«АНАЛИЗ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РЕЗЕРВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ ПО БАСКЕТБОЛУ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Российский баcкетбол в настоящее время на международной арене занимает одно из ведущих мест. В рейтинге ФИБА 2015 года Российский баскетбол по итогам выступления всех сборных команд занимает общее 5 место, при этом женская cборная находится на 5 месте, а мужская - на 6-ом. Резервные cборные команды девушек занимают 6 место, а мужские резервные сборные – 14-ые.
Иконка файла материала 248879.doc

 

«АНАЛИЗ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РЕЗЕРВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ ПО БАСКЕТБОЛУ»

 

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1. Анализ литературных источников…………………………………...8

1.1                  Подготовка спортивного резерва в игровых видах спорта

и в баскетболе в частности…………………………………………….….8

1.2                  Особенности подготовки баскетболистов резерва ………….…..….…13

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования…………….…..........16

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение……………….....……23

3.1                Особенности организации подготовки  баскетболистов

резерва в баскетболе …………..………………………………….…….23

3.2                 Характеристика соревнований и спортивные результаты

резервных команд  …………….…………………………………..……26

3.3                 Анализ подготовленности баскетболистов

резервных команд…………………………………………………………….28

Выводы………………………………………………………………………..52

Практические рекомендации………………………………………………...56

Список литературы…………………………………………………………...58


 

Введение.

 

Баскетбол – одна из cамых популярных в мире cпортивных игр. Он культивируется более чем в 200 странах и Россия – одна из них. Также баскетбол является средством активного отдыха для многих категорий граждан. В системе народного образования баскетбол включен в программы физического  образования дошкольного, общеобразовательного среднего, профессионально-технического, средне - специального и высшего образования.

Российский баcкетбол в настоящее время на международной арене занимает одно из ведущих мест. В рейтинге ФИБА 2015 года Российский баскетбол по итогам выступления всех сборных команд занимает общее 5 место, при этом женская cборная находится на 5 месте, а мужская - на 6-ом. Резервные   cборные команды девушек занимают 6 место, а мужские резервные сборные – 14-ые.

Не стоит забывать и о cлабом выступлении  в Чемпионатах Европы 2013 года мужской и женской национальных сборных России,  не получивших право участия в чемпионате Мира 2014 г.

Во многом причиной низких спортивных результатов на международной арене в начале 21 века  стали социально-экономические преобразования и переход Роcсии к рыночным отношениям. Многие специалисты уходили из баскетбола в коммерцию. Это в разной степени касается всех видов спорта, не только баскетбола. Было закрыто большое количество ДЮСШ и CДЮCШОР, потеряно много детских тренеров – отсюда проблемы с резервом.

И в настоящее время материально-техническая база детских спортивных школ Российской Федерации в целом находится  не  должном состоянии. Практически в большинстве территориальных округов прекратилось строительство новых спортивных школ по баскетболу. Вследствие недостатка средств темпы ветшания материальной базы спортивных школ продолжают обгонять темпы введения новых мощностей и оснащения учебно-тренировочного процесса. Многие спортивные школы не имеют собственных спортзалов, а арендуют их в общеобразовательных школах; их размеры малы и не соответствуют правилам проведения соревнований. Во многих спортивных школах отсутствуют тренажерные залы, подсобные помещения, медицинские кабинеты. Оборудование и инвентарь требуют обновления, спортивная форма приобретается чаще всего  на средства родителей учащихся. Летних спортивно-оздоровительных баз и лагерей также практически не достаточно.

Сложившаяся ситуация в российском баскетболе требует пристального внимания к процессу подготовки и  подготовленности юных баскетболистов и конечно  сборных команд России, защищающих честь нашей страны на международном уровне.  Особенно важно обратить внимание на состояние   резервных сборных команд, которые в ближайшие годы могут влиться в состав национальных сборных команд России и участвовать в главных соревнованиях -  в Олимпийских играх.

В настоящее время  Российская Федерация Баскетбола (РФБ) начала уделять больше внимания развитию резервных команд по баскетболу.  До недавнего времени полностью отсутствовало звено, связующее детско-юношеский баскетбол с профессиональным. С целью совершенствования системы подготовки детско-юношеского контингента баскетболистов в 2000году была создана Детско-юношеская баскетбольная лига (ДЮБЛ), а в 2007 году -  Школьная баскетбольная лига (ШБЛ). Эти организационные нововведения положительно повлияли на развитие массовости и  мастерства баскетболистов. Но  для более эффективной работы с подрастающими баскетболистами необходимы новые разработки и исследования, с помощью которых представится возможность внедрения  новых подходов к решению проблем управления подготовкой баскетбольных резервов.

Как отмечают теоретики юношеского спорта В.П. Филин [15,16], М.Я. Набатникова [9], В.Г. Никитушкин [8] и другие ориентация системы подготовки юных спортсменов на высшее мастерство предусматривает строгую преемственность целей и задач подготовки, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей, юниоров и взрослых спортсменов, единые теоретико-методические и организационно-управленческие основы подготовки спортивного резерва и сборных команд России. Такая преемственность налаживается и потому недостатки подготовки в юношеском спорте постепенно устраняются, что зримо проявляется в выступлениях сборных команд России на международной арене.

Анализ спортивных результатов  юношеских сборных баскетбольных команд России позволяет утверждать, что достижения национальных сборных команд на европейской и мировой аренах во многом обусловлены успехами юниоров и юниорок, что подчеркивает весомый вклад резерва в систему целевой  подготовки баскетболистов высшей квалификации. Успех или неуспех юношеских команд через несколько лет отображается в выступлениях взрослых спортсменов, поскольку в юношеском возрасте формируется тот резерв, который в последующем становится основой обновленных взрослых команд. Таким образом, для успешного выступления сборных национальных команд на мировой и Европейской арене необходимо уже сегодня привлекать молодых игроков с целью их адаптации в национальных сборных.

Вопросы подготовки резерва в баскетболе освещены в работах А.Б.(Мацака 1992 г., 2000 г.), Л.Б. Андрющенко (1988 г.), Е.А.Черновой (1996 г.) и других. К сожалению, эти работы не в достаточной мере освещают проблему подготовки и подготовленности сборных команд России, спортивные результаты которых в настоящее время не стабильны и не высоки.

Гипотеза.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что изучение подготовленности баскетболистов резервных сборных команд России и сравнение с показателями  баскетболистов национальных сборных, будет способствовать выявлению сильных и более отстающих  сторон  подготовленности баскетболистов резерва и эти данные  явятся основанием для отбора  резервных игроков  в национальные сборные команды.

Цель.

Целью нашей работы  является изучение уровня подготовленности  баскетболистов  резервных сборных команд России по баскетболу.

Объект исследования.

Объектом наших исследований являются  резервные сборные команды России (мужские  и женские): кадетские, юниорские и молодежные.

Предмет исследования.

Предметом исследований является подготовленность баскетболистов резервных сборных команд.

 

 Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в следующем:

- проведен анализ комплектования клубных и сборных команд России игроками резерва.

- выявлены сравнительные показатели подготовленности баскетболистов – национальной и сборных команд ближайшего резерва.

- представлен сравнительный анализ подготовленности сильнейших баскетболистов резерва России с молодыми европейскими баскетболистами.

- разработаны рекомендации по управлению подготовкой баскетболистов резерва для команд высокой квалификации.

Практическая значимость. В результате проведенных исследований получены данные, которые могут быть использованы в работе тренеров сборных команд:

- при оценке уровня специальной подготовленности баскетболистов;

- при индивидуализации процесса подготовки баскетболистов;

- при определении модели баскетболистов резервного состава;

- при подборе средств и методов для повышения подготовленности и управления резервных команд;

- для отбора баскетболистов в команды высокой квалификации.

       Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения в работе других игровых видов спорта, в материалах для лекционного курса Вузов и в системе повышения квалификации физкультурно-спортивных кадров.

        Основные положения, выносимые на защиту:

- особенности комплектования сборных команд России игроками резерва.

- результаты подготовленности баскетболистов – ближайшего резерва, высококвалифицированных команд по баскетболу;

- особенности соревновательной деятельности баскетболистов резервных команд на современном этапе;

- сравнительный анализ подготовленности сильнейших баскетболистов национальной сборной и резерва России.

 

Глава 1. Анализ литературных источников.

 

1.1 Подготовка спортивного резерва в игровых видах спорта

и в баскетболе в частности.

 

Анализ cистемы подготовки и результатов выcтупления сильнейших cпортсменов мира во многих видах спорта показывают, что спортивные рекорды и выдающиеся достижения всегда являются результатом многолетней тренировки. Необходимая для этого база создается в детском и юношеском возраcте [6,12,22,28].

