Цель: дать ряд приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в комплексном анализе текста малой эпической формы практически любого образца.
I. Лекция учителя
1. Содержательная гипотеза.
Основной парадокс, связанный с пониманием художественных текстов, может быть сформулирован так: без анализа произведения понимание является поверхностным, но анализ разрушает целостное восприятие, живой смысл, и тем самым, делает невозможным подлинное понимание.
Указанный парадокс возникает чаще всего тогда, когда анализ, построенный по схеме “тема – проблема – идея”, в сущности, затрагивает лишь предметно-смысловую сторону художественного текста, никак или почти никак не касаясь того, что в нем связано со способами выражения сознания, обращенного на предмет.
Анализ эпического произведения малой формы (на
примере рассказа В.Шукшина "Обида")
Цель: дать ряд приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в комплексном анализе текста
малой эпической формы практически любого образца.
I. Лекция учителя
1. Содержательная гипотеза.
Основной парадокс, связанный с пониманием художественных текстов, может быть сформулирован так: без
анализа произведения понимание является поверхностным, но анализ разрушает целостное восприятие, живой
смысл, и тем самым, делает невозможным подлинное понимание.
Указанный парадокс возникает чаще всего тогда, когда анализ, построенный по схеме “тема – проблема – идея”,
в сущности, затрагивает лишь предметносмысловую сторону художественного текста, никак или почти никак не
касаясь того, что в нем связано со способами выражения сознания, обращенного на предмет.
2. Понимание художественного текста через литературоведческие понятия.
Глубокий подход к анализу текста требует учета взаимодействия трех составляющих:
СЮЖЕТ
КОМПОЗИЦИЯ
СТИЛИСТИКА
“что” изображается
(предметносмысловая
сфера)
“кто” это автор, организующий текст в
формальном и речевом отношении (система
точек зрения на изображаемое)
“кому” адресовано
произведение (речевой
образ адресата)
Выделим ряд категорий, связанных с сюжетом,
категория эпизода
Сюжет.
(эпизод – это участок текста, ограниченный постоянством места, времени действия и состава действующих лиц);
пространство и время
* И.Бунин “Антоновские яблоки”
* И.Бабель “Переход через Збруч”;
понятие хронотопа;
типы героев, органичные или чуждые хронотопу;
характер конфликта в произведении
(конфликт между характерами, между характером и обстоятельствами, внутри характера).
Внимание: “типы” склонны оборачиваться многообразием значимых разновидностей.
* А.Островский “Гроза”;
мотив
(устойчивая в смысловом отношении образная единица, повторяющаяся в разных произведениях);
* мотив метели (А.С.Пушкин “Бесы”, “Метель”, “Капитанская дочка”; Л.Н.Толстой “Анна Каренина”; А.А.Блок
“Двенадцать”; М.Булгаков “Белая гвардия”; Б.Пастернак “Доктор Живаго”).Формальная композиция – это взаимосвязь и расположение фрагментов текста.
Композиция как речевая организация – это система взаимосвязанных и художественно упорядоченных точек
зрения.
Композиция.
Точка зрения есть отношение субъекта сознания к его объекту.
Разграничим два понятия:
СУБЪЕКТ РЕЧИ
СУБЪЕКТ СОЗНАНИЯ
тот, кому принадлежит речь в данном отрезке
текста = тот, “кто говорит”
тот, кому принадлежит сознание в этом же
отрезке = тот, “кто думает”
Несовпадение субъекта речи и субъекта сознания – распространенный прием.
* А.П.Чехов “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”.
Важно научиться видеть разницу между самой речью говорящего и ее личностным или надличностным смыслом,
потому что точка зрения, оценка зависят именно от субъекта сознания.
Как же развести речь и скрытую за ней мысль?
Помогает изучение используемых автором форм речи. Их три:
прямая речь;
несобственнопрямая речь – это такая форма речи, которая насыщена средствами выразительности,
свойственными определенному персонажу, и поэтому воспринимается как его речь, хотя формально
принадлежит другому субъекту;
косвенная речь.
