Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"
Оценка 4.7

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
doc
русская литература +1
Взрослым
19.07.2017
Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"
В данной работе предлагается алгоритм комплексного анализа текста рассказа И.А. Бунина "Танька" с целью выявления средств выразительности и изобразительности и определения их роли в художественном замысле писателя. В процессе анализа текста произведения выявляется роль заглавия (названия) произведения, его композиционные особенности, которые во многом определяют своеобразие хронотопа рассказа, т.е. художественного времени и художественного пространства. Особое внимание в работе уделяется анализу способов выражения внутреннего мира героев и особенностям использования в рассказе изобразительно-выразительных средств и их роли в произведении как способа выражения авторской оценки описываемых событий и персонажей.Представлен анализ текста рассказа И.А. Бунина "Танька" по определённому алгоритму с целью выявления идейно-художественного своеобразия данного произведения и его главной идеи.
Самостоятельная работа № 2.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                      Веселёвская средняя общеобразовательная  школа            Анализ текста рассказа И.А. Бунина                                    «Танька».                                                                      учитель русского языка и литературы                                                      МБОУ  Веселёвской сош                                         Смолякова Светлана Николаевна                                                    2014г. 1 Алгоритм анализа текста рассказа И.А. Бунина «Танька». I. Время написания рассказа И.А. Бунина «Танька», его место в творчестве      писателя. II. Своеобразие рассказа «Танька» в контексте ранней прозы Бунина. III. Название рассказа. IV. Особенности композиционной структуры рассказа. V. Художественное время в рассказе И. Бунина «Танька». VI. Художественное пространство в рассказе. VII. Признаки лирического начала в рассказе «Танька»:        1) отрывочность, быстрая смена хронотопа;        2) неожиданное введение в действие рассказа, открытый финал,             изображение событий через диалог героев – признаки балладного             начала в рассказе;        3) способы выражения внутреннего мира героев:            а) внутренний монолог героини;            б) несобственно – прямая речь героя;            в) стремление автора передать «чужое» слово как своё;        4) особенности использования в рассказе изобразительно­выразительных            средств языка.        5) роль художественной детали в рассказе как средства выражения             авторской оценки описываемых событий и персонажей;        6) роль знаков препинания в создании тональности рассказа;        7) приём контраста, антитезы как принцип организации текста. VIII. Образы главных героев рассказа. IX. Главная идея рассказа 2 Анализ текста рассказа И.А. Бунина «Танька».      В 1893 году в народническом журнале «Русское богатство» вышел в свет  рассказ мало кому известного молодого литератора Ивана Бунина «Танька».  Впрочем, читатели могли вспомнить его стихотворение «У могилы С.Я.  Надсона», опубликованное в 1887 году в петербургском журнале «Родина».  Для семнадцатилетнего юноши, живущего в провинции, появление  стихотворения собственного сочинения в толстом столичном журнале стало,  несомненно, вехой в жизни, но  успешной он эту публикацию не считал.  Точкой отсчёта, с которой началась серьёзная литературная деятельность  будущего Нобелевского лауреата, стал рассказ «Танька», написанный в 1892  году.      Через четыре года, в 1897 году, Бунин выпустит свою первую книгу  художественной прозы – сборник рассказов «На край света», и имя молодого  литератора узнает вся Россия.      