«Анализ физкультурно-оздоровительных программ для детей 3-6, применяемых в фитнес-клубах»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему [8]. Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Одним из путей, ведущих к преодолению недостатков развития, нарушений в состоянии здоровья дошкольников является целенаправленное комплексное воздействие средствами физического воспитания. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его успешного физического и психического развития. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается совокупность [11]. Одним из наиболее популярных и перспективных направлений в физическом воспитании детей является использование различных танцев. Современный танец – это направление, синтезировавшее в себе самые различные стили. В нем могут присутствовать элементы классического танца, модерн-балета, джаз-танца, хип-хопа, фанка, брейк-данса элементов художественной гимнастики и акробатики, аэробики, фитнес-гимнастики и т.д. [31]. Однако работ, посвящен
Иконка файла материала 251881.doc

 

 «Методика проведения занятий по фитнес - гимнастике для детей 6-8 лет в УСЛОВИЯХ ФИТНЕС - КЛУБОВ».

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Состояние проблемы

1.1 Современные физкультурно-оздоровительные направления в  образовании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста............................................................................................................6

1.2 Форма и содержание физкультурно-оздоровительной работы  детей дошкольного и младшего школьного возраста……………………………..16

1.3 Методы обучения……………………………………………………………17

1.4.Требования к физкультурно-оздоровительным спортивным сооружениям…………………………………………………………………….19

1.5. Требования к обслуживающему персоналу………………………………21

Глава 2. Цель, Задачи, методы и организация исследования

2.1. Цель исследования…………………………………………………………22

2.2. Задачи исследования………………………………………………………22

2.2.1. Методы исследования……………………………………………………22

2.2.2. Анализ литературных источников и данных интернета по проблеме физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками…………….….23

2.2.3. Метод анкетирования……………………………………………………24

2.5. Метод тестирования………………………………………………………...25


2.3. Педагогический эксперимент………………………………………………27

2.4. Методы математической статистики………………………………………27

2.5. Организация исследования………………………………………………...27

Глава 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

3.1. Анкетирование с целью определения содержания  фитнес-услуг для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………..……..28

3.2. Характеристика разработанной экспериментальной программы…….29

3.3. Организация формы проведения тренировочных занятий……………..36

3.4. Программа соревнований……………….………………………………..40

3.5. Характеристика традиционной методики…………………………………42

3.6. Программа соревнований……………………………………………….….43

Выводы………………………………………………………………………….49

Практические рекомендации…………………………………………………..51

Список использованной литературы………………………………………….52

Приложение…………………………………………………………………….55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему [8]. Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Одним из путей, ведущих к преодолению недостатков развития, нарушений в состоянии здоровья дошкольников является целенаправленное комплексное воздействие средствами физического воспитания. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его успешного физического и психического развития. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается совокупность [11]. Одним из наиболее популярных и перспективных направлений в физическом воспитании детей является использование различных танцев. Современный танец – это направление, синтезировавшее в себе самые различные стили. В нем могут присутствовать элементы классического танца, модерн-балета, джаз-танца, хип-хопа, фанка, брейк-данса  элементов художественной гимнастики и акробатики, аэробики, фитнес-гимнастики и т.д. [31]. Однако работ, посвященных данной проблеме крайне мало. В связи с этим тема нашей выпускной квалификационной работы является актуальной от выбранного ими танцевального направления.

 

 

 

Объект исследования – влияние комплексной методики с использованием танцевально – гимнастических средств у детей в возрасте 6-8 лет в условиях фитнес-клубов.

Предмет исследования: процесс воздействия танцевально-гимнастической программы на физическое развитие детей 6-8 лет.

Гипотеза исследования. Предполагается, что экспериментальная танцевально-гимнастическая программа для детей 6-8 лет будет положительно воздействовать на физические качества детей, повысит эмоциональность занятий и мотивацию детей к регулярным занятиям физической культурой.

Целью данной выпускной квалификационной работы  является разработка комплексной методики для детей 6-8 лет, включающей современные детские танцы, элементы акробатики, художественной гимнастики и фитнеса.

Новизна исследования.  Впервые  была разработана комплексная методика для детей 6-8 лет, включающей современные детские танцы, элементы акробатики, художественной гимнастики и фитнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 



Глава І Состояние проблемы

1.1.          Современные физкультурно - оздоровительные направления в  образовании детей старшего дошкольного и

младшего школьного возраста

Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации должны стать меры, направленные на содействие здоровому образу жизни и обеспечение качественного образования и воспитания детей.

Большую роль в  дальнейшем совершенствовании физического воспитания детей отводится мониторингу состояния физического развития детей. Целью мониторинга является получение нового взгляда и расширение понимания здоровья учащихся, благополучия и поведения, влияющего на здоровье в социальном контексте. В положении «Об общероссийском мониторинге состояния физического здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи» указывается, что мониторинг должен обеспечивать анализ причинно-следственных связей между: физическим состоянием детей, подростков и молодежи; факторами среды обитания человека и социально-экономическими условиями жизни населения; прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации [22].

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме ихприобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

Модернизация содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т. Кудрявцев назвал «Развивающей педагогикой оздоровления» [13, 14]. Ее концепцией является индивидуально-дифференцированный подход, включающий:

·        развитие творческого воображения;

·        формирование осмысленной моторики;

·        создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;

·        формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Анализ практики показывает, что оздоровительная работа в дошкольном учреждении зачастую воспринимается как сугубо прикладная — связанная с поддержанием общего жизненного тонуса ребенка. Другими словами, в практике декларируется комплексность оздоровительной работы, но на деле осуществление этого принципа остается весьма проблематичным. Выход из создавшейся ситуации В.Т. Кудрявцева [13] видится в том, чтооздоровительно-коррекционные средства должны стать средствами медико-педагогического и психологического проектирования, расширения и обогащения перспективы телесно-психических (психосоматических) возможностей ребенка, как ближайшей, так и более отдаленной.

Отсюда первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми это развитие творческого воображенияглавного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Недостаток существующих медико-педагогических практик состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий, поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.

Регулярные  занятия физическими упражнениями у ребенка наступает чувство «мышечного удовольствия», комфортности, удовлетворения, что  связано с позитивными изменениями на гормональном фоне. Постепенно вырабатывается потребность в систематических движениях. Однако следует учитывать так называемый эффект задержанной обратнойсвязи. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Не получив быстрых результатов от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к ним интерес.

Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, это формированиеосмысленной моторики. Традиционная практика физического воспитания вопреки этому исповедует принцип «управляемости без ощущаемости и осмысленности».

Третий принцип оздоровительной работы — создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

Четвертый принцип — формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Следует отметить, что дети обладают способностью к творчеству, любой имеющийся под рукой предмет они умеют превратить в игрушку, в источник радости, но если окружающая их среда дает мало пищи для развивающегося мозга, то эмоция интереса не возникает, и это непосредственно сказывается на развитии навыков и умений.

Благотворное влияние положительных эмоций на процессы мышления, памяти и на уровень исполнения заданий было выявлено и в ряде исследований, проведенных с детьми дошкольного и школьного возраста [3,4,7,8, 9, 10,13,14].

Формирование позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей. В физическом воспитании критерии физической подготовленности, развития физических качеств доступны пониманию детей, результаты, к которым они должны стремиться, предельно ясны. Реализация принципа резонанса возможна в различных формах физкультурной работы с детьми, но самыми эффективными являются спортивные соревнования, физкультурные досуги-зачеты, занятия-зачеты, физкультурные праздники при условии, что достижения детей протоколируются [6, 9, 18].

