Цель: определение уровня продуктивности работы ШМО в школе.
Тема, над которой работало ШМО в текущем учебном году: «Воспитание – путь к культуре мира и толерантности».
Цели: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, формирование и воспитание навыков толерантного поведения и сознания, совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, формирование у учащихся интереса к предмету через развитие предметных компетенций.
Задачи: обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий, повышение профессиональной квалификации учителей ШМО, обобщение, описание и распространение положительного педагогического опыта учителей ШМО, продолжение работы по формированию ключевых компетенций обучающихся в процессе обучения, организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
работы ШМО учителей гуманитарного цикла
Анализ
Цель анализа: определение уровня продуктивности работы ШМО в школе.
Тема, над которой работало ШМО в текущем учебном году: «Воспитание –
Цели:
путь к культуре мира и толерантности»
формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в
многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения
других культур
формирование и воспитание навыков толерантного поведения и сознания
формирование у учащихся интереса к предмету через развитие предметных
совершенствование уровня педагогического мастерства учителей
компетенций.
Задачи по ее решению:
обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий
повышение профессиональной квалификации учителей ШМО
обобщение, описание и распространение положительного педагогического опыта учителей
ШМО
продолжение работы по формированию ключевых компетенций обучающихся в процессе
обучения
организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся
совершенствование работы учителей ШМО с разными категориями обучающихся на основе
личностноориентированного подхода
организация системной подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по
русскому языку
повышение результативности работы по самообразованию, использование рациональных
методов, приёмов и технологий обучения, воспитания;
создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального
потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания,
осуществлять
экспериментальноисследовательскую
деятельность.
информационноучебную,
цикла.
В соответствии с целями и задачами работа ШМО учителей гуманитарного цикла
осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
Работа по темам самообразования;
Работа по выявлению и обобщению педагогического опыта.
Открытые уроки, их анализ.
Проведение школьных олимпиад.
Информационно-методическое обслуживание учителей гуманитарного
Повышение квалификации, педагогического мастерства.
Участие в конкурсах.
Это традиционные, но надежные формы организации ШМО. С их помощью
осуществлялась реализация плана работы ШМО, использование актуальных
информационные,
педагогических технологий
развивающие).
В текущем учебном году было проведено 5 заседаний ШМО.
Главной задачей ШМО учителей гуманитарного цикла стало оказание помощи
учителям в совершенствовании педагогического мастерства. На заседаниях
обсуждались следующие вопросы:
(личностно-ориентированные,
знакомство с планом работы на учебный год;
работа с образовательными стандартами;
согласование программ и календарно-тематических планов;
методы работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся; методы работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-
познавательной деятельности;
отчеты учителей по темам самообразования;
формы и методы промежуточного и итогового контроля;
новые технологии и проблемы их внедрения в практику.
итоговая аттестация учащихся. Проведение экзамена в форме ЕГЭ.
На заседаниях методического объединения рассматривали
вопросы,
связанные с изучением и применением новых технологий, большое внимание
уделяли вопросам сохранения здоровья обучающихся, изучали тексты и задания
контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы.
Проводился анализ контрольных работ, намечались ориентиры по устранению
выявленных пробелов в знаниях обучающихся. В рамках работы методического
объединения проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.
На заседаниях учителя делились с коллегами своими находками, уделяя особое
внимание проблеме, над которой работали (теме самообразования), проводили
самоанализ своей деятельности. В течение года члены объединения делились
опытом работы.
Проанализировав работу ШМО, следует отметить, что методическая тема и
вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным
задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы,
стоящие перед учителями; заседания тщательно подготовлены и продуманы;
выступления и выводы основывались на
анализе, практических результатах,
позволяющим сделать серьезные методические обобщения. Проводилась работа по
овладению учителями современными методиками и технологиями обучения. Уделялось
внимание формированию у
учащихся навыков творческой исследовательской
деятельности; сохранению и поддержанию образовательной среды.
