Анекдоты
Цели: познакомить с народным жанром – анекдот; воспитывать нравственность на произведениях народной поэзии, прозы, на народных жанрах; воспитывать любовь к чтению.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
Дети рассказывают анекдоты из школьной жизни.
– К какому жанру относится анекдот?
– Анекдот – устный, очень короткий смешной рассказ с неожиданной концовкой. Вряд ли найдется взрослый или школьник, который не знает ни одного анекдота и откажется выслушать еще один.
Рассказ учителя.
Учитель. Есть анекдоты бытовые. В них высмеиваются людские слабости – глупость, жадность, тщеславие. В забавном виде предстают семейные ссоры и человеческие отношения вообще.
Например, жена говорит мужу: «Я пошла на пять минут к соседке, а ты каждые полчаса помешивай суп!»
Остроумный и смешной анекдот не всегда говорит о смешных вещах: «Папа, водка подорожала. Ты теперь меньше будешь пить?» – «Нет, сынок, ты теперь будешь меньше есть!»
Сколько трагического и глубокого смысла в этих трех фразах!
И к числу бытовых такой анекдот, пожалуй, не отнесешь.
Он уже ближе к политическим, которые высмеивают и осуждают общественные пороки, критикуют власти.
Как опасно было в сталинские времена рассказывать анекдоты о власти, о Сталине, критиковать общественные порядки, и все-таки анекдоты продолжали жить. Сталин провозгласил шесть условий победы социализма. Народ ответил анекдотом: «Газетчики кричат: «Шесть условий Сталина – три копейки!» Люди спрашивают: «А почему так дешево?» Газетчик отвечает: «А все правильно: каждому условию – грош цена». (Грош – это полкопейки.)
В годы советской власти в анекдотах постоянно говорилось о недостатках продуктов: колбасы (времена Горбачева), о голоде (при Сталине), во время коллективизации – о хлебе и картошке:
«В магазине покупатель обращается к продавцу: «Вы можете завернуть мне двести граммов колбасы?» – «Могу, давайте колбасу!»
А вот за анекдотами над сварливыми тещами, легковерными мужьями и женами-модницами позволялось смеяться всегда. Анекдоты политические запрещались и не только – за них судили, как за пропаганду против советской власти. Недаром был анекдот: «Объявлен конкурс на лучший анекдот. Первая премия – двадцать пять лет тюрьмы, вторая – двадцать и две третьих премии, поощрительных, – по пятнадцать лет».
Когда началась перестройка и очень медленно, постепенно стала пробивать себе дорогу гласность, родились новые анекдоты. «Что такое уцененный анекдот? – Это такой анекдот, за который раньше давали пятнадцать лет, а теперь только три года».
Политический анекдот жил и освещал светом правды то, что государство, власти хотели бы спрятать, скрыть. Анекдоты рассказывали тихонько, в курилках, дома, в дружеских компаниях. В условиях жестокой несвободы анекдоты ясно показывали отношение народа ко всем важным событиям и явлениям действительности. Они не только выражали истинное общественное мнение, но и воспитывали людей.
Вот анекдот Страны Советов: «В трамвае едут два старика. Один говорит другому: «Слушай, а я тебя знаю! Мы с тобой вместе Зимний брали!». – «Да ну, не выдумывай!» – Ну как же, помнишь, мы еще по лестнице поднимались, а ты ногой за свое пальто зацепился, и винтовка покатилась. Было такое?» – «Ну было. А как ты меня узнал-то?» – «Да по пальто и узнал!…»
О точности немцев: «В Германии. Поезд приходит минута в минуту, иностранец удивляется. Ему говорят: «А что же вы хотите – ведь война!»
В нашей стране. Поезд опоздал на сутки. Пассажиры ругаются. Дежурный говорит: « Что же вы хотите – ведь война!»
В брежневские времена анекдоты не сочиняли только ленивые.
Анекдот неподкупен, зорок и точен. А чтобы зло, глупость, уродство общественной и политической жизни, которые он высмеивает, были лучше видны, они подчеркиваются, преувеличиваются и порой до абсурда.
Л. И. Брежнев очень любил награды и звания – у него были десятки орденов, одних звезд Героя – пять. Анекдот на это глупое тщеславие отозвался так: «Слыхали? В Москве землетрясение – со стула упал пиджак Брежнева с наградами».
Форма анекдота бесконечно многообразна. Это может быть одна фраза, например: «Штирлиц ехал на машине со скоростью 160 километров, рядом шел Борман и делал вид, что прогуливается». Может быть диалог, вопрос и ответ: «Мальчик, как тебя зовут?» «Не знаю». – «А кем ты хочешь быть?» – «Космонавтом!».
Встречаются иногда анекдоты – развернутые рассказы, но часто анекдот поражает своей краткостью. Чтобы высмеять современное легкомысленное отношение к браку, хватило двух слов: «Поженимся?» – «Созвонимся!»
Анекдоты постоянно обновляются, освежаются. Кроме взрослых анекдотов существуют и детские – об отношениях детей и родителей, учеников и учителей.
«Папа, мне приснился сон, будто ты дал мне пять тысяч рублей!» – «Оставь их у себя, сынок!»
