Материал содержит презентацию к уроку "Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени" (11 класс)
Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие
тени…»
Цель: развитие умения делать филологический анализ поэтического текста,
опираясь на знания по теории, воспитание интереса к поэтическому слову,
развитие образного ассоциативного мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал по теории
(см. приложение 1, 2), текст.
Работа класса:
1. Индивидуальная (сообщения)
2. Групповая (группы распределяются с учетом индивидуального
подхода; самые сильные учащиеся – группы № 4,5)
3. Коллективная.
Ход урока
Слайд № 1
1. Целеполагание. Посмотрите на тему урока, поставьте самостоятельно
цели. Чему мы должны научиться? Что повторить и обобщить?
2. Краткий биографический очерк. Творчество К.Д.Бальмонта
(сообщения учащихся).
3. Чтение стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени».
В сборнике К.Д.Бальмонта оно выделено курсивом, расположено вне
циклов и разделов, а, значит, является программным для всего его
творчества. Чтобы лучше понять смысл данного стихотворения и его
значения для творчества Бальмонта и русского символизма лучше начать
его анализ с языковых и художественных особенностей.
Слайд № 2
4. Какое впечатление производит стихотворение? Составьте свой
ассоциативный ряд (одухотворенность, возвышенность, свобода, парение,
движение вверх).
Слайд № 3
5. Какие картины рисуются в воображении? Вам помогут картины
художниковсимволистов М.Чюрлениса, П.де Шаванна (закат солнца,
башня, лестница, свет, небо, вид Земли сверху).
Слайд № 4
Проблемный вопрос (в сильном классе формулируют сами учащиеся):
Можно ли «мечтой ловить уходящие тени»? В чем смысл
поэтического творчества?Слайд № 5
6. Задания группам:
1 группа:
Произведите звуковой анализ стихотворения. Какие звуки повторяются?
Какова роль аллитераций и ассонансов в ритмической организации стиха и
создании настроения?
2 группа:
Найдите все виды повторов (лексические, анафоры, эпифоры, подхваты).
Их роль в организации ритмического строя стиха и раскрытии смысла
движения. Сколько раз и почему повторяется местоимение Я ?
3 группа:
Проанализируйте композицию стихотворения. Определите вид композиции
и ее роль в понимании смысла произведения.
4 группа:
Проанализируйте основные образы стихотворения: башня, погасавший
день, уходящие тени, Небо, Земля, горы, вершины, сияние, отуманенный
взор, мечта, светила, сильнее сверкали.
5 группа:
Какие поэтические традиции символизма развивает Бальмонт в
стихотворении? Выделите основные принципы символизма и сделайте
вывод о соответствии этого стихотворения программе символистов
(см. раздаточный материал по теории).
Примерные ответы групп(записываются на слайдах во время урока).
Слайд № 6,7,8,9,10
1 группа:
Ассонансы [а], [о], [у]
Аллитерации [с], [з], [д], [ш]
Делают речь более благозвучной, поддерживают ритмическую организацию
стиха, интонация становится более четкой, утвердительной, создается
впечатление шуршания, шелеста шагов, шепота, таинственности, цикличное
движение, постоянное, непрерывное.
2 группа:
Лексические повторы: уходящие тени, дрожали ступени, вокруг
рисовались, сильнее раздавались, ночь наступила, дневное светило.
Повторяются ключевые, самые значимые слов и образы.
Эпифоры создают рифму и ритм:
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Анафоры передают быстрое безостановочное движение: и, чем, тем.Подхваты придают музыкальное звучание стихотворению.
В центре поэтическое Я автора. Подчеркивается субъективный взгляд на мир,
взгляд поэта единственный, центральный, главный
3 группа:
Кольцевая композиция создает впечатление законченности, циклического
движения, представляет восхождение как вечный процесс.