Аналогичная цель дошкольного образования ставится и в комплексной программе развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») авторским коллективом под руководством А.А. Леонтьева [24]. В программе отмечается необходимость в дошкольном возрасте  создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развития его личностных качеств, осознания ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умения общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладения основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.
Основными принцами образования, по мнению автора, должны быть следующие:

·       Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста.

·       Принцип развития. Предполагается целостное развитие  личности ребенка.

·       Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта.

·       Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

·       Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

·       Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

·       Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
·       Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка и т.п. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, развивает волевую сферу.
·       Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Следует опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие.
·       Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. В дошкольном возрасте берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое.  

В оздоровительно-развивающей работе с дошкольниками большое значение имеет формирование осмысленной моторики А.В.Запорожец [12] в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния у детей должно проводиться при выполнении различных видов деятельности, в частности и в процессе эстетического воспитания, которое осуществляется не только в процессе рисования, занятий лепкой, музыкой, но и физического [16, 17, 19, 20, 21, 26]. 

В дошкольном возрасте у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат в фундаменте общих двигательныхумений ребенка. Иначе, тело и телесные движения должны стать для детей особым объектом проектирования, преобразования, познания и оценки. Формирование у дошкольников такого отношения к миру движений предполагает развитие у них творческого воображения, осуществляемое разнообразными средствами специально организованнойдвигательно-игровой деятельности.

Конечно, в повседневной жизни ребенка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной активности. В числе примеров можно назвать самостоятельное создание детьми вариантов известных движений, комбинацию элементов этих движений в новые сочетания и т.п. В дошкольном возрасте у ребенка складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат в фундаменте общих двигательныхумений ребенка.

Среди таких характеристик центральное место занимает двигательное воображение [21]. Его целенаправленное развитие у детей выступает ключевым приоритетом образовательной работы в настоящее время.

Тело для растущего человека  - особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Иначе оно так и останется чем-то внешним, индифферентным по отношению к его специфически человеческим потенциям, тем более - по отношению к его становящейся личности. Тело и телесные движения должны стать для детей особым объектом [11]. Двигательное воображение обеспечивает одушевление (и одухотворение) детских движений, что, как показал А.В.Запорожец [12], делает их по-настоящему управляемыми.Это, в частности, значит, что ключ к воспитанию воли и произвольного внимания- психических функций, которые всегда выступали на передний план в физическом воспитании детей, следует искать в сфере развития двигательного воображения.

Как ни парадоксально, проблема подлинного управления движениями является фактически неразрешимой для традиционной педагогической практики. Согласно А.В. Запорожцу [12], движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым.Между фазами практической ориентировки в ситуации и произвольного исполнениям движения "вклинивается" особое звено. Это – обобщенный образ ситуации и потенциальных траекторий действия в ней, который соотносится с собственными двигательными возможностями ребенка.

В  программе Т. Дороновой «Радуга» [10] обращается внимание на воспитание и развитие детей детского сада. Основным компонентом  данной программы является физическая культура. Основной концепцией программы - получение мышечной радость от движения, привитие привычки регулярно заниматься, полюбить движение,  приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

В программе «Развитие» Л.А Венгера с соавт. [19] содержатся методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка. Программа включает в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения) с другой - конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей. В программе критикуется общепринятая система физического воспитания,  которая не учитывает конкретные условия детских учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении.

Н.Н. Ефименко 1999 году выпустил программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Основная идея программы - превратить однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений [11]. В программе Н.Н. Ефименко акцент делается на игровые методики.

В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А.Ананьева [2] ставится задача развития физической активности детей,  формирования навыков личной гигиены, воспитания понятий о здоровой пище, привития навыков  здорового образа жизни, элементарных знаний о том, что такое инфекционная болезнь и т.п. Пути решения задач: изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально - привлекательных форм. Работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

Следует отметить еще одну программу - «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанную Н.Н. Авдеевой с соавт. [1]. Авторы рассматривают безопасность как элемент здорового стиля жизни, воспитывают адекватное поведение  детей в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. Основное содержание работы по программе должно строиться, по мнению авторов, по нескольким направлениям: ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улицах города, эмоциональное благополучие ребенка, здоровье ребенка. Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

Одним из наиболее известных и популярных зарубежных методов развития детей дошкольного возраста является метод Марии Монтессори [16, 17, 26], который был разработан автором в начале прошлого века и в новом инновационном виде применяется в настоящем времени. Идея метода заключается в единстве физического и интеллектуального воспитания ребенка, подход к ребенку как к единому целому, с учетом его индивидуальности, повышенное внимание к  среде обучения, включая социальные и эстетические стороны.

   Большой популярностью пользуется идея М. Монтессори в России и странах СНГС 15 по 18 мая 2006 г. в соответствии с решением Комитета Общеевропейской Организации "MontessoriEurope" Белгородским государственным университетом (Россия) совместно с университетом им. Вильгельма г. Мюнстер (Германия) был проведен Международный конгресс "Идея М. Монтессори о "космическом воспитании" и образовательный процесс XXI века". В его работе приняли участие специалисты России, Украины, Беларуси, Германии, Нидерландов, Южной Кореи, Канады, Польши, Индии, США, Италии.По мнению Генерального секретаря Всемирной Ассоциации Монтессори-педагогов (AMI) Ренильде Монтессори  система Марии Монтессори будет успешно внедрятся в образовательный процесс XXI века. В ходе работы Конгресса получили свое развитие следующие аспекты обсуждаемой проблемы:

·        гуманистическая направленность педагогики М.Монтессори и ее значение в реформировании современного образовательного процесса;

·        научно-теоретические предпосылки возникновения идеи М. Монтессори о "космическом воспитании";

·        философско-теоретические аспекты идеи М.Монтессори о "космическом воспитании";

·        антропологический аспект идеи М.Монтессори о "космическом воспитании";

·        идея М. Монтессори о "космическом воспитании" и проблема отбора содержания образования;

·        идея М. Монтессори о "космическом воспитании" в разрешении проблемы нравственного воспитания личности;

·        "воспитание к миру" и проблема формирования патриота своей страны и гражданина Мира;

·        идея М. Монтессори о "космическом воспитании" как условие формирования экологической культуры личности;

·        практическая реализация идеи М.Монтессори о "космическом воспитании" в современном образовательном процессе;

·        "свободная работа" в подготовленной дидактической среде как условие реализации идеи М.Монтессори о "космическом воспитании";

·        профессиональная культура учителя в контексте идеи М.Монтессори о "космическом воспитании".

 

1.2.  Форма и содержание физкультурно-оздоровительной работы  детей дошкольного и младшего школьного возраста

Среди основных форм занятий физической культурой и спортом с детьми дошкольного и младшего школьного возраста остаются домашние занятия, игры во дворе, занятия в детских садах, в школах, домах творчества, детско-юношеских спортивных школах.

