А.И. «На высоком уровне. Тренировка центровых игроков в
баскетболе» / Спорт в школе № 16/2011 – ИД «Первое сентября».
20. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр
«Академия».2008.
21. Орлова О.М. Педагогический контроль за подготовкой юных
баскетболистов 16—17 лет [Текст]: Автореф. канд. пед. наук. — М.,
1986. — 22 с.
22. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин тов физ.
культ. // Под ред. В.С. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. 176с.
23. Официальные правила баскетбола 2010 – изд. Инфобаскет
24. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочносоревновательным
процессом в спортивных играх. М., 1996.
4525. Портнов Ю. М. Особенности проявления показателей эффективности при
выполнении некоторых приемов игры в защите у занимающихся
баскетболом, учащихся образовательных школ // Физ. культура:
воспитание, образование, тренировка. – 2006. – N 3. – С. 31–34.
26. Преображенский И.Н. Совершенствование баскетболиста в сложных
приемах техники [Текст]: Автореф. канд. пед. наук. — М., 1953. — 16 с.
27. Туркулов Б.И. Обучение баскетболу (VVI классах)// Физкультура в
школе. – 1993.№4.С.1320.
28. Шулятьев В.М., Нестеровский Д.И. Баскетбол : Теория и методика
обучения: учеб пособие для студ. высш. учеб заведений /Д.И.
Нестеровский. 3е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
336 с.
29. Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
45с.
30. Baker, P.M. Master Plan for Basketball Practice / P.M. Baker // Scholastic
Coach, 1972.– Nov. – p.55.
31. Bunn, J.W. The Basketball Coach: Guides to Success / J.W. Bunn. –
Englewood Cliffs, N.J.: PrenticeHall, Inc., 1961. – 215 pp.
32. Davis, B. Aggressive Basketball / B. Davis. – West Nyack, N.Y.: Parker
Publishing Co., 1969. – 204 pp.
33. Dodley, G.A. Strength and Training: Are they mutually exclusive? / G.A.
Dodley, S.J. Fleck // Sports Medicine. – 1987. – №4. – pp. 7985.
34. www.russiabasket.ru – сайт Российской Федерации Баскетбола
46Исполнитель выпускной
квалификационной работы
студент 4 курса, института
спорта и физического воспитания ______________________Машковцев Г.А.
Научный руководитель ___________________________Лаптев С.О.
Заведующий кафедрой
ТиМ баскетбола
д.п.н., профессор ____________________________Чернов С.В.
Дата защиты «_____»____________________________2015 г.
Оценка за защиту __________________________________________
Председатель Государственной
аттестационной комиссии ________(____________________________)
47