Анализ поэтического текста как средство развития мотивационных и познавательных факторов

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ поэтического текста как средство развития мотивационных и познавательных факторов в рамках формирования творческой активности студентов колледжа на уроках литературы Художественный текст можно рассматривать с разных точек зрения: с одной стороны, как оно соотносится с творчеством поэта в целом, а с другой – анализировать его как завершенное художественное единство, восходящее к характеру лирического героя. [1] Сказанное можно отнести и к стихотворению В. Маяковского “Стихи о советском паспорте”. Поэтическая система В. Маяковского вообще (и “Стихов о советском паспорте” в частности) организована путем ориентации всех художественно-выразительных средств на воссоздание характера лирического героя нового типа: сам поэт назвал его “социалистическим человеком”. Именно лирический герой – организующее ядро поэтической системы, которую образуют три подсистемы, органически связанные между собой: образно-метафорическая, лексико-фразеологическая, стиховая. Лирический герой “Стихов о советском паспорте” - это “гражданин Советского Союза”, утверждающий пафос общественного чувства, лежащего в основе новой, социалистической лирики. Отношение лирического героя к действительности двуединое: чувство гордости достижениями молодого советского общества сопровождается у него ненавистью ко всему, что мешает движению вперед. Это двуединство вызывает контрастность системы выразительных средств. Контраст проявляется во всех звеньях поэтической системы стихотворения.
Иконка файла материала Анализ поэтического текста как средство.doc
Анализ поэтического текста как средство развития мотивационных и познавательных факторов в рамках формирования творческой активности студентов колледжа на уроках литературы Художественный текст можно рассматривать с разных точек зрения: с одной стороны, как оно соотносится с  творчеством поэта в целом, а с другой – анализировать его как завершенное художественное единство,  восходящее к характеру лирического героя. [1] Сказанное можно отнести и к стихотворению В. Маяковского  “Стихи о советском паспорте”. Поэтическая система В. Маяковского вообще (и “Стихов о советском паспорте” в частности) организована путем  ориентации всех художественно­выразительных средств на воссоздание характера лирического героя нового  типа: сам поэт назвал его “социалистическим человеком”. Именно лирический герой – организующее ядро  поэтической системы, которую образуют три подсистемы, органически связанные между собой: образно­ метафорическая, лексико­фразеологическая, стиховая. Лирический герой “Стихов о советском паспорте” ­ это “гражданин Советского Союза”, утверждающий пафос  общественного чувства, лежащего в основе новой, социалистической лирики. Отношение лирического героя к  действительности двуединое: чувство гордости достижениями молодого советского общества сопровождается у него ненавистью ко всему, что мешает движению вперед. Это двуединство вызывает контрастность системы  выразительных средств. Контраст проявляется во всех звеньях поэтической системы стихотворения. Образно­метафорическая система стихотворения включает в себя несколько образно­тематических  комплексов: 1) утверждение советской социалистической гражданственности; 2) идейное противостояние двух  миров; 3) борьба с бюрократизмом. Стихотворение композиционно состоит из трех частей: вступления, сюжетной зарисовки – проверка документов  и заключения, перекликающегося с началом, но обретающего новое качество. Представителем советского мира  выступает сам лирический герой, его союзник – носильщик, который “хоть вещи снесет задаром вам”, а враги на  “длинном фронте купе и кают” ­ “господин чиновник” и представители “жандармской касты” ­ сыщик и жандарм. Попытаемся совместно со студентами проследить взаимодействие образных, лексико­фразеологических и  стиховых средств стихотворения при изображении господина чиновника. Эмоциональный “взрыв” чиновника  подготовлен целой гаммой сменяющихся эмоций: должная учтивость может трансформироваться из равнодушия в почтение, из пренебрежительного отношения в лакейское угодничество.Одной из основных особенностей образности стихотворения является гиперболизация, причем ее оттенки  различны – от сатирического уподобления “господина чиновника” животным (козе, слону) до элементов  абсурдного гиперболизма. Выражение “глядят, как в афишу коза” восходит к пословице “Глядит, как баран на новые ворота”. И не просто  “голова”, а “головы кочан” ­ резкое сатирическое снижение. При восприятии господином чиновником “краснокожей паспортины” сатирический момент усиливается, и резкий  эмоциональный взрыв воссоздается при помощи элементов абсурдного гиперболизма. Появление советского  паспорта для чиновника настолько социально апатично, что “гремучая в 20 жал змея” в его глазах обретает  вертикальное положение – у нее появляется рост (“двухметроворостая”). Отношение лирического героя (в частности, социальная контрастность в восприятии действительности)  воссоздается также в лексико­фразеологической системе, взаимодействующей с образностью. Господин  чиновник характеризуется неологизмом “слоновость” (“в тугой полицейской слоновости”), обозначающим  эмоциональную неповоротливость и “толстокожесть”. Патетическая лексика (“дубликат бесценного груза”, “гражданин Советского Союза”) контрастирует с резкими  вульгаризмами (“К любым чертям с матерями катись…”), просторечными словами, снижающими объект  изображения: “отношение плевое”, “выпяливают глаза”; идиоматическое выражение “есть глазами” иронически  видоизменяется: “глазами доброго дядю выев”. В стихотворении иронически снижается эмблематика английского герба (“паспорта с двухспальным английским  левою”), поскольку она “выводится” в бытовой контекст: ассоциации с двуспальной кроватью. Напротив,  патетически утверждается новая эмблематика молодого Советского государства.