Изучение композиций требует понимания автора произведения не как биографической фигуры, а как сознания,
объемлющего произведения и придающего ему целостность. В тексте действуют “представители” автора,
которые называются
“ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ”
“РАССКАЗЧИК”
внеличная разновидность автора; он в действии
не участвует и сообщает о событиях со стороны
* романы Л.Толстого, Ф.Достоевского
является участником изображаемых событий или
хотя бы их свидетелем и себя называет в первом
лице: “Я”
* А.С.Пушкин “Повести Белкина”
При речевой организации обратим внимание на способ изложения, который бывает двояким:
авторское повествование и диалог (помогает оживить, драматизировать действие и избежать жесткого
давления героям авторской прямооценочной позиции).
Стилистика.
Изучение ее должно вестись комплексно. Автор не только соответствующим образом подбирает лексику и
синтаксис, но и формирует тематику произведения, и организует систему оценок.
* М.Шолохов “Судьба человека”.Итак, анализ текста не самоцель. Он нужен лишь для того, чтобы наиболее полно и адекватно приблизиться к
смыслу произведения. И любой прием хорош и уместен тогда, когда он используется для расширения
возможности целостного восприятия произведения в его художественном своеобразии и уникальности. Поэтому
ряд техник, о которых мы говорим, должны использоваться избирательно, в соответствии со спецификой
конкретного текста.
II. Анализ рассказа В.М.Шукшина “Обида”.
Попробуем, используя данные техники, проанализировать рассказ В.Шукшина.
Учитель
Ученики
1. Сюжет.
В чем особенность?
Что напоминает такой конфликт?
В чем разница?
Какие эпизоды выделим в “Обиде”?
2. Композициюрассказа удобно исследовать,
рассматривая каждый эпизод отдельно.
Итак, сцена в магазине.
Кто инициатор конфликта?
Проанализируем сначала систему точек
зрения на Сашку. Кто является субъектами
сознания?
В чем особенность рассказчика?
А за счет чего это становится возможным?
Зачем несобственнопрямая речь Сашки?
А косвенная?
Как выражаются другие субъекты сознания?
Какова последовательность появления этих
точек зрения?
Что дает такое расположение?
Смысл заглавия рассказа. В чем суть обиды?
Второй объект оценки в рассматриваемом
эпизоде – продавщица.
Какие выводы можно сделать, прослеживая
динамику оценок продавщицы?
Состояние героя.
Отношение рассказчика к герою.
3. Охарактеризуем стилистику рассказа
“Обида”.
Динамичен, ситуация остроконфликтна, конфликт
заключается в несовпадении героя со средой,
другими людьми. Герой пытается понять, в чем
причина людской черствости.
Конфликт сродни конфликту позднего чеховского
творчества.
У Чехова – статика, у Шукшина – динамика,
которая создается за счет диалога.
Вступительный фрагмент; сцена в магазине;
разговор с “плащом” на улице; разговор с женой;
сцена на лестнице у Чукалова; разговор с женой
на улице.
Главному герою рассказа Сашке противостоит
масса людей, включающая продавщицу,
завотделом, очередь, человека в плаще – всех тех,
кого маленькая Маша называет “тети и дяди”.
Продавщица среди них – основное действующее
лицо, она инициатор конфликта. Поэтому можно
вести речь о двух героях – двух объектах оценки.
Субъектами сознания, выражающими свой взгляд
на него, являются рассказчик, продавщица, сам
Сашка, завотделом, человек в плаще, люди из
очереди.
Он как субъект речи скрывает в себе несколько
субъектов сознания.
За счет использования разных форм речи. Так,
через косвенную речь передается точка зрения
самого рассказчика: “последнее время наладился
жить хорошо, мирно, забыл даже, когда выпивал”.
Вкрапленная в речь рассказчика, несобственно
прямая речь Сашки передает самооценку героя:
“Черт возьми, гдето ты, Александр Иванович,
уважаемый человек, а тут…”
Косвенная речь передает точку зрения
продавщицы: “ей показалось, что это стоит перед
ней тот самый парень, который вчера здесь, в
магазине, устроил пьяный дебош”. Чуть ниже
смена точки зрения продавщицы передается через
несобственнопрямую речь: “Может, она и поняла,
что обозначалось, но не станет же она, в самом
деле извиняться перед кем попало. С какойОсобенность языка.