 

К традиционным занятиям относятся:

 

·        гимнастические упражнения на занятиях (фронтальные и индивидуальные)

·        самостоятельная деятельность детей

·        подвижные игры

·        утренняя гимнастика

·        двигательно-оздоровительные моменты («физкультминутки»), физические упражнения после дневного сна

·        физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион)

·        физкультурные досуги

·        спортивные праздники, Дни здоровья

·        оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн)

1.3. Методы обучения

В методике используются различные методы обучения в зависимости от их классификации [35]:

·         По уровню активности учащихся используется интерактивный метод обучения:

Спортсмен

 
 

 

 

 

 

 


Рисунок 1- Интерактивный метод обучения

·                     По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность - информационно-рецептивный метод(суть этого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация), репродуктивный метод(заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму, используется для приобретения учащимися умений и навыков).

·                     По источникам получения знаний:

а) словесные методы - на устное или печатное слово;

б) наглядные методы - на наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

в) практические методы - на практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков.

·                                 По дидактическим целям:

- методы приобретения новых знаний;

- методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;

- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков

·                                 По организации:

- методы организации учебно-познавательной деятельности.

- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Для решения конкретных задач используются:

Целостный метод заключается в том, что разучиваемое упраж­нение выполняется в целом «с листа», т. е. делается сразу после по­каза и объяснения. В этом случае упражнение не расчленяется, не применяются и подводящие упражнения. Этот метод пригоден для освоения простейших упражнений.

Метод расчленения заключается в том, что занимающийся рас­членяет элемент на составные части и последовательно их осваива­ет. Составные части элемента не содержат никаких дополнительных действий, изменяющих, предположим, начало или конец выполняе­мой части. После овладения отдельными частями элемент осваива­ется в целом.
Метод решения частных двигательных задач (вариант метода расчленения) характеризуется тем, что к разучиваемому элементу подбирается серия упражнений, в каждом из которых есть компо­нент, аналогичный структуре одной из деталей изучаемого элемен­та. Эти относительно легкие упражнения имеют и самостоятельное значение.
Метод подводящих упражнений (вариант целостного метода), отличается от предыдущего тем, что структура каждого подводяще­го упражнения в целом от начала и до конца сходна с изучаемым элементом. Кроме того, каждое из подводящих упражнений исполь­зуется икак самостоятельный элемент.

 Подбор методов обучения в значительной степени зависитот особенностей техники выполнения упражнения, а также от индивидуальных особенностей обучающихся.

 

1.4. Требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям

 

1. Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, используемые при оказании услуг, должны соответствовать требованиям [22], а также иметь условия для обслуживания инвалидов. Рекомендуется оборудовать входы и выходы для инвалидных колясок.

2. Содержание территории физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений должно обеспечивать свободный проезд (подъезд) технических средств специальных служб (пожарная, спасательная, санитарная и др. техника).

3. При оказании услуг физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, а также территория вокруг них должны иметь рабочее, дежурное и аварийное освещение в соответствии с требованиями.

4. Показатели микроклимата (температура, относительная влажность, вентиляция) в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005 и другим установленным требованиям [2, 22].

5.Предельно допустимое содержание вредных веществ и пыли в воздухе физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений не должно превышать норм, установленных в ГОСТ 12.1.005 (раздел 3, приложение 2).

6. Допустимый уровень шума в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях должен соответствовать установленным требованиям.

7. Участки территории физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, на которых проводятся земляные, строительно-монтажные работы должны быть огорожены и обозначены соответствующими знаками по ГОСТ Р 12.4.026.

8.   Исполнители услуг должны осуществлять регулярную уборку внутри и на прилегающей территории. Используемые препараты для дезинфекции, дезинсекции, дезодорации, моющие средства, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь сертификат соответствия и применяться в соответствии с нормативными требованиями.

 

 

 

 

 

1.5  Требования к обслуживающему персоналу

 

1.Обслуживающий персонал, оказывающий спортивные услуги, должен иметь соответствующую спортивную и профессиональную квалификацию, подтвержденную документами, оформленными в установленном порядке.

2. Обслуживающий персонал должен обеспечить безопасность жизни, здоровья потребителей, сохранность их имущества при оказании услуги, а также уметь действовать во внештатных ситуациях (пожар, несчастный случай, ухудшение самочувствия, резкое изменение погодных условий и т.д.).

3.Обслуживающий персонал, оказывающий спортивные услуги, должен: обеспечивать безопасность процесса оказания спортивных услуг для жизни и здоровья потребителей и охраны окружающей среды;

соблюдать правила эксплуатации спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря; охраны труда и техники безопасности и своевременно проходить соответствующие инструктажи;

знать и соблюдать действующие законы, иные нормативные правовые акты, касающиеся профессиональной деятельности персонала, должностные инструкции, соответствующие программы проведения мероприятий по оказанию услуг;

иметь навыки к организационно-методической и преподавательской деятельности;

изучать и учитывать в процессе оказания услуги индивидуальные различия потребителей услуги [1, 22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ІІ. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1. Цель исследования

      Нами была поставлена цель – разработка комплексной методики для детей 6-8 лет, включающей современные детские танцы, элементы акробатики, художественной гимнастики и фитнеса.

 

2.2.  Задачи исследования

Для реализации данной цели были поставлены задачи:

1. Провести теоретический анализ  сегодняшнего состояния и тенденцию развития гимнастики, фитнеса, танца, акробатики, общеразвивающих занятий в условиях фитнес-клубов.

2. Разработка комплексной танцевально-гимнастической программы для детей 6-8 лет, занимающихся в фитнес - клубах.

3.  Экспериментальная проверка эффективности разработанной программы.

 

2.2.1. Методы исследования

В работе применялись следующие методы исследования:

1.                 Анализ литературных источников и данных интернета по проблеме физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

2.                 Метод анкетирования

3.                 Метод тестирования.

4.                 Педагогический эксперимент.

5.                 Методы математической статистики.

 

 

2.2.2. Анализ литературных источников и данных интернета по проблеме физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками

Сегодняшнего состояния и тенденцию развития гимнастики, фитнеса, танца, акробатики, общеразвивающих занятий. Анализ материалов, изложенных в монографиях, статьях, авторефератах, учебно-методических пособиях, а также в Интернете, позволил составить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.3. Метод анкетирования

 

Анкетирование проводилось на семинарах и конвенциях по фитнесу, проводимых в  г. Москве и ближайшего Подмосковья. Для опроса использовалась следующая анкета:

 

Таблица– 1.  Анкетирование инструкторов детских фитнес программ

«Здравствуйте! Я Алина, хотела бы узнать ваше мнение по перечню фитнес-услуг для детей.

Являетесь ли вы инструктором, педагогом:

- фитнес-клуба

- досугового центра

 

 

Да

Нет

Какие классы представлены в вашем клубе:

- танцевальные классы

- акробатические уроки

- ритмика

- классическая аэробика

- занятия по ОФП (детский фитнес)

- гимнастика

Отметить «галочкой»

 

Спасибо за внимание!»

 

 

 

 

2.2.4. Метод тестирования

 

Тестирование проводилось в 2 этапа: до начала использования методики и спустя 6 месяцев занятий по предложенной методике.

 

Тесты для оценки гибкости и подвижности суставов:

1.                 «Шпагат со скамейки»

И.П. – опорная нога на полу, пятка свободной ноги на скамейке. Максимально выпрямить колени, стопы согнуть, выполнить положение шпагата, держать 5 сек.

2.                 «Мост»

И.п. – стойка, ноги врозь, руки вверх. Выполнить «мост» с максимальным пригибанием, выпрямить локтевые и коленные суставы.  Измерить расстояние от пяток до конца третьего пальца рук.

