Английский язык во внеклассных мероприятиях
Оценка 4.9

Английский язык во внеклассных мероприятиях

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
английский язык
СCУЗ, ВУЗ
20.12.2020
Английский язык во внеклассных мероприятиях
Творческий проект Куянцева И.И.(МБОУ СОШ№39).docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное базовое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Коммуникативная направленность внеклассных мероприятий по английскому языку»

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель английского языка

Куянцева И. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Воронеж

2020 г.

Актуальность проекта: актуальность данной темы связана с требованием времени. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своем ежегодном послании  Федеральному собранию подчеркивал, что Россия должна обрести статус мировой державы и для этого в стране необходимо продолжать всестороннюю модернизацию. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.  Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка, как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

      Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. А школьное обучение должно быть построено таким образом, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

         Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания английского языка – языка международного общения. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь, требует полного развития личности ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.

Вариативность способов обучения иностранному языку обсуждалась на международной конференции «Современные методы преподавания и изучения иностранных языков». Дж.Дьюк (США) отметил, что эффективность методов обучения зависит как от особенностей и уровня профессиональной подготовки учителя, так и от разных индивидуальных особенностей учащихся (не только от коэффициента их интеллектуальности – IQ). Основываясь на работах Л.С.Выготского, Дж.Ашера, Г.Гарднера, указываю на комплексную структуру способностей человека овладевать новым языком, включая методологические компоненты: вербальный (лингвистический), музыкальный, логический (математический), пространственный (зрительный), моторный (кинетический), межличностный (социальный) и внутриличностный (самоанализ). Выбор методов и приемов обучения во многом зависит от того, какой компонент структуры способностей у конкретных учащихся развит сильнее.

Но реальность такова, что далеко не каждый выпускник современной школы владеет высоким уровнем английского языка, необходимым для межкультурной коммуникации. Об этом свидетельствуют результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку.

В 2010 году в ЕГЭ по иностранному языку участвовали 83 922 выпускника, из них 91,5% сдавали экзамен по английскому языку. Но достаточно высокий уровень владения иностранным языком (вариант В2) показали только 15% участников экзамена (оценка выше 85 баллов).

  Противоречия, возникающие в ходе проекта:

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на занятиях по иностранному языку;
- между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию младших школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками.

Проблема исследования: как повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции при обучении английскому языку?

  Цель проекта: найти и обосновать эффективность выбранного пути развития коммуникативной компетенции при обучении английскому языку.

   Объект проекта:  повышение уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка на внеклассных мероприятиях.

  Предметом исследования данной работы являются пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка

  Гипотеза проекта: использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса, способствующая формированию коммуникативных навыков у младших школьников.

  Задачи проекта:

- пробуждение интереса к изучению иностранного языка;

- повышения уровня коммуникативных  навыков и умений в различных видах деятельности;

- развитие личности ребенка, его интеллектуальных и познавательных способностей;

- создание дополнительного пространства для общения.

  Методы:

1.     Проблемно-реферативный.

2.     Системно-структурный.

3.     Метод конкретных социальных исследований.

4.     Рефлексивный метод.

 

 

Методологическим основанием исследования являются:

