Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Оценка 5
Образовательные программы
docx
русская литература
9 кл
15.08.2019
Рабочая программа по литературе в 9 классе по ФГОС (В.Я. Коровина) рекомендована для учителей общеобразовательных школ, работающих по ФГОС. В программе представлены разные формы уроков (исследование, спектакль, игра и другие). Имеются разделы: пояснительная записка, результаты обучения, содержание материала и тематический план.
литер 9.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Юрьевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
Утверждаю
заместитель директора по УВР
директор школы________
_____ /Рубцова О.Н/
«____» _______ 20___ г
/Зверева И.С./
приказ № 93062019 п.2от «31.08»2019
Рабочая программа
по литературе
в 9 классе
Учитель:
Ардашаева Лариса Евгеньевна
1 20192020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе
1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от
23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089
2.Закона Российской Федерации «Об образовании»
3.Учебного плана МБОУ Юрьевская СОШ
4.«Программы по литературе .511 классы .( базовый уровень). Авторы В.Я. Коровина, В.П.
Журавлёв, Коровин В.И.,И.С. Збарский, В.П. Полухина
Цель и задачи обучения. Цель учебного предмета – обеспечение выполнения стандарта,
развитие всесторонне развитой личности. Курс литературы направлен на достижение следующих
задач, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивнокоммуникативного,
деятельностного подходов к обучению:
воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением
национальным и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения
к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического
мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной
речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом
основных историколитературных сведений и теоретиколитературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в
произведениях конкретноисторического и общечеловеческого содержания; создание собственных
устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного.
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск и проч.)
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности.
Место предмета литература в учебном плане
В программе под редакцией В.Я. Коровиной на изучение литературы в 9 классе отведено 102
Программа под редакцией В.Я. Коровиной соответствует Госстандарту (его федеральному
часа. (3 часа в недею)
компоненту .
Учебнометодический комплекс. Для реализации данной программы используется учебно
методический комплекс под редакцией В.Я. Коровиной:
Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2
ч. М.: Просвещение, 2011
«Литература. 9 класс. Хрестоматия». Составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.
Коровин. М.: Просвещение, 2007
Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 9 класс» ( формат МРЗ). М.: Аудиошкола:
Просвещение, 2011
Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература.9 класс. Методические советы.
М. :Просвещение, 2003
2 Беляева Н.В., Ерёмина О.А. « Уроки литературы в 9 классе». Книга для учителя. –М.:
Просвещение, 2011
Планируемые результаты
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества,
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со
старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в
соответствии с меняющимися условиями;
3 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретиколитературные понятия: литература как искусство слова, роды
литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча,
поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки,
стихотворные размеры , силлаботоническая и тоническая система стихосложения, средства
выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора,
композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой,
герой повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного
произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм,
литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды
комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика,
литературная критика.
Учащиеся должны понимать
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные
нравственные ценности, заложенные в нем;
духовнонравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с
духовнонравственными ценностями других народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически
воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительновыразительных средств в
создании произведений.
Учащиеся должны уметь:
уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из
литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения,
характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
4 определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно
выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейнохудожественного
содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать
их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинениерассуждение по изучаемому литературному произведению,
создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых
произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и
общекультурные темы.
5 Содержание тем учебного курса
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.
Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы
последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор
русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»,
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в
произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог
и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог»
Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического
новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга
в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика
крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и
его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория
литературы. Жанр путешествия.
6 Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание
писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия,
проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности,
встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред
сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и
смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической
баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.
Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не
поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая
сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.
Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах
Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир
«естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер
Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах.
Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические от
ступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна —
нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.
Автор как идейнокомпозиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале
критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика
— А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX
века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и
Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение
их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие
понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
7 «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих
наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.
Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее
философскокомпозиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия
Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума»,
«Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство
одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм
художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные
представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов.
Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с
«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романомпутешествием. Жанровое
своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой.
Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к
пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического
изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или
саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский
смех (развитие представлений).