 

Тесты на силу и скоростно-силовые качества:

3.                 «Отжимание».

И.п. - упор лежа. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Прямое положение туловища. Сгибание рук производить до касания грудью пола, руки на ширине плеч. Подсчитывается количество правильно выполненных движений.

4.                 «Поднимание туловища».

И.п. – лежа на спине, руки вверх.  Поднимание туловища из и.п. до полного поднятия грудного отдела. Подсчитывается количество раз за 30 с.

5. Определения свойств нервной системы по психомоторным показателям.Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение. Это имеет прямое отношение, как к теоретическим, так и к прикладным исследованиям [7]. Большинство лабораторных методов, разработанных для того, чтобы проводить диагностику основных свойств нервной системы требуют определенных условий проведения и специализированной аппаратуры. Поэтому и не только они признаны достаточно трудоемкими.В отличие от них экспресс-методики лишены подобного рода недостатков, в том числе и теппинг-тест, который мы применяли в работе для определения свойств нервной системы по психомоторным показателям.

«Теппинг- тест» №1 выполнялся ногами с использованием степ - платформы. И.п. сед на стуле, ноги вместе, стопы параллельно с левой стороны платформы. Испытуемый переносит ноги вправо – влево через платформу, касаясь стопами пола. Подсчитывается количество выполненных движений  (вправо – влево   - 1 раз) за 15 сек.

«Теппинг-тест»№2 И.п. сед на стуле, в правой/левой руке ручка. Испытуемый переносит правую/левую руку через лист бумаги (формата А4), касаясь ручкой стола. Подсчитывается количество раз, выполненных  за 15 сек (вправо – влево – вправо – 1 раз).

6.Тест на ловкость.Удержание гимнастической палки. И.п. – стоя, ладонь правой/левой руки направлена вверх. Задача испытуемого удержать палку, предложенную экспериментатором. Регистрировалось количество времени удержания палки (в сек).

7.Тест на равновесие.«Равновесие». И.П. – стоя, на 2-х ногах. Задача по команде зафиксировать положение «ласточка». Измерялось время в  сек, до схождения с места или потери равновесия.  

 

 

 

 

 

 

2.3. Педагогический эксперимент

 

Исследовательская работа была проведена в коллективе эстрадно - спортивного танца «DREAMTEAM» на базе ДК «Центр Молодежи» г. Лыткарино. Педагогический эксперимент состоял из двух частей: предварительного и основного. В предварительном эксперименте приняло 20 детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста: 10 девочек, занимающихся по экспериментальной методике, 10 девочек – занимающихся по традиционной методике. Замеры результатов проводились в см или сек, в зависимости от теста. Затем сравнивались показатели результатов после первого тестирования и после второго, также сравнивались результаты между двумя группами. По итогам результатам делался вывод о предложенной методике. 

2.4. Методы математической статистики

 

В работе применялись традиционные методы математической статистики, рекомендованные в педагогике [35,36,37].

2.5. Организация исследования

 

Экспериментальной площадкой являлся коллектив эстрадно - спортивного танца «DREAMTEAM», базирующийся в ДК «Центр Молодежи» г. Лыткарино.

1 этап – сбор литературных источников

2 этап – разработка программы и ее описание, подбор тестов для оценки физических качеств, психомоторики, ловкости и координации движений

3 этап – проведение педагогического эксперимента, обработка полученных результатов и написание ВКР

Глава ІІІ. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

3.1. Анкетирование с целью определения содержания фитнес-услуг для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Для  решения задачи анализа фитнес-услуг для детей 6-8 лет проводилось анкетирование  по предоставляемым услугам на базе фитнес  клубов.В теоретическом анализе исследовалось 50 респондентов города Москвы и Московской области (рисунок - 2).

 

 

Рисунок  2 - Результаты анкетирования

 

 

3.2.  Характеристика разработанной экспериментальной программы

 

На основе проведенного анкетирования и персонального опыта работы в качестве инструктора-тренера нами была разработана комплексная  программа, включающая следующие виды двигательной деятельности. Основное составляющие программы:  фитнес-гимнастика с элементами танцевальных и акробатических средств, элементы классической аэробики, ритмика.

Овал:  Фитнес-гимнастика

Блок-схема: альтернативный процесс: Ритмика
Блок-схема: альтернативный процесс: Танцевальные
упражнения
 

 

 

 

 

 


Рисунок 3 - Составляющие танцевально-гимнастической программы

 

Общеразвивающие упражнения(ОРУ) направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений устраняет застойные явления в тканях, повышает кровообращение в мышцах, способствует увеличению эластичности мышц и суставных элементов, облегчает приток крови к сердцу.

В методике используются ОРУ без предмета и с предметами.

Общеразвивающие упражнения без предметов:

1) Упражнения для рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибание рук, в упоре лежа (руки на полу,   ноги на гимнастической скамейке).

2) Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны с различными движениями руками). Дополнительные пружинящие наклоны. Круговые движения туловища. Круговые движения ногами («велосипед»).

3) Упражнения для ног. Стоя — различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки, различные прыжки на одной и двух ногах, на месте и в движении, продвижения прыжками на одной и двух ногах на 30—60 м.

4) Упражнения для рук, туловища и ног. В положении сидя, лежа — различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноименные движения руками и ногами на координацию, маховые движения с большой амплитудой. Наклоны и повороты туловища.

 

Общеразвивающие упражнения с предметами:

1) Со скакалкой. Прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу; бег со скакалкой по прямой и по кругу.

2) С гимнастической палкой. Наклоны и повороты туловища, держа палку в различных положениях; маховые и круговые движения руками; переносы ног через палку; сочетание движения рук с движением туловища.

3) Упражнения с набивным мячом. Сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движением туловища, маховые движения.

Танцевальные упражнения. В методике использовались  танцевальные упражнения из следующих танцевальных направлений:

 

1.     Брейк – данс. Используются следующие упражнения и методики обучения им: (Spining (power) moves (паук, ходули, стойка на голове и скольжение, worm(червяк), неволяшка, Swipes,waving (волны), лунная походка и другие упражнения верхнего и нижнего стиля.

2.     StreetDance – это смесь различных танцевальных жанров, начиная от стиля Hip-Hop и до BreakDance. Эти танцы очень полезны для человека с точки зрения развития координации движений, укрепления мышц рук и ног, развития дыхательной системы.

3.     Уроки классического танца—это упражнения по растяжке, укреплению и подготовке мышц, суставов и связок к танцевальной практике. Основы классического танца настолько универсальны, что даже опытные танцоры других танцевальных направлений не прекращают занятий классическим танцем на протяжении всей своей танцевальной карьеры.

 

В программе занятий по курсу «Основы хореографии, классический танец» были включены следующие виды:

1.     Экзерсис у станка. Отработка устойчивости (принято называть арlomb), развитие выворотности ног, их силы, эластичности суставно-связочного аппарата (принято называть «танцевальный шаг»), постановка корпуса, ног, рук, головы, позиций и поз классического танца, развитие танцевальной гибкости и координации, обеспечение согласованности музыки с конкретным заданием.

2.     Экзерсис в центре зала – отработка техники вращения и техники классического прыжка, воспитание чувства позы и музыкальности, изучение пластики танца, пластики сценического движения, повторение танцевальных связок различной степени сложности (принято называть «диагонали», adagio), изучение работ современных хореографов.

