Анализ УМК по русскому языку для 5 класса
Оценка 4.7

Анализ УМК по русскому языку для 5 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
5 кл
20.01.2017
Анализ УМК по русскому языку для 5 класса
В комплект для 5 класса УМК «Русский язык. 5 класс» (авторы А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Е.Я.Шмелева) входит: программа; учебник с приложением; аудиоприложение на CD. Содержание курса русского языка в свете требований ФГОС призвано обеспечить формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций: коммуникативной, лингвистической (языковедческой), культуроведческой.Анализ УМК по русскому языку для 5 класса
анализ_УМК_РУС_5_КЛ шмелева.docx
Анализ УМК по русскому языку для 5 класса Руденко Алена Александровна  учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №93 В   комплект   для   5   класса   УМК   «Русский   язык.   5   класс»   (авторы   А.Д.Шмелев,   Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Е.Я.Шмелева) входит:    программа; учебник с приложением; аудиоприложение на CD.  Хотелось   отметить,  что  конкретные  замечания   будут касаться  в  основном  материала   первой  части учебника, т. е. материала уже освоенного на практике.  I. Оценка содержания компонентов УМК 1 .Учебник Содержание курса русского языка в свете требований ФГОС призвано обеспечить  формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:    коммуникативной лингвистической (языковедческой)  культуроведческой. Этому требованию соответствуют содержательные линии УМК «Алгоритм успеха» по РЯ, и структура учебника предельно четко эти содержательные линии отражает. 1) Первая   содержательная   линия   —   коммуникативной  компетенции   —   направлена   на   формирование коммуникативных навыков речевого общения, осознание функции современного русского языка в России и в мире. В учебнике эта линия представлена разделами «О языке и речи», «Текст». 2) Вторая   содержательная   линия   программы,   обозначенная   как   языковедческая   компетенция,   обеспечивает формирование языковой и лингвистической компетенции на основе коммуникативно­деятельностного подхода. Разделы   учебника   «Система   языка»   и   «Правописание»   в   основном   направлены   на   обеспечение   учебными материалами реализации этой линии программы. 3) Формирование   функциональной   грамотности   учащихся,   достижение   культуроведческой   компетенции, осознание национально­культурной специфики русского языка достигается за счет реализации в курсе третьей содержательной линии — линии культуроведческой компетенции, что реализуется в разделе учебника «Язык и культура. Культура речи». В учебнике предложен модульный принцип организации учебных материалов как способ целостного представления системы языка, правил и законов его существования и осуществления связи между разделами учебной дисциплины. Главы­модули строятся по единому принципу: в каждой из 8­ми глав повторяются 6 разделов: «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Культура речи», «Повторение». Содержание   каждого   раздела   строится   в   соответствии   с   логикой   последовательного   изложения   и усвоения материала.  Так   в   разделе   «О   языке   и   речи»   формирование   представления   о   главном   предмете   изучения выстраивается   в   логическую   цепочку:   «Родной   язык.   Язык   и   речь»   –   «Общенародный   РЯ.   Русский литературный язык. Система русского литературного языка» – «Разговорная и книжная речь» – «Разновидности и стили РЯ» – «Диалогическая и монологическая речь» – «Речь устная и письменная» – «Современный русский литературный язык» – «РЯ – государственный язык РФ». Раздел «Текст» от понятий «признаки текста» – «тема и основная мысль текста» – «строение и план текста», закрепляющих знания 5­классников, полученные в начальном звене, выводят их на уровень восприятия понятия «типы речи» и их разновидности: «повествование: рассказ», «рассуждение» , «описание предмета» и «описание состояния». Таким   образом,   два   эти   раздела   направлены   на   формирование   коммуникативных   навыков   речевого общения. Логика содержания глав «Система языка» и «Правописание» определяется соответствием основным единицам русского языка и его уровням. Содержание этих разделов нацелены на формирование языковой и лингвистической   компетенции   на   основе   коммуникативнодеятельностного   подхода.   