В течение учебного года учителя и учащиеся принимали активное участие в
различных конкурсах и занимали призовые места:
2Итоги участия в общероссийском конкурсе «Мультитест», организованном
Институтом Развития Школьного образования.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ФИО участника
Козлова
Анастасия
Галузова Полина
Соколова Диана
Ходунов Алексей
Коренькова Алена 6
Науменкова Алена 6
Киреенкова
Анастасия
Левашова
Виктория
Леваков
Владислав
10 Козлов Геннадий
11 Бударов Ян
12 Булеева
Анастасия
13 Юдичева
Виолетта
14 Родин Владислав
5
5
6
6
6
6
6
6
6
6
6
Предмет Русский язык
Класс Мест
о
10
5
10
10
3
3
3
3
3
3
3
3
5
5
5
5
Награждение
Диплом
лауреата
Диплом
лауреата
Диплом
лауреата
Диплом
лауреата, книга
в подарок
Диплом
лауреата, книга
в подарок
Диплом
лауреата, книга
в подарок
Диплом
лауреата, книга
в подарок
Диплом
лауреата, книга
в подарок
Диплом
лауреата, книга
в подарок
Диплом
лауреата, книга
в подарок
Диплом
лауреата, книга
в подарок
Диплом
лауреата, книга
в подарок
Диплом
лауреата, книга
в подарок
Диплом
лауреата, книга
в подарок
Диплом
лауреата, книга
в подарок
Диплом
лауреата
Диплом
лауреата
ФИО
наставника
Покровкова
Н.Н.
Хон Е.А.
Покровкова
Н.Н.
3
15 Ефремова Евгения 6
16 Кулаева Алина
17 Петров Никита
6
6
10
10Итоги участия в общероссийском конкурсе
«Олимпус»,
организованном Институтом Развития Школьного образования.
ФИО участника
Анисова Алина
Клас
с
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Козлова
Анастасия
Павлова Анна
Аббясова Мария
Соколва Диана
Солопенков
Владислав
Аббясова Юлия
Чистова Юлия
Гуськов
Константин
10 Галузова Полина
11 Махадова Сабина
12 Савченко Полина
13 Амеличева Алина
14
Козел Анна
15Боровский Никита
16 Сильнова Арина
17 Покатаев Слава
18
19
20
21
Булеева
Анастасия
Левашова
Виктория
Ефремова
Евгения
Бударов Ян
22Киреенкова
Анастасия
23Юдичева
Виолетта
24
Науменкова
Место
Награждение
3
3
3
3
3
3
3
3
5
5
5
5
7
7
7
9
9
4
4
4
4
5
5
6
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата
ФИО
наставника
Покровкова
Н.Н.
Кирюшкина
О.В.
Покровкова
Н.Н.
Кирюшкина
О.В.
Покровкова
Н.Н.
Покровкова
Н.Н.
Хон Е.А.
Покровкова
Н.Н.
Хон Е.А.
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
6
6
6
6
6
6
6Алена
25 Козлов Геннадий
26
Виноградов
Артем
27Позднякова
Анастасия
28 Зернюк Елена
29 Черепко Алексей
30
Воробьева
Вероника
31 Алфеев Дмитрий
32 Васильев Никита
33
34
Паренченков
Иван
Свирченков
Никита
6
7
7
7
7
7
7
7
7
7
6
7
7
7
9
9
9
9
9
9
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Покровкова
Н.Н.
Борванова
Г.И.
Покровкова
Н.Н.
Борванова
Г.И.
Итоги участия в общероссийском конкурсе
«Альбус»,
ФИО участника Класс Место
организованном Институтом Развития Школьного образования.
наставника
ФИО
Награждение
Диплом лауреата
1 Галузова Полина
5
7
2
3
4
Анисова Алина
Козлова Настя
Пивоварова
Александра
5 Ганихин Дмитрий
5
5
7
7
9
9
5
9
Диплом лауреата
Диплом лауреата
Диплом лауреата,
книга в награду
Диплом лауреата
Покровкова
Н.Н.
Борванова Г.И.
Ф.И.О.