Как при этом создан образ рассказчика?
стати?”
Косвенная речь способствует пониманию точки
зрения завотделом, когда рассказчик описывает
ее разговор с продавщицей: “так говорят врачи
между собой при больном – о больном же, еще на
суде так говорят и в милиции – вроде между
собой, но нисколько не смущаются, если тот, о ком
говорят, слышит”. Так говорят о людях
ненормальных, выпадающих из общего ряда.
Через свою прямую речь. Это человек в плаще:
“Вас тут каждый вечер – не пробьешься.
Соображают стоя”. И это люди из очереди,
говорящие продавщице: “Работайте спокойно, не
обращайте внимания на всяких тут…”.
Сначала высказывается точка зрения
продавщицы, согласно которой Сашка – дебошир.
Тут же ей противопоставляется самооценка героя:
“уважаемый человек”. Сашка мыслит себя
“Александром Ивановичем”, полным именем.
Так обозначается конфликт. Для рассказчика
Сашка – примерный семьянин. Но далее он
становится: для продавщицы – “кто попало”, для
завотделом – ненормальный, для человека в
плаще – обобщенная помеха (“Вас тут… не
пробьешься”), для очереди – просто никто, “всякий
тут”. Очевидно направление, в котором
развивается оценочная ситуация по отношению к
герою. Если сначала он личность, то затем его
мыслят все более и более общо, безразлично. Не
случайно в конце эпизода появляется образ
“стенки из людей”, которую, чувствует герой, “ему
не пройти”.
Не просто в том, что Сашке Ермолаеву нахамили в
магазине. Чтобы рассказать об этом, было бы
достаточно фрагмента с продавщицей у прилавка.
Главная обида в том, что проигнорировали
Сашкину личность, последовательно разыграв
ситуацию “человек человеку – бревно”. И попытка
выйти из этой роли бревна, достучаться до людей
приносит герою в следующих эпизодах лишь боль
и унижение.
Субъектами речи, высказывающими оценочные
суждения, являются рассказчик и Маша. Однако
сознание рассказчика не представлено: за
формами его речи скрывается ряд других
сознаний. Конечно, это сознание девочки,
обнаруживаемое через несобственнопрямую речь
за счет использования специфической детской
лексики” “пошли в “гагазинчик”… пришли в рыбный
отдел, а там, за прилавком – тетя. Тетя была
хмурая – не выспалась что ли?” Тут несобственнопрямая речь сливается с косвенной речью
рассказчика, обнаруживая близость точек зрения
его и девочки. Точка зрения Сашки также
открывается в его несобственнопрямой речи:
“Тетято уж больно того – несгибаемая”. Маша,
далее высказывает свою оценку прямо: “Какая
тетя “похая”. “Сашка не стал при ребенке
говорить, какая тетя” этот фрагмент
подчеркивает намерение рассказчика избежать
прямой оценки, которая в данном случае,
очевидно, совпадала бы с Сашкиной. В косвенной
речи, в описании разговора представлена точка
зрения завотделом: “завотделом слушала Розу и
слегка – понимающе – кивала головой”. У
продавщицы в этом фрагменте появляется имя, и
для завотделом она своя, отношение к ней
понимающее. Сочувствующее отношение и у
стоящих в очереди: “Работайте спокойно, не
обращайте внимания”.
Мы видим ситуацию, обратную той, которая имела
место по отношению к Сашке.
Если Сашка в этом эпизоде обезличивается, то
продавщица, напротив, постепенно наполняется
значимостью, обретает сочувствие окружающих.
Вокруг Сашки вырастает “стенка из людей”,
становящаяся все более живой, осязаемой,
“антропоморфной”. Она олицетворяется в ряде
образов, среди которых образ обретшей имя Розы
– самый представительный в первом эпизоде.
Эта сцена давит героя.
Рассказчик избегает прямой оценки. Но поскольку
за счет несобственнопрямой речи, в начале
эпизода переходящей в косвенную, его речевой
образ оказывается очень близким к речевому
образу Маши, то и точки зрения их тяготеют к
сближению. “Похие” “дяди, тети” вот образ
людской стены, увиденной глазами ребенка.