      Современная дидактика уделяет большое внимание организации активной деятельности самих учащихся по усвоению новых знаний и формированию умений, управлению учебно-воспитательным процессом, стимулированию активности учеников, вовлечению школьников в планирование своей учебной деятельности, ее самоорганизации, самоконтролю, т.е. саморегулированию учения. Эффективность овладевания иностранным языком находится в прямой зависимости от активности учащихся, вовлечения их во все виды речевой деятельности, чтобы они как можно больше слушали иноязычную речь, говорили, читали и писали на иностранном языке. “A language is not a subject which can be taught; it is a subject which must be learnt” (M.West), а научиться можно только путем выполнения тех действий, которые составляют суть владения изучаемым языком для осуществления коммуникации. Отсутствие иноязычной среды, потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком для общения создает большие трудности,  как для учителя, так и для учащихся. От учителя требуется творческий подход к решению учебно-воспитательных задач, чтобы сама учебная деятельность, им организуемая, была для учащихся интересна и не только вызывала высокую мотивацию, обеспечивающую их активность на уроке, но и сохраняла бы свою воздействующую силу во внеурочное время. Ни для кого не секрет, что овладение иностранным языком сопряжено с систематическими занятиями, и,  если  школьники не овладевают изучаемым языком, то это происходит потому, что их не научили заниматься им так, чтобы слушание звукозаписей, подготовка устных сообщений, чтение и выполнение письменных заданий приносило бы чувство удовлетворения и обеспечивало бы им осознание продвижения вперед в усвоении языка.

          На начальном этапе при обучении английскому языку учитель выступает не только в качестве источника информации и партнера по общению, но и учит учащихся приемам учения. Дети учатся наблюдать за фактами языка. Например, при работе над произношением учащиеся учатся не только слушать, но и слышать разницу в звучании предложения, словосочетания, слова, звуков - вот как говорят (скажут) по - английски. При обучении чтению следует учить “видеть правило”, по которому нужно прочитать слова, и как его использовать, чтобы прочитать правильно.

           Детей следует учить переносу знаний, навыков и умений, приобретенных при изучении родного языка, на изучение английского языка, например, при овладевании написанием английских букв устанавливать сходство и различие и тем самым сокращать объем того нового, что нужно усвоить; при обучении лексике использовать догадку на основе привлечения родного языка:

- Учащихся нужно учить приемам выполнения заданий по письму и чтению, подготовке устного сообщения, например по картинке.

-Учащихся следует научить пользоваться учебником, рабочей тетрадью, книгой для чтения, звуко- и видеозаписью, компьютером.

- Учащимся следует научиться планировать свою работу по английскому языку, что, когда и где буду выполнять.

             Все сказанное позволяет выделить еще один компонент содержания обучения: методологический - обучение учащихся рациональным приемам учения, познания нового для них языка и формирования умений им практически пользоваться в целях общения. Без вооружения учащихся рациональными приемам учения, без формирования у них умения пользоваться средствами изучения иностранного языка, учебником, грамматическим справочником, словником, словарем, а также магнитофоном и другими техническими средствами обучения и без воспитания культуры, умственного труда, а также четкого планирования самостоятельной систематической работы, овладеть иностранным языком не представляется возможным даже на уровне требований, сформулированных программой, так как учащиеся должны уже на начальном этапе усвоить, что их успехи в овладении английским языком будут определяться тем, как они будут заниматься им сами  и во внеурочное время.                   

   Действительно, чтобы научиться понимать речь на английском языке, нужно как можно больше слушать, как на нем говорят, чтобы говорить по-английски, необходимо использовать любую возможность активно употреблять то, что можешь, знаешь, как сказать, чтобы читать на английском языке, следует читать ежедневно, хотя бы понемногу, чтобы лучше запомнить слова, словосочетания, предложения, следует пользоваться письмом. Другого пути к овладеванию изучаемым языком нет и быть не может, так как овладение перечисленными умениями непременно предполагает формирование их в ходе использования при общении. При этом можно развивать у себя те умения, какие легче даются и доставляют больше удовлетворения, радости, например, научиться читать по-английски и, конечно, с пониманием и про себя, или научиться понимать, когда говорят или поют английские песни. Хотя подобное владение не полное, одностороннее, оно все же практическое владение языком, и учащийся может совершенствовать его и дальше, например, читать сначала легкие книжки на английском языке, а затем все более сложные и, наконец, читать то, что отвечает интересам и увлечениям ученика.

