Анализ стихотворения М.Цветаевой "Литературным прокурорам"
Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русская литература
11 кл
05.03.2018
Это стихотворение следует рассматривать, на наш взгляд, контексте проблемы диалога поэта (тогда еще юного ) и его поэзии с окружающим миром. Стихотворение «Литературным прокурорам» вошло в сборник «Волшебный фонарь». Примечательно то, что отношение к сборнику оказалось гораздо прохладнее, чем к предыдущему - именно потому, что в нем уже не было вызывающей новизны и он воспринимался читателями как самоповторение. В свете сказанного, стихотворение звучит как ответ прорицателя-поэтессы на предполагаемую холодность читателя или даже скорее литературного критика, к новому детищу Цветаевой.
Литературным прокурорам Цветаева.doc
Марина Цветаева
Литературным прокурорам
Всe таить, чтобы люди забыли,
Как растаявший снег и свечу?
Быть в грядущем лишь горсточкой пыли
Под могильным крестом? Не хочу!
Каждый миг, содрогаясь от боли,
К одному возвращаюсь опять:
Навсегда умереть! Для того ли
Мне судьбою дано всe понять?
Вечер в детской, где с куклами сяду,
На лугу паутинную нить,
Осужденную душу по взгляду...
Всe понять и за всех пережить!
Для того я (в проявленном сила)
Всe родное на суд отдаю,
Чтобы молодость вечно хранила
Беспокойную юность мою.
19111912
1 Анализ
Это стихотворение следует рассматривать, на наш взгляд, контексте проблемы
диалога поэта (тогда еще юного ) и его поэзии с окружающим миром.
Стихотворение «Литературным прокурорам» вошло в сборник «Волшебный
фонарь». Примечательно то, что отношение к сборнику оказалось гораздо
прохладнее, чем к предыдущему именно потому, что в нем уже не было
вызывающей новизны и он воспринимался читателями как самоповторение. В
свете сказанного, стихотворение звучит как ответ прорицателяпоэтессы на
предполагаемую холодность читателя или даже скорее литературного критика,
к новому детищу Цветаевой.
Центральными образами в стихотворении выступают: лирический герой
поэт, его лира (поэзия) и «суд».
По жанру философская лирика. Лирическое повествование ведётся от
первого лица .Стихотворение представляет собой двухчастную композицию: в
начале задаётся вопрос, в заключении – философский ответ. Стихотворение
написано трёхстопным анапестом. Рифма точная, перекрёстная..
Стихотворение строится на антитезе «забвение» «память». В начале
стихотворения мы наблюдаем нагромождение символов забвения: символ
«догорающая свеча» (характерный для лирики М.Цветаевой), символ
«растаявший снег», христианские символы забвения могильный крест и горстка
пепла. Однако в конце четверостишья лирический герой отвергает подобную
судьбу.
Следует отметить, что исследователи творчества поэтессы в качестве
центральной мифологемы М.Цветаевой называют именно мифологему1
1 Мифологема – термин мифологической критики, обозначающий заимствование у мифа мотива, темы или ее
части и воспроизведение в более поздних фольклорных и литературных произведениях. Мифологема обозначает
сознательное заимствование автором мифологических мотивов, тогда как постулируемая К.Юнгом
бессознательная их репродукция, как правило, обозначается понятием архетип
2 собственной судьбы. «Личная жизнь, т.е. жизнь моя в жизни (т.е. днях и
местах) не удалась. Это надо понять и принять. Думаю — 30летний опыт (ибо
не удалась сразу) достаточен. Причин несколько. Главная в том, что я — я»
напишет она позже2, а пока лирический герой на свой страх и риск «отдает» «на
суд» «все родное».
Психологическое состояние лирического героя раскрывается через
описание хранящихся в памяти воспоминаний детства (мотив детства),
ощущение гармонии от близости с природой (На лугу паутинную нить), очень
личных юношеских переживаний (Осужденную душу по взгляду) – это и есть
«все родное».