Следует   отметить обоснованность отбора предметного содержания этих глав, отражающую их внутреннюю связь и практическую значимость. Однако некоторым отступлением  от заданной логической линии представляется  размещение  в разделе «Правописание» главы 4­ой правил «Буквы о и е после шипящих в корне» и «Гласные буквы и и ы в корне после приставок», поскольку принцип этих правил связан с понятиями «морфемный состав слова» и было   бы   логичнее   отнести   их   в   главу   3,   где   в   разделе   «Система   языка»   изучаются   морфемика   и словообразование. Безусловным достоинством содержания учебника является раздел «Язык и культура. Культура речи», в котором   ставится   задача   формирования   функциональной   грамотности   учащихся   через   достижение культуроведческой   компетенции,   вводится   понятие   языковой  нормы.   Очень   важно,   что  в   учебнике   сделан акцент на национально­культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире. Количество   материала,   предложенного   учебником   для   изучения   основных   тем   и   разделов, представляется   достаточным,   не   перегруженным   понятиями   и   терминами.   Вводимые   понятия   в   основном соответствуют запасу знаний и возрастным особенностям пятиклассников. Ввод новых понятий подкрепляется, как правило, четкими опорами­схемами. Основные понятия теоретической части каждой темы даны в четких формулировках, определениях. К сожалению, такой четкости нет в формулировках орфографических правил в разделе «Правописание» в 1­ой главе. Высокой оценки заслуживает дидактический аппарат учебника. Содержание дидактического материала направлено на реализацию мета­ и межпредметных подходов в обучении, чему способствует тематическое многообразие текстового материала, в котором прослеживаются связи   с   литературой,   МХК,   обществознанием,   биологией,   физической   культурой,   правилами   дорожного движения. Есть задания и текстовый материал, отражающие повседневный, возрастной опыт пятиклассников: в гл.8 упр. № 61 и 64 по текстам А. Алексина и Т. Крюковой. Возможно, стоило бы уделить больше места текстам морально­этического содержания, поскольку пятиклассники еще нуждаются в позитивных личностных ориентирах, поскольку наш предмет несет ответственность за воспитание гражданской идентичности наших детей. Важным и несомненным достоинством дидактического материала учебника является направленность его   на   мотивацию   обучения.   Этому   служат   также   многочисленные   информационные   вставки   рубрики «Лингвистическая кладовая», упражнения с заданием «Обсуждаем свои предположения, догадки», задания игрового характера, загадки.  Для отработки и закрепления, повторения изученного предусмотрены задания творческого характера, задания с ярким иллюстративным сопровождением.  Для углубления и обобщения материала дидактической опорой становятся схемы и таблицы.   Предусмотрен в учебнике и ДМ для дифференцированного обучения, предполагающий возможность выбора выполнения заданий по желанию учащегося, задания разного уровня сложности, задания повышенной трудности.    Считаю   важным   отметить   недостаточность   материала   по   развитию   навыков   письменной   речи учащихся, в частности в работе над сочинением и изложением.   Некоторые   задания,   связанные   с   обращением   к   этому   виду   творческих   работ   учащихся, представляются не совсем корректными. Например, в упр. 104 главы 4 дано задание творческого характера, предлагается возможность свободного выбора темы, есть отсылка к инструкции. Но  предварялось задание работой  с  фрагментом   сказки,   иллюстрацией   к  которому  и  был   данный  рисунок.   Коллеги­предметники,   я думаю, согласятся, что в таком контексте «изобрести» тему, «родить» оригинальный текст представляется довольно сложным, и не только пятиклассникам.   2.    Приложение к учебнику    Незаменимым подспорьем в работе и ученика и учителя стало приложение к учебнику.  Приложение содержит: учебный орфографический словарь, учебный орфоэпический словарь, учебный толковый   словарь,   учебные   инструкции   (по   подготовке   к   разного   рода   работы   с   текстом,   подготовки   к изложению, сочинению, диктантам, планы разных видов лингвистического разбора, проектные задания.    Все три учебных словаря представляют соответствующий им материал в достаточном для курса 5 класса объеме. В толковом словарике отражены все основные пласты лексики. Приведено много примеров слов­омонимов. Однако стоит отметить, что в словарике нет ряда слов из тех, лексические значения которых необходимо объяснить по заданию упражнения. Например, упр.11 из 4 главы. Слова «гильдия» нет в словаре.    3.    Аудиоприложение    Огромным достоинством УМК является то, что в нем значительное внимание уделяется воспитанию речевой   культуры,   необходимой   для   овладения   языком   как   эффективным   средством   общения,   что способствует   адаптации   учащихся   в   обществе.   Наличие   аудиоприложения   позволяет   демонстрировать учащимся   образцовую   речь,   что   очень   важно   в   условиях   быстрого   изменения   литературного   языка   под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.   