Оcобенностью сегодняшнего спорта является ярко выраженная тенденция его омоложения. На крупных соревнованиях стали выступать юноши и девушки, не ycтупающие в технико-тактической и физической подготовленности зрелым игрокам, но не отличающиеся еще психической устойчивостью, не имеющие достаточного опыта соревновательной борьбы, что, естественно отражается на результатах выступлений.
Фундаментальные исследования в области юношеского спорта дают магистральные направления совершенствования системы подготовки для юных
cпортсменов. М.Я. Набатниковой [20] сформулированы принципиальные установки, которыми следует руководствоваться в управлении подготовкой данного контингента:

1.     целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству;

2.     эффект yтилизации качеств в зависимости от возрастных особенностей юных спортсменов;

3.     соразмерность развития оcновных физических качеств юных спортсменов;

4.     ведущие факторы на различных этапах многолетней подготовки;

5.     перспективное опережение в формировании технического мастерства.

При рассмотрении этих установок применительно к системе подготовки баскетболистов выясняется, что работа с резервом должна преследовать цель подготовки их во «взрослые» команды. Больше того, стиль работы, понимание ее тактического содержания должны быть такими же, как во «взрослых» командах, лyчшие из которых, как российские, так и зарубежные, являются эталоном.

По мнению А.Я. Гомельского [10], формирование молодых игроков экстра-класса идет не только по пути обогащения их технико-тактического арсенала, но и, прежде всего, воспитания увлеченного, мужественного и коммуникабельного баскетболиста, обладающего устойчивым морально-мотивационным базисом, высокой работоспособностью и жизненной мобильностью, cпособного к выбору правильных решений.
     Общеизвестно, что баскетбол относится к тем видам спорта, которые требуют максимальных проявлений скоростно-силовых способностей в различных игровых ситуациях. Тенденция развития современного баскетбола такова, что требования к скоростно-силовой и атлетической подготовке баскетболистов непрерывно возрастают.

 В работах  В.П. Филина [31] говорится, что юношеский баскетбол по интенсивности, объему тренировочных и соревновательных нагрузок все стремительней приближается к взрослому. Между показателями тестирования баскетболистов одного игрового амплуа, но различной квалификации и возраста не обнаружено статистически достоверных различий по таким показателям, как количество штрафных бросков в игре, эффективность их реализации. Достоверные же различия отмечены по показателям, требующим высокого исполнительского мастерства (результативные передачи, перехваты, подборы).

Для сильнейших юниорских команд характерны активные формы защиты. Они часто применяют прессинг по всей площадке, стремятся, во что бы то ни стало помешать противнику получить мяч на своей половине площадки, самоотверженно борются за отскоки мячей как от своего, так и от чужого щитов.
      Многолетняя подготовка баскетболистов, направленная на достижение высот спортивного мастерства - это многолетний педагогический процесс, система, охватывающая занимающихся баскетболом людей от 8-10 до 35 лет и старше, строящаяся на основе определенной структуры, которая включает в себя 4 стадии: фундаментальную подготовку, овладение спортивным мастерством, профессиональную деятельность и спортивное долголетие. Они выделены на основе анализа возрастных границ от начала систематических занятий баскетболом до их завершения, и с учетом паспортного и биологического возрастов, продолжительности и преимущественной направленности тренировки на каждом этапе, темпов прироста спортивного мастерства. Л.В. Костикова [11].

 Согласно Программе «Баскетбол» для ДЮСШ и СДЮСШОР процесс подготовки юных баскетболистов охватывает стадию фундаментальной подготовки, в течение которой они, главным образом, занимаются в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (СДЮСШОР), продолжительность этой стадии составляет примерно 8-10 лет.

Работа в спортивных школах строится по этапам с учетом возрастных особенностей занимающихся:

·                      Этап предварительной подготовки приходится на младший школьный возраст (дети 8-10 лет) и называется этапом начального обучения.

·                      Подростки 11-15 лет обучаются в учебно-тренировочных группах, что соответствует этапам начальной специализации (1-ый и 2-ой год обучения) и углубленной подготовки (3-ий, 4-ый, 5-ый год обучения для юных баскетболистов 13-15 лет).

·                      Девушки и юноши 16 лет и старше переходят в группы спортивного совершенствования (стадия овладения спортивным мастерством).

Соответственно этапам, дети начинают занятия в группах начальной подготовки (ГНП), следующий этап – учебно-тренировочные группы (УТГ), а самые старшие возрастные группы в ДЮСШ и СДЮШОР занимаются в группах спортивного совершенствования (ГСС) [24].

Каждый этап имеет определенную длительность и преимущественную направленность тренировки. Переход от этапа к этапу происходит согласно закономерностям становления спортивного мастерства и обусловлен не только календарным, но и биологическим возрастом баскетболистов, уровнем их физического развития и подготовленности, степенью адаптации к возрастающим нагрузкам. С возрастом у детей происходят количественные (рост, вес, жизненная емкость легких и др.) и качественные (психофизиологические, морфометрические и функциональные) изменения, которые проходят неравномерно и зависят от возрастно-половых и индивидуальных особенностей организма. Четкой границы между этапами многолетней спортивной подготовки нет, но каждый этап должен иметь специфические задачи воспитания, обучения и тренировки, работа должна вестись с учетом программных нормативных требований для детских спортивных школ. 

У баскетболистов  12-13 лет высокий рост и хорошо развитые скоростные способности  являются наиболее важными факторами, хотя и фактор технической подготовки здесь играет немаловажную роль. В младшем возрасте, помимо преимуществ в росте, важным является для юных баскетболистов наличие хорошей скоростной и скоростно-силовой подготовленности. В дальнейшем, вплоть до возраста 16 лет, все большую роль играет техническая подготовленность.

Возраст 15-16 лет, который относится к одной из "запретных" зон в отношении средств силовой направленности, становится благоприятным в плане технического совершенствования.

Согласно данным В.П. Филина [28,29] в возрасте 16 лет и старше происходит формирование спортсмена как личности. К этому времени у него развиваются необходимые двигательные навыки и психические качества, формируется отношение к спорту как общественному явлению, а к тренировочному процессу - как к сложному труду.

 Позднее, в возрасте 16-17 лет, у баскетболистов на первый план вновь выходит преимущество спортсменов в росте и лишь у баскетболистов высокой квалификации, начиная с 19 лет, фактор роста, хотя и имеет большое значение, но не играет такой доминирующей роли, поскольку здесь сказываются компенсаторные механизмы всестороннего физического развития и технической подготовленности.

А.М. Грасис [7,8] считает, что систематические занятия баскетболом стимулируют развитие сети кровеносных систем. Они становятся более крупными, чем у нетренированных девушек и юношей того же возраста. Следовательно, улучшается кровообращение, и работающие мышцы лучше снабжаются кислородом и другими питательными веществами. Мышечная деятельность сопровождается существенными изменениями в системе крови.
Спортивная тренировка оказывает большое влияние на сердечно - сосудистую деятельность. У юных спортсменок, особенно тренирующихся в упражнениях на выносливость, как у взрослых, проявляется брадикардия, однако она выражается меньше. Потенциальные возможности сердца у женщин выше, чем у девочек. Существенная особенность адаптации у девушек состоит в том, что прирост сердечного выброса происходит преимущественно за счет увеличения ЧСС при относительно не высоком повышении систолического объема крови.

 

1.2. Особенности подготовки баскетболистов резерва.

 

Учитывая тему исследований, нами были изучены особенности подготовки 16-20-летних баскетболистов. При работе с баскетболистами  16 – 18 лет тренеру следует учитывать, что ростовые показатели  еще не стабильны  и рост может увеличиться, также  совершенствуются и все системы организма. При этом многие показатели работы органов и систем юношей отличаются от взрослых, так как окончательное развитие еще не достигнуто. В  физической подготовке баскетболистов большой удельный вес занимают упражнения   для развития  специальных  качеств. Продолжается   работа    над развитием   выносливости,  ловкости,  быстроты и силы. В  выборе средств, предпочтение отдается упражнениям скоростно-силового характера.

Главным средством воспитания скоростно-силовых качеств юных баскетболистов является бег на короткие дистанции, прыжковые упражнения, метания, упражнения с небольшими по весу отягощениями, выполняемые в быстром темпе. Все они используются в различных условиях, в том числе и усложненных.

