Анатомо-физиологические особенности мужского организма
Оценка 5

Анатомо-физиологические особенности мужского организма

Оценка 5
docx
09.09.2021
Анатомо-физиологические особенности мужского организма
МЕТОДИЧКА МУЖ ПОЛ СИСТЕМА — копия.docx

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:

«Анатомо-физиологические особенности мужского организма»

 

 

ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ

РАЗДЕЛ: ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ

 

Специальность  31.02.01. Лечебное дело

Курс 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Пояснительная записка

4

2.

Технологическая карта лекционного занятия     

5

3.

План изложения теоретического материала

7

4.

Содержание теоретического материала

8

5.

Контрольно-оценочный материал

13

6.

Список рекомендуемой литературы

15

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Методическая разработка составлена согласно рабочей программе  ОП.01. Здоровый человек и его окружение в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия у обучающихся по специальности 31.02.01. Лечебное дело.

Согласно рабочей программы  учебного модуля, на изучение данной темы отводится 2 часа.

Для внеаудиторной самостоятельной работы 1 час   предлагаются следующие виды работ: работа с учебной, справочной литературой, интернет издания.

Актуальность темы «Анатомо-физиологические особенности мужского организма» обусловлена тем, что знания, полученные обучающими на данном занятии, позволят осуществлять адекватную медицинскую помощь пациентам, страдающими заболеваниями органов мужской половой системы.

Изучение предложенного материала позволит выявить уровень усвоения студентами следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта лекционного занятия

Учебные цели занятия:

знать:

1. Топографию наружных и внутренних мужских половых органов.

2. Строение и функции наружных и внутренних мужских половых органов.

3. Структуру полового цикла мужчины.

 

 

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

 

 

Тип занятия: информационная, проблемная, эвристическая, бинарная

                                                 (нужное подчеркнуть)

Уровень освоения: 1

Материальное обеспечение учебного занятия:

1.  Ноутбук

2.  Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

Содержание занятия

Время

Методические указания

1. Организационный момент

2 мин

Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствия студентов на занятии. Заполнение журнала

2. Формулировка темы, ее мотивация

3 мин

Формулировка темы занятия, определение значимости темы

3. Определение целей занятия

5 мин

Определение желаемых результатов изучения темы

4. Работа над изучаемым материалом

65 мин

Последовательное изложение нового материала

5. Закрепление нового материала

10 мин

Преподаватель определяет уровень освоения новой темы путем фронтального опроса, делает выводы

6. Подведение итогов занятия. Задание на дом

5 мин

Подведение итогов занятия. Задания на дом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План изложения теоретического материала

1.     Анатомия и функции мужских половых органов.

2.      Мужские половые гормоны, их биологическое действие на организм.

3.     Формирование полового влечения, его формы. Сексуальные нарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание теоретического материала

Анатомия и функции мужских половых органов

Половые органы

 

                   Наружные:                                                 Внутренние:                                    

         - половой член                                                            - яички, придатки,                   

           - мошонка                                                                           - семявыносящие протоки,

                                                                                                        - бульбоуретральные железы,                  

                                                                                                        - семенные пузырьки,

                                                                                                        - предстательная железа.

Наружные:

       Половой член (пенис, фаллос) - наружный мужской половой орган.                                            Состоит из двух пещеристых тел и губчатого тела, которое пронизано мочеиспускательным каналом.

 Различают:                                    Функции:

-  корень,                                   - мочевыведение 

-  тело,                                        - соитие 

-  головку.                                   - семяизвержение

    

      Мошонка - кожно-мышечное мешковидное образование.                            Располагается мошонка книзу и позади от корня полового члена. Внутри мошонки в каждой ее камере находится мужская половая железа.                       Функции:                                                                                                                                              - является вместилищем для яичек и придатков;                                                                              - поддерживает оптимальную для   сперматогенеза  температуру яичек (34,5 С);

Сперматогенез - это формирование и развитие в яичках сперматозоидов, которое начинается в пубертатном периоде и длится на протяжении всей жизни мужчины.( цикл в 72 дня)

Сперматозоид (самая маленькая клетка)- это мужская репродуктивная клетка, которая предназначена для оплодотворения женской яйцеклетки.                                                                                                                    Состоит из:  головки, шейка,  средней части и хвоста.                                                             Функция:  оплодотворение яйцеклетки.     

     Существует два вида сперматозоидов :

1)    С округлой головкой и укороченным хвостом, несущие Х-хромосомы;

2)    С продолговатой головкой и удлиненным хвостом, несущие Y-хромосомы.

Женская яйцеклетка всегда содержит Х-хромосомы и пол ребенка зависит от будущего отца  ребенка.                         