Помимо   примеров   правильной   грамотной   речи,   правильного   современного   литературного   языка   в аудиоприложении предусмотрены образцы живой разговорной неподготовленной речи. Например, совершенно замечательные примеры северного и южного диалектов звучат в аудиозаписи к упр. 2 (гл. 2). А вот  упр.  36 в  той же  главе  вызывает  замечание,  поскольку  быстрый  темп  чтения  не позволяет ученикам справиться сразу с довольно сложным заданием: «Слушайте и записывайте слова в три столбика в зависимости от ударного гласного. Слова записывайте графически – буквами, ставьте в них знак ударения».   II. Методологическая схема     УМК   «Алгоритм   успеха»   оптимально   подходит   для   реализации   требований   ФГОС,   позволяет опираться в работе на современные педагогические технологии, применять разные методические подходы и приемы,   обеспечивая   переход   «от   простой   ретрансляции   знаний   к   развитию   творческих   способностей обучающихся,   раскрытию   своих   возможностей,   подготовке   к   жизни   в   современных   условиях   на   основе системно­деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции».  О возможности использования технологии уровневой дифференциации и индивидуализации обучения через   задания   и   упражнения   разной   степени   сложности   уже   упоминалось  (упр.   20   и   26,   гл.   1).  Задания повышенной степени сложности отмечены специальным значком.   Данный   пример   позволяет   перейти   также   к  разговору   о   реализации   коммуникативного   подхода   в обучении,   который   заложен   в   УМК.   Речь   идет   о  работе   в   парах,  предполагающей   разнообразные   виды деятельности учащихся в разных учебных ситуациях: взаимопроверка (упр. 75, гл. 1), составление и проведение словарного диктанта (упр. 106, гл. 3), закрепление орфографического правила (упр. 65, гл. 2), составление рассказа, истории по картинке (упр. 90, 101, гл. 4), группировка, упорядочение, классификация (упр. 73, гл. 2) и т. д. Выполнение этих заданий предполагает необходимость объяснения своих действий, обсуждения мнений, сравнения. Работа в парах предусмотрена во всех главах и разделах учебника, как и работа в группах. Работа в группах также предполагает возможность применения технологий обучения на основе самых разных учебных ситуаций:   с   элементами   исследовательской   деятельности   (упр.   84,   гл.   3),   с   элементами   игровой, соревновательной деятельности, которая так нравится пятиклассникам в силу их возрастных особенностей. Работа в парах и группах формирует у учащихся умение работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения. Но приходится признать, что не все упражнения, предложенные для работы в группе, имеют достаточный дидактический потенциал для такой работы (например, упр. 31 в  гл. 3).   И   самая   сильная   сторона   методологической   схемы   УМК   «Алгоритм   успеха»   —   это   технология проектной   деятельности.   Примерная   тематика   учебно­исследовательской   и   проектной   деятельности приводится в программе УМК, в учебнике разные проектные задания (индивидуальные, парные, групповые) предусмотрены во всех главах и разделах, в Приложении к учебнику содержатся рекомендации к их выбору и осуществлению учащимися.   Несколько слов хочется сказать об аппарате учебника. Удобство пользования оглавлением учебника обусловлено   четким   структурированием   его   глав   и   разделов,   которые   в   свою   очередь   выделены   яркими цветами. Многоцветный боковой обрез книги позволяет легко открывать необходимые для работы разделы. Очень удобно для работы оформление страниц учебника, поскольку в верхней части каждой четной страницы повторяется № главы и название изучаемого раздела, а на нечетных страницах отмечены номер и название изучаемого   параграфа.   Традиционные   условные   обозначения   разных   видов   лингвистического   разбора сохранены. Значки рядом с номерами упражнений и отдельными заданиями подсказывают ученикам, какой вид работы им предстоит выполнить.   Учебник учит, как пользоваться словарями портала «Грамота.ру».  Учебник очень яркий, с четкой полиграфией и множеством цветных иллюстраций, что очень нравится детям,   да   и   взрослым.   Причем,   это   не   только   иллюстрации­рисунки,   но   и   репродукции   картин   русских художников (Шишкина, Перова, Саврасова, Кустодиева, Васнецова и др.), фотоиллюстрации, фотоколлажи.

Анализ УМК по русскому языку для 5 класса

Анализ УМК по русскому языку для 5 класса

Анализ УМК по русскому языку для 5 класса

Анализ УМК по русскому языку для 5 класса

Анализ УМК по русскому языку для 5 класса

Анализ УМК по русскому языку для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017