Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)
Оценка 4.7

Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
doc
русская литература
11 кл
19.06.2018
Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)
Материал содержит презентацию к уроку "Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени" (11 класс)
Публикация является частью публикации:
Анализ стихотворения К.doc
Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» Цель: развитие умения делать филологический анализ поэтического текста,  опираясь на знания по теории, воспитание интереса к поэтическому слову,  развитие образного ассоциативного мышления. Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал по теории  (см. приложение 1, 2), текст. Работа класса: 1. Индивидуальная (сообщения) 2. Групповая (группы распределяются с учетом индивидуального  подхода; самые сильные учащиеся – группы № 4,5) 3. Коллективная. Ход урока Слайд № 1 1. Целеполагание. Посмотрите на тему урока, поставьте самостоятельно  цели. Чему мы должны научиться? Что повторить и обобщить? 2. Краткий биографический очерк. Творчество К.Д.Бальмонта  (сообщения учащихся). 3. Чтение стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени».  В сборнике К.Д.Бальмонта оно выделено курсивом, расположено вне  циклов и разделов, а, значит, является программным для всего его  творчества. Чтобы лучше понять смысл данного стихотворения и его  значения для творчества Бальмонта и русского символизма лучше начать  его анализ с языковых и художественных особенностей.  Слайд № 2 4.   Какое впечатление производит стихотворение? Составьте свой  ассоциативный ряд (одухотворенность, возвышенность, свобода, парение,  движение вверх). Слайд № 3 5.   Какие картины рисуются в воображении? Вам помогут картины  художников­символистов М.Чюрлениса, П.де Шаванна (закат солнца,  башня, лестница, свет, небо, вид Земли сверху).  Слайд № 4 Проблемный вопрос (в сильном классе формулируют сами учащиеся):  Можно ли «мечтой ловить уходящие тени»? В чем смысл  поэтического творчества? Слайд № 5 6.   Задания группам: 1 группа: Произведите звуковой анализ стихотворения. Какие звуки повторяются?  Какова роль аллитераций и ассонансов в ритмической организации стиха и  создании настроения? 2 группа: Найдите все виды повторов (лексические, анафоры, эпифоры, подхваты).  Их роль в организации ритмического строя стиха и раскрытии смысла  движения. Сколько раз и почему повторяется местоимение Я ? 3 группа: Проанализируйте композицию стихотворения. Определите вид композиции и ее роль в понимании смысла произведения. 4 группа: Проанализируйте основные образы стихотворения: башня, погасавший  день, уходящие тени, Небо, Земля, горы, вершины, сияние, отуманенный взор, мечта, светила, сильнее сверкали. 5 группа: Какие поэтические традиции символизма развивает Бальмонт в  стихотворении? Выделите основные принципы символизма и сделайте  вывод о соответствии этого стихотворения программе символистов    (см. раздаточный материал по теории). Примерные ответы групп(записываются на слайдах во время урока). Слайд № 6,7,8,9,10 1 группа: Ассонансы [а], [о], [у]  Аллитерации [с], [з], [д], [ш] Делают речь более благозвучной, поддерживают ритмическую организацию  стиха, интонация становится более четкой, утвердительной, создается  впечатление шуршания, шелеста шагов, шепота, таинственности, цикличное  движение, постоянное, непрерывное. 2 группа: Лексические повторы: уходящие тени, дрожали ступени, вокруг  рисовались, сильнее раздавались, ночь наступила, дневное светило.  Повторяются ключевые, самые значимые слов и образы. Эпифоры создают рифму и ритм:  Я на башню всходил, и дрожали ступени,  И дрожали ступени под ногой у меня. Анафоры передают быстрое безостановочное движение: и, чем, тем. Подхваты придают музыкальное звучание стихотворению. В центре поэтическое Я автора. Подчеркивается субъективный взгляд на мир, взгляд поэта единственный, центральный, главный 3 группа: Кольцевая композиция создает впечатление законченности, циклического  движения, представляет восхождение как вечный процесс. 4 группа: Башня – высота, путь, высокое устремление, романтический средневековый  образ; погасавший день – мир, погружающийся во тьму, отсутствие света;  уходящие тени – прошлое, мечты; Небо, Земля – космические начала жизни,  между ними – поэт; горы дремлющие – вершины мудрости, но до поэта их  никто не видел, вершины – чем выше удаленность от реального мира, тем  ясней становятся мечты, идеал; сияние, отуманенный взор – неясность до  конца, но предчувствие истины;  мечта – поэтическое вдохновение; светила, сильнее сверкали – тема света – основная в творчестве символистов(свет  истины). 