Исследователи считают, что первые опыты в прозе начинающего писателя  были несовершенны: в них «чувствовалась сковывающая власть традиции,  непреодолённых идей народничества и толстовства». И всё же уже ощущалась особая манера писателя. К новациям раннего Бунина относят обычно  стремление к максимальной сжатости, концентрированности прозы;  одушевление природы; необычное использование изобразительно­ выразительных средств языка; детализацию повествования. Всё это признаки  лиризации прозы. Рассказ, давший название первому сборнику прозы писателя «На край света», даже называют «лирическим очерком».      Рассказ «Танька» занимает особое место среди ранних произведений  Бунина. Дело в том, что одной из черт присутствия лирического начала в  ранней прозе писателя является бессюжетность, т.е. отсутствие сюжета,  фабулы. Но рассказ «Танька» бессюжетным никак не назовёшь, поэтому у  некоторых исследователей возникает впечатление, что этот рассказ не  является характерным для литературной манеры Бунина.  В.Н. Афанасьев  пишет: «И хотя в первой книге Бунина встречаются рассказы с более или  менее развёрнутым сюжетом («Танька», «Вести с родины», «Учитель»), не они определяют своеобразие раннего творчества писателя». Другой  исследователь, О.Н. Михайлов, в своей книге «Строгий талант. И. Бунин:  жизнь, судьба, творчество» утверждает ту же мысль и с помощью того же  3 аргумента, только вместо термина «бессюжетность» он оперирует термином  «бесфабульность». По мнению литературоведов, вершиной ранней прозы  Бунина является рассказ «Антоновские яблоки».      На мой взгляд,  лирическое начало присутствует уже в рассказе «Танька»,  недаром сам Бунин считал его началом своего литературного пути.      В ходе анализа текста рассказа я попробую эту мысль доказать.      И начать я хотела бы с названия. Дело в том, что ещё до того, как  читатель знакомится с произведением литературы, он может составить себе  некоторое представление о нём на основе его заглавия. По названию  формируется первая читательская проекция, которая корректируется в  процессе чтения произведения. О  чём же говорит название рассказа И.А.  Бунина «Танька»?      В названии данного произведения присутствует имя собственное  (антропоним), что даёт возможность предположить, что главной героиней  рассказа является девочка или девушка, скорее всего простолюдинка, на что  указывает само имя и его форма.      Имя «Татьяна» (вспомним Пушкина и его героиню) долгое время считалось простонародным и достаточно редко встречалось в русской литературе в  качестве имени главной героини, потому что считалось грубоватым,  неблагозвучным.      Если говорить о происхождении и значении имени, то в «Энциклопедии  имён» Б. Хигира есть указание на то, что «Татьяна» ­ имя древнегреческое, в  переводе на русский язык – «устроительница», «учредительница».      Татьяна – имя эмоциональное и твёрдое, в нём есть некая решительность,  умение постоять за себя, самостоятельность, готовность отвечать за свои  поступки. По энергетике это имя земное, оно не зовёт его носительницу в  заоблачные дали, не будит воображение, зато побуждает к решительным  действиям, позволяет твёрдо стоять на ногах.      А ведь имя человека определяет его характер и судьбу. И в этом смысле  название рассказа Бунина значимо и позволяет нам делать предположения о  характере главной героини.      Прежде чем говорить о художественном времени и о художественном  пространстве в рассказе,  я хотела бы остановиться на композиционных  особенностях произведения, потому что они в определённой степени  определяют своеобразие хронотопа.      Всем известно, что для композиции рассказа характерны такие элементы,  как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Все они  присутствуют в рассказе «Танька», так что можно утверждать, что это  произведение построено по законам эпического жанра: экспозиция – история  продажи лошади; завязка – уход Таньки из дома; развитие действия – встреча  Таньки с барином Павлом Антонычем; кульминация – размышление Павла  Антоныча о судьбе Таньки; развязка – сон Таньки. Однако если мы вчитаемся  4 внимательнее в бунинский текст, то увидим, что он состоит из четырёх  отрывков, выделенных автором графически. Каждый отрывок – по­своему  законченный рассказ. В каждом из четырёх отрывков мы также можем  выделить элементы композиции рассказа.      