Мест
о в
Росс
ии
Павлова Анастасия 1
Воронина Жанна
Волкова Карина
Борисова Валерия
Хаяров Саша
Ильина Татьяна
Новиков Илья
Бударов Ян
Зернюк Елена
«Золотое Руно – Х»
Место по школе
Место в
регионе
1
39
44
44
123
123
123
122
238
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Балл
180
147
147
147
171
171
171
171
162
5Ярошевич Никита
Левшова Анастасия
Кузина Екатерина
Петров Никита
Расулов Тимур
Дятлов Евгений
Дроздова Наталья
Гуменюк Максим
Горьковая Анастасия
Лелянов Данила
Гуторов Артем
Николаев Дмитрий
Меркуленкова Елизавета
Кондратьева Валерия
Латушкина Елизавета
Бобарыкин Влас
Джумаева Наида
Зинкин Даниил
Левашова Виктория
Артомошин Дмитрий
Зенова Анастасия
Алексеев Егор
Козлова Анастасия
Галузова Полина
Королева Валерия
Киреенкова Анастасия
Науменкова Алена
Позднякова Анастасия
Иваничкина Ирина
Кишинец Наталья
Макарова Анастасия
222
97
20
265
525
525
129
129
85
114
114
114
114
114
114
92
92
129
328
228
228
228
177
177
177
354
354
560
191
301
124
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
159
171
177
162
87
87
168
168
174
144
144
144
144
144
144
171
171
144
156
141
141
141
168
168
168
153
153
66
162
150
168
Победителями и призёрами II (муниципального) этапа
Всероссийской олимпиады школьников стали:
Наставник-
Ф.И.О.
учитель
участника
Статус
Класс
Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК
10
11
призер
Горьковая
Михайлова
Анастасия
Е.В.
Шлемина
Кирюшкин
Светлана
а О.В.
Предмет ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский)
Астранович
Кузина
Екатерина
Л.Н.
призер
призер
11
Предмет ЛИТЕРАТУРА
победител
10
ь
Предмет ОБЖ
призер
Левшова
Карина
Бобарыкин
Влас
11
Михайлова
Е.В.
Семикопен
ко М.И.
Результаты международной игры – конкурса «Русский медвежонок –
Фамилия, имя
№
п/
языкознание для всех»
Класс
Балл
ы
Место в
школе
Место в
регионе
6п
Коренькова Алена
1
Булеева Анастасия
2
3
Киреенкова Настя
4 Юдичева Виолетта
5
6
7
Алфеев Дмитрий
Соколова Виктория
Кондратьева
Валерия
Зинов Владислав
Боритский Никита
8
9
10 Соколова Диана
11 Чуева Мария
12 Листраденкова
Настя
6
6
6
6
7
2
3
4
5
5
8
9
13 Горьковая Анастасия 10
11
14 Евдокимов Максим
15 Кибирев Иван
2
3
16 Голубева Елизавета
4
17 Соколова Полина
8
18 Павлова Татьяна
19 Гуменюк Максим
9
10
20 Кишинец Наталья
11
21 Кузина Екатерина
2
22 Ноздрина Елизавета
23 Бычкова Анастасия
3
3
24 Патракеева Элис
4
25 Кузьмина Светлана
5
26 Махадова Сабина
27 Козлова Анастасия
5
5
28 Павлова Анна
7
29 Зернюк Елена
30 Шамаев Антон
8
10
31 Юрьев Константин
11
32 Ширяев Артем
33 Старицин
2
Константин
34 Зенова Анастасия
35 Некрасов Иван
36 Назарова Алина
37 Смирнов Александр
38 Васильев Никита
4
7
8
11
7
97
97
96
95
95
80
99
74
86
86
49
86
82
97
74
95
72
44
66
70
88
67
92
92
64
81
81
81
91
36
66
86
46
62
69
34
74
95
1-2
1-2
3
4
1-2
1
1
1
1-2
1-2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
3
3-4
3-4
3
3-5
3-5
3-5
3
3
3
3
4
4
4
4
4
1-2
6-7
6-7
8
9-12
9-12
13
9-12
Результаты игрового конкурса «Бритиш бульдог».
