Это научно - методическая статья, в которой автор Инякина Тамара Михайловна делится своим опытом работы с текстом на уроке словесности в 9-ом классе. Автор статьи считает, что одной из важнейших задач учителя-словесника, работающего в условиях реализации ФГОС, является задача пробуждения у учеников исследовательского интереса, развития у них лингвистического «чутья».
Известно, что художественное произведение — это диалог писателя и читателя, а чтение произведения — это общение с писателем, его героями. Успех общения в большей мере зависит от того, каков читатель, умеет ли он чувствовать слово, умеет ли он вступить в общение с текстом, есть ли у него «чувство языка», одарен ли он «тонкостью понимания» и «гибкостью мысли», способен ли он оценить произведение литературы как явление искусства слова. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические). Об этом нужно говорить на уроках с детьми, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе над словом.
Важно не столько передать учащимся определённый объём знаний, сколько научить получать их самостоятельно. Школьники должны не просто читать, а познавать текст, видеть то, что скрыто от невнимательного глаза, - подтекст. Приобретению такого умения способствуют уроки, посвящённые лингвистическому анализу художественного текста.Этот спектакль поставлен по мотивам любовной лирики А.С. Пушкина. Старшеклассники под руководством учителя Инякиной Т.М. готовили костюмы, декорации, репетировали бальный танец. Такие литературные вечера развивают творческие способности учащихся, формируют высокие духовные качества личности.
Спектакль. Я Вас любил....docx
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является
неотъемлемой частью всей учебновоспитательной работы в школе и
подчинена общим целям образования и воспитания обучающихся.
Цели и задачи внеклассных занятий существенно отличаются от
целей и задач уроков и дополнительных занятий. Внеклассная
работа по русскому языку имеет своё собственное содержание, свою
специфику в организации и проведении, свои формы и методы.
Основными задачами внеклассной работы по русскому языку и
литературе являются:
нравственное воспитание учащихся, формирование их творческой
активности;
развитие и совершенствование психологических качеств личности
школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли,
настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению
русского языка;
расширение запаса знаний учащихся в области лексики,
фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за
культуру речи;
выявление одарённых детей, а также воспитание у
слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность
преодоления отставания по русскому языку и литературе.
На мой взгляд, внеклассная работа – это сотворчество учителя и
учеников. Учитель выступает здесь и в роли режиссёра, и актёра, и зрителя (особенно, когда готовим литературные вечера,
посвящённые А.С.Пушкину, Н.В.Гоголю, С.Есенину или недели
русского языка). Мои ученики – неоднократные призёры
Муниципальных конкурсов « Звёздочки Тамбовщины» в номинации
« Театр одного актёра».
Именно здесь рождается глубокое взаимодоверие между
учителем и учеником, уважение, построенное на подлинном живом
интересе друг к другу. Внеклассная работа даёт возможность детям
непринуждённо общаться с педагогами, одноклассниками и
малышами, для которых готовим праздники: «В гостях у сказки»,
новогодние утренники и «Весёлые викторины». Мы тесно
сотрудничаем с сельским Домом культуры. Дети охотно принимают
участие в праздничных концертах, посвященных памятным датам
календаря. Так что
Урок не кончается после звонка.
Элементы творчества всегда заставляли раздвигать рамки уроков
внеклассной работой.
Предметные недели с конкурсами,
олимпиадами, проектами и литературными вечерами, а также
элективные курсы – всё это приучает школьников к
самостоятельному мышлению, знакомит с именами писателей,
поэтов, которые остаются за рамками программы.
Спектакль
(По страницам писем А. С. Пушкина).
«Я ВАС ЛЮБИЛ…» Слайд № 1.
1. НОВЕЛЛА
Звучит «Вальс» А. Грибоедова.
Действие происходит в большом зале, опущены шторы. На сцене стоят
два журнальных столика, на которых в подсвечниках горят свечи. За одним
сидит Пушкин в форме лицеиста (поднят воротник пиджака, к нему подшиты
красные околыши). На стене экран, на котором проецируются слайды.
Ведущая:
Он пел любовь, но был печален глас.
Увы, он знал любви одну лишь муку.
Пушкин: 29 января. 1815 год. Лицей.
«Я счастлив был! нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился
ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на
снежную дорогу, се не было видно! Наконец, я потерял надежду, вдруг
нечаянно встречаюсь я с ней на лестнице сладкая минута!»
Звучит музыка.
Пушкин:
И так, я счастлив был,
и так, я наслаждался
Отрадой тихою, восторгом упивался...
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья.
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой
скуки тень!.. Музыка постепенно затихает.
Слайд №2
ПУШКИН:
«Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной. Но я
не видел ее 19 часов ах! какое наслажденье, какая мука! Но я был счастлив
пять минут!»
ВЕДУЩАЯ:
Катенька Бакунина, сестра лицеиста Бакунина, весной и летом жила с
матерью в Царском Селе.
ПУШКИН:
Мы вспомнили б, как Вакху приносили
Безмолвную мы жертву в первый paз.
Как мы впервой все трое полюбили,
Наперсники, товарищи проказ...
ВЕДУЩИЙ: Все трое: это Пущин, Пушкин. Малиновский. О любви они все
давно пишут, толкуют, хвастают, мечтают.
ПУШКИН:
Вчера за чашей пуншевою
С гусаром я сидел,
И молча с мрачною душою
На дальний путь глядел.
«Скажи, что смотришь на дорогу?
Мой храбрый вопросил
Еще по ней ты, слава Богу,
Друзей не проводил».
К груди поникнув головою,
Я скоро прошептал:
«Гусар! уж нет се со мной!..»
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Анализ текста - процесс творческий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.