Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал содержит презентацию к уроку "Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени" (11 класс)

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Анализ стихотворения К.doc
Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» Цель: развитие умения делать филологический анализ поэтического текста,  опираясь на знания по теории, воспитание интереса к поэтическому слову,  развитие образного ассоциативного мышления. Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал по теории  (см. приложение 1, 2), текст. Работа класса: 1. Индивидуальная (сообщения) 2. Групповая (группы распределяются с учетом индивидуального  подхода; самые сильные учащиеся – группы № 4,5) 3. Коллективная. Ход урока Слайд № 1 1. Целеполагание. Посмотрите на тему урока, поставьте самостоятельно  цели. Чему мы должны научиться? Что повторить и обобщить? 2. Краткий биографический очерк. Творчество К.Д.Бальмонта  (сообщения учащихся). 3. Чтение стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени».  В сборнике К.Д.Бальмонта оно выделено курсивом, расположено вне  циклов и разделов, а, значит, является программным для всего его  творчества. Чтобы лучше понять смысл данного стихотворения и его  значения для творчества Бальмонта и русского символизма лучше начать  его анализ с языковых и художественных особенностей.  Слайд № 2 4.   Какое впечатление производит стихотворение? Составьте свой  ассоциативный ряд (одухотворенность, возвышенность, свобода, парение,  движение вверх). Слайд № 3 5.   Какие картины рисуются в воображении? Вам помогут картины  художников­символистов М.Чюрлениса, П.де Шаванна (закат солнца,  башня, лестница, свет, небо, вид Земли сверху).  Слайд № 4 Проблемный вопрос (в сильном классе формулируют сами учащиеся):  Можно ли «мечтой ловить уходящие тени»? В чем смысл  поэтического творчества?Слайд № 5 6.   Задания группам: 1 группа: Произведите звуковой анализ стихотворения. Какие звуки повторяются?  Какова роль аллитераций и ассонансов в ритмической организации стиха и  создании настроения? 2 группа: Найдите все виды повторов (лексические, анафоры, эпифоры, подхваты).  Их роль в организации ритмического строя стиха и раскрытии смысла  движения. Сколько раз и почему повторяется местоимение Я ? 3 группа: Проанализируйте композицию стихотворения. Определите вид композиции и ее роль в понимании смысла произведения. 4 группа: Проанализируйте основные образы стихотворения: башня, погасавший  день, уходящие тени, Небо, Земля, горы, вершины, сияние, отуманенный взор, мечта, светила, сильнее сверкали. 5 группа: Какие поэтические традиции символизма развивает Бальмонт в  стихотворении? Выделите основные принципы символизма и сделайте  вывод о соответствии этого стихотворения программе символистов    (см. раздаточный материал по теории). Примерные ответы групп(записываются на слайдах во время урока). Слайд № 6,7,8,9,10 1 группа: Ассонансы [а], [о], [у]  Аллитерации [с], [з], [д], [ш] Делают речь более благозвучной, поддерживают ритмическую организацию  стиха, интонация становится более четкой, утвердительной, создается  впечатление шуршания, шелеста шагов, шепота, таинственности, цикличное  движение, постоянное, непрерывное. 2 группа: Лексические повторы: уходящие тени, дрожали ступени, вокруг  рисовались, сильнее раздавались, ночь наступила, дневное светило.  Повторяются ключевые, самые значимые слов и образы. Эпифоры создают рифму и ритм:  Я на башню всходил, и дрожали ступени,  И дрожали ступени под ногой у меня. Анафоры передают быстрое безостановочное движение: и, чем, тем.Подхваты придают музыкальное звучание стихотворению. В центре поэтическое Я автора. Подчеркивается субъективный взгляд на мир, взгляд поэта единственный, центральный, главный 3 группа: Кольцевая композиция создает впечатление законченности, циклического  движения, представляет восхождение как вечный процесс. 