Она задается уже в первом абзаце текста. “Сашку
Ермолаева обидели” этой фразой начинается
произведение. Предельно уменьшительное имя
героя сразу формирует отношение и к нему, и ко
всей ситуации – отношение “неформальное”,
развернутое в бытовую плоскость.
Множество междометий и междометных
сочетаний, вводных словпаразитов,
фразеологических конструкций, создающих
стилистику разговорной речи: “Ну, обидели и
обидели – случается”; “ставить на попа самый
смысл жизни – это тоже, знаете… роскошь”;
“благоразумие – вещь не из рыцарского сундука,
зато безопасно, дас”. Намеренно разговорный стиль вступительного
фрагмента задает жанр всей речевой ситуации:
это свойская бытовая беседа в духе кухонных
разговоров, и рассказчик преподносит ее как урок
о пользе благоразумия.
Он создан предельно точно: субъект речи и
сознания – обыватель. Как речевой образ, так и
мировоззренческая позиция этого типа людей
ясно передается во всем абзаце и особенно в его
последних словах: “Валяйте. Когда намашетесь
театральными мечами… приходите к нам,
благоразумным, чай пить”.
Анализ следующих эпизодов опирается на уже сделанные наблюдения и идет по той же схеме.
Эпизод на улице у магазина.
(Объекты оценки: Сашка и человек в плаще. Оценки человека в плаще. Субъектами сознания выступают: Сашка,
рассказчик и Маша.
Сашка (точка зрения – непонимание. Несобственнопрямая речь: “Как же так? С какой стати он выскочил таким
подхалимом?” Косвенная речь: “Сашка… все не мог никак понять: что такое творится с людьми?”)
Рассказчик (точка зрения проявляется во фразе: “Плащ остановился, неудобно уставился на Сашку”.
Употребление слова “плащ” создает образ чегото безличного и недоброго.)
Маша (через косвенную речь передается устойчивая точка зрения ребенка: “…говорила, что дяди и тети “похие”,
потому что нехорошо говорят с папой”.
Сашка как объект оценки. Выделяется точка зрения “плаща”, выраженная в его прямой речи: “Иди проспись
сперва… Я те говорю, подворотня чертова!”
Эпизод разговора с женой дома.
(Фрагмент размышления Сашки над поведением человека в плаще. Непонимание ® сочувствие ® попытка найти
объяснение “подхалимскому” поведению “плаща”)
Сцена на лестнице у Чукалова.
(“Плащ” Чукалов. Противопоставлены Сашка и Игорек, сын Чукалова – олицетворение людской стены. Две
основные точки зрения на Игорька – Сашкина и рассказчика – практически совпадают. Оценка Чукалова как
хищника. Обобщенный образ Чукалова и Игорька, как сытых, деловитых, злобных зверей, накладывается на
образ людской стены и придает ему то же значение.)
Заключительный эпизод – встреча Сашки с женой на улице.
(Обобщающий характер. Объект оценки – вся ситуация в целом)
Точка зрения Сашки – несправедливость, исправить которую можно только в открытом бою.
Точка зрения жены Веры: муж опять нарывается: “Ты опять захотел?! Тебе опять неймется?! Чего ты затеваешь,
с кем поругался?... Я тебя знаю. Опять на тебе лица нету”. Вера апеллирует к семейным ценностям: “Неужели
тебе насто не жалко?” Сашка проглотил обиду: он “покорно пошел домой”.
Дополнительное внимание в анализе стоит обратить на образ “стенки из людей”. Появившись как итоговый в
конце эпизода в магазине, он усиливается несколько раз появляющимся в последних эпизодах образом молотка,
с которым Сашка собирается “проломиться” к Игорю. Молоток здесь оказывается единственным орудием,
способным сокрушить эту людскую стенку. Подобные переклички позволяют говорить об образе людской стены
как лейтмотиве рассмотренного рассказа.III. Домашнее задание: анализ рассказа В.М.Шукшина “Чудик”.