Например,  в первом: экспозиция – описание утра; завязка – продажа  лошади (опять «рассказ в рассказе»); развитие действия – голод в семье;  кульминация – воспоминания о сытой жизни; развязка – уход отца на  заработки.      Такая отрывочность, кинематографичность композиции рассказа  определяют своеобразие художественного времени и пространства в  произведении.      Если говорить о художественном времени, то в тексте рассказа не очень  много временных «маркеров», т.е.  указателей. Мы видим быструю смену  хронотопа, т.е.  художественного времени и художественного пространства  (первая часть – зимнее утро, изба Марьи, прошлое, выгон; вторая часть –  утро, изба Марьи; третья часть – зимний день, дорога из города; четвертая  часть – вечер, дом барина).      Это одни сутки из жизни простой деревенской девчонки Таньки, которые  стали счастливыми как для неё, так и для другого героя, барина Павла  Антоныча.      Отрывочность, быстрая смена хронотопа характеризуют лирическое  начало в рассказе.      Интересно то, что рассказ неожиданно вводит нас в действие: «Таньке  стало холодно, и она проснулась». Автор не объясняет, кто такая Танька, где  она находится. Он использует приём погружения в текст. Мы сразу, уже с  первой фразы, становимся свидетелями описанных событий, и так же  неожиданно рассказ обрывается, его финал неясен: «А Таньке снился сад, по которому она вечером ехала к дому. Сани тихо бежали в чащах, опушенных,  как белым мехом, инеем. Сквозь них роились, трепетали и потухали огоньки,  голубые, зелёные – звёзды… Кругом стояли как будто белые хоромы, иней  сыпался на лицо и щекотал щёки, как холодный пушок… Снился ей Васька,  часовые рулады, слышалось, как мать не то плачет, не то поёт в тёмной  дымной избе старинные песни…»      Читатель, знакомясь с началом рассказа, сам додумывает образ Таньки и ту обстановку, в которой она находилась. Финал тоже открыт для читательского  воображения: плачет мать или поёт, вспоминая светлые дни девичества? Что  станет с Танькой? Какое будущее её ждёт?      В этом смысле рассказ Бунина чем­то напоминает балладу. Не так ли и от  читателей баллад часто утаивается полная предыстория героя и конец  сюжета? А ведь баллада признана лиро­эпическим жанром.      В тексте рассказа есть ещё одна аналогия с балладой: в балладе автор,  избегая сюжетности и не в силах  уйти от неё, изображает события через  5 диалог героев. Не то же ли самое мы находим у Бунина в первой и третьей  частях рассказа?      Ведь можно было бы познакомить читателя с историей унизительной для  Танькиной семьи продажи лошади, просто описывая события, но перед нами  диалог отца героини, Корнея, с мошенником Талдыкиным с небольшими  вкраплениями авторских комментариев. По такому же принципу описана  ссора барина Павла Антоныча и возницы Егора.      Попутно хочу напомнить, что это событие очень важно в структуре  рассказа, потому что «Танька, благодаря этому, ночевала в господском доме».      Признаки балладного начала: приём погружения в текст, открытый  финал, изображение событий через диалог героев – тоже говорят о  присутствии лирического начала, характерного для ранней прозы  Бунина, в рассказе «Танька».      Бунина – писателя интересует мир человеческой души, внутренние  переживания героев, хотя он и создаёт произведение эпического жанра. Для  их изображения он использует различные способы и приёмы. На некоторых из  них я хотела бы остановиться.      Мы встречаемся в рассказе с внутренним монологом героини, Таньки:  «Я сама уйду на пруд, не буду просить картох, вот она и не будет голосить, ­  думала она, спешно перелезая через сугроб и скатываясь в луг. – Аж к вечеру  приду».      