Часто действуют герои книжек и кинофильмов – Чебурашка, Винни Пух, Пятачок, Колобок.
«Повели Колобка на расстрел, спрашивают, какая у него будет последняя просьба. А он отвечает: «Только не стреляйте мне в голову!».
Ш к о л ь н ы й а н е к д о т:
«Придя домой из школы, Вовочка заявил:
– Хочу уведомить все заинтересованные стороны, что я, Вовочка, сегодня показал себя перед классом полным идиотом, когда на уроке по половому воспитанию повторил истории про аиста, рассказанные мне некоторыми лицами, проживающими в этой квартире».
Даже в детском саду можно услышать анекдот, переделанный, приспособленный к своим понятиям:
«Василий Иванович однажды говорит Петьке:
– Петька, а я английский язык знаю!
– Ну скажи что-нибудь!
– Хенде хох!
– Так это же немецкий!
– Ну значит, я немецкий знаю».
Рефлексия.
– Какие бытовые анекдоты вы знаете?
– О чем говорят анекдоты?
– Какие формы бывают у анекдота?
– Какие детские анекдоты вы знаете?
– Сколько живет анекдот?
Рассказ учителя.
Почти все анекдоты – о сегодняшних или сравнительно недалеких событиях и героях.
Вообще анекдоты, а особенно политические, живут недолго – ровно столько, сколько люди помнят о событии или о деятеле, который стал героем анекдота. Через несколько лет лишь старики будут помнить Брежнева и его причуды, косноязычие, о его бестолковости:
«Брежневу обещали присвоить звание генералиссимуса, если он выговорит это слово».
«На открытии Московской Олимпиады Брежнев читает: О-о-о-о-о, а помощник ему шепчет: «Леонид Ильич! Это не «О», а пять олимпийских колец!»
Может показаться, что анекдоты родились недавно. На самом деле, это очень древний вид устного народного творчества – коллективного, безымянного, имеющего, как сказки, частушки, песни, большое количество вариантов. Анекдот – близкий родственник бытовой сказки, где говорится о проделках поповского работника, ловкого солдата, бедного мужика.
Анекдот (от греч. anehdotos – неопубликованный) в первоначальном значении – рассказ о поучительном или смешном случае из жизни исторических деятелей, их остроумные или мудрые изречения. Совсем необязательно, чтобы случай происходил или слова изрекались на самом деле.
Сохранилось множество анекдотов о древнегреческом философе Диогене (413–323 до н. э.). Один из самых известных – о том, как Диоген днем бродил по Афинам с зажженым фонарем и громко кричал: «Ищу человека! Эй, ищу человека!» А когда люди, следовавшие за ним, выражали свое удивление, он отвечал: «Я сказал – человека, не дрянь».
В России анекдот живет тоже с давних времен. В одном из сборников конца ХVII столетия, например, приводится такая сценка. Думный дьяк обругал своего секретаря: «Экой ты дурак!» Тот, оборотясь, молвил в ответ: « Это правда, сударь, я то же хочу сказать».
Бытовые анекдоты, в отличие от политических, живут на протяжении десятилетий, столетий и даже тысячелетий и переходят от народа к народу. До конца ХХ в. дошел античный анекдот: « Старик нес вязанку дров и так утомился, что стал призывать смерть. А смерть тут как тут. «Звал меня?» Старик перепугался и говорит: «Звал, чтобы ты помогла мне вязанку на плечи поднять…» Этот анекдот знали и в Древней Руси. А последний раз он записан от вологодской крестьянки в 1980 году.
Собирание старого и нового, живого, вечно меняющегося и обновляющегося репертуара анекдотов никогда не может считаться законченным. Изучать анекдоты необходимо: в них, как в зеркале, вся история государства и народа, рассказанная и оцененная самим народом.
Рефлексия.
– Каким событиям посвящены анекдоты?
– Как долго живут анекдоты?
– О чем говорит древнегреческий анекдот о Диогене? Кстати, кто такой Диоген?
– Как давно живет анекдот на Руси?
– Какие анекдоты живут дольше: бытовые или политические? И почему, как вы считаете?
– Почему необходимо изучать анекдоты?
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Как вы понимаете литературоведческий термин народное творчество?
Учитель. Поэтические произведения, созданные безымянными народными поэтами, передававшиеся из уст в уста, часто из поколения в поколение.
К видам устного народного творчества относят: былины, народные песни, сказы, сказки, частушки, народные пословицы, поговорки, загадки. Произведения народного творчества (былины, исторические песни, сказки, пословицы), созданные зачастую в древние времена, подвергаются в устной передаче переработке в различные исторические эпохи, а также зависят от особенности творческой манеры исполнителя этих произведений – сказителя, его личного отношения к жизненным явлениям и событиям, художественного вкуса, мастерства. Так появляются различные варианты одной и той же былины, исторической песни, сказки и т. д.
Домашнее задание. Собрать (по газетам, у учеников, в литературе) школьные анекдоты. Например, такой:
«Мама, меня все в школе дразнят жадиной!
– Кто именно? Фамилии?!
– За пять баксов всех назову!»
Записать, и на следующем занятии проведем конкурс на лучший анекдот и рассказывание анекдота.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.