4 группа: Башня – высота, путь, высокое устремление, романтический средневековый  образ; погасавший день – мир, погружающийся во тьму, отсутствие света;  уходящие тени – прошлое, мечты; Небо, Земля – космические начала жизни,  между ними – поэт; горы дремлющие – вершины мудрости, но до поэта их  никто не видел, вершины – чем выше удаленность от реального мира, тем  ясней становятся мечты, идеал; сияние, отуманенный взор – неясность до  конца, но предчувствие истины;  мечта – поэтическое вдохновение; светила, сильнее сверкали – тема света – основная в творчестве символистов(свет  истины). 5 группа: Многозначность символа; музыкальность стиха (звукопись); поэтическое Я в  центре всего, «двоемирие» (Небо­Земля, обыденность – мечта); выражение  движений души поэта – основа поэзии. Слайд № 11 7. Выводы. ­   Смысл произведения – возвеличивание небесного начала в противовес  земному.  ­   Назначение человека – возвыситься над обыденностью, приблизиться к  совершенству ­   Поэт – посланец свыше. Он знает больше, чем другие, способен подняться выше и видеть больше, приблизиться к идеалу. Назначение поэта –  приблизить обыденный мир к идеалу, истине ­   Путь к истине сложен и неоднозначен, для поэта возможен только через  творчество, т.е. преобразование реальности в своем воображении. Слайд № 12 8. Домашнее задание: Вы убедились, что стихотворение неоднозначно и его  сложно воспринимать и трактовать. Закончить эту работу предлагаю  дома, написав сочинение –миниатюру на одну из тем: 1) Лирический герой стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил  уходящие тени…»2) Мечта и реальность в стихотворении Бальмонта «Я мечтою ловил  уходящие тени…» 3) Мое восприятие стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие  тени…» Использованная литература 1. Маркина Е.Е. К.Д.Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени…»  (Филологический комментарий) – Русский язык в школе № 5, 2002 2. Соловей Т.Г. «Я мечтою ловил уходящие тени…» Урок­презентация  художественного направления. Символизм. – Уроки литературы  № 12,  2006  Символизм Первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был  символизм. Началом теоретического самоопределения символистов стала  лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях  современной русской литературы» (1892) и три сборника стихотворений  «Русские символисты» (1895), где большинство стихотворений принадлежали  В.Брюсову. По внешним признакам принято выделять в русском символизме  два основных этапа – старших символистов 1890­х годов (Д.Мережковский,  З.Гиппиус, В.Брюсов, Ф.Сологуб, К.Бальмонт) и «младосимволистов» 1900­х  годов (А.Блок, А.Белый. И.Анненский). Кризис символизма происходит в  1910 году. Если старшие символисты не принимали действительности и  обращались к запредельному миру в мистических переживаниях, то  «младосимволисты» принимали реальность через преодоление разрыва между  ней и запредельным.  Символизм связан с декадентством. Декадентство – это тип сознания,  отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед  жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому  измениться. Декадентское мироощущение на разных этапах было свойственно  почти всем символистам, но наиболее последовательным декадентом был  Ф.Сологуб. Философия и эстетика символизма складывались под влиянием  различных теорий – от взглядов Платона до Ф.Ницше и В.Соловьева.  Высшими сферами жизни для Платона была область абсолютных идей, для  Ницше – «мировая воля», для Соловьева – «мировая душа». Эти сферы жизни  неподвластны рациональному  познанию, только творческая интуиция может  приобщить художника­творца к высшей реальности.Главное средство созерцания тайных смыслов – символ, многозначный  образ, выражающий суть какого­либо явления. Высшим видом искусства  символисты считали музыку, в которой происходит объективизация «мировой души»: музыка дает максимальную свободу восприятия слушателю.  Символисты обогащают поэтическую фонетику. В читатели символисты  видели соавтора и стремились обострить его восприятие, чтобы помочь ему в  постижении «высшей» реальности. Для этого символисты использовали  ассоциативные связи между образами, обращались к культуре прошлого. Вопросы:  1. Когда оформляется символизм как направление в русской литературе? 2. Какие этапы в нем выделяют? 3. Как связаны символизм и декадентство? 4. Каковы философские истоки символизма? 5. Назовите основные принципы символизма.