Другой способ выражения потаённых мыслей и чувств героя,  используемый автором, ­ несобственно – прямая речь: «Вот теперь его  племянницы во Флоренции… Танька и Флоренция!.. Он встал, тихонько  поцеловал Таньку в голову, пахнущую курной избой. И пошёл по комнате,  шевеля бровями. Он вспомнил соседние деревушки, вспомнил их обитателей.  Сколько их, таких  деревушек, – и везде они томятся от голода!»      Необычно то, что Бунин стремится передать «чужое» слово как «своё». Для этого он включает эти «чужие» слова в поток авторской речи, выделяя их кавычками.      Вот фраза из первой части рассказа: «Потом в большой крепкой телеге с  высоким передком приезжали «анчихристы». Кому она принадлежит? Это  нельзя назвать несобственно – прямой речью, потому что Танька так грамотно выразиться не сумеет.  Это речь автора, «чужое» слово он выделяет  графически, при помощи кавычек.      Подобных примеров в рассказе много: «Когда ещё картохи копали», в  сухой, ветреный день, мать на  поле полудновала, плакала и говорила, что ей  «кусок в горло не идёт»; «Правда, в тот раз ели селёдки, и даже «вот такой­ то кусок» солёного судака батя принёс в тряпочке: «на кстинах», говорит,  был третьего дня, так вам, ребята, спрятал…»; 6 «Марья всхлипнула, но сейчас же дёрнула по глазам рукавом, поддала  ногой котёнка («У, погибели на тебя нету!..») и стала усиленно сгребать на  полу солому».      Использование внутреннего монолога, несобственно­прямой речи для  выражения потаённых мыслей и чувств героев, стремление автора  передать «чужое» слово как «своё» ­ всё это усиливает лиризм  повествования.      К особенностям писательской манеры раннего Бунина относят необычное,  оригинальное использование изобразительно­выразительных средств языка,  одушевление природы, детализацию повествования.      В рассказе «Танька» автор сравнительно редко использует изобразительно­ выразительные средства языка, но если прибегает к ним, то добивается  поразительной яркости.      Это и удивительно точные сравнения: Васька «взглянул так светло, как смотрят со сна здоровые дети»; «она, как  зверок, садилась на корточки»; «глазки у неё блестели ясными звездочками»;  «сани тихо бежали в чащах, опушенных, как белым мехом, инеем»; «кругом  стояли как будто белые хоромы, иней сыпался на лицо и щекотал щёки, как  холодный пушок».       И необычные метафоры: «улыбка осветила суровое лицо Павла Антоныча»; «в голове у неё роились  сотни смутных мыслей, но они уже облекались сонным туманом»; «в  посиневшем от холода воздухе».      Выразительные эпитеты: «синеватый холодный свет утра»; «блестящие, злые чёрные глаза»; «распаренный, густой воздух», «золотою пылью».      Неожиданные олицетворения: «в тёмные оконца смотрела одна морозная ночная муть»;  «тихо звенел самовар»;  «сани тихо бежали в чащах»;  «иней щекотал щёки».       Большое значение в рассказе приобретает художественная деталь как  средство авторской оценки описываемых событий и персонажей:  у мошенника Талдыкина «физиономия мопса»; у странника, ночевавшего в  Танькиной избе,­ «бородка­клинушек»; у барина Павла Антоныча –  «шевелящиеся брови».      Тональность рассказа создаётся не только словом, но и знаками  препинания. В финале первой, второй и четвёртой частей  рассказа  появляется многоточие. Оно выражает  горькое недоумение и … надежду: «А  вдруг?» 7 В.Н. Афанасьев в книге «И.А. Бунин» пишет о том, что ещё  дореволюционная критика отмечала такую особенность бунинской манеры,  как мастерское использование контрастов. Это, на его взгляд, признак  усиления лирического начала в прозе.      Но контраст есть уже в рассказе «Танька», и не только как приём («Танька  и Флоренция»; «чернота» как характерная деталь в описании лошадников и  «белый» сон Таньки в финале).  В рассказе Бунина контраст – это принцип  организации текста.  Всё произведение построено на антитезе.      