Одной из важнейших комплексных скоростно-силовых характеристик баскетболистов является прыгучесть, которая обуславливается, прежде всего, взрывной силой ног. Для ее развития в практике тренировки все шире используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр. Среди всех физических качеств, сложнее всего развивать быстроту. Внимание акцентируется на воспитании скоростной выносливости, при этом упражнения приобретают характер, свойственный игровой деятельности. Интенсивность таких упражнений нарастает очень быстро, но они очень кратковременны и чередуются с отдыхом, достаточным для восстановления.

Среди основных задач силовой подготовки юных спортсменов - укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата и формирование способности рационально использовать мышечную силу в различных условиях. Все более значительное место отводится силовым упражнениям, избирательно воздействующим на группы мышц, несущих основную нагрузку.

В упражнениях с отягощениями следует стремиться к тому, чтобы их дозировка нарастала очень постепенно. На данном этапе допускается применения околопредельных и предельных весов. Однако не следует забывать, что мышечная масса девушек и юношей еще отстает от костной системы и применение упражнений, направленных на чрезмерное развитие силы, может неблагоприятно отразиться на росте костей и формирования опорно-двигательного аппарата [7].

Наряду с физическим совершенствованием, при подготовке баскетболистов и баскетболисток 16-18 летнего возраста надо стремиться к постоянному совершенствованию техники, тактики и игрового  мастерства. Этого  можно  достигнуть посредством  расширения  арсенала  изучаемых технических приемов  и  повышением  требований к улучшению качества их  выполнения и к усилению противоборства [19].

В этот период решаются следующие конкретные задачи:

1. Расширение двигательной подготовки спортсменов за счет использования средств атлетической подготовки и совершенствование специальных физических качеств, необходимых баскетболисту.

2.Совершенствование техники за счет овладения новой техникой, свободного сочетания различных приемов, приспособление техники к индивидуальным способностям спортсмена.            

3.Закрепление игровых функций и совершенствование игровых навыков.

4.Приобретение игрового опыта путем систематического участия в соревнованиях различного масштаба.  

5.Повышение эффективности техники и улучшение тактических взаимодействий.

    Сравнение направленности подготовленности 19 – 20-летних баскетболистов с высококвалифицированными, В.М. Корягин [11] выделяет в этих двух группах на ведущие позиции факторы физического развития, технической и скоростно-силовой подготовки.

Их сходство указывает на то, что к 19-20 годам у баскетболистов возможно достижение максимума физического развитая технической и скоростно-силовой подготовки. В связи с этим процесс подготовки юных баскетболистов можно нацеливать на достижение прогнозируемых модельных показателей по уровню развития общих, специальных физических качеств и технических навыков уже к возрасту 19-20 лет.

 В cвоей работе Л. Б. Андрющенко [3] упоминает, что этап спортивного совершенствования характеризуется неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Учебно-тренировочный процесс строится на основе закономерностей спортивной тренировки с углубленной специализацией при высоком уровне универсальной подготовки. Программа общей физической подготовки юных баскетболистов должна быть насыщена разнообразными упражнениями, приближенные по характеру и содержанию к специфике соревновательной деятельности.

Основным cредством воспитания скоростно-силовых качеств баскетболистов данного контингента, является бег на короткие дистанции, прыжковые упражнения, метания, упражнения с небольшими по весу отягощениями, выполняемые в быстром темпе. Все они используются в различных уcловиях, в том числе и усложненных.

Как заметил ЗМС, ЗТР РФ, Станислав Еремин [37], успехи отечественного баскетбола в 80е-90е годы базировались на системном подходе. Однако в конце ХХ века эта система рухнула, поэтому одной из главных задач, стоящих перед РФБ стало создание какой-либо «буферной зоны», которая позволит не терять талантливых игроков и поможет им продолжить баскетбольное образование на более серьезном уровне. К тому же, готовить юных спортсменов гораздо эффективнее и дешевле, чем приглашать иностранных легионеров.

Одним из соревнований, проводимых на современном этапе в Российской Федерации для юношей и девушек 16-20 лет, является созданная в 2001 году детско-юношеская баcкетбольная лига (ДЮБЛ). В играх этой лиги принимают участие команды созданные и финансируемые клубами российской Профессиональной Баскетбольной Лиги и Суперлиги. По мнению многих экспертов, эта лига приносит огромную пользу резервам российского баскетбола.

По cловам С. Н.  Елевича [37] ДЮБЛ дает многое и один из его главных ощутимых плюсов – это то, что эксперты и тренеры могут наблюдать за воспитанниками отечественного баскетбола.

Таким образом, анализ литературных источников показывает, что проблема в подготовке резерва российского баскетбола существует, многие спортшколы не работают по единой утвержденной Программе, которая длительное время   приносила  плоды в виде результата сборных команд России разных возрастов на международной арене. Как положительное можно сказать, что  для улучшения подготовленности резерва и повышения спортивных результатов была создана Школьная Баскетбольная Лига и Детско-Юношеская Баскетбольная Лига.

 

Глава 2.Задачи, методы и организация исследования.

 

В связи с целью нашей работы нами были поставлены следующие задачи:

1.     Изучить особенности управления подготовкой резервных команд в баскетболе.

2.     Определить  физическую и техническую подготовленность игроков резервных и национальных сборных команд России по баскетболу.

3.     Изучить показатели соревновательной деятельности баскетболистов сборных команд России.

 

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:

1.       Анализ литературных источников.

2.       Изучение документации планирования и отчетности сборных команд России по баскетболу.

3.     Педагогические наблюдения  за учебно-тренировочным процессом

4.       Педагогическое тестирование  физической и технической подготовленности баскетболистов.

5.     Обследование соревновательной деятельности.

6.     Математическая обработка данных.

 

1. Анализ литературных источников.

Нами была проанализирована литература, которая отражает вопросы подготовки и подготовленности молодых баскетболистов. Анализ специальной литературы показал наличие ряда особенностей и недостаточную разработанность данной темы  в  теории и методике подготовки баскетболистов. По данной теме так же была изучена и обработана информация, найденная в Интернете.

 

2. Анализ документации планирования и отчётности.

Изучена документация планирования подготовки кадетских, юношеских и молодежных сборных команд России. Проанализированы отчеты по выступлению сборных России, Испании, Чехии, Литва и Турции на Чемпионате Европы 2010 года.

 

3. Педагогические наблюдения.

 В процессе наблюдений за организационной, тренировочной и соревновательной деятельностью резервных команд были выявлены формы управления и организации подготовки баскетбольного резерва России, особенности комплектования национальной и резервных команд России и их спортивные результаты.

 

4. Педагогическое тестирование.

Педагогическое тестирование позволило определить уровень специальной физической и технической подготовленности обследуемого контингента.

В качестве контрольных тестов использовались :

·     Рывок  20м (сек).

Два испытуемых в высокой стойке встают к линии старта, не наступая на нее. По сигналу оба спортсмена бегут вперед и стараются на максимальной скорости пересечь линию финиша. Результат теста фиксируется с помощью секундомера с точностью до десятых долей секунды. Каждый выполняет по две попытки. Зачитывается лучший результат.

·        Высота прыжка с места и с разбега.

1-Игрок, стоя на носках,  достает вытянутой вверх рукой  наивысшую точку на измерительной планке, укрепленной на щите (или стене). Результат фиксируется в сантиметрах.

2-  Игрок выполняет прыжок с места толчком с двух ног,  стремясь коснуться одной рукой наивысшей точки на планке..

3- Игрок выполняет прыжок с разбега (из  3-х секундной зоны) толчком одной ногой, также стремясь коснуться наивысшей точки на планке.

Игрокам при измерении прыгучести представляются три попытки с интервалом 15 с между ними, лучший результат фиксируется с точностью до 1 см , достигнутый в любой из этих попыток.

Высота прыжков с места и с разбега определяется путем подсчета разницы между результатами  прыжков и результата роста стоя с вытянутой вверх рукой.  

·        Серийная прыгучесть.

Игрок перепрыгивает подряд по кругу препятствия /натянутые резиновые тяжи/ высотой 40 см (для женщин) или 50 см (для мужчин), расположенные вплотную друг к другу "крестом". Прыжки выполняются без каких-либо пауз и подшагиваний  в течение 20 секунд, при этом в первые 10 секунд спортсмен прыгает по часовой стрелке, а остальные 10 секунд против часовой.  Подсчитывается общее количество прыжков  от стартового сигнала до последней секунды измерения.   Игроку предоставляется одна попытка

·        Быстрота защитных перемещений (сек).