         Инновационность  проекта прослеживается на уровне целеполагания – формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся предполагает прежде всего развитие их личности, положительной мотивации к изучению иностранного языка. Технология его реализации предполагает разнообразие видов деятельности всех его участников. Все мероприятия носят длительный характер, практико–ориентированы и связаны с интересами учащихся, для которых организуется проект, их родителей и положительно влияют на других его участников. В работе использую  основные  методы: наблюдение, беседа, педагогическое моделирование.

 

  § 1. Формирование коммуникативных навыков на внеклассных мероприятиях  по английскому языку «В поисках страны Бэйбилэнд»

Необходимо ещё раз обозначить гипотезу нашего исследования. Моя задача состояла в том, чтобы установить, способствует ли использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса формированию коммуникативных навыков у учащихся. Для подтверждения гипотезы и в соответствии с целью данной инновационной проектной работы нами были использованы определенные методы педагогического исследования. При решении заявленной проблемы мы исходили из принципа множества методов исследования. Этот принцип означает, что для решения представленной проблемы мы использовали не один, а несколько методов. Остановимся на них поподробнее. При составлении § 1 данной работы  было изучено достаточно большое количество педагогической, методической и специальной литературы по проблеме развития коммуникативных навыков на внеклассных мероприятиях по английскому языку.

Например, внеклассное мероприятие на тему «Магазин игрушек», было посвящено ознакомлению с вопросом «Do you want to…?» и ответами на него «Yes, I do» и «No, I don`t». Цели данного мероприятия были направлены на тренировку навыков диалогической речи.

Вначале учитель и учащиеся поприветствовали друг друга на английском языке:

– Good morning, boys! Good morning, girls!

(Good morning, teacher!)

Потом учитель, а за ним ребята хором произнесли рифму:

Good morning, good morning!

Good morning to you!

Good morning, dear children!

I`m glad to see you!

(Good morning, good morning!

Good morning to you!

Good morning, dear teacher!

We are glad to see you!)

После приветствия, учащиеся по очереди задавали друг другу вопросы и отвечали:

– How are you, Lena? (I`m fine, thanks).

– How are you, Katya? (I`m fine, thanks). Etc.

Интересно была организована работа по теме данного мероприятия. Я разыграла с учащимися диалог, выступив в роли продавца игрушек. Учитель сопровождал каждое задание коммуникативными установками и, в случае необходимости, примерами выполнения.

– Что вы будете говорить продавцу, когда придете в магазин? Правильно, сначала нужно поздороваться, а затем сказать продавцу, что вы хотите купить. Как вы об этом скажете? I want a cat. Now let`s start to play.

Ученики по очереди подходили к столу учителя, приветствовали его и сообщали о том, какую игрушку они хотят купить.

Good morning, Irina Ivanovna!

Good morning, Kolya!

– How are you?

– I`m fine, thanks. I want a cat.

– Take it, please.

– Thank you.

– You are welcome. Bye-bye.

– Bye.

После розыгрыша диалогов учитель предлагает учащимся рассказать от лица игрушки, что ей хочется сделать.

Содержание диалога отвечало поставленной цели занятия и было методически оправдано.

Познакомившись с вопросом «Do you want to…?» и ответами на него «Yes, I do» и «No, I don`t» учащиеся использовали их в устном задании, развивающем навыки диалогической речи.

Особый интерес у меня вызвало занятие, наиболее соответствующее теме нашего исследования.

Оно началось с приветствия.

Good morning, children! (Good morning, teacher!)

– I`m glad to see you! (We are glad to see you too.)

  В ходе фонетической зарядки учащиеся тренировали речевые навыки. Большое значение в формировании коммуникативных навыков представляла речевая разминка. Я задавала вопросы в быстром темпе. Учащимся было предложено ответить на  вопросы.

– Today I want you to answer my questions.

Be quick and active.

– Do you like to eat eggs?

– Does your mother like carrots?

– Do you want to drink apple juice?

– Does your brother like porridge?

  На этапе актуализации навыков устной речи были привлечены к работе все учащиеся. Мне удалось активизировать детей. Ребятам были даны начала предложений, а они предлагали свои варианты, как можно закончить данные фразы.