§  Мюзикл – танец - синкретичный жанр. В мюзикле переплетаются драма (драматический конфликт), музыкальные композиции (зачастую исполняемые актёрами), хореография, вокал, пластика и даже стрип-пластика. На данный момент на современной сцене не существует другого такого жанра, столь сложно обобщающего разнообразные направления и стили. Применялись движения и соединения детских мюзикл – «Буратино», «Красавица и чудовище».

Ритмика. Ритмика - это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности (ссылка). На наших занятиях мы стремились:

·         Развить музыкальность в детях, способность воспринимать музыку, чувствовать её настроение, характер.

·         Развить чувства ритма, умению двигаться в соответствии с прослушиваемой музыкой.

Акробатика. Содержание базовой акробатической подготовки  представлено на рисунке  -  4, основные элементы на рисунок - 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 4 - Содержание базовой акробатической подготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 5 - Основные акробатические элементы

 

Элементы классической аэробики. Освоение и дальнейшее применение элементов классической аэробики проходило по следующим  направлениям:

 

1.     «Классики» - обучение детей основным шагам, скачкам и подскокам классической аэробики, а именно:

·         ви-степу;

·         джампинг-джеку (прыжкам ноги врозь – ноги вместе);

·         бокс-степу (кросс-степу);

·         мамбо;

·         реверс-степу;

·         приставному шагу;

·         выставлению ноги на носок;

·         переходу с ноги на ногу;

·         поворотам кругом и др.

2.     Классическая аэробика с мячом - при проведении занятий с детьми используются мячи. В аэробике с мячом выполняются следующие упражнения для развития координации движений:

 

·       передачи из одной руки в другую – перед собой за спиной, под ногой, партнеру;

·       броски и ловля после удара о пол;

·       броски и ловля – двумя руками, одной рукой;

·       перекаты по полу, по телу и др.

Упражнения с использованием различных предметов должны сочетаются с элементами классической аэробики. Например, при выполнении ви-степа выполняется бросок мяча, затем степ-тач вправо, мяч, удерживая двумя руками, – к правому плечу; степ-тач влево, мяч к левому плечу; при выполнении степ-тача, бега можно выполнять отбивы, и т.п.

Аэробика со скакалкой. Использовались следующие упражнения:

·         Подскоки и прыжки с вращением скакалки вперед (EasyJump – Изи Джамп). Это упражнение достаточно простое, естественное, оно не требует выполнения дополнительных упражнений. При освоении данного элемента применяется целостный метод обучения.

·         Подскоки на двух ногах с вращением скакалки вперед и промежуточным движением.В отличие от преды­дущего движения, вращение скакалки осуществляется не кистью, а всей рукой с подниманием рук в стороны-кверху и опусканием по дуге в стороны – книзу во время каждого подскока. По мере освоения данного базового элемента увеличивается темп выполнения подскоков, а следовательно, и скорость вращения скакалки за счет уменьшения радиуса вращения и выполнения вращательных движений за счет кистей.

·         Разновидности подскоков на двух ногах.«Слалом» – сочетание 1 обычного подскока и 1 промежуточного, который выполняется с небольшим продвижением вправо или влево. Более сложная форма «слалома» – скачки вправо – влево без промежуточного подскока. Выполнение этого элемента требует умения быстро вращать скакалку за счет круговых движений кистью, соблюдая ритм вращений и подскоков. Хорошим подготовительным упражнением может стать вращение скакалки, удерживая ручки одной рукой, а также в парах с партнером в различном темпе под музыку. При этом необходимо соблюдать принцип симметричного обучения – движение обязательно выполняется как правой, так и левой рукой. Одновременно осуществляется и подготовка к работе с длинной скакалкой – вращение скакалки в парах с подсчетом тренера и под музыку.

·         Твист (Twist) – сочетание 1 обычного подскока с вращением скакалки и 1 промежуточного с поворотом коленей в небольшом полуприседе вправо, влево. По мере освоения твист исполняется без промежуточного подскока.

·         Скачки с ноги на ногу. При прыжках через скакалку широко используются скачки с ноги на ногу. Простейшая форма – скачки с ноги на ногу с небольшим сгибанием ног назад, которые выполняются на месте, с продвижением вперед – назад, а также с вращением назад – вперед. В RopeSkipping также применяется ряд специфических элементов с вращением скакалки под ногой (ногами), требующих хорошей координации движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Организация формы проведения тренировочных занятий

 

Тренировочные занятия проходят в группах по 10-12 человек, которые подобранны так, что уровень знаний и навыков у них примерно одинаков.

 

 

Таблица 2 -Проведение всего тренировочного занятия строится по плану:

Надпись: СХЕМА УРОКА
Наименование части занятия	Содержание	Время
Подготовительная	построение, объяснение задач	5 мин.
	общеразвивающие упражнения (разминка)	10 мин.
	Специальная разминка	15 мин.
Основная часть	Отработка танцевальных номеров	20 мин.
	Отработка техники сложных акробатических элементов	15 мин.
	Отработка техники сложных хореографических элементов	15 мин
Заключительная	Специальные упражнения	10 мин.
	разбор ошибок, выставление оценок, (лекции)	5 мин.
(10-15 мин)
СХЕМА УРОКА в соревновательный период
Наименование части занятия	Содержание	Время
Подготовительная	Построение, объяснение задач	5 мин.
	Общеразвивающие упражнения (разминка)	10 мин.
	Специальная разминка	10 мин.
Основная часть	Отработка танцевальных номеров	20 мин.
	Отработка техники  акробатических элементов	20 мин.
	Отработка техники  хореографических элементов	20 мин
Заключительная	Специальные упражнения	7 мин.
	разбор ошибок, выставление оценок, (лекции)	5 мин.
(10-15 мин)
 
В зависимости от дней занятий и характера занятия, время тренировки составляло 45 мин.

Подготовительная часть урока.

Основное  назначение:  организация занимающихся  и подготовка их к последующей учебной работе. Частные задачи: 

1. Организация группы.

2. Умеренное разогревание организма.

3. Организация внимания и регулировка эмоционального состояния занимающихся.
Средства: строевые упражнения, различные формы ходьбы и бега несложные прыжки, упражнения на внимание и быстроту реакции, связанные с музыкальными сигналами, короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов, специальные упражнения на согласование движений с музыкой, подвижные игры, игры под музыку, специальные упражнения, способствующие выработке навыков в технике.

 

Основная часть урока.

Основное назначение: физическая (общая и специальная) и техническая подготовка занимающихся.

Частные задачи:

1. Развитие и совершенствование основных физических качеств.

2.  Формирование правильной осанки.

3.  Развитие специальной координации движений.

4.   Воспитание волевых и моральных качеств, творческой активности.

5.   Овладение основными прикладными навыками.

6.  Изучение и совершенствование специальных танцевальных и акробатических элементов.

7.  Развитие умения применять приобретенные навыки и качества в изменяющихся условиях.

Средства: общеразвивающие упражнения на силу, растягивание и расслабление, специальные упражнения для воспитания правильной осанки, волна, взмах, пружинные движения, равновесия, повороты, элементы упражнений с предметами, акробатические упражнения, простые прыжки, учебные комбинации, прикладные упражнения, специальные формы ходьбы и бега, элементы народного танца, упражнения на связь музыки с движением, игры под музыку. Повторение пройденного материала, отработка танцевальных комбинаций, элементов техники выполнения отдельных сложных танцевальных шагов, перестроений, элементов.