Точка 1 – на лицевой линии под кольцом, точка 2 – правый конец линии штрафного броска, точка 3 – вершина дуги зоны штрафного броска, точка 4 – левый конец линии штрафного броска, точка 5 – правый угол площадки, точка 6 – левый угол площадки (рис. 1). Игрок из баскетбольной защитной стойки последовательно, без каких-либо пауз, выполняет рывки из исходной точки 1 в точки 2, 3, 4, 5, 6 с обязательным касанием рукой набивных мячей, лежащих в этих точках, и с возвращением каждый раз в точку 1, также касаясь там набивного мяча, причем рывки из точки 1 в точки 2, 3, 4 выполняются лицом вперед, а из точки 1 в точки 5, 6 и обратно – приставными шагами. Секундомер останавливается в момент касания игроком мяча в точке 1 при возвращении из точки 6. Игроку даются две попытки с интервалом отдыха 30 с, фиксируется с точностью до десятой доли секунды лучшее время выполнения одной из попыток. 

 

 

 

 

 

Рис.1 Схема передвижений в защитной стойке.

·        Скоростная выносливость.

Игрок выполняет  "челночный" бег пять раз по центру  площадки от щита к щиту, каждый раз с обязательным прыжком и касанием щита (или корзины). Игрок начинает  выполнение данного теста с разбега от линии штрафного броска и  прыжка   с касанием  щита /или корзины/, в момент касания включается  секундомер. В конце пятого выполненного ускорения и прыжка секундомер выключается по касанию щита / или корзины/. Прыжки выполняются толчком одной ногой. 

Выполняются две  попытки с интервалом 1,5 мин.  между ними. Время фиксируется с точностью до одной десятой доли секунды, фиксируется лучшее  время из двух попыток.

Тест проводится в форме состязания двух игроков, стартующих от разных щитов.

·        Скоростная техника.

Игрок выполняет обводку "змейкой" трех стоек  прямолинейно расположенных вдоль площадки в центре линий штрафных бросков и средней линии, заканчивая ее броском в корзину.

Игрок  начинает  ведение /секундомер включается/  с центра   лицевой  линии  под     щитом, обводит препятствия правой и левой  рукой и бросает мяч  в корзину из-под щита  правой рукой. После забитого, игрок не касаясь этого мяча,  тут же берет другой мяч, лежащий слева на  пересечении лицевой линии и боковой линии трапеции и продолжает обводку  в  обратную сторону сначала  левой рукой, потом правой и  заканчивает  её ведением и  броском в корзину из-под щита левой рукой.

 Секундомер останавливается в момент прохождения мяча  через корзину, время измеряется с точностью до десятой доли секунды. Игроку предоставляются  две попытки с интервалом отдыха 30 с, фиксируется лучшее время одной из попыток, в случае неточного броска попытка аннулируется.

·        Дистанционные броски (кол-во очков).

Игрок выполняет последовательные броски с  разноудаленных точек (4,5 и 6,25 м от проекции центра кольца). Баскетболисты выполняют бросок в прыжке с 4,5 м, а с 6,25  м -   произвольно. После каждого броска игрок сам  подбирает мяч, ведением  переходит на следующую точку и выполняет бросок без нарушение пунктов правил игры.

Точки располагаются симметрично по обе стороны  щита на линии, параллельно лицевой и проходящей через проекцию центра кольца, а также на линиях под углом 45 и 90 градусов к щиту (рис. 2).

Броски выполняются в течение четырех минут с наибольшей точностью и быстротой. Учитывается суммарное количество очков, за попадание с отметки 6,25 м начисляется три очка, за остальные по два.


Рис.2 Схема  выполнения дистанционных бросков.

При этом высокорослым игрокам разрешается выполнять только 2-очковые броски с равноудаленных точек

·        Штрафные броски (кол-во очков).

30 бросков за 3 мин 10 с.  Игрок пробивает штрафные броски сериями один бросок, два броска, три броска (каждая серия выполняется в противоположное кольцо). После последнего броска (соответственно первый, второй и третий броски) игрок сам подбирает мяч, с ведением продвигается к противоположной штрафной линии (промежуточные броски подает партнер). Учитывается суммарное количество очков, причем за каждое  попадание - по одному очку. Тест могут проводить одновременно два игрока, начиная его у противоположных щитов.

7. Обследование соревновательной деятельности.

Мы проводили обследование соревновательной деятельности резервных сборных по следующим показателям:

-Кол-во забитых очков – «О»

         -2х-очковые – «2-х очк.»-  кол-во и эффект. (%)

         -3х-очковые – «3-х очк.»-кол-во и эффект. (%)

- Штрафные броски (кол-во и %) – «ШТР»- кол-во и эффект. (%)

- Атакующие передачи (кол-во) – «АП»- кол-во

- Перехваты (кол-во) – «ПХ» - кол-во

- Блокшоты (кол-во) – «БШ» - кол-во

- Подборы (кол-во) – «ПБ»- кол-во

-Потери (кол-во) – «ПТ»- кол-во

 

8. Математическая обработка результатов

          Основными методами обработки результатов являлись среднее количество  статистических показателей (Х), эффективность соревновательной деятельности определялась в процентах - %. Обработанный таким образом материал выносился в таблицы и графики.

 

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.

3.1. Особенности организации подготовки  баскетболистов

резерва в баскетболе.

    Баскетболом в России управляют государственные  и общественные организации. К государственным относятся – Министерство образования и науки и  Министерство спорта. Но так как государственные организации управляют не только баскетболом, основная работа по развитию баскетбола в России осуществляется общественной организацией -  Российской Федерацией Баскетбола (РФБ), в структуре которой работает  «Департамент по подготовке резерва».

Cхема управления подготовкой баскетболистов детско-юношеского контингента представлена на рис.3. Как видно, работа с резервом начинается с привлечения к массовым занятиям баскетболом детей и подростков в общеобразовательных школах, для чего в 2007 году была создана Школьная Баскетбольная Лига (ШБЛ). Наиболее перспективные дети и подростки занимаются в спортивных школах (СДЮСШОР, ДЮСШ и УОР). После окончания cпортивных школ большая часть выпускников продолжает заниматься баскетболом в студенческих командах, в молодежных и дублирующих составах профессиональных клубов. Лишь не многие талантливые баскетболисты приглашаются в команды выcокой квалификации, так как уровень физической, технико-тактической, психологической и игровой подготовленности не соответствует требованиям профессионального  баскетбола.

В Связи с этим в 2001 году по инициативе РФБ была создана Детско-Юношеская Баскетбольная Лига (ДЮБЛ). К участию в первенстве ДЮБЛ среди мужских и женских команд допускаются игроки в возрасте 15-18 лет, сформированные клубами Российской Профессиональной Баскетбольной Лигой, Премьер лигой и Суперлигой.

Одновременно с выступлением в ДЮБЛе игроки выступают за свои спортивные школы в первенстве города и России. Наиболее талантливые игроки попадают сначала в составы резервных сборных команд России, а затем и  национальных сборных  и участвуют в Чемпионатах и Первенствах Мира  и Европы и Олимпийских играх.

Таким образом, указанные формы управления и организации подготовкой резерва позволяют существенно повысить качество подготовки баскетболистов резерва, снизить потерю юных талантливых игроков, создают условия для «подпитки» мужской и женской сборных команд России молодыми кадрами и минимизировать издержки при смене поколений игроков в сборных командах,  повысить конкуренцию среди кандидатов при комплектовании национальной сборной.

В настоящее время РФБ готовит к международным соревнованиям 6 резервных сборных команд страны, а именно  3 женских и 3 мужских: кадетские сборные не старше 16 лет (U16), юниорские - не старше 18 лет (U18) и молодежные составы не старше 20 лет (U20).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3  Схема управления подготовкой баскетболистов юношеского контингента в России


3.2. Характеристика соревнований и спортивные результаты

резервных команд.

 

Резервные сборные команды России по баскетболу  участвуют в таких международных соревнованиях как Первенство Европы и Мира.

 Первенство Европы проводится каждый год во всех возрастных категориях. В европейских турнирах участвует по 16 команд из разных стран. На первом предварительном этапе команды, разделенные на 4 группы (A,B,C,D) по 4 команды играют по круговой системе. Команды, занявшие 1-3 места  из каждой группы продолжают соревноваться во вновь образованных группах Е и F из 6 команд, а сборные, занявшие 4 место в своих группах, играют за 13- 16 места. В группах Е и F проводиться доигровка с командами, которыми они не встречались в предварительном  групповом этапе с учетом ранее набранных очков. В четвертьфинал из этих двух групп выходит по 4 сборные, занявшие 1-4 места. При этом сборная, занявшая первое место в группе Е, играет со сборной из противоположной группы F , которая заняла в ней 4 место, а команда занявшая 2 место -  играет с командой, занявшей 3 место из другой подгруппы. На этом этапе игры проводятся по олимпийской системе плэй-офф. Победители  выходят в полуфинал и разыгрывают 1-4 места, а проигравшие играют за 5-8 места.  Победители полуфиналов борются за звание чемпионов Первенства Европы, а проигравшие разыгрывают 3-4 места Первенства.

Итого каждая команда на Первенстве Европы проводит по 9 матчей.

Нами проведен анализ спортивных результатов (таблица 1) национальных и резервных  сборных команд России (мужских и женских) в Чемпионатах и Первенствах  Европы  и Чемпионатах Мира за  последние 2 года (2013 и 2014 г.г.), из которого видно, что женские команды занимают более высокие места по сравнению с мужскими. При этом мужская сборная команда в 2014 году ухудшила результаты по сравнению с 2013, а женская - улучшила. 

Таблица 1

Спортивные результаты национальных и резервных  сборных команд России в 2013 и 2014г.г. (мужских и жененских) в Чемпионатах Европы, Первенствах Европы и Чемпионатах Мира.

 

Команда

2013

2014

мужские

женские

мужские

женские

Национальная сборная

17 (ЧЕ)

13 (ЧЕ)

- (ЧМ)

- (ЧМ)

Молодежная сборная

4

6

13

7

Юниорская сборная

8

5

10

1

Кадетская сборная

11

6

12

1

 

    Две женские резервные сборные (кадетская и юниорская)  за 2 года улучшили спортивные результаты и стали чемпионами  Европы в 2014 году. Среди  мужских резервных сборных команд призовых мест за два года нет.

Эти данные свидетельствуют о том, что спортивные результаты сборных команд России на европейских соревнованиях не стабильны, особенно это касается мужских резервных команд. Для достижения более высоких спортивных результатов необходимо провести анализ системы полготовки и подготовленности баскетболистов резервных команд и выявить причины неудачного выступления на международных соревнованиях.

 

3.3. Анализ подготовленности баскетболистов резервных команд.

Важным показателем составов команд в  баскетболе являются ростовые и возрастные данные (табл. 2,3). В связи с тем, что сборная России не участвовала в чемпионате Мира в 2014 году, мы обследовали команды-участницы чемпионата Европы 2013 года. Определение ростовых и возрастных показателей сборных команд России и зарубежных команд – главных соперников россиян по баскетболу показало, что самой высокорослой сборной среди представленных российских и зарубежных женских команд  является национальная  сборная  России, средний рост которой был 188см. В целом тоже можно сказать и о резервных командах России с небольшим исключением. Ближайшая сборная по этому показателю - Испания.

Среди мужских национальных и резервных  сборных самыми высокорослыми    являются 3 из 4-ех команды  Турции. Россияне уступают в росте турецким баскетболистам тремя командами и лишь юноши 18 лет России чуть выше турецких.

Анализ возрастных показателей свидетельствует,  что самой возрастной командой среди женских команд в 2013 году является женская национальная сборная России, средний возраст которой 27 лет, а самой молодой является сборная Чехии, средний возраст которой 22,9 года.

Среди мужских сборных команд в 2013 году  самой молодой командой является сборная команда  России, ее средний возраст  - 24,7 года, а самыми возрастными являются сборные Турции и Испании,  возраст которых -  в пределах 27 лет.

На основе анализа представленных данных следует сделать заключение о том, что проблемы  ростовых показателей в женских командах решаются положительно  и в перспективе резервные баскетболистки, которые придут на смену возрастным игрокам национальной женской сборной, пока по росту имеют преимущество по сравнению с зарубежными командами. В мужском баскетболе вопросы возраста и роста в основном также не вызывают тревоги.


Таблица 2

Надпись: 	Россия	Испания	Франция	Чехия
Команда	Рост	Возраст	Амплуа	Рост	Возраст	Амплуа	Рост	Возраст	Амплуа	Рост	Возраст	Амплуа

Национальная	
188	
27	З – 4
Н – 3
Ц - 5	
183,5	
26,4	З – 5
Н – 5
Ц - 2	
183,2	
25,3	З – 5
Н – 3
Ц - 4	
185,6	
22,9	З – 4
Н – 5
Ц - 3
Молодежная 
U 20	
184,9	
20	З – 4
Н – 5
Ц - 3	
183,5	
20	З – 4
Н – 4
Ц - 4	
180,4	
20	З – 5
Н – 5
Ц - 2	
178	
20	З – 5
Н – 5
Ц - 2
Юношеская 
U 18	
179,7	
18	З –4
Н – 5
Ц - 3	
180,5	
18	З – 5
Н – 4
Ц - 3	
178,7	
18	З – 5
Н – 5
Ц - 2	
179,3	
18	З – 4
Н – 6
Ц - 2
Кадетская 
U 16	
180,2	
16	З – 5
Н – 6
Ц - 1	
180,8	
16	З – 4
Н – 5
Ц - 3	
178	
16	З – 6
Н – 4
Ц - 2	
178,8	
16	З – 4
Н – 5
Ц - 3
 
Показатели комплектования сборных России и их главных соперников, среди женских команд 2013 года.

 Таблица 3

Надпись: 	Россия	Испания	Литва	Турция
Команда	Рост	Возраст	Амплуа	Рост	Возраст	Амплуа	Рост	Возраст	Амплуа	Рост	Возраст	Амплуа

Национальная 	
201,5	
24,7	З –6 
Н – 3
Ц - 3	
200,3	
26,8	З –6 
Н – 4
Ц - 2	
201,2	
25,7	З – 5
Н – 5
Ц - 2	
202,1	
26,9	З – 6
Н – 3
Ц - 3
Молодежная 
U 20	
199,6	
20	З –6 
Н – 3
Ц - 3	
196,4	
20	З –5 
Н – 4
Ц - 3	
198,6	
20	З –6
Н – 3
Ц - 3	
201	
20	З – 4
Н – 5
Ц - 3
Юношеская
U 18 	
198,3	
18	З –4
Н – 6
Ц - 2	
196,5	
18	З – 5
Н – 5
Ц - 2	
197	
18	З – 4
Н – 6
Ц - 2	
197,6	
18	З – 5
Н – 5
Ц - 2
Кадетская
U 16 	
194,2	
16	З – 5
Н – 5
Ц - 2	
194,2	
16	З – 5
Н – 4
Ц - 3	
190,7	
16	З – 5
Н – 6
Ц - 1	
195,7	
16	З – 6
Н – 4
Ц - 2
 
Показатели комплектования сборных  России и их главных соперников среди мужских команд 2013 года.


Для выявления показателей подготовленности игроков разного амплуа национальных и резервных команд нами проведено педагогическое тестирование физической и технической подготовленности баскетболистов по программе, представленной в Целевой комплексной  программе подготовки к Олимпийским играм 2016 года (далее ЦКП). Полученные результаты мы сравнивали между игроками национальных и резервных команд, а также с модельными характеристиками ЦКП.

В таблице 4 представлены результаты тестирования физической подготовленности игроков разного  амплуа женских сборных России по баскетболу.

Скоростные способности женских резервных игроков -  защитников  (по тесту в беге  на 20 м),  юношеской и кадетской сборных значительно ниже, чем у баскетболисток молодежной и национальной команд, результаты которых равны модельным ЦКП (3,30 сек).  Аналогичный вывод можно сделать и по результатам нападающих,  исключение составляют результаты молодежной команды (3,5 сек), не достигшие модельных характеристик. Реальные скоростные показатели центровых всех обследованных команд выше модельных и самыми быстрыми являются центровые молодежной команды (20 лет).

В тесте «серийная прыгучесть» лучший результат показали защитники кадетской (34,8) и юниорской (34,4) сборных и худшими в данном тестирование оказались защитники национальной сборной. У нападающих похожая ситуация, с некоторым исключение, лидером является кадетская с борная с результатом - 33,8,  а худшими так и остаются игрока национальной сборной. У центровых ситуация аналогичная, но стоит отметить что ни одна сборная не показала результаты соответствующие модельным характеристикам ЦКП.

В «быстроте защитных передвижений» лучшими у защитников являются  игроки национальной сборной  с результатом 20,44 сек, что на 0,96 сек выше модельных характеристик (21,40 сек), а худшими стали игроки кадетской сборной 22,4 сек. У нападающих и центровых лучшими также стали игроки национальной сборной с результатами  превышающими модельные характеристики (20,52 и 20,58 соответственно).

Показатели тестирования «бег 20 метров», «серийная прыгучесть» и «высота прыжка»  наглядно изображены  на рисунках 4,5 и 6 в соответствии с игровым  амплуа.