     Сперматозоиды могут сохранять жизнеспособность в организме женщине до недели, но способность к оплодотворению, как правило, утрачивают в первые три дня.

Потенция -  (лат. — возможность), в медицине — способность организма к половому акту. В сексологии термин потенция обычно относится к мужской сексуальности.

Фертильность - способность половозрелого организма производить жизнеспособное потомство.

Внутренние:

    Семявыносящий проток – протоки, по которым сперма выводится из яичек.

        Является продолжением протока придатка яичка.                                      Функции:                                                                                                                           - транспорт спермы.    

      Семенные пузырьки – парные железистые образования, вырабатывающие секрет,ттвходящийттвттсоставттспермы.                                                                                                                                                                                                                                      

    Оболочки: -  слизистая -  мышечная - адвентициальная (в ней много извилистых камер, содержащие белковую жидкость, эта белковая жидкость, входит в состав спермы.)                                                                                               

Функции:                                                                                                                                     - секрет пузырьков разбавляет сперму;

- формирует щелочную среду;

-  активирует сперматозоиды;

-пэпителий семенных пузырьков образует простагландины.

        Семенной канатик – парное образование, подвешивающее яичко, 15 - 20 см длиной,  в состав входят семявыводящий проток и сосуды.

       Предстательная железа (простата)  – железисто-мышечный орган, состоящий из правой и левой долей, которые соединены между собой перешейком.

      Предстательная железа вырабатывает сок, который имеет щелочную реакцию для нейтрализации кислой среды женщины.

    Железа состоит из железистой и гладкомышечной ткани.  

   Функции: 

- выработка секрета простаты, который является составной частью спермы.

- играет роль клапана, закрывает выход из мочевого пузыря во время эрекции.        

       Бульбоуретральные железы (Железа Купера) – парная железа мужской половой системы, которая располагается сзади перепончатой части мочеиспускательного канала.

      Железа имеет альвеолярное трубчатое строение, плотную консистенцию, овальную форму, протоки желез открываются в мочеиспускательный канал.        

      Яичко – парная половая железа овальной формы, расположенная в  мошонке, в которых образуются мужские половые клетки «сперматозоиды»  иимужскиетполовыетгормоны. (вырабатывают тестостерон)                                                                                                                       Каждое яичко по форме длиной 4-6 см, шириной 2,5-3,5 см, массой 15-30 г. Различают: верхний конец яичка, обращенный наружу, и нижний, обращенный внутрь; переходящие одна в другую наружную (латеральную) и внутреннюю (медиальную) поверхности; передний  и задний края.

У верхнего полюса и на заднем крае находится придаток яичка.                              Внутреннеерстроение:ттдольчатое.                                                                                    Ткань яичка покрыта плотной фиброзной оболочкой.  Ткань паренхиматозная, состоит из 250-300 долек. В каждой дольке располагаются 2-3 семенных канальца. Местом образование сперматозоидов являются извитые канальцы. Прямые канальцы – выводящие.

    Функции:

- внешнесекреторную - сперматогенез  (образование мужских половых клеток – сперматозоидов);

- внутрисекреторную – выделение мужских половых гормонов – андрогенов (основной из них - тестостерон) и небольшое количество  эстрогенов.

Тестостерон способствует возникновению вторичных половых признаков, созреванию спермиев – мужских половых клеток.

 

      Придаток яичка -  парный орган мужской половой системы, служащий для  созревания, накопления и продвижения сперматозоидов.

     Представляет собой длинный узкий проток для проведения сперматозоидов, который многократно свёрнут в компактное вытянутое образование.

       Располагается в мошонке, сзади и сверху от яичка, к которому непосредственно примыкает.

      Длина протока придатка яичка 6-8 м. Сперматозоиды попадают в придаток из канальцев яичка и продвигаются по протоку придатка в течение двух недель. Продвижение сперматозоидов по протоку пассивное, оно осуществляется с помощью биения ресничек эпителия. 

Функции:

- Созревание сперматозоидов

-  Продвижение сперматозоидов

-  Накопление сперматозоидов (накопление происходит в хвостатой части придатка).

Мужские половые гормоны, их биологическое действие на организм

- Андрогены (мужские половые гормоны) Эстрогены (женские)

- тестостерон

Стимулирует рост и развитие организма, появление вторичных половых признаков, половое влечение, стимулируют образование сперматозоидов.

Факторы, влияющие на воспроизводство населения:   

1) социально-экономические (культура, традиции, религия )

2) природно-биологические (влияющие на смертность, болезни, разное время наступления половой зрелости в районах с теплым и холодным климатом, разная степень приспособленности женского и мужского организмов к условиям внешней среды);

3) демографические (половая и возрастная структура населения, уровень брачности, уровень разводимости);

4) психологические, а так же инфекции, вредные привычки.