Из литературы второй половины XIX века.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в
патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои
пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение
истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно
нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории
Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности
юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя
с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием,
скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности
поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства,
внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
8 «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX
века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема
одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору
учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических
произведений.
Из литературы ХХ века.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих
прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев.
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия.
Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость —
основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгаковасатирика. Прием
гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие
понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба
человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру
женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение
картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор».
Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия
Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные
явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди
людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен.
Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие
лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...»,
«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта.
9 Народнопесенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема
России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство
Маяковскогопоэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...»,
«Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью —
потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви.
Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Гдето в поле возле Магадана...», «Можжевеловый
куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта
мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник»,
«АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике
Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских
стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый
крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность
пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и
любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из
поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды
рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув
плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»);
А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как
синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий
переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы.
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как
выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.
Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик
Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.
Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции
горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный
(изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от
10 страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам
через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела),
мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии
как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта).
Универсальнофилософский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи
Гамлета из сцены пятой (1й акт), сцены первой (3й акт), сцены четвертой
(4й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение
героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его
конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы.
Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.
Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на
небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен»,
«Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция
трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.
Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.
Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе
сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера,
творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто
каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней
реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой
литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философскодраматическая поэма.
11 Тематический план
п/п
Раздел
Колич.
часов
Тема урока
Номер
урока в
разделе
Дата
по
плану
Дата
по
факт
у
Введение. Литература как
искусство слова и её роль в
духовной жизни человека.
1(1)
1.
2.
1
3
Введение
Из
древнерусской
литературы
Древнерусская литература.
Самобытный
характер
древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие
жанров. «Слово о полку
Игореве»
величайший
памятник
древнерусской
Историческая
литературы.
1(2)
12 основа «Слова». Открытие
«Слова»
Художественные особенности
самобытность
«Слова»
:
содержания,
специфика
жанра, образов, композиции,
языка.
Система образов «Слова…».
Особенности языка и жанра
произведения.
Проблема
авторства «Слова».
Уроккоммуникативный бой
3.
Из литературы
XVIII века
10
Классицизм в русском и
мировом
искусстве.
русской
Характеристика
века.
литературы ХVIII
Особенности
русского
классицизма.
М.В. Ломоносов – ученый,
поэт, реформатор русского
литературного языка и
системы
стихосложения.
«Вечернее размышление о
божием
величестве…»
Особенности содержания и
формы.
М.В. Ломоносов. «Ода на день
восшествия на Всероссийский
престол…Елисаветы
Петровны 1747
года».
Прославление родины, мира,
жизни и просвещения.
Державин:
Г.Р.
поэт и
гражданин. Идеи просвещения
и гуманизма в лирике
Державина.
Обличение
несправедливой власти в
стихотворении «Властителям
2(3)
3(4)
1(5)
2(6)
3(7)
4(8)
13 и судьям».
Тема поэта и поэзии в лирике
Державина.
«Памятник».
Оценка в стихотворении
собственного поэтического
творчества.
о
бессмертии поэта. Традиции и
новаторство.
Мысль
Радищев.
Слово о
А.Н.
писателе.«Путешествие
из
Петербурга в Москву»(главы).
российской
Изображение
действительности.
Критика
крепостничества.
Обличительный пафос.
А.Н. Радищев. «Путешествие
Петербурга
из
в
Москву».Особенности
повествования.
путешествия
содержательное наполнение.
Жанр
его
и
Н.М. Карамзин – писатель и
историк. Сентиментализм как
литературное направление.
как произведение
«Осень»
сентиментализма.
«Бедная
Лиза». Внимание писателя к
внутренней жизни человека.
«Бедная Лиза» как
произведение
сентиментализма.
черты русской литературы.
Новые
Р/р. Подготовка к сочинению
XVIIIвека в
«Литература
восприятии
современного
читателя» ( на примере 12
произведений)
5(9)
6(10)
7(10)
8(11)
9(12)
10(13)
4
русской
Из
литературы
XIX
первой
половины
века
47
14 1(14)
2(15)
3(16)
4(17)
5(18)
6(19)
7(20)
8(21)
XIX
характеристика
Общая
и
мировой
русской
литературы
века.