5 группа: Многозначность символа; музыкальность стиха (звукопись); поэтическое Я в  центре всего, «двоемирие» (Небо­Земля, обыденность – мечта); выражение  движений души поэта – основа поэзии. Слайд № 11 7. Выводы. ­   Смысл произведения – возвеличивание небесного начала в противовес  земному.  ­   Назначение человека – возвыситься над обыденностью, приблизиться к  совершенству ­   Поэт – посланец свыше. Он знает больше, чем другие, способен подняться выше и видеть больше, приблизиться к идеалу. Назначение поэта –  приблизить обыденный мир к идеалу, истине ­   Путь к истине сложен и неоднозначен, для поэта возможен только через  творчество, т.е. преобразование реальности в своем воображении. Слайд № 12 8. Домашнее задание: Вы убедились, что стихотворение неоднозначно и его  сложно воспринимать и трактовать. Закончить эту работу предлагаю  дома, написав сочинение –миниатюру на одну из тем: 1) Лирический герой стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил  уходящие тени…» 2) Мечта и реальность в стихотворении Бальмонта «Я мечтою ловил  уходящие тени…» 3) Мое восприятие стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие  тени…» Использованная литература 1. Маркина Е.Е. К.Д.Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени…»  (Филологический комментарий) – Русский язык в школе № 5, 2002 2. Соловей Т.Г. «Я мечтою ловил уходящие тени…» Урок­презентация  художественного направления. Символизм. – Уроки литературы  № 12,  2006  Символизм Первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был  символизм. Началом теоретического самоопределения символистов стала  лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях  современной русской литературы» (1892) и три сборника стихотворений  «Русские символисты» (1895), где большинство стихотворений принадлежали  В.Брюсову. По внешним признакам принято выделять в русском символизме  два основных этапа – старших символистов 1890­х годов (Д.Мережковский,  З.Гиппиус, В.Брюсов, Ф.Сологуб, К.Бальмонт) и «младосимволистов» 1900­х  годов (А.Блок, А.Белый. И.Анненский). Кризис символизма происходит в  1910 году. Если старшие символисты не принимали действительности и  обращались к запредельному миру в мистических переживаниях, то  «младосимволисты» принимали реальность через преодоление разрыва между  ней и запредельным.  Символизм связан с декадентством. Декадентство – это тип сознания,  отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед  жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому  измениться. Декадентское мироощущение на разных этапах было свойственно  почти всем символистам, но наиболее последовательным декадентом был  Ф.Сологуб. Философия и эстетика символизма складывались под влиянием  различных теорий – от взглядов Платона до Ф.Ницше и В.Соловьева.  Высшими сферами жизни для Платона была область абсолютных идей, для  Ницше – «мировая воля», для Соловьева – «мировая душа». Эти сферы жизни  неподвластны рациональному  познанию, только творческая интуиция может  приобщить художника­творца к высшей реальности. Главное средство созерцания тайных смыслов – символ, многозначный  образ, выражающий суть какого­либо явления. Высшим видом искусства  символисты считали музыку, в которой происходит объективизация «мировой души»: музыка дает максимальную свободу восприятия слушателю.  Символисты обогащают поэтическую фонетику. В читатели символисты  видели соавтора и стремились обострить его восприятие, чтобы помочь ему в  постижении «высшей» реальности. Для этого символисты использовали  ассоциативные связи между образами, обращались к культуре прошлого. Вопросы:  1. Когда оформляется символизм как направление в русской литературе? 2. Какие этапы в нем выделяют? 3. Как связаны символизм и декадентство? 4. Каковы философские истоки символизма? 5. Назовите основные принципы символизма.

Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)

Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)

Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)

Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)

Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)

Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)

Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)

Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)

Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)

Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2018