  Обучение диалогической речи заключалось в разбиении учащимися диалога на пары и разыгрывании диалога в течение пяти минут.

  После проведенных внеклассных мероприятий по английскому языку была проведена беседа с учениками об их впечатлениях после изучения темы, об успеваемости по английскому языку, мне были интересны их мнения о состоявшемся мероприятии. Большинство учащихся с интересом относятся к предмету, активно принимают участие. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к английскому языку.

 

Вопросы

Ответы учащихся (%)

1.                 Какие предметы тебе нравится изучать, а какие не нравится?

86% (высказались в пользу английского языка)

2.                 Какие виды заданий на занятии тебе нравятся?

72%(высказались в пользу коммуникативных заданий)

3.                 Какие формы работы на внеклассных занятиях тебе нравятся?

84% (за коммуникативные игры)

4.                 В результате каких упражнений лучше всего запоминаются новые слова?

95%(упражнения в диалогической речи)

 

  Наибольший интерес у учащихся вызвали коммуникативные задания, связанные с иноязычным общением. Школьники лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи. Диалог служит для них мотивом усвоения новых слов.

  Результаты показывают, что коммуникативные приёмы являются любимой деятельностью учащихся.

  Я считаю, что диалог в легкой непринужденной форме позволяет учащимся снять коммуникативные барьеры в общении, увеличить объем их речевой практики. На младшей ступени обучения учащимся нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект.

    Таким образом, мы можем говорить об эффективности использования коммуникативных упражнений и заданий  в начальной школе, поскольку развитие коммуникативных навыков  является одной из важнейших задач любого учителя.

     В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъем, положительный настрой, желание изучать английский язык.

    Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средст­вом общения, уметь им пользоваться в устной и пись­менной формах. Устная форма включает владение понима­нием звучащей речи на слух — аудированием и выражением сво­их   мыслей   на   иностранном   языке — говорением.   Письменная форма предполагает овладение графической речью, то есть пони­манием печатного текста — чтением и использованием графиче­ской системы для выражения мыслей — письма. Схематически это можно представить так:

 

 

 

 

Схема 1

 

                      Язык — средство общения

 

   в устной форме                                   в письменной форме

 

аудирование        говорение                     чтение                      письмо

 

  Аудирование, говорение, чтение и письмо — это виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, чтобы обеспечить возможность осуществлять общение в устной и письменной формах.

  В условиях обучения английскому языку в общеобразовате­льном учреждении, в частности на начальном этапе, должны быть заложены прочные основы всех видов речевой деятель­ности.

    На сайте FalseFriends.ru ребята могут не только послушать, но и поиграть.


  Учащийся может научиться понимать звучащую речь на английском языке длительностью до одной минуты. (Я употребила слово «научиться», так как овладение иностранным языком воз­можно только при активном учении учащегося, активном ауди­ровании, равно как и при активном говорении, чтении и письме.) Это может быть рассказ, который учащиеся слушают в звукоза­писи или исполнении учителя, отвечающий основным требовани­ям, предъявляемым к текстам при коммуникативно-направленном обучении. Например, текст "On a Sunday in Spring" объ­емом  1000 печатных знаков построен на изученном учащимися материале.   Рассказ   содержит   фактологическую   информацию: кто?  где?  когда?, эмоциональную информацию — переживания старой собаки — и несет воспитательную нагрузку: в нем гово­рится, как несправедлив был хозяин и за это был наказан и как верен своему хозяину оказался пес. Это может быть и просмотр озвученных диафильмов, видеофильмов.

  Наконец, это активное участие в беседе, проводимой в процессе мероприятия, которое возможно только при условии владения пониманием речи на слух, когда говорит учитель и учащиеся по темам и ситу­ациям, предусмотренным начальным этапом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Нетрадиционные формы организации занятий по английскому языку в начальной школе «Вижу, слышу, говорю».

  Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

  В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого  - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого –  с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

  Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время  эффективными. Нетрадиционные формы занятий  по английскому языку проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы занятий по иностранному языку осуществляются при  участии большей части  учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.  В этих случаях удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

·               осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

·               обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к мероприятию.

 

  Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются внеклассные мероприятия, проведенные в форме  спектакля, видеоурока  и другие формы занятий.

 

 

Применение интернет-технологий

  Компьютер вообще и интернет в частности относятся  к тем техническим средствам обучения иностранным языкам, которые не были придуманы специально для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако в связи со своими большими возможностями интернет вскоре после своего возникновения привлек внимание преподавателей-практиков и методистов. Интернет используется сейчас для обучения самым различным предметам. Особое значение он приобрел в преподавании иностранного языка. 

  Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

  Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.

  Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду.

  Сначала вспомним особенности предмета "иностранный язык". Основная цель – формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.  В наше время именно эта цель является наиболее востребованной учащимися.

  Следует иметь в виду еще одну особенность предмета "иностранный язык". Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении.

  Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь  в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.

  Если иметь в виду предмет нашего обсуждения – интернет, то также важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

·               для включения материалов сети в содержание занятия;

·               для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы  над проектом;

·               для ликвидации пробелов в знаниях;

Используя информационные ресурсы сети интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд  дидактических задач:

·               совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети интернет;

·               пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;

·               формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Включение материалов сети в содержание внеклассного мероприятия позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.

  Обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Существу­ют три области, в которых интернет мо­жет вывести обучение иностранным язы­кам на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуни­кация осуществляется с помощью элек­тронной почты, огромные пласты инфор­мации заключены во всемирной паутине (World Wide Web), публикация может осуществляться путем создания собствен­ной страницы в интернете. В принципе, все это можно делать и без интернета. Общаться можно с помощью писем или по телефону, за информацией хо­дить в библиотеку, а публиковать свои тру­ды в журналах и газетах. Однако интернет вносит в эти области новое измерение. Ком­муникация значительно облегчается и уско­ряется, информация становится доступна, актуальна и аутентична, а публикация в Ин­тернете имеет неизмеримо более широкую аудиторию, чем в журнале или газете.

  С дидактической точки зрения преиму­щество интернета перед традиционными средствами обучения заключается, преж­де всего, в доступности и актуальности ау­тентичных материалов, а также в облегче­нии и ускорении межнациональной ком­муникации.

  В настоящее время разрабатывается ме­тодика обучения иностранному языку с использованием интернета. Существуют сторонники идеи обучения языку только с помощью интернета, без традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использо­вать интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс.

  Организация внеклассных занятий с использованием видео-ресурсов

  Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на занятии   с использованием различных приемов работы.

  Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

  Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.

  Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.  Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

  Формирование коммуникативной компетенции как цели обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе, естественно, достигается в процессе активной речевой деятельности учащихся, организуемой учителем.

  Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Интегрированные мероприятия, направленные на установление межпредметных связей «Хочу все знать».

  В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.

  Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.

  Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.

  Богатый материал для организации заинтересованного иноязычного общения дает литература. Наиболее необходима связь "Чтения и иностранный язык" при изучении основных достижений мировой и отечественной литературы. На уроках чтения учащиеся знакомятся с произведениями зарубежных и отечественных авторов. Знания о выдающихся представителях литературы страны изучаемого языка, о конкретных произведениях приобретаются в процессе чтения.

  Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства.

  Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

  Язык выступает как средство хранения и передачи от поколения к поколению всех знаний, не только лингвистических. Поэтому иностранный язык (ИЯ) в школе интегрирует со всеми остальными учебными предметами. С помощью ИЯ ученик может присваивать знания из области истории и литературы, естествознания и техники, из всех сфер практической деятельности и искусства.