Понятие о романтизме и
реализме. Поэзия, проза, и
драматургия
века.
критика,
Русская
публицистика,
мемуарная
литература.
XIX
В.А.Жуковский.
Жизнь и
творчество.
«Море»,
«Невыразимое».
Границы
выразимого в слове чувстве.
Возможности поэтического
языка.
Обучение анализу
стихотворения.
Баллада
В.А.Жуковский.
«Светлана».
Особенности
жанра Нравственный мир
героини. Язык баллады.
А.С.Грибоедов. Личность и
судьба драматурга
А.С.Грибоедов.
«Горе от
ума». Анализ I действия
комедии «К вам Александр
Андреич Чацкий».
А.С.Грибоедов.
«Горе от
ума». Столкновение «века
«века
нынешнего»
минувшего».
2
действия
Анализ
и
А.С.Грибоедов.
«Горе от
ума». Фамусовская Москва в
комедии. Анализ действия 3.
А.С.Грибоедов
«Горе от
ума». Чацкий в системе
образов
комедии.
Общечеловеческое звучание
образов комедии.
Анализ
действия 4.
Р/Р.Язык комедии «Горе от
ума».Преодоление канонов
9(22)
15 классицизма в комедии.
Обучение анализу эпизода.
Р/Р.И.А. Гончаров «Мильон
терзаний».
с
критической литературой.
Уроккоммуникативный бой
Работа
Р/Р.Сочинение по комедии
А.С. Грибоедова «Горе от
ума»
Жизнь
и
А.С.Пушкин.
творчество.
Лицейская
лирика. Дружба и друзья в
творчестве. А.С. Пушкин в
восприятии
современного
читателя
Лирика
А.С.Пушкин.
петербургского
периода.
Проблема свободы, служения
Родине. Тема свободы и
власти в лирике Пушкина. «К
морю». «Анчар».
А.С.Пушкин.
Любовная
лирика. Любовь как гармония
души в интимной лирике
поэта. «На холмах Грузии
лежит ночная мгла..», «Я вас
любил…».Адресаты любовной
лирики.
А.С.Пушкин. Тема поэта и
поэзии.
Обучение анализу
стихотворения.
одного
«Пророк»,
«Памятник».
Раздумья о смысле жизни, о
поэзии. «Бесы».
Контрольная работа
А.С.
Вн/чт.
Пушкин.
«Цыганы» как романтическая
особенности
поэма:
композиции,
образной
системы, содержания, языка.
Герои поэмы. Противоречие
двух миров: цивилизованного
10(23)
11(24)
12(25)
13(26)
14(27)
15(28)
16(29)
17(30)
16 естественного.
и
Индивидуалистический
характер Алеко.
А.С.
Пушкин «Евгений
Онегин». «Собранье пестрых
История создания
глав».
романа.
и
композиция романа. Сюжет.
Жанр романа в стихах.
Система образов. Онегинская
строфа.
Замысел
А.С.
Пушкин «Евгений
Онегин». Онегин и столичное
дворянское.
общество.
Типическое и индивидуальное
в образе Онегина.
Пушкин «Евгений
А.С.
Онегин». Онегин и Ленский.
Типическое и индивидуальное
в образах Ленского.
А.С.
Пушкин «Евгений
Онегин». Татьяна и Ольга
Ларины.
–
нравственный идеал Пушкина.
Татьяна
Пушкин «Евгений
А.С.
Эволюция
Онегин».
взаимоотношений Татьяны и
Онегина. Анализ двух писем
Уроккоммуникативный бой
идейно
Автор
как
и
композиционный
лирический центр романа.
Подготовка к сочинению по
творчеству Пушкина
А.С.
Пушкин «Евгений
Онегин» как энциклопедия
русской жизни». Пушкинская
эпоха в романе. Реализм
романа. Пушкинский роман в
зеркале
В.Г.
критики:
18(31)
19(32)
20(33)
21(34)
22(35)
23(36)
24(37)
17 Белинский, Д.И.Писарев, А.А.
Григорьев, Ф.М. Достоевский,
философская критика начала
ХХ века. Роман Пушкина и
опера П.И.Чайковского.