 

Заключительная часть.

Основное назначение: завершение урока.

Частные задачи:  

1. Постепенное снижение нагрузки.

2.  Подготовка к предстоящей деятельности.

3.  Подведение итогов урока.

Средства: различные формы ходьбы, танцевальные шаги, не связанные с большой физической нагрузкой, упражнения на расслабление, плавные и волнообразные движения руками, отвлекающие упражнения, несложные упражнения для передачи различного характера музыки, малоподвижные игры и игры на внимание.

Здесь обращаем внимание обучаемых на допущенные ими ошибки и даём рекомендации на устранение ошибок. Выставляем оценки.

Уроки могут быть методическими (преимущественно в учебных заведениях), практическими и зачетными. На методических уроках изучаются общие и частные вопросы методики обучения отдельным группам упражнений, их технические характеристики, методика проведения урока, использования музыки и др. Зачетные уроки проводятся в форме соревнований, на которых подводятся итоги учебной работы. Их содержание определяется программными требованиями.

Кроме перечисленных в процессе учебно-воспитательной работы использовались и другие формы занятий: лекции, беседы, выступления, соревнования. Примерный недельный график занятий приведен в таблице - 3.

 

 

 

Таблица 3 -Тренировочный график

 

День недели

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СБ

ВС

Тип тренировки

     Х

     К

      О

      К

      О

     К

     А

Х - хореография

К- комплексный урок

А – акробатика

О - отдых   

 

Планирование тренировочной деятельности. Развернутый учебный план составлялся нами на определенные периоды учебной работы. При разработке годовых планов учебно-тренировочных занятий секций реализовались следующие основные положения (ссылки):

·         непрерывность и круглогодичность процесса тренировки;

·         четкое определение задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года;

·         определение для каждой группы занимающихся средств и методов физической, технической, тактической и теоретической подготовки в соответствии с их спортивной квалификацией и задач по росту спортивного мастерства;

·         определение содержания и средств морально-волевой и психологической подготовки занимающихся;

·         четкая организация воспитательной работы;

·         организация врачебного и педагогического контроля;

·         определение для каждой группы плана подготовки и участия в календарных соревнованиях года;

·         установление уровня тренировочных и соревновательных нагрузок для отдельных групп занимающихся.

 

3.4.  Программа соревнований

 

Особенностью разработанной нами программы является включение соревновательной деятельности, которая повышает интерес и мотивацию к занятиям. В коллективе занимались дети в возрасте от 6 – 8 лет. Согласно возрасту, дети выступают в возрастной категории «дети».

Согласно этой категории имеются замечания в правилах соревнований, соответственно программа строится с соблюдением этих замечаний. Основные требования с учетом данной возрастной категории, которые подразделяются на «Беби» и «Дети»,  приведены в таблице - 4.

 

Таблица 4 -Основные требования правил соревнований

 

Категория

Замечание

Беби

ЗАПРЕЩЕНО использование в композиции поддержек и пирамид любой сложности и элементов групп «С» и «D»

Дети

Разрешены  поддержки с обязательным участием 2-х поддерживающих элементов (2 руки, 2 ноги, рука и нога).

Разрешены пирамиды.  За безопасность в построении пирамид отвечает тренер. Ответственность тренера визируется его подписью на специальном бланке перед началом соревнования.

 

Соревновательная программа строится согласно следующим номинациям, с соблюдением их определения: соло, дуэты.

В дуэтах дети должны танцевать вместе, а не по очереди. Выступление должно включать синхронные движения, движения в теневой и зеркальной позициях, а так же исполнение одинаковых элементов. Все элементы должны исполняться «чисто» без ошибок, только в этом случае они будут засчитаны.

Малые группы (3-7 человек), большие группы (8-24 человека)

Все правила такие же, как в дуэтах. Выполнение всех технических элементов должно быть синхронно и зафиксировано. При исполнении оценивается вся группа: в номере могут быть сольные партии, двойки, но они не должны быть доминирующими.

 

Таблица 5 -Продолжительность соревновательных комбинаций

 

Надпись: Номинация	Минимальная длительность	Максимальная длительность
Соло, дуэт	1 минута и 30 секунд (1.30)	2 минуты и 15 секунд (2.15)
Малая группа	2 минуты и 30 секунд (2.30)	3 минуты (3.00)
Большая группа	2 минуты и 30 секунд (2.30)	4 минуты (4.00)
 
Программы постановочных номеров сопровождаются произвольными музыкальными композициями, в зависимости от стиля  программы. Согласно правилам соревнованиям (ссылка) не включались запрещенные элементы:

-       построение программы на базовых элементах аэробики;

-        использование «кричалок»;

В целях безопасности исключались:

-       использование поддержек выше роста участника и различные выбросы с рук других участников;

-       опускания на колени, опускания на живот, опускания на спину из положения прыжка;

-       вхождение в акробатический переворот из фазы полета;

-       использование любого акробатического элемента более 3 раз (разрешены вариации, т.е. исполнение акробатического элемента разной формы: например: колесо, колесо на одной руке, колесо с переходом на пол, колесо на груди, колесо на локтях и т.д.);

-       стойка на голове.

Все номера, выставленные на соревнованиях, судьи оценивают согласно следующим критериям:

-       зрелищность или воздействие на публику, театральность;

-       оригинальность и креативность концепции, истории, темы, идеи;

-       уместность костюма, реквизита, визуальных эффектов;

-       одобряется оригинальность и эффектность акробатических элементов, поддержек, пирамид, прыжков и т.д.;

-       оригинальная стилизация выбранного танцевального стиля;

-       работа с предметом (лента, мяч, скакалка, шляпа, трость, зонт и т.п.) [38].

3.5. Характеристика традиционной методики

 

Традиционная методика представляет собой совокупность ОРУ. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями.На  гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.

Таблица 6 -Тренировочный график

 

День недели

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СБ

ВС

Тип тренировки

     О

ТГ

      О

      ТГ

      О

     ТГ

      О

ТГ- традиционная гимнастика

О - отдых   

 

 

 

 

3.6. Результаты педагогического эксперимента

В результате педагогического эксперимента, который проводился на протяжении 6 месяцев, были зарегистрированы существенные различия в группе, занимавшейся по разработанной нами комплексной методике.

Из данных, приведенных в   таблице 7 видно, что средние значения первой (экспериментальной) группы имеют качественно более высокие значения, чем во второй  (контрольной группе). Колебания величин признаков примерно равно в обеих группах. Ошибка репрезентативности показывает степень отклонения выборочной совокупности от генеральной.

Результаты тестирования первой и второй групп до проведения эксперимента примерно равны и максимальное различие составляет 20 %. Увеличение результатов после 6 месяцев занятий наблюдалось во всех тестах обеих групп. Однако прирост средних значений контрольной группы составил в среднем 28,6% , а экспериментальной 44,8%,что, несомненно, показывает превосходство, в воспитании физических качеств у дошкольников, по предложенной нами программе, над занятиями по традиционной систем.