Первые две части рассказа (мир Таньки, Васьки, Марьи, Корнея,  странника) контрастируют с последними двумя частями (мир барина Павла  Антоныча). В первой и третьей частях описаны ссоры, а во второй и четвёртой частях – последствия ссор (продажа лошади – уход Таньки из дома; ссора  Павла Антоныча и Егора – пребывание Таньки в доме у барина).      В первой части Танька вспоминает сытное житьё, когда мать по вечерам  пела песни; приводятся раздумья Марьи о том, что самое яркое в её жизни –  это девичество, вечерние зори после сенокоса, «песней говорила она дочери,  что у неё будут такие же зори, будет всё, что проходит так скоро и надолго,  надолго сменяется деревенским горем и заботою…»      А в четвертой части барин Павел Антоныч играет Таньке на гитаре  «Зореньку», представляет её молодой деревенской красавицей, поющей: «По  заре­заре играть хочется!» И тоже думает о том, что ждёт Таньку, что  «выйдет из ребёнка, повстречавшегося лицом к лицу с голодною смертью».  Благодаря использованию приема контраста, понятнее становится смысл  финала рассказа, описание Танькиного сна: что победит – рыдание матери или песня с её надеждой на лучшее?      Таким образом, хотя «Танька» ещё не «Антоновские яблоки», но  лирическое начало уже присутствует в рассказе, уже чувствуется рука  будущего мастера.      А теперь немного о главных героях рассказа.      В «Таньке» два художественных пространства, два мира: мир Таньки и  мир барина Павла Антоныча, которые контрастируют друг с другом.      Мир Таньки – это холодный, неуютный дом, в котором нет еды, тепла; это замёрзший пруд, куда отправляла детей мать, когда они просили есть.      Мир Павла Антоныча – это большой, тёплый, уютный, красивый дом, где  много часов, которые играют музыку, где есть гитара, чернослив, сахар, чай с  молоком.      И вот на зимней дороге встречаются абсолютно случайно люди из этих  двух миров: простая деревенская голодная девочка Танька и одинокий,  нелюдимый, угрюмый барин Павел Антоныч.      Что же мы узнаём из текста рассказа о героях до их встречи на зимней  дороге? 8 Семья Таньки вынуждена была из­за нужды продать корову и лошадь. Отец ушёл на заработки, но работы не было, потому что «везде «беда», ­  полушубков не шьют, больше помирают». Мать, Танька, её братишка Васька  голодают, в доме совсем нет еды. Мать в отчаянии от ощущения собственного бессилия, от невозможности помочь детям, которые «голосят… во сне с  голоду». В ответ на просьбы детей о еде она отправляет их на пруд.      Но тяжёлая, беспросветная, убогая жизнь не озлобила Таньку, не убила в  ней доверчивую детскую душу. Она добрая, терпеливая, жалеет братика и  мать, пытается как­то облегчить её жизнь, помочь ей: «Я сама уйду на пруд,  не буду просить картох, вот она и не будет голосить, ­ думала она, спешно  перелезая через сугроб и скатываясь в луг. – Аж к вечеру приду…»      Павел Антоныч не всегда жил в деревне. Он поселился здесь, «проиграв в  карты почти всё состояние… и стал самым усердным хозяином. Но и в  деревне ему не посчастливилось». У него умерла жена, потом пришлось  отпустить крепостных, сына­студента сослали в Сибирь. «И Павел Антоныч  стал совсем затворником. Он втянулся в одиночество, в своё скупое  хозяйство, и говорили, что во всей округе нет человека более жадного и  угрюмого».      В день встречи с Танькой он был особенно угрюм. Отправив возницу Егора  искать соскочивший с кнутовища кнут, Павел Антоныч возвращался домой  один и увидел замёрзшую Таньку, стоявшую в стороне от мальчишек,  игравших на горе.      Павел Антоныч еле усадил её в сани, сказав, что привёз гостинцы от отца.  «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он кутал в мех  оборванного, голодного и иззябшего ребёнка. Бог знает, что он думал, но  брови его шевелились всё живее», ­ пишет Бунин об ощущениях героя.      Он привёз Таньку домой, водил её по всем комнатам, «заставлял для неё  играть часы», поил чаем с молоком, угощал черносливом, подарил сахар,  который девочка спрятала, чтобы угостить мать, причесал, «подпоясал  голубеньким пояском» и даже поиграл для неё на гитаре.      