  Вслед за методистами И.Л. Бим и М.З. Биболетовой можно ут­верждать, что обучение ИЯ в «инте­грированном» составе ориентировано на разностороннее развитие учащихся, их общее образование и воспитание (что до­стигается за счет объединения воспита­тельных, образовательных и развиваю­щих возможностей разных учебных предметов); помогает формировать у учащихся более целостную картину ми­ра, в котором сам ИЯ является средст­вом познания и общения.

  В результате расширения круга знаний создается возможность для формирования и развития более широких и разнообразных интересов учащихся, их склонностей и способностей. Это приобретает особую значимость в старших профильных клас­сах. ИЯ призван готовить учащихся к уча­стию в межкультурном общении по обще­ственно-политической и профильно-ори­ентированной тематике.

  Таким образом, решаются воспитательные, обучающие и развивающие задачи:

·               приобретение новых знаний;

·               развитие способности к распределе­нию внимания, догадке на основе зрительной наглядности и контекста, обобщение фактов и формулирование выводов из прочитанного и услышанного;

·               формирование умений и навыков чте­ния, аудирования, говорения (в том числе спонтанного) и письма по данной теме с использованием продуктивной граммати­ки, включая инфинитивные обороты и ус­ловные предложения II и III типов.

Бинарная форма обучения позволила нам:

·               усилить прикладную значимость ИЯ как средства для расширения об­щего кругозора;

·               подвести нашего ученика к осознанию важности выбранной им профессии;

·               способствовать воспитанию в нем по­требности в практическом применении ИЯ в будущей профессиональной деятельности.

 

Организация внеклассного занятия в форме проекта.

  Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

  Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.  Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.  Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях.

  Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и находится за рамками учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

  Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

  Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Такая организация работы формирует умения самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 § 4. Образовательная и воспитательная ценность внеклассной работы «Клуб – Мы любим английский».

  Как утверждают психологи, дети 5-7-и лет способны воспринять и усвоить огромное количество интересного с их точки зрения материала. То есть, практически каждый ребенок может освоить огромное количество новых знаний, только ему в этом нужно помочь.

  Нужно ли дополнительно уделять внимание нашим детям, которые изучают английский язык в 1-3-х классах? Без сомнения, да. Внеклассная работа по английскому языку в начальной школе проводится мной как дополнительная, консультационная или факультативная работа учителя со слабо успевающими по предмету учениками.

  Работа, проводимая вне класса, должна быть направлена на углубление знаний по предмету, развитие речевых навыков младших школьников, расширение лексического запаса, получение дополнительной лингвострановедческой информации об англо-говорящих странах. И, конечно же, вся работа учителя английского языка вне класса должна разбудить интерес детей к углубленному изучению языка, использованию его в обиходном общении, применению в других сферах школьной деятельности. Этот процесс неразрывно связан с активностью учащихся. Активность возникает в определенных условиях. Учащийся должен чувствовать потребность в изучении английского языка и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения этой потребности. Основными источниками являются мотивация и желание. У подавляющего большинства учащихся начального этапа обучения изначально присутствует высокая мотивация изучения английского языка. Они с большим интересом и желанием приступают к изучению языка, хотят научиться читать, говорить, понимать на английском языке. Интерес учащегося зависит от его успехов в овладении языком. И если ученик видит, что продвигается вперед в слушании, говорении, чтении и письме, он с интересом занимается этим.

  Ученик охотно изучает предмет, проявляет активность во внеклассных мероприятиях, если он понимает его социальную (знание английского языка является в определенной степени показателем культуры, интеллигентности) и личную значимость. В задачу учителя входит показать школьникам важность знания английского языка, вызвать у учеников чувство радости, удовольствия от того, что они что-то уже понимают, могут сказать сами, прочитать или понять о чем говорится в тексте, что-то написать по-английски, что эти возможности учащихся увеличиваются от занятия к занятию. В изучении английского языка следует различать интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность, которые в совокупности способны обеспечить благоприятные условия для овладения языком во внеурочное время.