баллы
место в школе
место в районе
Ф.И.О. участника
Листраденкова Анастасия
Ковалева Екатерина
Кишинец Наталья
Козлова Анастасия
Кондратьева Валерия
Зенова Анастасия
Науменкова Алена
Бобарыкин Никита
Тимергереева Динара
Халитова Джулия
Меркуленкова Елизавета
126
120
99
111
90
90
99
72
84
84
84
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
3
3
4
4
8
11
26
10
10
6
7Антощенко Денис
Кузина Ирина
Соколова Полина
Галузова Полина
Левашова Виктория
Киреенкова Анастасия
Киселева Нина
Григорян Лусине
Гришанова Мария
Евдокимов Максим
Иващенко Марина
Сильнова Арина
Павлова Татьяна
Кузина Екатерина
Ольховская Карина
Махадова Сабина
Казаков Вадим
Чернышова Ксения
Джумаева Наида
81
81
81
105
90
90
54
81
84
117
72
93
72
114
66
84
87
69
108
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
4
4
4
4
4
12
12
12
5
19
19
35
9
6
6
12
8
19
7
18
16
21
22
9
Учитель Покровкова Н.Н. принимала участие в конкурсе «Космос с нами!»,
организованном независимым педагогическим изданием «Учительская газета»
(имеет свидетельство участника).
В работе методического объединения достаточное внимание уделялось навыкам
самоанализа у учителей. Хорошо организовано взаимопосещение уроков своих
коллег. Открытые уроки провели Покровкова Н.Н. по теме «Русский язык в моей
жизни» в 5 классе, Кирюшкина О.В. – урок – калейдоскоп «Звучащие образы» в 5
классе, Вишнякова Т.Н. «Что такое дисциплина» (урок обществознания в 7 классе),
Семикопенко М.И. – «Революции и реформы» (урок истории в 10 классе), Михайлова
Е.В. – «Крылатая мудрость языка» (урок русского языка в 5 классе).
Уроки давались в соответствии с выбранными темами самообразования.. Все
уроки даны на высоком методическом уровне, с использованием современных
педагогических технологий.
посетили уроки своих коллег по методическому
Все учителя ШМО
объединению с последующим обсуждением и анализом.
Основные цели посещения уроков:
Владение программным материалом и методикой обучения различных
категорий обучающихся.
Классно-обобщающий контроль.
Преемственность.
Использование новых технологий (личностно-ориентированное обучение,
здоровьесберегающие технологии, информационные технологии, групповые и
коллективные технологии и др.).
Подготовка к итоговой аттестации обучающихся.
Вывод: Основные направления контроля и тематики посещения уроков
выбраны правильно, что значительно улучшило качество преподавания, структуру
уроков и отбор необходимых форм и методов, применяемых учителями на уроке.
Вырос профессиональный уровень учителей.
В целом все уроки методически построены правильно, уроки интересные,
разнообразные. Учителя-предметники начали широко использовать компьютерные
технологии. Новым направлением методической деятельности педагогов можно
считать создание компьютерных презентаций, способствующих улучшению
восприятию материала, расширению кругозора учащихся, развитию их интеллекта.
Большое внимание в течение всего учебного года уделялось сохранению
здоровья обучающихся. Использовали повышение двигательной активности, для
8снятия статического напряжения учащихся во время учебных занятий проводили
физкультминутки на уроках, динамические паузы (музыкальные, танцевальные,
игровые). Создавали благоприятный психологический климат в учебном процессе,
применяли личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальных занятий
разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной
деятельности – это методы, которые позволяли раскрепощать ребенка, повысить
уровень его познавательной активности, учебной мотивации. Эти методы позволили
снизить тревожность и психическое напряжение обучающихся.
Уделялось внимание совершенствованию форм и методов организации
личностно-ориентированного урока. Избрав личностно-ориентированный подход в
учителя (Покровкова Н.Н., Кирюшкина О.В., Михайлова Е.В.)