Анализ представленных результатов в целом свидетельствует о том, что лучше всего физически подготовлены баскетболистки национальной  и кадетской сборных. Если рассматривать результаты по амплуа то, среди нападающих лучшими стали игроки кадетской сборной,  за ними идут баскетболистки  национальной команды.  Среди центровых игроков физически лучше всего подготовлены высокорослые национальной команды, у защитников такая же ситуация. Наиболее слабо по всем тестам подготовлены баскетболистки юниорской сборной команды.  Таким образом, можно отметить, что физическая подготовленность баскетболисток всех трех  амплуа  национальной сборной, как правило, выше, чем у игроков младших команд. Исключение составляют показатели нападающих кадетской сборной (16 лет), которые  значительно  превышают результаты остальных трех команд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таблица 4

Результаты тестирования физической подготовленности игроков разного  амплуа женских сборных России.

Надпись: Тесты



Команды	Бег 
20 м.,
сек. 
 	Рост с вытянутой вверх рукой, 
см.	Высота прыжка, см.	Серийная прыгучесть, 
кол-во прыжков	Быстрота защитных передвижений, сек.	Скоростная выносливость, сек.

			С места	С разбега			
З  а  щ  и  т  н  и  к  и
Модельные	3.30	-	47	57	35.5	21.40	28.00
Национальная	3.30	238.5	47	58	30.8	20.44	28.36
Молодежная до 20	3.30	226.8	43.2	56.8	32.3	20.7	28.45
Юношеская до 18	3.5	224	45.9	50.4	34.4	21.4	29.7
Кадетская до16	3.60	224.7	49.4	63.4	34.8	22.4	29.3
Н  а  п  а  д  а  ю  щ  и  е
Модельные	3.40	-	50	61	35	21.70	29.00
Национальная	3.37	245.4	43.4	55.4	27.8	20.52	29.69
Молодежная до 20	3.5	234.2	37.8	51	29.6	21.6	29.8
Юношеская до 18	3.5	240.6	45.7	58.9	31	22.4	31.02
Кадетская до 16	3.69	237.5	49.6	61	33.8	21.9	29.4
Ц  е  н  т  р  о  в  ы  е
Модельные	3.90	-	44	52	39	23.70	31.33
Национальная	3.59	256	47.7	54.3	27.2	20.58	28.83
Молодежная до 20	3.49	256	41.5	52	28	21.62	29.1
Юношеская до 18	3.6	247	30.3	61.5	29	34.5	31.6
Кадетская до 16	3.8	243.6	48.3	58	31.3	30.14	34.5



 

Рис.4 Показатели результатов тестирования «бег 20 метров» игроков женских сборных команд России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.5 Показатели результатов тестирования «серийная прыгучесть» игроков женских сборных команд России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.6 Показатели результатов тестирования «высота прыжка» игроков женских сборных команд России.

 

В таблице 5 представлены показатели технической подготовленности женских сборных России по баскетболу по амплуа. Из таблицы видно, что игроки защитницы  молодежной  и национальной команд   в тесте «скоростная техника» показали  лучшие результаты по сравнению с баскетболистками  юношеской и кадетской сборных. В тестах «дистанционные» и «штрафные броски»  ни одна из сборных не показали результаты соответствующие ЦКП, но лучший результат у защитниц национальной сборной.(64,5 и 24,3 очков соответственно). Среди нападающих «скоростная техника» на более высоком уровне у баскетболисток  национальной сборной -12,44сек. Этот результат превышает   модельные показатели, а игроки резервных  сборных существенно отстают от показателей ЦКП. Результаты в « дистанционных и штрафных бросках» нападающие всех  команд имеют  результаты ниже модельных характеристик. Отрадно отметить, что  центровые из национальной сборной команды владеют точными  дистанционными  бросками, в то время как центровые из резервных сборных показывают  низкие результаты. Но в « скоростной технике» они уступают центровым из  молодежной сборной России. Худший результат  у игроков юношеской сборной.         

Все результаты тестирования технической подготовленности игроков наглядно представлены  на рисунках 7,8 и 9                                            

                                                                                                            

 

  Таблица  5

Результаты  тестирования технической подготовленности (по амплуа) женских сборных России по баскетболу.

Тесты

 

Команды

Скоростная техника, сек.

Дистанционные броски,

кол-во очков

Штрафные броски,

кол-во

 

З  а  щ  и  т  н  и  к  и

 

Модельные

12.50

72

27

 

 

Национальная

12.6

64.5

24.3

 

 

Молодежная U20

12,6

48.8

21.8

 

 

Юниорская U18

13.3

52.1

21.5

 

 

Кадетская U16

13.6

47.8

20.7

 

 

Н  а  п  а  д  а  ю  щ  и  е

 

Модельные

12.55

69

26

 

 

Национальная

12.44

61

24.4

 

 

Молодежная U20

13.1

66.6

24.2

 

 

Юниорская U18

13.5

49.1

22.3

 

 

Кадетская U16

13.6

48

19

 

 

Ц  е  н  т  р  о  в  ы  е

 

Модельные

13.80

67

25

 

 

Национальная

13.52

71

24

 

 

Молодежная U20

12.9

49

18.5

 

 

Юниорская U18

14.7

47.5

21.5

 

 

Кадетская U16

14.5

49

21.3

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.7 Показатели результатов тестирования технической подготовленности игроков-защитников женских сборных команд России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.8  Показатели результатов тестирования технической подготовленности игроков-нападающих женских сборных команд России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.9  Показатели результатов тестирования технической подготовленности игроков-центровых женских сборных команд России.

Аналогичное тестирование и  анализ  результатов были проведены и по мужским сборным командам.  В таблице 6 представлены результаты тестирования по физической подготовленности мужских сборных России по баскетболу.

Анализ показал, что самые высокие скоростные способности у защитников показали игроки молодежной сборной 3,13 сек, а хуже всего пробежали защитники самой молодой команды - кадетской 3,62. В аналогичном тестирование, но уже игроков – нападающих лучшими стали баскетболисты  юниорской сборной 18 лет (3,02), а худший результат опять у игроков


Таблица  6

Результаты тестирования физической подготовленности игроков разного амплуа мужских сборных России.

Тесты

 

 

 

Команды

Бег

20 м.,

сек.

 

Рост с вытянутой вверх рукой,

см.

Высота прыжка, см.

Серийная прыгучесть,

кол-во прыжков

Быстрота защитных передвижений, сек.

Скоростная выносливость, сек.

 

 

С места

С разбега

 

 

З  а  щ  и  т  н  и  к  и

 

Модельные

3,0

 

68

74

28

19,4

26,5

 

 

Молодежная U20

3.13

252.6

61.3

81

35.8

18.9

26.70

 

 

ЮниорскаяU18

3,31

260,2

50,2

66,7

31

19,6

26,23

 

 

Кадетская U16

3.62

250.5

58

71.6

29

21.28

26.8

 

 

Н  а  п  а  д  а  ю  щ  и  е

 

Модельные

3,2

 

67

72

26

19,8

27,5

 

 

Молодежная U20

3.16

264

59

75

29

20.50

24.70

 

 

Юниорская U18

3,02

209,7

49,2

68,2

31,7

19,7

26,3

 

 

Кадетская U16

3.50

263.4

57.6

69.4

28

21.21

26.78

 

 

Ц  е  н  т  р  о  в  ы  е

 

Модельные

3,3

 

60

68

22

20,2

29,2

 

 

Молодежная U20

3.30

278.8

58.8

78.4

33.2

20.4

26.26

 

 

Юниорская U18

3,18

272,5

48

65,5

29,5

19,79

27,17

 

 

Кадетская U16

3.91

276.5

46

59.5

22

22.8

29.85

 

 


кадетской сборной (3,50 сек). Результаты центровых похожие, лучшими стали игроки- юниоры (3,18 сек) результат которых превышает показатели ЦКП (3,3), худшие результаты показали центровые из кадетской сборной (3,91 сек).

   Как положительное,  следует отметить превышение модельных показателей баскетболистов всех команд по  серийной  прыгучести. У защитников лучшими стали игроки молодежной сборной (35,8), у нападающих – юниорской сборной (31,7),  а у центровых игроки молодежной команды (33,2).

В тесте «скоростная выносливость» у защитников лучший результат показали игроки юниорской сборной (26,23сек), что на 0,27 сек лучше модельных характеристик ЦКП. У нападающих все игроки показали результаты выше модельных характеристик, лучшими же стали игроки молодежной сборной – 24,7, у центровых игроки из молодежной (26,26) и юниорской  (27,17)  сборной превзошли показатели, указанные в ЦКП (29,2), а игроки из кадетской сборной  показали самый низкий результат 29,85 сек.