Танька сумела скрасить безрадостную, одинокую жизнь Павла Антоныча,  сделав его счастливым в этот день встречи с ней, а также заставив, может  быть впервые, задуматься о судьбе похожих на Таньку детей и их родителей,  живущих впроголодь. А ещё встреча с крестьянской девочкой помогла Павлу  Антонычу понять и принять жизненный выбор сына, посвятившего свою жизнь борьбе за счастье простых, обездоленных людей.      «Павел Антоныч всё быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками,  и часто останавливался перед портретом сына», ­ пишет автор.      И Танька была в этот вечер счастлива. Счастлива от новых, ярких  впечатлений, от общения с барином, от его доброго отношения к ней.      Танька расцвела, оттаяла: «глазки у неё блестели ясными звёздочками,  шелковистые беленькие её волосики были причёсаны на косой ряд, и она  9 походила на мальчика». Когда часы играли музыку, Танька хохотала и  удивлялась. Она «тихо улыбалась», когда хозяин дома ухаживал за ней.      В своём произведении Бунин рассказал о тяжелой жизни крестьян в  пореформенной России, судьба которых не могла оставить его равнодушным.  Все симпатии и неподдельное сочувствие писателя на стороне простых  тружеников, изнурённых безнадёжной нуждой, голодом, непосильным трудом, произволом власть имущих.      Но наряду с социальным звучанием рассказа в нём, на мой взгляд,  прочитывается ещё одна, очень важная мысль: счастье человека зависит от  него самого. И в силах каждого человека, даже маленького, беззащитного,  сделать другого человека счастливым.      В заключение я хотела бы обратиться к стихотворению И.А. Бунина  «Вечер», которое удивительным образом перекликается с содержанием  рассказа «Танька».      О счастье мы всегда лишь вспоминаем.      А счастье всюду. Может быть, оно      Вот этот сад осенний за сараем      И чистый воздух, льющийся в окно.      В бездонном небе лёгким краем      Встаёт, сияет облако. Давно      Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,      А счастье только знающим дано.      Окно открыто. Пискнула и села      На подоконник птичка. И от книг      Усталый взгляд я отвожу на миг.      День вечереет, небо опустело.      Гул молотилки слышен на гумне…      Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.            Это стихотворение говорит о том, что мы гонимся за счастьем, ищем его,  но не осознаём, что оно вокруг нас. Люди не всегда могут посмотреть на  обычные вещи необычным взглядом; они не замечают их, не замечают счастья.  Но от зоркого взгляда поэта не ускользнёт ни облако, ни птичка, эти  каждодневные вещи, которые приносят счастье. Формула счастья по Бунину  выражена в последней строке стихотворения: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё  во мне».      Таким образом, Бунин считает, что даже в самой тяжёлой, беспросветной,  убогой жизни, такой, как у героини рассказа, бывают моменты счастья.  Счастье человека зависит от него самого, от его способности ценить каждое  мгновение жизни, от его умения дарить радость другим.      Вот и мы в жизни часто не осознаём своего счастья, не замечаем его и  понимаем, что были счастливы, только тогда, когда оно уходит. 10 Список использованной литературы 1. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. – М., 1970 2. Бунин И.А. Стихотворения. Повести. Рассказы. – М., дрофа, 2004 3. Горелов А.Е. Три судьбы. – Л., 1980 4. Ильин И.А. О тьме и просветлении. – М., 1981 5. Крутикова Л.В. В этом злом и прекрасном мире// Бунин И.А. Суходол.  Жизнь Арсеньева. Рассказы. – Воронеж, 1978 11 6. Михайлов О.Н. Строгий талант. И.А. Бунин: жизнь, судьба, творчество. –  М., Современник, 1976 7. Смирнова Л.А. И.А. Бунин. Жизнь  и творчество. – М., 1991 12

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"

Анализ рассказа И.А. Бунина "Танька"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2017