обучении,
организовывали учебный процесс в соответствии с принципами самоактуализации,
индивидуальности, творчества, доверия и поддержки.
Методы и приемы, применяемые учителями:
проектный метод;
методы диалога;
игровые методы;
приема актуализации субъектного опыта обучающихся;
методы диагностики и самодиагностики;
приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора.
Зачет, лекция, семинар, учебный проект, деловая игра – формы организации
учебных занятий в старших классах. Учителя: Кирюшкина О.В., Хон Е.А., Михайлова
Е.В., Вишнякова Т.Н., Мамонтова Ю.Б. создавали на уроках педагогические
ситуации, которые позволяли ученикам самовыразиться, рассказать или доказать
что-то.
В текущем учебном году одной из форм проявления познавательной
активности, успешного саморазвития являлось самообразование. Каждый учитель
определял для себя на учебный год тему самообразования, исходя из проблемы и
задачи школы. Индивидуальное самообразование осуществлялось на основе
собственных планов. Планы предусматривали: подбор литературы, затрату времени
на изучение данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим
опытом. Вывод: работа учителей по самообразованию в этом учебном году была
поставлена хорошо.
является постоянное
совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему
повышения квалификации. Учителя Михайлова Е.В., Покровкова Н.Н., Кирюшкина О.В.
прошли «Курсы повышения квалификации в области современных информационных
технологий», Покровкова Н.Н. успешно прошла обучение по вводному курсу Intel
«Введение в информационные и образовательные технологии XXI века» и «Проектная
деятельность в информационной образовательной среде XXI века».
В течение учебного года проводился мониторинг уровня сформированности
обязательных результатов обучения по русскому языку в виде административных
контрольных работ. Работы анализировались, обсуждались на заседаниях ШМО.
Рекомендации учителям русского языка и литературы:
-систематически работать с обучающимися над нормами речи в соответствии с
разделами языка и стилистической стороной письменного высказывания;
-больше работать над речью учеников и выражением ими собственного мнения
в речевых ситуациях, приближенных к экзаменационным;
-уделять серьезное внимание лексической точности речи и ее логичности;
постоянно учить детей умению пояснять проблему, то есть говорить о ее важности,
актуальности, значимости, злободневности;
-находить наиболее эффективные приемы работы над правописной стороной
сочинения, его графическим оформлением.
Учителям – предметникам:
оптимальных условий для успешной сдачи экзаменов выпускниками;
ответов;
-совершенствовать систему организации и проведения ЕГЭ с целью создания
-обучать порядку выполнения заданий и правильному заполнению бланков
Важнейшим направлением работы
ШМО
9-проводить тренировочные тесты с обязательным жестким ограничением
отводимого на решение времени;
-использовать для контроля знаний контрольно-измерительные материалы,
аналогичные материалам ЕГЭ;
- к экзамену готовить по учебникам, включенным в «Федеральный перечень
учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ
к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях».
1. Повышение
качества проведения учебных занятий на основе внедрения
информационных, личностно-ориентированных и других технологий.
2. Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески
работающих учителей.
3. Совершенствование педагогического мастерства учителей
по овладению
методикой системного анализа результатов учебно-воспитательного процесса.
Общие выводы, рекомендации и задачи на следующий учебный год:
В основном поставленные задачи на текущий учебный год выполнены.
Методическая работа проводилась в системе и была направлена на повышение
качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей каждого
ученика и учителя. Возросла творческая активность учителей. Внедрены в
образовательный процесс личностно-ориентированные и
информационно-
коммуникативные технологии. Большое внимание уделялось проблемам
сохранения и укрепления здоровья, мониторингу качества образования,
повышению грамотности обучающихся. Были использованы различные формы,
которые позволили решить поставленные задачи. Единство урочной и внеурочной
деятельности учителей через факультативы, элективные курсы позволило
повысить воспитательный потенциал уроков и мероприятий, что положительно
отразилось на качестве образования.
Задачи на 2014-2015 учебный год:
10