 

Таблица 7 - Показатели тестирования детей  в первой (экспериментальной) и второй (контрольной) группах в процессе педагогического эксперимента

 

п/п

 

Тесты

Экспериментальная группа

До

После

Достоверность различий

1

Равновесие

62 ± 24,16

87,40±26,88

tЭмп = 2.4

P ≤ 0.01

2

Удержание палки

1,32±0,42

2,38±0,74

tЭмп = 3.9

Р ≤ 0,01

3

Мост

47,40±13,29

36,30 ± 6,98

tЭмп = 2.4

P ≤ 0.01

4

Шпагат

1,20 ± 1,03

2,40±1,07

tЭмп = 3,5

Р ≤ 0,01

5

Отжимание

12,10 ± 2,26

15,90±2,60

t = 6,5

Р ≤ 0,01

6

Сила пресса

13,20 ± 1,85

17,70±1,95

tЭмп = 5.5

Р ≤ 0,01

7

Теппинг-тест 1

9,60±1,43

11,30±1,70

tЭмп = 4,1

Р ≤ 0,01

8

Теппинг-тест  2

20,90±2,30

24,50±2,27

tЭмп = 1,7

Р ≤ 0,05

 

Таблица 8 - Сравнительный анализ изучаемых показателей в конце эксперимента

 

Надпись: №
п/п	
Тесты	контрольной группы
		До 	После 	Достоверность различий
1	Равновесие	62,10 ± 23,15	77,10±32,23	tЭмп = 1.2
Р ≤ 0,05
2	Удержание палки	1,34 ± 0,50	1,80±1,07	tЭмп = 0,7
Р ≤ 0,05
3	Мост	
47,50 ± 13,91
	45,40±13,84	tЭмп = 0,2
Р ≤ 0,05
4	Шпагат	1,10 ± 0,74	2 ±1,07	tЭмп = 1,2
Р ≤ 0,05
5	Отжимание	12±2,54	15,00±2,36	tЭмп = 0,6
Р ≤ 0,05
6	Сила пресса	13,10±1,93	16,90±2,13	tЭмп = 0,9
Р ≤ 0,05
7	Теппинг-тест 1	9,80±1,33	10,80±0,92	tЭмп = 1,6
Р ≤ 0,05
8	Теппинг-тест  2	20,80±0,92	23,80±1,25	tЭмп = 1,8
Р ≤ 0,05
 
Вычисленные значения t-критерия Стьюдента контрольной и экспериментальной группы до и после проведения педагогического эксперимента представлены в таблице -8.

Таблица 9 -Достоверность различий по данным тестирования физической подготовки дошкольников между первой и второй группами   до и после эксперимента

Надпись: Показатели	До	После
Шпагат	t = 0,3
Р> 0,05	t = 3,8
Р< 0,01
Мост	t = 0,1
Р> 0,05	t = 2
Р> 0,05
Поднимание туловища	t = 0
Р> 0,05	t = 4,2
Р< 0,01
Отжимания	t = 0
Р> 0,05	t = 2,9
Р< 0,01
Теппинг тест (верхняя конечность)	t = 2,6
Р> 0,05	t = 2,68
Р< 0,01
Теппинг-тест (нижняя конечность)	t = 0,7
Р> 0,05	t = 2,8
Р< 0,01
Равновесие	t = 0
Р> 0,05	t = 2,2
Р< 0,01
Удержание г/палки	t = 2,1
Р< 0,01	t = 2,3
Р< 0,01

 

 

 

 

Рисунок 6 - График прироста показателей тестирования физических

качеств в результате эксперимента в процентах

 

 

Полученные значения t-критерия Стьюдента, тестирования до проведения эксперимента, меньше табличного значения, это говорит о том, что различие между группами статистически недостоверно. Данные результаты означают, что физические качества двух групп на начальном этапе эксперимента были практически одинаковыми.

Результаты повторного тестирования проведенного после педагогического эксперимента показывают, что  все значения t существенно превышают tkр, при допущении возможности риска сделать ошибочное суждение в одном случае из ста (p<0,01) и являются статистически достоверными. Полученные данные, говорят нам о том, что исследуемые качества у детей 6 - 8 лет значительно улучшились в первой группе по сравнению со второй. Исключение составляет тест на гибкость - мост. По данному тесту явных различий  (p> 0,05)не наблюдалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

1.                 Теоретический анализ состояния и тенденции развития физкультурно – оздоровительных услуг для детей 6-8 лет показал, что в настоящее время наблюдается тенденция бурного развития физкультурно-спортивныхфитнес-услуг, Фитнес-клубов.  По проведенному анкетированию установлено, что из 50 опрошенных респондентов, работающих по детским программам, 38 занимаются по программам ОФП,  34% -  используют танцы, 18% – гимнастику, 15% – ритмику, 10% - акробатику, 13% - классическую аэробику.

2.     На основе анализа литературных источников и собственного опыта работы была создана методика, основа, которой является комплексная программа танцевально-гимнастической направленности с использованием соревновательных форм.Разработанная  программа, отличается своеобразием содержания и форм: ОРУ, акробатика, танцевальные упражнения, ритмика, элементы классической аэробики.

3.     Предложенная программа учитывает возможность участия в соревнованиях с композицией по номинации  «Беби» и «Дети», выполняется  сольно, дуэтом и в группах. Одновременное исполнение всей группой обеспечивает высокую плотность занятий: разнообразные движения динамического характера, преобладающие в гимнастике, содействуют развитию выносливости, силы, ловкости, гибкости и быстроты, способности координировать движения и сохранять устойчивое равновесие, что в итоге способствует повышению физической подготовленности и укреплению здоровья. Органическая связь движений с музыкой, танцевальный характер большинства упражнений и непосредственное использование танца (классического, эстрадного, хип - хопа и др.) в значительной мере содействует эстетическому воспитанию занимающихся.

4. В результате воздействия экспериментальной методики у детей произошли существенные изменения в развитии силовых, координационных способностей, в развитии гибкости. Эффективность методики доказана положительной динамикой изменений в экспериментальной группе – прирост средних значений составил44,8%.Результаты повторного тестирования проведенного после педагогического эксперимента показываютдостоверное увеличение всех изучаемых показателей (p<0,05), Исключение составляет тест на гибкость - мост. По данному тесту явных изменений не наблюдалось  (p> 0,05).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические рекомендации

         Разработанная методика может использоваться в практической работе тренеров по танцам и фитнесу  для проведения занятий у детей в возрасте 6-8 лет.  Разработанная  программа, отличается своеобразием содержания и форм: ОРУ, акробатика, танцевальные упражнения, ритмика, элементы классической аэробики. Органическая связь движений с музыкой, танцевальный характер большинства упражнений и непосредственное использование танца (классического, эстрадного, хип-хопа и др.) в значительной мере содействует эстетическому воспитанию занимающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н.  Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М., Детство-Пресс, 2005, 144

2.     Ананьева В.А. Основыбезопасностидошкольников / Под ред. В.А.Ананьева. - М.: Академия, 2000.

3.     Анастази А. Психологическое тестирование / А.Анастази, С. Урбина //  СПб.: Питер, 2001, – 320 с.

4.     Антонов Ю.Е. Инновации в дошкольном образовании
на Российском образовательном форуме / Ю.Е. Антонов, – «Школа 2004», –
http://ucheba.com/novosti/antonov.htm

5.     Ашмарин Б.А. Педагогика физической культуры /  Б.А.Ашмарин, Ю.Ф. Курамшин //  Учебное пособие. – СПб.: ЛГОУ, 1999, – 352 с.