4 группа:
Башня – высота, путь, высокое устремление, романтический средневековый
образ; погасавший день – мир, погружающийся во тьму, отсутствие света;
уходящие тени – прошлое, мечты; Небо, Земля – космические начала жизни,
между ними – поэт; горы дремлющие – вершины мудрости, но до поэта их
никто не видел, вершины – чем выше удаленность от реального мира, тем
ясней становятся мечты, идеал; сияние, отуманенный взор – неясность до
конца, но предчувствие истины; мечта – поэтическое вдохновение; светила,
сильнее сверкали – тема света – основная в творчестве символистов(свет
истины).
5 группа:
Многозначность символа; музыкальность стиха (звукопись); поэтическое Я в
центре всего, «двоемирие» (НебоЗемля, обыденность – мечта); выражение
движений души поэта – основа поэзии.
Слайд № 11
7. Выводы.
Смысл произведения – возвеличивание небесного начала в противовес
земному.
Назначение человека – возвыситься над обыденностью, приблизиться к
совершенству
Поэт – посланец свыше. Он знает больше, чем другие, способен подняться
выше и видеть больше, приблизиться к идеалу. Назначение поэта –
приблизить обыденный мир к идеалу, истине
Путь к истине сложен и неоднозначен, для поэта возможен только через
творчество, т.е. преобразование реальности в своем воображении.
Слайд № 12
8. Домашнее задание: Вы убедились, что стихотворение неоднозначно и его
сложно воспринимать и трактовать. Закончить эту работу предлагаю
дома, написав сочинение –миниатюру на одну из тем:
1) Лирический герой стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил
уходящие тени…»2) Мечта и реальность в стихотворении Бальмонта «Я мечтою ловил
уходящие тени…»
3) Мое восприятие стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие
тени…»
Использованная литература
1. Маркина Е.Е. К.Д.Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени…»
(Филологический комментарий) – Русский язык в школе № 5, 2002
2. Соловей Т.Г. «Я мечтою ловил уходящие тени…» Урокпрезентация
художественного направления. Символизм. – Уроки литературы № 12,
2006
Символизм
Первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был
символизм. Началом теоретического самоопределения символистов стала
лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях
современной русской литературы» (1892) и три сборника стихотворений
«Русские символисты» (1895), где большинство стихотворений принадлежали
В.Брюсову. По внешним признакам принято выделять в русском символизме
два основных этапа – старших символистов 1890х годов (Д.Мережковский,
З.Гиппиус, В.Брюсов, Ф.Сологуб, К.Бальмонт) и «младосимволистов» 1900х
годов (А.Блок, А.Белый. И.Анненский). Кризис символизма происходит в
1910 году. Если старшие символисты не принимали действительности и
обращались к запредельному миру в мистических переживаниях, то
«младосимволисты» принимали реальность через преодоление разрыва между
ней и запредельным.
Символизм связан с декадентством. Декадентство – это тип сознания,
отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед
жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому
измениться. Декадентское мироощущение на разных этапах было свойственно
почти всем символистам, но наиболее последовательным декадентом был
Ф.Сологуб.
Философия и эстетика символизма складывались под влиянием
различных теорий – от взглядов Платона до Ф.Ницше и В.Соловьева.
Высшими сферами жизни для Платона была область абсолютных идей, для
Ницше – «мировая воля», для Соловьева – «мировая душа». Эти сферы жизни
неподвластны рациональному познанию, только творческая интуиция может
приобщить художникатворца к высшей реальности.Главное средство созерцания тайных смыслов – символ, многозначный
образ, выражающий суть какоголибо явления. Высшим видом искусства
символисты считали музыку, в которой происходит объективизация «мировой
души»: музыка дает максимальную свободу восприятия слушателю.
Символисты обогащают поэтическую фонетику. В читатели символисты
видели соавтора и стремились обострить его восприятие, чтобы помочь ему в
постижении «высшей» реальности. Для этого символисты использовали
ассоциативные связи между образами, обращались к культуре прошлого.
Вопросы:
1. Когда оформляется символизм как направление в русской литературе?
2. Какие этапы в нем выделяют?
3. Как связаны символизм и декадентство?
4. Каковы философские истоки символизма?
5. Назовите основные принципы символизма.