Р/Р.Сочинение по творчеству
А.С.Пушкина
25(38)
Вн.чт. А.С. Пушкин «Моцарт
и Сальери». Проблема «гения
и злодейства». Два типа
мировосприятия персонажей
трагедии. Их нравственные
позиции в сфере творчества.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и
творчество.
Мотивы
вольности и одиночества в
лирике. «Нет, я не Байрон…»,
«Молитва»,
«И
скучно, и грустно…»
«Парус»,
М.Ю. Лермонтов. Образ поэта
– пророка в лирике М.Ю.
Лермонтова.«Смерть поэта»,
«Поэт», «Пророк», «Я жить
хочу! Хочу печали..», «Есть
речизначенье..»
М.Ю. Лермонтов. Адресаты
любовной лирики и послания
к ним. «Нет, не тебя так
пылко
люблю…»,
«Расстались мы, но твой
портрет..», «Нищий»
я
Эпоха безвременья в лирике
М.Ю Лермонтова. «Дума»,
«Предсказанье». Тема России
и её своеобразие. «Родина».
Характер лирического героя.
М. Ю. Лермонтов. Роман
«Герой нашего времени»
первый
психологический
роман в русской литературе,
роман
незаурядной
личности. Обзор содержания.
Сложность композиции. Век
Лермонтова в романе.
о
26(39)
27(40)
28(41)
29(42)
30(43)
31(44)
18 32(45)
33(46)
34(47)
35(48)
36(49)
М.Ю. Лермонтов. Печорин
как представитель «портрета
поколения».Загадки образа
Печорина в главах «Бэла» и
«Максим Максимыч»
«Журнал Печорина» как
средство
самораскрытия
характера героя. «Тамань»,
«Княжна Мери», «Фаталист»
Уроккоммуникативный бой
М. Ю. Лермонтов "Герой
нашего времени". Печорин в
системе мужских образов
романа. Дружба в жизни
Печорина.
Печорин в системе женских
образов романа. Любовь в
жизни Печорина.
Споры о романтизме и
реализме романа «Герой
нашего времени».
Поэзия
Лермонтова и роман «Герой
нашего времени» в оценке
Белинского.
работа по
Контрольная
творчеству М.Ю. Лермонтова.
37(50)
38(51)
39(52)
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и
творчества. Проблематика и
поэтика первых сборников
«Вечера на хуторе близ
Диканьки», «Миргород».
Поэма «Мёртвые души».
Замысел, история создания.
Особенности жанра
и
композиции.
Обзор
содержания. Смысл названия
Система образов поэмы
«Мертвые души». Обучение
анализу эпизода.
40(53)
Образ города в поэме
«Мертвые души».
41(54)
19 Чичиков как новый герой
эпохи и как антигерой.
Эволюция его образа в
замысле поэмы.
42(55)
43(56)
44(57)
Урокдискуссия
Р/Р «Мертвые души» поэма
о величии России. Мертвые и
живые души. Эволюция образа
автора.
Соединение
комического и лирического
начал в поэме «Мертвые
души». Поэма в оценках В.Г.
Белинского. Подготовка к
сочинению.
Р/Р «Мертвые души» поэма
о величии России. Мертвые и
живые души. Эволюция образа
автора.
Соединение
комического и лирического
начал в поэме «Мертвые
души». Поэма в оценках В.Г.
Белинского. Подготовка к
сочинению.
10
«Бедность
А.Н.Островский.
не порок».
Особенности
сюжета. Патриархальный мир
в пьесе и угроза его распада.
Любовь в патриархальном
мире и её влияние на героев
пьесы «Бедность не порок».
Комедия
жанр
драматургии.
как
Ф.М.Достоевский. Слово о
писателе. «Белые ночи». Тип
петербургского мечтателя,
черты его внутреннего мира.
Роль истории Настеньки в
повести «Белые ночи».
Содержание
смысл
и
1(68)
2(59)
3(60)
4(61)
20
5
русской
Из
литературы
XIX
второй
половины
века «сентиментальности»
понимании
Развитие понятия о повести.
в
Достоевского.
Слово о
Л.Н.Толстой.