  На начальном этапе интеллектуальная активность достигается постановкой проблемных вопросов, т.е. таких, которые ставят учащихся перед необходимостью подумать, проанализировать, сравнить, сопоставить, обобщить, и таким образом подключить мышление детей (английские версии русских сказок, утренников, игр и пр.).

  Особую роль на начальном этапе должна сыграть эмоциональная активность, проявляющаяся в том, что дети не безразличны к выполняемой ими деятельности. В ходе активной работы над каким-либо заданием у детей возникают положительные и отрицательные переживания, что, в свою очередь, развивает и воспитывает эмоции детей. Говоря о речевой активности, следует иметь в виду, что начальный этап в обучении английскому языку вносит некоторые ограничения в проявление речевой деятельности, связанные с недостаточностью речевых и языковых средств. Во время внеклассной работы необходимо стимулировать речевую активность так, чтобы она была по возможности мотивирована, а это значит, что у учащихся должна быть вызвана потребность понять высказывание, воспринимаемое на слух, при чтении, высказывании своего отношения к происходящему и т.д. В любом случае очень важно развивать у учащихся инициативность речевого поведения. Этого можно достичь при условии, что ученик из объекта обучения становится действующим лицом со своей собственной репликой (или высказыванием) и манерой поведения.

Речевая активность непременно связана с формированием у школьников умения комбинировать речевые единицы по-новому, в связи с меняющимися ситуациями и речевыми задачами в ходе проведения внеклассного мероприятия. Это и позволит “задействовать” тот небольшой языковый материал, которым уже владеют дети. Именно во внеклассной работе на фоне отсутствия англоязычной языковой среды младшие школьники получают практику в применении английского языка. У руководителя языкового клуба для малышей возникает проблема увеличения активного времени для каждого участника клуба. Здесь на помощь должны прийти родители, старшеклассники, старшие братья и сестры, видеоматериалы, магнитофонные записи детских песен, сказок и т.п.

Хочется напомнить, что высокий эмоциональный настрой, предполагаемые невероятные события и фантазийные ситуации помогут детям раскрыться. Было бы неплохо, чтобы сами участники клуба придумали церемонию вступления в члены клуба, характерную деталь костюма (или эмблему), кодекс чести для всех участников клуба и т.п. Это внесет определенный шарм и единение во всей целенаправленно спланированной воспитательной и образовательной работе преподавателя английского языка – руководителя клуба.

Внеклассная работа по английскому языку в начальной школе:

Внеклассная работа по английскому языку в начальной школе предполагает: учет желаний и интересов детей, добровольность участия, целеустремленность участников, развитие личностных качеств каждого ученика-участника, перспективу роста и ожидание положительного результата своей работы, лингвострановедческую направленность.

План внеклассной работы по английскому языку:

1.Вводное занятие (различные формы).

2-й класс “Мы начинаем учить английский язык”.

3-4 классоткрытое занятие (например, “English for boys and girls instead of toys”)

Цели: познакомить детей с программой занятий, вызвать интерес, положительный настрой; познакомить родителей с внеклассной работой как формой обучения.

На этом занятии дети показывают все то, что уже они умеют, им дается перспектива.

2. “Веселый английский” - разнообразные варианты проведения (от игры, конкурса - до праздника).

В зависимости от возраста дети могут инсценировать сказки (2-4 кл.), ставить сценки.

3. “Our theatre” - (во 2-м кл. - подготовительная работа). Дети 2-3-х кл. занимаются постановкой сказок на английском языке. Здесь очень важно не нагружать сказки сложным языковым материалом.

4. “We know many songs” - это может быть праздник, конкурс, игра-инсценировка.

5. “Stop! Look! Listen!” - занятие, на котором дети будут петь песни, проведут конкурс художников.

6. “Welcome! Welcome New Year Day!” - дети очень любят этот новогодний праздник и заинтересовать их не составит труда, нарисовать рисунки- Деда мороза и Санта Клауса - помогут ребятам сравнить традиции празднования Нового Года.