И здесь возникает мифологема «дионисийства». Поэт, как носитель
Дионисия и Аполлона, всегда есть страдающая жертва (в данном случае от того
самого «суда» литературоведов, читателей), страсть с болью и наслаждением,
наслаждением от понимания «всего» и болью от мысли «неужели это понимание
просто умрет вместе со мной?»:
Каждый миг, содрогаясь от боли,
К одному возвращаюсь опять:
Навсегда умереть! Для того ли
Мне судьбою дано всe понять?
Но поэт также и творец, победитель, демиург. Даже умирая через
дионисову исступленность и душевное самосожжение (Всe понять и за всех
пережить), подлинный художник, поэт одерживает победу над вечностью через
свое творчество. Выступая жертвой и как бы самоуничтожая себя, творец
художник, живым огнем переживаний и мыслей наделяет собственных "детей",
то есть свои произведения. Тогда они продолжают жить и после смерти тех,
которые их создают:
Чтобы молодость вечно хранила
2 Цветаева М. Избранные произведения. М.; Л., 1965. С.60
3 Беспокойную юность мою.
К поэтам с ярко выраженным «дионисическим» и «аполлоническим»
началом относятся и Цветаева.
Обратим внимание на способ выражения себя лирического героя – это
личное местоимение «я», которое, настолько определенно относит действие к
самому говорящему, что не поддается даже контекстуальному «перенесению» на
другие лица. Так как местоимение Я отсылает к говорящему, то говорящим в
лирике является автор. Так же Я называет себя субъект лирического
высказывания, и при этом никогда не звучит имя автора. Это является
свидетельством неидентичности авторского и лирического Я. Безымянность
субъекта – один из законов лирики. «Безымянность, отмечает Т.И.Сильман,
заложена в самой природе лирического жанра, поскольку лирика также отражает
некую коммуникативную ситуацию, а именно: сугубо личное, интимное
обращение поэта либо к другому Я, либо к природе, к миру, ко вселенной».3
Следовательно, местоимение Я играет особую роль в лирике, поскольку оно
связано со способом выражения лирического героя.
«Личностное Я» – это сам говорящий, воспринимающий жизнь во всех ее
проявлениях, отражающий сложность, многогранность, противоречивость
человеческой натуры:
Для того я (в проявленном сила)
Все родное на суд отдаю,
Чтобы молодость вечно хранила
Беспокойную юность мою.
Лирика моделирует отношения между личностью и окружающим миром
3 Сильман Т.И. Синтаксико-стилистические особенности местоимений // Вопросы
языкознания. - 1970. -
№ 4. - С. 83.
4 через парадигму субъективного переживания. В этом процессе местоимения
определяют границу между внутренним и внешним миром человека, они, по
определению Т.И. Сильман, «являются существеннейшим смысловым звеном
лирического жанра, рисующего взаимоотношения между лирическим Я и миром
в обобщающем плане»4.
Основная идея стихотворения (идейнотематический фокус) можно, на
наш взгляд, выразить словами: «Я верую!». Философская мысль оптимистична:
приводит к вере лирического героя в то, что частица его – его произведения
будут жить в веках.
4 Там же.
5 Список использованной литературы:
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста / "О поэтах и поэзии". СПб., 1996.
Сильман Т.И. Синтаксикостилистические особенности местоимений // Вопросы
языкознания. 1970. № 4. С. 8192
6
Анализ стихотворения М.Цветаевой "Литературным прокурорам"
Анализ стихотворения М.Цветаевой "Литературным прокурорам"
Анализ стихотворения М.Цветаевой "Литературным прокурорам"
Анализ стихотворения М.Цветаевой "Литературным прокурорам"
Анализ стихотворения М.Цветаевой "Литературным прокурорам"
Анализ стихотворения М.Цветаевой "Литературным прокурорам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.