Открытое мероприятие для 9 классов
подготовила учитель по русскому языку
и литературе Сыропятова М.С.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, коллеги, учащиеся! Добро пожаловать на музыкальную
композицию под названием: «Ода женщине».
В сердцах хранятся наши тайны
От посторонних душ и слов,
Тот мимолетный взгляд случайный
И первый аромат цветов!
Куда уходят наши чувства?
Поверьте, в нас они всегда!
Звучит песня «» в исполнении Ситниковой Софии
Учитель: Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и поговорить о любви, о женщине, как изменилась жизнь многих русских писателей и поэтов после встречи с той единственной...
Ведущая:Любимая, неповторимая, желанная, бесконечно терпеливая, внимательная, заботливая. Она - испокон веков была хранительницей домашнего очага. Не счесть числа эпитетам, которыми мужчины награждают женщин. Многие тысячелетия философы ищут смысл жизни и центр мироздания, совершенно не замечая, что смысл и центр рядом - это женщина. Женщина, ради которой мужчины совершают научные открытия, развязывают войны, изобретают, пишут поэмы, отправляются покорять Северный полюс, пишут картины, стихи…
Учитель: С древних времён женщин воспевали в стихах, песнях, легендах. Как говорил М.Горький: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви…»
Многие не верят в любовь, в это божественное чувство, даруемое нам свыше. Так давайте посмотрим на истории любви известных нам поэтов, увидим женщин, о которых они писали, которыми восхищались и боготворили…
- Любимая, я принесу тебе мамонта!
- сказал троглодит своей женщине и отправился на охоту.
- Любимая, я приду к тебе, чего бы это не стоило! - сказал ахейский царь
Агамемнон красавице Елене, и разрушил Трою.
- Любимая, я подарю тебе Мир! - сказал Чингисхан и создал Золотою Орду.
- Любимая, я подарю тебе тепло, - сказал Джон Уатт и изобрел паровоз, а заодно
и прообраз кондиционера.
- Любимая, я прилечу к тебе на крыльях, - сказал Орвил Райт и заставил своего
брата Уилбера построить самолет.
С этих слов - «Любимая, я ради тебя готов на все» - и началась история человечества, бурлит ныне, и будет длиться бесконечно, пока во Вселенной существует Женщина и будет хотя бы один настоящий Мужчина, способный ради Женщины на все!
Ведущая: Женщина... как много заключено в этом слове... Это признание и очарование ею... восхищение, благоговение, коленопреклонение... С чем можно сравнить девушку... женщину... любимую... С цветком... девушка расцветает, бутон созревает и распускается... тончайший и нежнейший цветок, который оказывается в твоих руках... ты ухаживаешь за ним и чувствуешь, как ему нравятся твои руки, твой взгляд... и вот уже в благодарность он приобретает новые формы, очертания и, даря себя, позволяет любить...
Женщина... какая
она разная... добрая, обаятельная, красивая... грустная и весёлая... но всегда
очаровательная... она кружит голову и сводит с ума... У любящей женщины нет
возраста... познать её можно, но невозможно предсказать... Она есть, она рядом,
дарит тепло, свет и любовь... Она любимая, невеста, жена, дочь, мать,
бабушка... просто Женщина и всегда неразгаданная загадка… Венец природы…
Ведущий 1: Среди мифов Древней Греции есть миф о скульпторе Пигмалионе, ненавидевшем женщин. Однажды он сотворил из слоновой кости столь прекрасную статую девушки, что влюбился в неё, как в живую. Боги, повествует миф, сжалились над несчастным и оживили бездушную кость, подарив художнику подругу жизни. Женская красота победила ненависть и восторжествовала любовь.
Чтец (Горбачёва Алёна)
Быть
женщиной – что это значит?
Какою тайною владеть?
Вот женщина – но ты не зрячий,
Тебе ее не разглядеть.
Вот женщина – но ты незрячий,
Ни в чем не виноват, незряч.
А женщина себя назначит,
Назначит, как лекарство врач.
И если женщина приходит,
Себе единственно верна,
Она приходит – как проходит
Чума, блокада и война.
И если женщина приходит,
И о себе заводит речь,
Она, как провод ток проводит,
Чтоб над тобою свет зажечь.
И если женщина приходит,
Чтоб оторвать тебя от дел,
Она тебя к тебе приводит,
О, как ты этого хотел!
Но, если женщина приходит,
Побито голову неся,
То все равно с собой уносит
Бесповоротно все и вся.
И ты, тот истинный, тот лучший,
Ты тоже там, в том далеке
Зажат, как бесполезный ключик
В ее печальном кулачке.