7. “Mother's day” - праздник, посвященный 8 Марта. Конкурс открыток.

8. Конкурсы (например, “The magic forest”) - дети выполняют множество интересных занятий, используя знания, полученные на уроках английского языка и во время внеклассной работы.

9. “Праздник для друзей” (итоговое занятие).

Олимпиада, иллюстрированный перевод

Второй класс:

Тема 1: “Подружись с English” (праздник устраивают старшеклассники - краткое знакомство со страной, жителями).
Тема 2: “Первые шаги” (что я знаю на английском: стихи, песни, игра в слова).
Тема 3: “Открываем календарь” (итог за месяц: что знаем, что сделали, рисунки).
Тема 4: “Учимся, играя” (игры на закрепление изученного; игра “Кто лучше скажет” ; пантомима “Угадай слово”).

Третий, четвертый класс:

Тема 1: “Альбом летних впечатлений” (комментарии к рисункам на английском языке).
Тема 2: “Сами с усами” (праздничный концерт или спектакль).
Тема 3: “Путешествие в Англию”.
Тема 4: “Мы юные англичане” (что знаете об Англии, английский этикет).
Тема 5: “Инсценировка сказки”.
Тема 6: Конкурс “Мистер и Мисс Грамматика”.

Клуб юных репортеров “Open your eyes and ears”

Занятия в этом клубе предполагают углубленное изучение английского языка с целью сообщения каких-либо страноведческих сведений в стенной газете. Интересные рубрики:

“Расскажу об Англии” (сведения о традициях, праздниках в Англии и пр.).

“Проверь себя” (вопросы из истории, географии, кулинарии Англии и пр.).

“Кроссворды об Англии”.

“Сегодня праздник” (к официальным праздникам Англии - Святого Валентина, Рождеству, и неофициальным праздникам - Дню юмора, Дню школы и пр.).

“Поиграй с нами” (дидактические игры на английском языке).

  Организация взаимодействия между участниками проекта:

 

Результативность реализации  проекта.

Для отслеживания результатов деятельности в рамках проекта используются следующие методы:

Анкетирование;

Тестирование;

Обзорно-аналитический метод;

Статистическая обработка результатов исследования;

Результаты диагностики показывают  динамику в развитии иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, посещающих внеклассные занятия, а так же участвующих в других направлениях работы в рамках проекта.

Полем диагностической деятельности в проекте определены  иноязычные коммуникативные  умения и навыки, формируемые в рамках УМК М.З.Биболетовой  и обозначенные Примерной программой по английскому языку на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, а также такие характеристики личности, как социальный статус, психологические особенности: уровень развития  памяти, мыслительных операций, креативности, тревожности.

Результативность деятельности по проекту определяется:

- уровнем сформированности у учащихся их иноязычных умений и навыков;

- способностью применения изучаемого языка в нестандартной ситуации;

- социальным  положением  в коллективе;

- показателями психологического развития;

- степенью вовлеченности в деятельность по проекту.

 

 

 

Список использованных источников

1.        Андреева Л.Н. Социальная психология. М.: Изд-во Просвещение, 1993. 43 с.

2.        Андриенко К.Л. Социальная психология. М.: Изд-во Просвещение, 1993. 46 с.

3.        Антонян Т.Г., Калинина С.И. Методическая мозаика // ИЯШ // 2008. №4. С. 53.

4.        Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 1992. 12 с.

5.        Биболетова М.З. УМК «Enjoy English», 2004. 35 с.

6.        Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М.: Изд-во Просвещение, 2006.59 с.

7.        Государственный стандарт по иностранным языкам. 2006.18 с.

8.        Бурдина М.И. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе // ИЯШ // 2001. №2. С. 23.

9.        Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 1992. 38 с.

10.   Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2005. 42 с.

11.   Зимняя В.Н. Педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 217, 249, 316 с.

12.   Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Изд-во Просвещение, 1994. 37 с.

13.   Китайгородуева Г.А. