Анализ поэтического текста как средство развития мотивационных и познавательных факторов в рамках формирования творческой активности студентов колледжа на уроках литературы
Художественный текст можно рассматривать с разных точек зрения: с одной стороны, как оно соотносится с творчеством поэта в целом, а с другой – анализировать его как завершенное художественное единство, восходящее к характеру лирического героя. [1] Сказанное можно отнести и к стихотворению В. Маяковского “Стихи о советском паспорте”.
Поэтическая система В. Маяковского вообще (и “Стихов о советском паспорте” в частности) организована путем ориентации всех художественно-выразительных средств на воссоздание характера лирического героя нового типа: сам поэт назвал его “социалистическим человеком”. Именно лирический герой – организующее ядро поэтической системы, которую образуют три подсистемы, органически связанные между собой: образно-метафорическая, лексико-фразеологическая, стиховая.
Лирический герой “Стихов о советском паспорте” - это “гражданин Советского Союза”, утверждающий пафос общественного чувства, лежащего в основе новой, социалистической лирики. Отношение лирического героя к действительности двуединое: чувство гордости достижениями молодого советского общества сопровождается у него ненавистью ко всему, что мешает движению вперед. Это двуединство вызывает контрастность системы выразительных средств. Контраст проявляется во всех звеньях поэтической системы стихотворения.
Анализ поэтического текста как средство развития
мотивационных и познавательных факторов в
рамках формирования творческой активности
студентов колледжа на уроках литературы
Художественный текст можно рассматривать с разных точек зрения: с одной стороны, как оно соотносится с
творчеством поэта в целом, а с другой – анализировать его как завершенное художественное единство,
восходящее к характеру лирического героя. [1] Сказанное можно отнести и к стихотворению В. Маяковского
“Стихи о советском паспорте”.
Поэтическая система В. Маяковского вообще (и “Стихов о советском паспорте” в частности) организована путем
ориентации всех художественновыразительных средств на воссоздание характера лирического героя нового
типа: сам поэт назвал его “социалистическим человеком”. Именно лирический герой – организующее ядро
поэтической системы, которую образуют три подсистемы, органически связанные между собой: образно
метафорическая, лексикофразеологическая, стиховая.
Лирический герой “Стихов о советском паспорте” это “гражданин Советского Союза”, утверждающий пафос
общественного чувства, лежащего в основе новой, социалистической лирики. Отношение лирического героя к
действительности двуединое: чувство гордости достижениями молодого советского общества сопровождается у
него ненавистью ко всему, что мешает движению вперед. Это двуединство вызывает контрастность системы
выразительных средств. Контраст проявляется во всех звеньях поэтической системы стихотворения.
Образнометафорическая система стихотворения включает в себя несколько образнотематических
комплексов: 1) утверждение советской социалистической гражданственности; 2) идейное противостояние двух
миров; 3) борьба с бюрократизмом.
Стихотворение композиционно состоит из трех частей: вступления, сюжетной зарисовки – проверка документов
и заключения, перекликающегося с началом, но обретающего новое качество. Представителем советского мира
выступает сам лирический герой, его союзник – носильщик, который “хоть вещи снесет задаром вам”, а враги на
“длинном фронте купе и кают” “господин чиновник” и представители “жандармской касты” сыщик и жандарм.
Попытаемся совместно со студентами проследить взаимодействие образных, лексикофразеологических и
стиховых средств стихотворения при изображении господина чиновника. Эмоциональный “взрыв” чиновника
подготовлен целой гаммой сменяющихся эмоций: должная учтивость может трансформироваться из равнодушия
в почтение, из пренебрежительного отношения в лакейское угодничество.Одной из основных особенностей образности стихотворения является гиперболизация, причем ее оттенки
различны – от сатирического уподобления “господина чиновника” животным (козе, слону) до элементов
абсурдного гиперболизма.
Выражение “глядят, как в афишу коза” восходит к пословице “Глядит, как баран на новые ворота”. И не просто
“голова”, а “головы кочан” резкое сатирическое снижение.
При восприятии господином чиновником “краснокожей паспортины” сатирический момент усиливается, и резкий
эмоциональный взрыв воссоздается при помощи элементов абсурдного гиперболизма. Появление советского
паспорта для чиновника настолько социально апатично, что “гремучая в 20 жал змея” в его глазах обретает
вертикальное положение – у нее появляется рост (“двухметроворостая”).
Отношение лирического героя (в частности, социальная контрастность в восприятии действительности)
воссоздается также в лексикофразеологической системе, взаимодействующей с образностью. Господин
чиновник характеризуется неологизмом “слоновость” (“в тугой полицейской слоновости”), обозначающим
эмоциональную неповоротливость и “толстокожесть”.
Патетическая лексика (“дубликат бесценного груза”, “гражданин Советского Союза”) контрастирует с резкими
вульгаризмами (“К любым чертям с матерями катись…”), просторечными словами, снижающими объект
изображения: “отношение плевое”, “выпяливают глаза”; идиоматическое выражение “есть глазами” иронически
видоизменяется: “глазами доброго дядю выев”.