Наглядно результаты тестирования резервных команд по тестам «бег 20 метров», «серийная прыгучесть» и «скоростная выносливость» показаны сна рисунках 10, 11 и 12 в соответствии с игровым амплуа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.10 Показатели результатов тестирования физической подготовленности игроков-нападающих мужских сборных команд России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.11 Показатели результатов тестирования физической подготовленности игроков-нападающих мужских сборных команд России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.12 Показатели результатов тестирования физической подготовленности игроков-центровых мужских сборных команд России

В таблице 7 показаны результаты тестирования по технической подготовленности игроков мужских сборных России по баскетболу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Результаты  тестирования технической подготовленности (по амплуа) мужских сборных России по баскетболу.

Тесты

 

Команды

Скоростная техника, сек.

Дистанционные броски,

кол-во очков

Штрафные броски,

кол-во

 

З  а  щ  и  т  н  и  к  и

 

Модельные

11,2

66

36

 

 

Молодежная U20

11.56

57.3

23.5

 

 

Юниорская U18

11,7

53,7

21,5

 

 

Кадетская U16

12.8

59.3

21.5

 

 

Н  а  п  а  д  а  ю  щ  и  е

 

Модельные

11,2

64

36

 

 

Молодежная U20

12.33

58

22

 

 

Юниорская U18

11,91

57

23,2

 

 

Кадетская  U16

12.34

46.6

18.2

 

 

Ц  е  н  т  р  о  в  ы  е

 

Модельные

12,5

62

33

 

 

Молодежная  U20

11.77

48.4

21.2

 

 

Юниорская U18

11,66

49,5

21

 

 

Кадетская U16

14.62

33

17.5

 

 

 

Анализ  результатов технической подготовленности мужских сборных России выявил, что в скоростной технике лучше всего подготовлены защитники молодежной сборной (11,56сек.), но их результаты ниже модельных характеристик.  У игроков защитников лучшими стали баскетболисты юниорской сборной, а самый низкий результат у  кадетов 12,34. Центровые из молодежной и юниорской сборных показали результат выше модельных показателей, а игроки кадетской сборной показали самый низкий результат 14,62 сек, что на 2,21 сек хуже модельных характеристик ЦКП (12,5).

В  дистанционных бросках  ни одна их резервных сборных не показала результат соответствующий модельным характеристикам. Лучшими у защитников стали игроки кадетской сборной – 59,3, нападающие молодежного состава показали самый высокий результат (58) из всех сборных, а вот центровые кадетской сборной оказались самыми слабыми в данном тестирование, их результат 33 очка, что на 29 очков меньше чем указаны в ЦКП (62).

В тесте по штрафным броскам все резервные сборные показали очень низкие результаты. Самые плохие результаты во всех резервных сборных показали игроки кадетской сборной, а лучшими стали баскетболисты молодежной команды.

По результатам тестирования технической подготовленности мужских сборных можно сказать, что  в скоростной технике лучше всего подготовлены защитники молодежной сборной (11,56сек.), но их результаты ниже модельных характеристик (11,2). В  дистанционных и штрафных бросках  ни одна их резервных сборных не показала результат соответствующий модельным характеристикам.

 Среди нападающих во всех тестах ни одна из резервных сборных не показала результат соответствующий модельным характеристикам, особенно низки показатели в бросках у кадетской команды.

Центровые всех игроков резервных сборных команд России показали результаты намного хуже указанных модельных характеристик в ЦКП.     

Все результаты технической подготовленности игроков резервных сборных изображении на рисунках 13, 14 и 15 по амплуа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.13 Показатели результатов тестирования технической подготовленности игроков-защитников мужских сборных команд России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.14 Показатели результатов тестирования технической подготовленности игроков-нападающих  мужских сборных команд России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.15 Показатели результатов тестирования технической подготовленности игроков - центровых мужских сборных команд России.

 

Выводы.

 

1.   Определена схема управления подготовкой резерва в баскетболе, из которой следует, что основную работу в подготовке резерва осуществляет общественная организация - Российская Федерация Баскетбола. Работа начинается с массового привлечение детско-юношеского контингента к занятию спортом в общеобразовательных школах с последующим занятием в специализированных школах (ДЮСШ и СДЮСШОР). Выявлено, что более талантливые и перспективные игроки попадают в дублирующие составы команд высокой квалификации и резервные сборные команды России и в дальнейшем выступают за команды мастеров и национальную сборную.

2.   Анализ спортивных результатов  за период 2009-2010гг. показал, что мужская национальная сборная команда России по баскетболу  не улучшила свои показатели,  заняв на Чемпионате Мира в 2010 году 7 место, также как и в 2009году на Первенстве Европы.

Женская национальная сборная в первые 2 года текущего олимпийского цикла выступает на международной арене не стабильно. После серебряных медалей на Чемпионате Европы в 2010году россиянки  в 2011году заняли лишь 7 место на Чемпионате мира.

 Динамика спортивных результатов женских резервных команд за последние 2 года в целом положительная.  Их результаты в 2010году по сравнению с 2009 годом улучшились. Об этом свидетельствуют  золотые медали женских молодежной и кадетской сборных команд России, а также серебро мужской юниорской сборной России  в Первенствах Европы 2010 года по баскетболу.

 3.  Выявлено, что по ростовым показателям женские сборные команды России по баскетболу,  как   национальные, так и   резервные, на европейском уровне занимают   лидирующие позиции. Однако, анализ возрастных показателей свидетельствует о том,  национальная сборная команда России по баскетболу на Чемпионате мира 2010года –самая возрастная, что подчеркивает важность подготовки перспективных молодых игроков и омоложения национальной команды.

Среди мужских национальных и резервных  сборных самыми высокорослыми    являются 3 из 4-ех  команды  Турции.   А самой молодой командой среди мужских сборных в 2010 году является  национальная сборная команда России.

4.        По результатам тестирования физической подготовленности, мы определили, что среди защитников самые высокие результаты показали  баскетболистки национальной и молодежной сборной, в тесте «бег 20 метров» игроки этих сборных показали результаты соответствующие модельным характеристикам ЦКП – 3,30 сек, а в «быстрота защитных передвижений» их результат выше модельных характеристик (21,40 сек), у национальной сборной результат – 20,44 сек, а у молодежной – 20,7 сек. Среди нападающих высокий уровень физической подготовленности показали  игроки кадетской сборной и  национальной.  Среди центровых игроков, физически  самыми подготовленными, являются игроки национальной команды. Их результаты превышают модельные характеристики, в  «быстроте защитных передвижений» высокорослые игроки национальной сборной, показали результат 20,58 сек, что на 3,12 сек лучше модельных характеристик. Наиболее слабо по всем тестам подготовлены баскетболистки юниорской сборной команды.

По результатам технической подготовленности всех сборных команд мы можем сказать, что баскетболистки национальной сборной являются по всем показателям лучшими, и чем моложе команда, тем слабее уровень владения техникой баскетбола. Однако мы можем отметить, что в тесте «скоростная техника» игроки  молодежной сборной показали результат, как и у национальная сборная – 12,6 сек. Защитников молодежной сборной показывают высокие результаты, в тесте «дистанционные броски» они показали результат выше (66,6) национальной сборной(61), у высокорослых игроков можно отметить центровых молодежной сборной, показавших в тесте «скоростная техника» результат превышающий (12,9 сек) модельные характеристики ЦКП – 13,80 сек.

Тестирование физической и технической подготовленности женских резервных и национальных сборных команд России показало, что физическая и техническая подготовленность сильнейших игроков резерва зачастую находится на одном уровне, а иногда и превосходит подготовленность игроков национальной сборной команды. Важно отметить, что высокая плотность результатов тестирования по амплуа, чаще встречается в результатах тестов национальной сборной, что подчеркивает важность и необходимость более тщательно подходить  к вопросам индивидуализации тренировочного процесса особенно при работе с резервами.

5. При тестировании баскетболистов 3-х  амплуа  (защитников, нападающих и центровых)  мужских резервных сборных команд России по физической подготовленности выявлена следующая  закономерность:  чем старше команда, тем выше уровень физической подготовленности игроков. Самые высокие скоростные способности у защитников, показали игроки молодежной сборной 3,13 сек, а медленнее всего пробежали защитники кадетской 3,62, у нападающих лучшими стали баскетболисты  юниорской сборной (3,02), самый низкий результат в данном тестировании у центровых игроков кадетской сборной (3,91 сек). Самыми выносливыми стали игроки юниорской сборной, показав результат -26,23сек, что на 0,27 сек выше модельных характеристик ЦКП. Центровые игроки  молодежной и юниорской сборной превзошли показатели, указанные в ЦКП (29,2), а игроки из кадетской сборной,  показали самый низкий результат 29,85 сек.