6.     Безносиков И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста / И.Я.Безносиков // Учебно-методическое пособие.  – Минск.:  Четыре четверти, 1998, – 66 с.

7.     Бурменцкая Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей/Г.В. Бурменская, О. А, Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

8.     Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Пособие для педагогических дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин –  М.: Речь, – 2005, –  175 с.

9.     Детский фитнес. Планета фитнес. – 2002

10. ДороноваТ.Н. Программа «Радуга» / Т.Н.Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др., - М.:Просвещение, - 2000

11. Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста // Библиотека "Химия в школе"./ Ефименко Н.  –М.:  1999. - № 0. - С. 1.

12. Запорожец А.В. Педагогика (Психическое развитие ребенка) / А.В. Запорожец, - М.:1986. – 320 с.

13. Кудрявцев В.Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления.сб.: Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2001;

14. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления/ В.Т Кудрявцев, Б.Б.  Егоров. М., 2000

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. Л.П.Матвеев – СПб.: издательство «Лань», 2003, – 160

16. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913. — 339c

17. Монтессори М. Разум ребенка. Москва. 1997.- 176 с.

18. Неверкович «Педагогика физической культуры и спорта» под редакцией С.Д. Неверковича. – М.: «Физическая культура», 200

19. Программа дошкольных образовательных учреждений. Методические   рекомендации для работников ДОУ / Сост. О.А. Соломенникова. – 2-ое  изд. и доп., – М.: АРКТИ, – 2002, 12 с.

20. Смирнова Е.О. Дошкольники в современном мире. / Е.О.Смирнова, Т.В.Лаврентьева – Психолог – СПб.: 2006, – 346 с.

21. Филлипова С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников / С.О. Филипповой. - М: Издательский центр Академия, 2007

22. http://www.stroyplan.ru/docs.php?showitem=11460

23. http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st050.shtml

24.  http://www.school2100.ru

25. http://www.pedlib.ru

26. http://metodika-montessory.narod.ru/

27. http://shkola7gnomov.ru

28. http://nsportal.ru

29. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N2/P54-58.HTM

30. http://artgym.at.ua/publ/podgotovka_k_zanjatijam_sportivnoj_gimnastikoj/1-1-0-98

31. http://www.danceberry.ru/street-dance

32. http://dancevault.ru/dances/balley/ru/

33. http://www.ethno-musical.ru/chto_takoe_muzikl/tanec_v_muz.php

34. http://all-muzikl.ru/chtota.html

35. http://bmsi.ru/doc/165a27cc-e916-40b2-ac01-625e6eb6a62b

36. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=465327

37. http://www.psychol-ok.ru/statistics/student/student_02.html

38. http://www.ortodance.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 -Протоколы тестирования

1 этап – сентябрь, экспериментальная группа до использования предлагаемой методики.

ФИО

Отжимание

Поднимание туловища (пресс)

Шпагат

Мостик

Удержание г/палки

Равновесие

Темпинг-тест 1

Темпинг-тест 2

АбдулаеваПатимат

10

12

2

37

2

38

10

20

Быкова Анна

13

11

2

32

1

93

12

21

Бубенникова Анастасия

11

14

0

52

1,3

55

10

22

Гришина Ангелина

14

10

1

32

1

30

8

21

Гук Дарья

15

12

1

68

2,15

90

7

23

Ермошкина Анастасия

11

13

2

64

1,15

52

10

21

Исаева Полина

14

14

0

38

1,3

73

11

24

Мога Саша

9

15

1

53

1

79

9

27

Павлова Арина

9

14

0

58

1,3

30

9

26

Терещенко  Снежана

14

16

3

40

1

80

10

23

 

Надпись: ФИО	Отжимание	Поднимание туловища (пресс)	Шпагат	Мостик	Удержание г/палки	Равновесие	Темпинг-тест 1	Темпинг-тест 2
Базарова Дарья	10	12	0	36	2,15	38	10	21
Баканач Александра	14	10	1	28	1,3	92	10	20
Гаврина Анастасия	10	15	2	50	2	55	12	22
Дигачева Кристина	14	11	2	34	1,3	32	9	21
Кузьмина Анна	15	12	1	68	2,3	88	8	21
Королева Анна	12	13	1	65	1,3	52	10	19
Лушина Ксения	14	15	0	35	2	74	12	22
Мелькумова Ксения 	8	14	1	52	2	79	9	21
Горшкова Настя	9	13	1	57	1,3	32	11	21
Рогачева Валерия	14	16	2	40	1,3	79	9	20
 
Таблица 2 -1 этап – сентябрь, контрольная группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 -2 этап – апрель 2014г., экспериментальная группа

ФИО

Отжимание

Поднимание туловища (пресс)

Шпагат

Мостик

Удержание г/палки

Равновесие

Темпинг-тест 1

Темпинг-тест 2

АбдулаеваПатимат

12

15

4

31

3

60

14

23

Быкова Анна

16

17

2

25

1,45

121

15

22

Бубенникова Анастасия

13

18

2

40

2

86

12

24

Гришина Ангелина

16

19

3

30

2

53

11

22

Гук Дарья

17

14

2

41

3

120

10

25

Ермошкина Анастасия

15

18

3,5

39

4

88

13

23

Исаева Полина

20

18

2

32

2

102

15

26

Мога Саша

15

18

2,5

42

2

108

11

29

Павлова Арина

15

20

2

47

2

50

11

27

Терещенко  Снежана

20

20

5

32

2,3

99

14

24

 

Таблица 4 -2 этап- апрель 2014г., контрольная группа

ФИО

Отжимание

Поднимание туловища (пресс)

Шпагат

Мостик

Удержание г/палки

Равновесие

Темпинг-тест 1

Темпинг-тест 2

Базарова Дарья

11

12

1

35

2,2

40

10

22

Баканач Александра

15

11

1

28

1,3

95

11

20

Гаврина Анастасия

10

16

2

49

2

58

12

22

Дигачева Кристина

14

11

2

34

1

37

10

23

Кузьмина Анна

16

13

1

66

2,3

92

10

21

Королева Анна

12

13

1

63

2

55

12

20

Лушина Ксения

14

16

1

35

2,15

78

12

24

Мелькумова Ксения

10

16

1

50

2

80

10

21

Горшкова Настя

10

15

2

55

2

35

11

22

Рогачева Валерия

15

16

2

39

1

82

10

22

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - График тестирования «Отжимание»

 

 

Рисунок 2 -График тестирование «Поднимание туловища (пресс)»

 

 

Рисунок 3 -График тестирование «Шпагат»

 

Рисунок 4 - График  тестирования «Мостик»

 

 

 

 

Рисунок 5 -График тестирование «Теппинг – тест ниж. конечностей»

 

Рисунок 6 -График тестирование «Теппинг – тест верх.конечностей»

 

 

 

Рисунок 7 - График тестирования – «Равновесие»

 

 

Рисунок 8 - График тестирования – «Удержание г/палки»

 

 

Исполнитель выпускной

квалификационной работы ____Листунова А.А.__________________________

 

Научный руководитель,

кандидат биологических наук_____Лисицкая Т.С._______________________

 

 

 

Заведующий кафедры,

кандидат педагогических наук ___Новикова Л.А.________________________

 

 

 

Дата защиты_______________________________________________________

 

 

Оценка за защиту___________________________________________________

 

 

Председатель Государственной

аттестационной комиссии____________________________________________


Скачано с www.znanio.ru