В стихотворении иронически снижается эмблематика английского герба (“паспорта с двухспальным английским
левою”), поскольку она “выводится” в бытовой контекст: ассоциации с двуспальной кроватью. Напротив,
патетически утверждается новая эмблематика молодого Советского государства.Лексическая форма – неологизм “серпастый, молоткастый” означает признак (сравним языковую модель:
зубастый).
В сатирической характеристике господина чиновника участвует и форма несобственно прямой речи особого
типа, передающая двойное отношение – чиновника и к чиновнику со стороны лирического героя.
В форме “разных прочих шведов” воспроизведено высокомерное отношение чиновника, для которого
представители небольших государств на одно лицо.
Стиховая система “подключается” к общей выразительной тенденции стихотворения через эмфатичность
слова, т.е. его специфическую выделенность. Общая микроиерархия посвоему преломляется в стихе, где
представлена сложная система иерархических отношений. В этой системе очень существенно понятие
интонации, т.е. комплекса речевых средств (паузы, интонационные ударения и т.п.), воссоздающее переживания
лирического героя. Именно тесная связь с воспроизведением поэтических эмоций и выдвигает понятие
интонации в центр стиховой системы как основное, подчиняющее себе остальные.
Так образуется иерархия звуковых связей стиха в целом: интонация – ритм, звукопись. Помимо общей
иерархии звуковых связей, важна в стихе и иерархия ударности. Акцентная иерархия включает в себя два
основных явления: интонационное ударение – словесное ударение. Так, в первой строфе очень отчетливое
интонационное ударение (подкрепленное интонационным обрывом) на слове “эту”:
Интонационное ударение наряду с семантическоэкспрессивной окраской слова и соотнесением синтаксических
конструкций, важное понятие интонационной системы произведения вообще. Интонация стихотворения
построена на контрасте различных видов экспрессивной интонации, прежде всего пафосной и императивной.
Так, пафосная интонация предает восторженные чувства лирического героя и реализуется в патетической
лексике и особых синтаксических построениях:Интонационный контраст подкрепляется строфическим переносом, когда открывающее стихотворение
четверостишие повторяется, но его интонационный обрыв “Но эту…” завершается в последней строфе,
наполненной пафосной интонацией, которая воспроизводит высокое гражданское чувство лирического героя.
Интонационный контраст поддержан ритмическим: тесное словосочетание “гражданин Советского Союза”
расчленено конечной стиховой паузой на две части, каждая из которых эмфатически выделяется при стиховом
переносе: слово “гражданин” акцентируется по смыслу, поскольку находится в рифме и в конце строки, а слова
“Советского Союза” оказываются на отдельной строке, контрастирующей с предшествующей по паузному
оформлению и слоговому объему (три интонационные паузы и их полное отсутствие, 11 слогов и 7).
Ритмический контраст взаимодействует со строфическим: на фоне четырех четверостиший появляется
пятистишие, единственное в стихотворении: “На польский глядят, как в афишу коза”. В последних двух строках
пятистишия и возникает своеобразное ритмическое явление: при помощи паузы в конце строки и рифмы предлог
“за” отделяется от остальной части тесного словосочетания, которая переходит в следующую строку:
Тройная рифма “коза – глаза – это за” способствует образованию паузы повышенной звуковой ощутимости после
предлога “за”, и “географические новости” оказываются на отдельной строке.
Ритмика включается в общую систему художественной выразительности, обретает стилевое значение в
целостной стиховой системе, способствуя смысловому выделению слов и движению интонационной “волны”.
Рифма и звукопись также действуют не самоценно. Рифма подкрепляет интонационноритмический контраст и
способствует выделению наиболее важных в смысловом значении слов, которые попадают в особо
благоприятную акустическую позицию. Повтор звуков сам по себе не имеет выразительного значения. В строках
“С каким наслажденьем жандармской кастой / я был бы исхлестан и распят…” звуковой облик слов
взаимодействует с их интонационным оформлением и рифмой: слово “распят” находится в благоприятной
акустической позиции, и здесь появляется одна из интонационных “вершин” строфы (вторая – на слове паспорт).
Повтор звуков “с”, “т”, “ж”, “р” важен не сам по себе, а в интонационном комплексе, и данная строфа выделяется
на фоне остальных нарастанием интонационной “волны”, которая подкрепляется и звукописью.
Думается, что представленный материал дает основания сделать вывод, что в “Стихах о советском паспорте”
образность, лексика и стих взаимодействуют и взаимосодействуют (используя выражение академика П.К.Анохина), ориентируясь на единую выразительную тенденцию, восходящую к характеру лирического героя
поэзии В. Маяковского – “социалистического человека”.
Подобный разноуровневый подход к анализу поэтического текста способствует развитию ассоциативного
мышления и символического видения представленной информации. Представленный материал по развитию
творческой активности студентов колледжа на уроках литературы не является исчерпывающим. Нами была
предпринята попытка освещения ряда подходов к развитию мотивационных и познавательных факторов в
рамках комплексной системы развития творческой активности студентов.
1. Гончаров Б.П. Анализ поэтического произведения. – М.: Знание. – 1987.
Литература