 Результаты тестирования баскетболистов мужских резервных  сборных  команд России  3-х амплуа  (защитников, нападающих и центровых)  по технической  подготовленности свидетельствуют о том,  что нападающие и центровые  юношеской команды имеют более высокий уровень подготовленности по сравнению с игроками тех же амплуа кадетской сборной. В «скоростной технике» самые высокий результат показали защитники молодежной сборной - 11,56 сек, а игроки кадетской сборной показали самый низкий результат в данном тестирование - 12,34 сек. Центровые из молодежной и юниорской сборных показали результат выше модельных показателей, а игроки кадетской сборной показали самый низкий результат 14,62 сек, что на 2,21 сек хуже модельных характеристик ЦКП (12,5).

В  дистанционных бросках  лучшими у защитников стали игроки кадетской сборной – 59,3, у нападающие самый высокий результат показали игроки молодежного состава (58) из всех сборных, а вот центровые кадетской сборной оказались самыми слабыми в данном тестирование, их результат 33 очка, что на 29 очков меньше чем указаны в ЦКП (62).

В тесте по штрафным броскам все резервные сборные показали очень низкие результаты. Самые плохие результаты во всех резервных сборных показали нападающие и центровые кадетской сборной 18,2 и 17,5 соответственно, а лучшими стали баскетболисты молодежной команды.

Тестирование физической и технической подготовленности мужских резервных сборных команд России показало, что физическая и техническая подготовленность сильнейших игроков резерва находиться на низком  уровне. Это подчеркивает важность и необходимость к более тщательному подходу к индивидуализации тренировочного процесса  с резервными сборными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические рекомендации

Для поднятия престижа российского баскетбола на международной арене необходимо развивать детско-юношеские спорт. Российской Федерации Баскетбола (РФБ) совместно с органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта необходимо делать акцент на развитие грамотной и последовательной политики развития отечественного баскетбола  и, прежде всего, в работе с юными спортсменами.

Профессиональным клубам и в частности тренерам следует тесно контактировать с  руководством спортивных школ и отслеживать наиболее талантливых игроков.

Для устранения разрыва в уровне подготовленности между взрослыми и юношескими командами тренерам ДЮСШ и СДЮСШОР рекомендуем в процессе подготовки применять комплексный контроль с целью выявления   объективной и разносторонней  информации  о  физической, технической, тактической и  подготовленности к соревновательной деятельности баскетболистов разного игрового амплуа.   Каждый тренер должен знать и постоянно обновлять знания о специфических особенностях подготовленности игроков, их сильные и отстающие стороны, и на их основе вносить коррекции в тренировочный и соревновательный процессы.

Важнейшим средством педагогического контроля является тестирование физической и технической подготовленности. При этом его целесообразно проводить на разных этапах годичного цикла, что будет способствовать получению динамических характеристик и конкретизации при разработке и внесения коррекций в планы подготовки и, конечно,  в тренировочный процесс.

Чтобы подготовить игроков резервных сборных команд для их перехода из младших резервных сборных команд в более старшие, а в перспективе и в национальную сборную команду, необходимо наладить взаимосвязь   в деятельности тренерских штабов разных команд, стремиться осуществлять индивидуальный подход в работе с каждым перспективным игроком, целенаправленно готовить каждого для участия в составе сборной команды в соревнованиях международного  уровня. 

 Для осуществления такой деятельности РФБ и тренерскому штабу каждой команды  следует   проводить  кропотливую работу по  созданию  базы данных на каждого перспективного  игрока,  отслеживать спортивные достижения игроков и  команд,   показатели  уровня  физической и технической подготовленности игроков  и показатели  соревновательной деятельности на протяжении не только годичного цикла, но и на протяжении многих лет.  Все это в комплексе будет способствовать повышению мастерства баскетболистов и достижению высоких спортивных результатов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Акрам Х. Профессиональная ориентация юных спортсменов на этапе спортивного совершенствования: дис. ... канд. пед. наук / Акрам Хадифи; РГАФК. - М., 1999. - 116 с.

2.     Альходжали Р.Ф. Возрастная динамика специальной подготовленности баскетболисток: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Альходжали Рихаб Фауаз; ГЦОЛИФК. - М., 1990. - 23 с.

3.     Андрющенко Л.Б. Специальная подготовка юных баскетболисток к соревновательной деятельности в командах высшей лиги в группах высшего спортивного мастерства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Андрющенко Л.Б.; ГЦОЛИФК. - М., 1988. - 198 с.

4.     Бабушкин В.З. Исследование средств и методов повышения эффективности игровых действий юных баскетболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бабушкин В.З.; ВНИИФК. - М., 1971. - 19 с.: табл.

5.     Боженар В.А., Корягин В.М. Оптимизация системы подготовки спортивных резервов в баскетболе// Научно-спортивный вестник.- 1984.- № 4.-с.9-14.

6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.- М.: Физкультура и спорт, 1980.- 136с.

7.     Грасис А.М. Методика подготовки баскетболиста / Грасис Адольф Мартынович. - М.: ФиС, 1958. - 194 с.: ил.

8.      Грасис А.М. Методика подготовки баскетболиста-разрядника / Грасис Адольф Мартынович. - М.: ФиС, 1962. - 287 с.: ил.

9.     Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта:  Автореф. Дис. …док.пед.наук.- М., 1981.- с.48.

10. Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе. М., 1985.

11. Корягин В.М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов: Докт. дисс. М., 1994.

12.  Костикова Л.В. Баскетбол :Азбука спорта – М.: ФиС, 2001

13. Максименко Г.Н. О критериях оценки интенсивности тренировочных нагрузок юных баскетболистов / Г.Н.Максименко, Ю.А.Подколзин, В.П.Брюховецкий // Теория и практика физкультуры – 1990 -№ 7 – С. 39-41

14. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

15. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учеб. для завершающих уровней высшего физкультурного образования. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с.

16. Мацак А. Кто будет завтра играть в баскетбол? : Детскому тренеру / Мацак А. // Тренер. - 1992. - N 1. - С. 38.

17. Мацак А.Б. Построение годичного цикла тренировки квалифицированных баскетболистов на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1988. – 23 с.

18. Мацак А. Резервы - это все! / Мацак А. // Планета баскетбол. - 2000. - N 3(11). - С. 28-31.

19. Мацак А.Б. с соавторами. Система подготовки баскетболистов- юниоров. Метод. Рекомендации. М., 1988г.

20. Методические рекомендации по системе подготовки баскетболистов – юношей(16-17) и баскетболистов – юниоров(18-19лет); Департамент образования и науки администрации г. Сургута, Муниципальное      учреждение            дополнительного  образования «СДЮШОР»; - Сургут, МОУ дополнительного образования «Центр развития образования», 2002.

21. Никитушкин В.Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов: Докт. дис. в виде науч. доклада. М., 1995. - 88 с.

22. Наботникова М.Я.. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. - М.: ФиС, 1982. - 280 с.

23.  Набатникова М. Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов /  Теория и практика физ.культуры. -1984. -№ 10. -С.27.

24. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. - К.: Здоров’я.-1980.-336с.

25.               Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР) / Гос. Комитет СССР по физ. культ. и спорту. - М.: Советский спорт, 1987.

26. Регламент Детско-юношеской баскетбольной лиги сезона 2009-2010.

27. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с.

28. Суслов Ф.П. и  др.. Современная система спортивной подготовки /  М.: СААМ, 1995. - 448 с.

29. Сысоев В.И., Германов Г.Н. Государственное управление юношеским спортом и его поддержка - залог успешного выступления сборных команд России на международной арене // Теор. и практ. физ. культ. 2002, № 4, с. 12-15.

30. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Л.П.Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543с.

31.               Федотова Е. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. Издательство: СпортАкадемПресс Год издания: 2004

32. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.,ФиС, 1974 г.

33. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пос. для ин-тов и техн. физ. культ. - М.: ФиС, 1987. - 128 с.

34. Фураева Н.В. Структура подготовки баскетбольных команд в годичном соревновательно – тренировочном цыкле. Дисс…канд.пед.наук.- М., 2001., -с. 67-69, 98-102.

35. Чернова Е.А. Перспективность спортивного совершенствования баскетболисток-выпускниц спортивных школ : дис. ... канд. пед. наук / Чернова Е.А.; РГАФК. - М., 1996. - 245 с.

36. Чернова Е.А. Отбор кандидатов в команды мастеров по баскетболу: Метод, реком. Для слушателей ВШТ, ФПК, аспирантов. - М.: РИОГЦОЛИФК, 1993.

37. http://www.slamdunk.ru/others/literature/?&RequestPath=others/literature

38.                    http://www.basketlessons.net/index.html


39.Скачано с www.znanio.ru