Формирование полового влечения, его формы.

Сексуальные нарушения

     Формирование полового влечения начинается в дошкольном возрасте и развивается в период полового созревания.

Стадии полового влечения:

1 – понятийная. Она протекает в детстве и характеризуется отсутствием чувственно-эротической окраски сексуальных реакций и опыта, связанного с полом и отношениями полов.

2 – романтическая. На этой стадии эротичность еще не связывается с сексуальностью и реализуется в сфере несексуального общения.

3 – сексуальная. Она описывается еще как стадия подростково-юношеской гиперсексуальности.

4 – стадия зрелого сексуального сознания.

( эти стадии свойственны в основном мужчинам)

Сексуальные нарушения:

- снижение потенции и либидо;

- снижение сексуального влечения;

- раннее семяизвержение.

 

 

 

 

 

 

a970ecb6e94c59e6d0314200c9df3a2c.jpgКонтрольно-оценочный материал

                          

Задание 1. Вопросы для фронтального опроса:

1. Назвать наружные мужские половые органы?

         2. Назвать внутренние мужские половые органы?

         3. Назвать гормон, вырабатываемый яичком?

         4. Функция бульбоуретральных желез?

         5. Функция мошонки?

         6. Функция полового члена?

 

Задание 2. Закончите фразу:

1. Головка придатка яичка образована ………………. канальцами, которые сливаясь,  образуют ………………………. …придатка яичка.

2. Предстательная железа состоит из ………………… и ……………ткани.

3. В половом члене различают части: ……………………………………… .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эталоны ответов на фронтальный опрос:

Задание 1:

1. Половой член, мошонка

2. Яички, придатки яичек, семявыносящие протоки,  предстательная железа,                                                       семенные пузырьки, бульбоуретральные железы

3. Тестостерон

4. Железа вырабатывает вязкую жидкость, которая защищает слизистую оболочку стенки мочеиспускательного канала от раздражения ее мочой.

5. Является вместилищем для яичек и придатков;                                                                  поддерживает оптимальную для   сперматогенеза температуру яичек.

6. Мочевыделение, соитие, семяизвержение.

Задание 2:

1. 12 – 15 выносящими канальцами; проток 

2. Железистой, гладкой мышечной 

3. Корень, тело, головку 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1.     Лысак Л.А., Крюкова Д.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. Учебное пособие, - Ростов – на/Дону: Феникс,2017г., - 484с.

2.     Кучма В.Р., Сивочалова О.В., Здоровый человек и его окружение. Учебник, - М.: ГЭОТАР-Медиа, - 2019, - 544с.

Дополнительная литература:

1.     О.В. Сивочалова Гинекология: учебник для сред.мед. проф. образования М.: Издательский центр « Академия », 2015 – 288 с.

2.      И. К. Славянова Сестринское дело акушерстве и гинекологии: Ростов-на Дону, Изд.: ФЕНИКС, 2016.

Интернет – ресурсы:

1.     Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http/www.minzdravsoc.ru)

2.      Портал акушерско-гинекологический (http//formedik/ru/akusherstvo-rus-2- html)

3.     Кучма В.Р., Здоровый человек и его окружение [Электронный ресурс]:    

 учебник / В. Р. Кучма, О. В. Сивочалова - 4-е изд., испр. и доп. - М.:      ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 544 с. - ISBN 978-5-9704-3232-7 - Режим    

доступа: http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970432327

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 4 2

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 4 2

Пояснительная записка Методическая разработка составлена согласно рабочей программе

Пояснительная записка Методическая разработка составлена согласно рабочей программе

Технологическая карта лекционного занятия

Технологическая карта лекционного занятия

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

План изложения теоретического материала 1

План изложения теоретического материала 1

Содержание теоретического материала

Содержание теоретического материала

Существует два вида сперматозоидов : 1)

Существует два вида сперматозоидов : 1)

Семенной канатик – парное образование, подвешивающее яичко, 15 - 20 см длиной, в состав входят семявыводящий проток и сосуды

Семенной канатик – парное образование, подвешивающее яичко, 15 - 20 см длиной, в состав входят семявыводящий проток и сосуды

Тестостерон способствует возникновению вторичных половых признаков, созреванию спермиев – мужских половых клеток

Тестостерон способствует возникновению вторичных половых признаков, созреванию спермиев – мужских половых клеток

Формирование полового влечения, его формы

Формирование полового влечения, его формы

Контрольно-оценочный материал

Контрольно-оценочный материал

Эталоны ответов на фронтальный опрос:

Эталоны ответов на фронтальный опрос:

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Скачать файл