Обзор
писателе.«Юность».
трилогии.
содержания
Формирование личности героя
повести,
его духовный
конфликт с окружающей
средой и собственными
недостатками
его
преодоление.
Особенности
поэтики Л.Н. Толстого в
«Юность»:
повести
психологизм,
вн.
монолога в раскрытии души
роль
и
Формирование личности героя
его
повести «Юность»,
духовный конфликт
с
окружающей
средой и
собственными недостатками и
его преодоление. Особенности
поэтики Л.Н. Толстого в
«Юность»:
повести
психологизм,
вн.
Монолога в раскрытии души
роль
Слово
о
А.П.Чехов.
писателе».
«Смерть
чиновника». Эволюция образа
«маленького человека» в
русской литературе XIX века
и чеховское отношение к
нему. Боль и негодование
автора.
Тема
А.П.Чехов «Тоска».
одиночества человека в мире.
Образ многолюдного города и
его роль в рассказе. Развитие
представлений о жанровых
особенностях рассказа.
Р/Р Подготовка к сочинению
«В
особенности
внутреннего
изображения
мира
русской
чем
героев
5(62)
6(63)
7(64)
8(65)
9(66)
21 литературы второй половины
ХIХ века?» (на примере пр.
Островского,
Достоевского,
Толстого, Чехова).
Поэзия
Некрасова,
Вн.чт.
второй
половины ХIХ века(лирика
Ф.И.
Н.А.
Тютчева,
А.А.Фета).
Многообразие
жанров,
эмоциональное
богатство.
Развитие представлений о
жанрах лирических пр.)
6
Из
русской
литературы ХХ
века
27
Русская литература ХХ века.
Многообразие жанров и
направлений.
И.А. Бунин. Слово о писателе.
«Тёмные аллеи». «Поэзия» и
«проза» русской усадьбы.
История любви Надежды и
Николая Алексеевича.
И.А. Бунина. Мастерство в
рассказе «Темные аллеи».
Лиризм повествования.
М.А. Булгаков. Слово о
писателе. «Собачье сердце»
как социальнофилософская
сатира на современное
общество. История создания и
судьба повести.
Система
образов повести «Собачье
сердце».Сатира на общество
шариковых и швондеров.
Поэтика повести Булгакова
сердце».
«Собачье
Гуманистическая
позиция
автора.
Смысл названия.
Художественная условность,
фантастика, сатира, гротеск и
их художественная роль в
повести
10(67)
1(68)
2(69)
3(70)
4(71)
5(72)
22 6(73)
7(74)
М.А. Шолохов. Слово о
писателе. «Судьба человека».
Образ главного героя. Судьба
человека и судьба Родины.
Смысл названия рассказа.
Особенности
авторского
повествования в рассказе
судьба человека. Композиция
рассказа, автор и рассказчик,
сказовая
манера
повествования. Роль пейзажа,
широта
реалистической
типизации,
особенности
жанра. Реализм Шолохова в
рассказеэпопее.
А.И. Солженицын. Слово о
писателе. «Матрёнин двор».
Картины
послевоенной
деревни. Образ рассказчика.
Тема праведничества в
рассказе.
Образ праведницы в рассказе
«Матренин двор».Трагизм её
судьбы. Нравственный смысл
рассказапритчи.
8(75)
9(76)
Контрольная работа
произведениям
половины ХIХ и ХХ века.
по
второй
10(77)
Русская поэзия Серебряного
века.
11(78)
А.А. Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека…»,
«О, весна без конца и без
края..», «О, я хочу безумно
жить..». Высокие идеалы и
предчувствие
перемен.
Своеобразие
лирических
интонаций Блока. Образы и
ритмы поэта.
С.А. Есенин. Слово о поэте.
Тема Родины в лирике
Есенина. «Вот уж вечер…»,
«Разбуди меня завтра рано..»,
«Край
мой
ты
12(79)
13(80)
23 заброшенный…»
Размышления о жизни, любви,
природе,
предназначении
человека в лирике Есенина.
«Письмо к женщине», «Не
жалею, не зову, не плачу…»,
«Отговорила
роща
Народно
золотая…».
песенная основа лирики
Есенина.