Она в улыбку слезы спрячет,
Переиначит правду в ложь,
Как хорошо, что ты незрячий,
И что потери не поймешь
Ведущий:
Женщина…
Как много в этом слове!
Как трепетно! Но сложно предсказать,
Что было бы, не будь первоосновы –
Вселенная, хранительница, мать…
Женщина…
Сестрёнка милосердия, без страха
Прошедшая блокаду, голод, тать.
Под пулями летающая птаха,
Умеющая долго, верно ждать…
Женщина…
Невидимые нити
Сплетаются и вяжут полотно,
Ступаешь за порог, уюта сети,
Мурлыча, напрядёт веретено…
Женщина…
В мечтах у колыбели,
Тревога и признание в глазах.
И разве от любви вы не немели,
И с нею не летали в дивных снах…
Женщина…
Она кокетлива, упряма, шаловлива
И так непредсказуемо… мила,
Что хочется прощать, бросаясь снова
В объятья, невзирая на дела…(Бальмонт)
На экране - изображение библиотеки, стеллажей с книгами. К столику с книгами подходит ведущая, берет один из томиков, медленно листает страницы, музыка начинает звучать тише и совсем стихает.
Ведущая.
Открываю томик одинокий –
Томик, в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки,
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и писал иначе,
И в столетьях мы не повстречались.
Если я от этих строчек плачу,
Значит, мне они предназначались…
Ведущий:
Ты – женщина, ты –
книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум, и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг. (В.Брюсов)
Ведущая: Имя, которое, пожалуй, каждый знает-А.С. Пушкин, но мало кто задумывается о его музе, о его Натали. Об этом мы сейчас подробнее расскажем.
Чтец.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье.
Как гений чистой красоты...
За мольбертом Художник.
Пушкин выходит под руку с Натальей Гончаровой, усаживает её перед
мольбертом.Звучит негромкая музыка.
Ведущий:
Не множеством
картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём средь медленных
трудов
Одной картины я желал быть зритель,
Одной: чтоб на меня с холста,
как с облаков,Пречистая и наш
божественный
спаситель -Она с величием, он с разумом в
очах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец…
Ведущая. Тихим
октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет
своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал её просто – Натали. Чувство
глубокой любви он сохранил к жене на протяжении всей их совместной жизни. Кто
же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть
любимой такого человека? О ней говорили разное в веке прошедшем и в веке
нынешнем. Кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить её. А
Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому
Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для
потомков. (Подходит к художнику). Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий
взгляд, нежность в каждом движении... А платье Натали надела то, в котором Александр
Сергеевич её впервые увидел и полюбил. Это был самый счастливый день их
жизни…
ПУШКИН. Моя встреча с
Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним
вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не собирался в этот
день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский, в своей бобровой
шубе, мокрой от снега, и прямо с порога кричит…
Вбегает
Вяземский.
ВЯЗЕМСКИЙ. Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне
молоденькую невесту!
ПУШКИН. Я не успел ни слова сказать, как очутился в санях.
ВЯЗЕМСКИЙ (восторженно). О! Наконец-то!!!Мы подъезжаем к
роскошному особняку.
ПУШКИН. Посмотри, как
красиво лунный свет заливал улицу, идёт пушистый снег.
ВЯЗЕМСКИЙ.Слышишь звуки
музыки??!. ООО! Смотри, в больших окнах мелькают силуэты нарядных дам и
кавалеров. Скорей, скорей, пойдём же туда!!!
Выходят дамы и кавалеры.
ПУШКИН.Никогда ещё с таким грустным чувством я не приезжал
на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу .Пётр что-то говорил
мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском
обществе.
И вдруг какая-то сила заставила меня
обернуться. Я увидел её – в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых
поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых. Я шагнул навстречу
своей судьбе.
Пушкин приглашает Натали на танец. К ним
присоединяются остальные.
ВЕДУЩАЯ. С тех пор, как
Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже
неё. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.
Пушкин:
Я думал, сердце позабыло
Способность лёгкую страдать.
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
Но сердце вновь затрепетало
Пред мощной властью красоты…
Натали:
Звезда моя! Свет предречённых дней!
Твой путь и мой. Судьба их сочетает.
Твой луч светя звучит в душе моей,
В тебе она заветное читает.
И жар её, твой отблеск верный здесь,
Гори. Гори! Не выгорит он весь!..
Звучит песня «» в исполнении Суздальцевой
Дарьи
ВЕДУЩАЯ. Не так уж
легко и просто было соединить Пушкину свою судьбу с Натальей Николаевной. Её
мать, скупая до чрезвычайности, злобная и сварливая, терзала душу Александра
Сергеевича, то требуя свидетельства его политической благонадёжности, то без
конца жалуясь на свою бедность и невозможность тратиться на приданое (на что
Пушкин и не рассчитывал и под видом займа дал ей затем для покупки приданого
одиннадцать тысяч). Мать Натали третировала Пушкина, устраивала оскорбительные
сцены, иногда доводила его до исступления.
ПУШКИН:
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине,
Рок завистливой бедою
Угрожают только мне…
Сохраню к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?
Бурной жизнью утомлённый,
Равнодушно бури жду:
Может быть ,ещё спасённый,
Снова пристань я найду…
Но, предчувствуя, разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в тяжёлый час…
ПУШКИН.Госпожа Гончарова боится отдать свою дочь за человека, который имел бы
несчастье быть на дурном счету у государя. А я не строил иллюзий насчёт будущей
женитьбы и возможного счастья. Мне было тяжело. Я не знал, кто я, что я, зачем
я…
Дар напрасный,
дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал?
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
ПУШКИН.В конце апреля
1829 г. сделал Натали предложение. Ответ ее матери – Наталии Ивановны
Гончаровой –был уклончив – дочь-де еще слишком молода. Через год я сделал
предложение вторично, и на этот раз оно было принято.
Я женюсь... Та, которую я любил целые два
года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне
блаженством – боже мой! – она теперь моя… Я никогда не хлопотал о счастии.
Теперь мне нужно на двоих…
ВЕДУЩАЯ. В конце
августа, накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино для устройства своих денежных
дел. Ехал совсем на короткое время, но неожиданно застрял в деревне, окружённый
холерным карантином. Три месяца тревог, тоски, ожидания, беспокойства за
невесту, оставшуюся в Москве, три месяца уединения и необычайного,
нечеловеческого взлёта таланта и творческих способностей. Болдинская осень…
ПУШКИН:
Наше
венчание состоялось 18 февраля 1831 года в храме Большого Вознесения у
Никитских ворот. Натали в венчальном платье с длинным шлейфом; прозрачная фата
ниспадает с головы, украшенной белыми цветами, скользит по плечам, падает на
спину. Как она хороша! На нее устремлены восхищенные взгляды собравшихся здесь
родных и знакомых. А я не замечал никого, кроме нее.
Ведущий:Конечно, таких историй сотни. и безусловно отсуствие любимой, НЕ ТОЛЬКО у Пушкина вызывало тот самый....ВЗЛЁТ таланта.но давайте разберемся в истории АС Грибоедова и Нины.
Ведущая: Однажды любимица князя Чавчавадзе, дочь Нина, который и десяти лет еще не исполнилось, вбежала в кабинет отца со слезами на глазах.
Нина:
- Папа, накажи-ка дядю Сандра. Он смеется надо мной.
Отец:
- Как это, смеется? – удивился отец.
Нина:
- А вот так! Я играла и не взяла ни одной фальшивой ноты. Он говорит: «Если и дальше будешь так стараться. То я женюсь на тебе».
Грибоедов:Я служил тогда в коллегии иностранных дел секретарем только что образованной русской миссии при дворе персидского шаха. Пользуясь любым предлогом, выбирался из персидского края в Тифлис. Заимел здесь друзей-Чавчавадзе. Как человек одинокий, не знавший ни дома, ни семейного тепла, с особым чувством возился и ладил не только с Ниной, но и с Катей и Давидом.
Грибоедов:Я присылал письма Чавчавадзе и не забывал передавать привет Нине. Нина подрастала, и все яснее понимала, какой особый, ни на кого не похожий Я, ее добрый «дядя Сандро». Я с детства говорю на английском, немецком, итальянском. В университете выучил греческий, латинский. Потом овладел персидским, арабским, турецким. 11-ти лет стал студентом Московского университета. За 6 лет окончил 3 факультета: словесный, юридический, естественно-математический. Играю на фортепьяно, флейте, органе. Пишу музыку. Ах, как любит она мой вальс! Любит…Любит…Любит..
Ведущий: и вот, прошло время.
Грибоедов:Пришло время, когда я стал писать Нине лично. Однажды она получила письмо, где была строчка, вовсе лишившая покоя ее покоя: «Вы знаете, как я много вас люблю».
Ведущий:Наверное, сердце женщины противоречит всем законам природы: оно не взрослеет и не стареет. В ней от рождения заключено сокровенное знание о своем предназначении-любить.
Грибоедов: Я уже давно отметил свое 30-летие, и был рад, что оставался холостяком и сохранил свободу. Вместе с тем зрело смутное желание встретить такую женщину, когда бы я с радостью оборвал затянувшееся холостячество. Когда я понял. В ком моя надежда, то испугался. Нина! Испугался ее 16 лет, чистоты, ее тихих глаз. Эта девочка держит в руках мою жизнь.
Ведущая: И вот состоялась долгожданная встреча…
Грибоедов: Пойдемте в сад. Мне надобно сказать вам что-то важное!
Нина:Ну там ведь уже совсем стемнело!
Грибоедов:Ничего! Смотрите как светит луна!
Нина:И о чём же вы хотели поговорить?!
Грибоедов:Нууу…как предстоят дела в обучении игры на фортопиано?!
Нина:Прекрасно! Мне нравится играть….
Грибоедов: (Хватая её руки) Нина, я вас люблю!
Нина:- И я вас. Уже давно!
Ведущая: «Нина необычайно хороша, ее можно назвать красавицей…очень хорошо воспитана, говорит по-русски, и по-французски и занимается музыкой.… Весь Тифлис проявляет живейшее сочувствие к этому союзу; он любим и уважаем всеми без исключения; она же очень милое создание, почти ребенок…»
Грибоедов: Свершилось!Моя свадьба!!! А после свадебного ужина и бала мы уехали в имение Чавчавадзе. И каждый новый день приносит мне доказательства, что случилось немыслимое - я вытащил счастливый единственный билет из тысячи – Нина. С веселым ужасом я ловил себя на том, что день ото дня влюбляюсь в Нину все больше и больше, что воистину не заслужию перед Богом этого удивительного создания. Я уже твердо верю, что «свет и отрада» не покинут нас с Ниной. Ни сегодня. Ни завтра. Никогда.
Стихотворение «Берегите Друг друга» Суздальцева Дарья
2 часть
Чтец 1: Матвеева Лера
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берез и синий рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
Ведущий:а вот Сила лиризма С. Есенина исходит из его любви, он не мыслит себя без этого чувства-идет ли речь о возлюбленной или обо всем человечестве. Сегодня мы хотим рассказать вам о той женщине, которая оставила неизгладимое впечатление в душе поэта.
Ведущая:Первая встреча Есенина и Дункан произошла в мастерской-студии известного московского художника Георгия Якулова. У Есенина и Дункан было много общего: артистичность, размах, смелость, щедрость души. Не только сильная любовь, но и родство и общность идей связывали их. Они понимали друг друга, хотя говорили на разных языках. Он не владел ни одним из иностранных языков, страстно любил только русский язык, знал многие говоры и наречия. В мае 1922 г. они поженились и отправились в Европу и Америку. Они побывали в Германии, Франции, Италии. Это была любовь. В память об этой любви остались стихи.
ТАНЕЦ :
Чтец 1:Зенченко Дима «Письмо к женщине»
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не плевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...
Теперь года прошли,
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был
И что со мною сталось!
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда,
Знакомый ваш
Сергей Есенин.
Чтец:Небесский Лёша
О, женщина, дитя, привыкшее играть
И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,
Я должен бы тебя всем сердцем презирать,
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!
Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,
Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,
Для прихоти твоей я душу погублю,
Все, все возьми себе - за взгляд очей прекрасных,
За слово лживое, что истины нежней,
За сладкую тоску восторженных мучений!
Ты, море странных снов, и звуков, и огней!
Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!
О , Женщина ! Как
много в этом звуке …
Любовь и ненависть , и жизнь , и смерть ;
Безумство праздников и будней круговерть ;
И звон пощёчины , и ласковые руки ;
Коктейль страстей : спасенье и напасть ;
Бальзам души , отрава и отрада ;
Слова проклятия , ночная серенада ;
Покой , покорность , колдовская власть .
Но , истекая желчью или лестью ,
Страдая , восхищаясь и любя ,
Я знаю – мир погибнет без Тебя .
Я счастлив , Женщина , что есть Ты !
Ведущий: Единственным, что всегда спасает, развивает, совершенствует нас – это Любовь. Не существует созидающей силы выше Любви, Нежности, Дружбы, Милосердия и Единения!
Если женщины перестанут дарить нежность нашему миру, то он будет становится всё жёстче и когда-нибудь иссохнет от чёрствости. Но этого не случиться, потому женщины всей планеты пробуждают сокровенные чистые энергии, полученные от Великой Божественной Матери, созидающие благополучие Земли.
Песня в исполнении Кочаряна Михаила «Луч солнца золотого»
Учитель: Берегите женщин, лелейте, ведь это такие ранимые создания! Боготворите, ведь они и вправду созданы Богом! И любите, ведь только благодаря им продолжается жизнь на нашей зелёной планете!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.