Лексическая форма – неологизм “серпастый, молоткастый” означает признак (сравним языковую модель:  зубастый). В сатирической характеристике господина чиновника участвует и форма несобственно прямой речи особого  типа, передающая двойное отношение – чиновника и к чиновнику со стороны лирического героя. В форме “разных прочих шведов” воспроизведено высокомерное отношение чиновника, для которого  представители небольших государств на одно лицо. Стиховая система “подключается” к общей выразительной тенденции стихотворения через эмфатичность  слова, т.е. его специфическую выделенность. Общая микроиерархия по­своему преломляется в стихе, где  представлена сложная система иерархических отношений. В этой системе очень существенно понятие  интонации, т.е. комплекса речевых средств (паузы, интонационные ударения и т.п.), воссоздающее переживания лирического героя. Именно тесная связь с воспроизведением поэтических эмоций и выдвигает понятие  интонации в центр стиховой системы как основное, подчиняющее себе остальные. Так образуется иерархия звуковых связей стиха в целом: интонация – ритм, звукопись. Помимо общей  иерархии звуковых связей, важна в стихе и иерархия ударности. Акцентная иерархия включает в себя два  основных явления: интонационное ударение – словесное ударение. Так, в первой строфе очень отчетливое  интонационное ударение (подкрепленное интонационным обрывом) на слове “эту”: Интонационное ударение наряду с семантическо­экспрессивной окраской слова и соотнесением синтаксических  конструкций, ­ важное понятие интонационной системы произведения вообще. Интонация стихотворения  построена на контрасте различных видов экспрессивной интонации, прежде всего пафосной и императивной.  Так, пафосная интонация предает восторженные чувства лирического героя и реализуется в патетической  лексике и особых синтаксических построениях:Интонационный контраст подкрепляется строфическим переносом, когда открывающее стихотворение  четверостишие повторяется, но его интонационный обрыв “Но эту…” завершается в последней строфе,  наполненной пафосной интонацией, которая воспроизводит высокое гражданское чувство лирического героя. Интонационный контраст поддержан ритмическим: тесное словосочетание “гражданин Советского Союза”  расчленено конечной стиховой паузой на две части, каждая из которых эмфатически выделяется при стиховом  переносе: слово “гражданин” акцентируется по смыслу, поскольку находится в рифме и в конце строки, а слова  “Советского Союза” оказываются на отдельной строке, контрастирующей с предшествующей по паузному  оформлению и слоговому объему (три интонационные паузы и их полное отсутствие, 11 слогов и 7). Ритмический контраст взаимодействует со строфическим: на фоне четырех четверостиший появляется  пятистишие, единственное в стихотворении: “На польский ­ глядят, как в афишу коза”. В последних двух строках  пятистишия и возникает своеобразное ритмическое явление: при помощи паузы в конце строки и рифмы предлог “за” отделяется от остальной части тесного словосочетания, которая переходит в следующую строку: Тройная рифма “коза – глаза – это за” способствует образованию паузы повышенной звуковой ощутимости после предлога “за”, и “географические новости” оказываются на отдельной строке. Ритмика включается в общую систему художественной выразительности, обретает стилевое значение в  целостной стиховой системе, способствуя смысловому выделению слов и движению интонационной “волны”. Рифма и звукопись также действуют не самоценно. Рифма подкрепляет интонационно­ритмический контраст и способствует выделению наиболее важных в смысловом значении слов, которые попадают в особо  благоприятную акустическую позицию. Повтор звуков сам по себе не имеет выразительного значения. В строках  “С каким наслажденьем жандармской кастой / я был бы исхлестан и распят…” звуковой облик слов  взаимодействует с их интонационным оформлением и рифмой: слово “распят” находится в благоприятной  акустической позиции, и здесь появляется одна из интонационных “вершин” строфы (вторая – на слове паспорт). Повтор звуков “с”, “т”, “ж”, “р” важен не сам по себе, а в интонационном комплексе, и данная строфа выделяется  на фоне остальных нарастанием интонационной “волны”, которая подкрепляется и звукописью. Думается, что представленный материал дает основания сделать вывод, что в “Стихах о советском паспорте”  образность, лексика и стих взаимодействуют и взаимосодействуют (используя выражение академика П.К.Анохина), ориентируясь на единую выразительную тенденцию, восходящую к характеру лирического героя  поэзии В. Маяковского – “социалистического человека”. Подобный разноуровневый подход к анализу поэтического текста способствует развитию ассоциативного  мышления и символического видения представленной информации. Представленный материал по развитию  творческой активности студентов колледжа на уроках литературы не является исчерпывающим. Нами была  предпринята попытка освещения ряда подходов к развитию мотивационных и познавательных факторов в  рамках комплексной системы развития творческой активности студентов. 1. Гончаров Б.П. Анализ поэтического произведения. – М.: Знание. – 1987. Литература