В.В. Маяковский. Слово о
поэте. «Послушайте!», «А вы
могли
бы?»,
«Люблю»(отрывок).
Новаторство
Маяковского.
стиха,
Словотворчество.
Маяковский о труде поэта.
поэзии
Своеобразие
интонации.
ритма,
Маяковский.
В.В.
«Послушайте!», «А вы могли
«Люблю»(отрывок).
бы?»,
поэзии
Новаторство
Маяковского.
Своеобразие
стиха,
интонации.
Словотворчество.
Маяковский о труде поэта.
ритма,
М.И. Цветаева. Слово о поэте.
Стихи о поэзии, о любви,
жизни и смерти. «Идешь, на
меня похожий..», «Бабушке»,
«Мне нравится, что вы больны
не мной..», «Стихи к Блоку»,
«Откуда такая нежность?».
Особенность
поэтики
Цветаевой.
М.И. Цветаева. Образ Родины
в лирическом цикле «Стихи о
Москве».
Традиции и
новаторство в творческих
поисках поэта.
Н.А. Заболоцкий. Слово о
поэте. Философский характер
лирики поэта. Тема гармонии
с природой, любви и смерти. «
14(81)
15(82)
16(83)
17(84)
18(85)
19(86)
24 Я не ищу гармонии в
природе…», «Гдето в поле
возле
Магадана»,
«Можжевеловый куст», «О
красоте человеческих лиц»,
«Завещание».
А.А. Ахматова. Слово о
поэте. Трагические интонации
в любовной лирике.
20(87)
А.А. Ахматова. Тема поэта и
поэзии. Особенности поэтики.
21(88)
22(89)
Б.Л. Пастернак. Слово о
поэте. Философская глубина
лирики поэта. Вечность и
современность в стихах о
природе и любви. «Красавица
моя,
стать…»,
«Перемена», «Весна в лесу»,
«Быть
знаменитым
некрасиво..», «Во всем мне
хочется дойти до…».
вся
23(90)
24(91)
А.Т. Твардовский. Слово о
поэте. Раздумья о Родине и
природе. Интонация и стиль
стихотворений «Урожай»,
«Весенние строчки».
А.Т. Твардовский. Раздумья о
Родине и природе. «Я убит
подо Ржевом». Проблемы и
интонации стихотворений о
войне.
Песни и романсы на стихи
русских поэтов ХIХХХ веков
25(92)
Песни и романсы на стихи
русских поэтов ХIХХХ веков
26(93)
Контрольная работа по
русской лирике ХХ века.
27(94)
Античная лирика. Катулл.
Слово о поэте. «Нет, ни одна
средь женщин…», «Нет, не
1(95)
25
7
Из зарубежной
литературы
6 надейся приязнь заслужить..».
Чувства и разум в любовной
лирике поэте. Пушкин как
Катулла
переводчик
(«Мальчику»).
Гораций.
Слово о поэте. «Я воздвиг
памятник…».
Поэтическое
творчество и поэтические
заслуги
стихотворцев.
Традиции оды Горация в
русской поэзии.
2(96)
3(97)
4(98)
5(99)
Данте Алигьери. Слово о
поэте. «Божественная
комедия» (фрагменты).
Множественность смыслов
поэмы ,её универсально
философский характер.
У. Шекспир. Слово о поэте.
«Гамлет».( обзор с чтением
отдельных глав). Гуманизм
эпохи
Возрождения.
Одиночество Гамлета
Трагизм любви Гамлета и
Офелии.
Философский
характер трагедии. Гамлет
как вечный образ мировой
литературы.
И.В. Гёте. Слово о поэте.
«Фауст». (Обзор с чтением
отдельных
сцен).
Противостояние добра и зла,
Фауста и Мефистофеля.
Поиски справедливости и
смысла человеческой жизни.
6(100)
Смысл сопоставления Фауста
и Вагнера. Трагизм любви
Фауста и Гретхен. Идейный
смысл трагедии. Особенности
жанра. Фауст как вечный
образ мировой литературы.
Промежуточная аттестация
1(101)
8
Итоговый урок
2
26 9.
102
Работа над ошибками. Задание
на лето
2(102)
27
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.