Данный материал - конспект урока по произведению М.Горького "Песня о Соколе" в 9 классе коррекционной школы. цель урока заключается в осознании смысла жизни, что очень важно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Большое место в работе отводится, умению рассуждать, высказывать свою точку зрения, что способствует развитию речи.
Конспект урока чтения в 9 классе Песня о Соколе.docx
Урок чтения и развития речи в 9 классе
Тема: М. Горький. Песня о Соколе
«В жизни всегда есть место подвигу».
Цель: определение смысла человеческой жизни.
Задачи:
Образовательная: Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев,
мотивы их поведения, оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение
через работу с текстом, выявить авторскую позицию, определить основную
идею произведения.
Коррекционная: Развивать эмоциональноволевой сферы.
Воспитательная: Воспитывать чувства ответственности, точности и
ясности речи.
Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой
жизни?
Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и
жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» М.Горький
(запись на доске)
Оборудование: карточки с высказываниями, карточками с чертами характера,
тест по биографии писателя, фотографии сокола и ужа.
Ход урока
1. Организационный момент: психологический настрой.
Вступительное слово учителя
– Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание и скажите, как вы его
понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога,
размышляйте. И хотя криво, да сами».
(Дети высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга, немецкоеврейского
философа и публициста.)
– Скажите, пожалуйста, что мы сегодня будем делать?
– совершенно верно, мы будем размышлять, возможно, даже спорить.
2. Проверка домашнего задания
Творчество какого писателя мы изучаем?
– Давайте вспомним биографию М.Горького. Для этого я предлагаю вам
выбрать правильные утверждения, которые относятся к биографии
М.Горького. Верные утверждения пометьте +. Максим Горький – это псевдоним писателя.
М.Горький начал работать с 28 лет
Он вышел из низов народных и поднялся на высокие вершины
человеческой культуры
М.Горький жил в 18 веке
Написал произведение «Морская царевна»
В 15 лет поехал в Казань, чтобы получить образование
В 5 лет остался без родителей
3. Изучение нового материала
– Сегодня мы познакомимся с произведением М. Горького «Песня о Соколе».
Давайте подумаем о названии произведения:
Почему песня?
Что вы можете рассказать о жанре песни:
Как давно зародился жанр песни, где берет начало? (В древности, берет
начало в устном народном творчестве).
Какие песни различают в фольклоре? (Исторические и лирические)
Кого прославляли исторические песни? (Народных героев).
Как вы думаете о чем Горький написал в этом произведения? (Все в этом
произведении подчинено идее прославления подвига во имя свободы. Песня
хранит память о герое, помогает жить и верить).
Почему о Соколе?
Что вы знаете об этой птице?
Вот что об этой птице писал известный зоолог Альфред Брем
«...Они отличаются большой силой, способностью необыкновенно скоро
пролетать огромные пространства, а при нападении низвергаются с высоты
так быстро, что глаз не в состоянии различать их фигуры. По характеру
своему они принадлежат к самым страшным хищникам, но человек прощает
вред, причиняемый ими, ради того удивления, которое внушает ему вся жизнь
этих птиц. Сила, ловкость, отвага, жажда охоты, благородный вид, почти
можно сказать, благородство мыслей вот постоянные свойства их...»
Первичное знакомство с текстом, прослушивание аудиозаписи (Евгений
Новиков) 13 минут Работа над произведением
Словарная работа:
БРЕДНИ – это странные, лживые мысли.
Назовите главных героев произведения ( Уж и Сокол).
Расскажите, что вы узнали из «Песни..» о Соколе.
Объясните, почему Сокол так рвется в небо. Что восхищает Сокола в нем, о
чем Сокол мечтает? (зачитайте).
Расскажите, что вы узнали об Уже?
Сведения об уже в природе: Уж — это довольно крупная
неядовитая змея. Средняя длина
этого пресмыкающегося составляет от 80 до 90 сантиметров,
однако можно встретить и более крупные экземпляры в
полтора метра длиной. Окрашено тело змеи неравномерно:
верхняя часть тела темная (черная, бурая или темно-серая), а
брюшная сторона почти белая. От других змей его очень
легко отличить по пятнам жёлтого или ярко-оранжевого
цвета, которые у него расположены по бокам головы. Плавает
он очень хорошо, быстро изгибая тело и держа голову над
поверхностью воды, и даже умеет нырять.
Давайте определим характер каждого героя. Из предложенного списка
выберите черты подходящие для Сокола и Ужа. (На доске фото сокола и ужа,
карточки с характеристиками – 11шт. Разместить карточки под каждым
героем)
Трусость
Свободолюбие
Смелость
Невежественность
Самоуверенность
Гордость
Равнодушие
Стремление к подвигу
Рабская привязанность
Забота о себе Мужество
Сравните место обитания Сокола и Ужа. (Зачитайте)
Что Уж думает о небе после разговора с Соколом и после попытки взлететь
в небо? Почему он уверен в том, что полет в небо – это обязательно падение?
Прав ли он?
Прочитайте ещё раз слова, в которых Уж выражает уверенность в том, что
он всё знает о небе. Найдите в тексте слова, похожие на поговорку, которая
метко характеризует Ужа.
Одинаково ли понимают смысл жизни герои?
Давайте познакомимся с другими высказываниями о смысле жизни.
(Расположены на доске)
Два смысла в жизни – внутренний и внешний,
У внешнего – дела, семья, успех;
А внутренний – неясный и нездешний –
В ответственности каждого за всех.
И. Губерман
Суть жизни – самого себя найти.
М.Икбал
Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой
жизни, в ритме каждого дня и часа.
С.Ликок
Жить – это значит дышать, это значит действовать.
Ж.Ж.Руссо
Человек может приятно жить лишь тогда, когда живет разумно,
размеренно, мужественно и справедливо.
Эпикур Правильно жить – значит работать. когда машина бездействует, ее
начинает разъедать ржавчина.
Ж.Фабр
Счастье – жить на свете в ведро и ненастье,
Делать свое дело в горе и печали,
Чтоб душа и тело крылья обретали.
А.Гребенкин
Какое из них ближе к идее произведения? А вам какое из них ближе?
Так в чём же смысл жизни?
Рефлексия: Что понравилось? Что нового узнали?
Итоги урока:
Запись домашнего задания: выучить отрывок наизусть со слов «Блестело
море все в ярком свете….»
Конспект урока чтения в 9 классе "Песня о Соколе"
Конспект урока чтения в 9 классе "Песня о Соколе"
Конспект урока чтения в 9 классе "Песня о Соколе"
Конспект урока чтения в 9 классе "Песня о Соколе"
Конспект урока чтения в 9 классе "Песня о Соколе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.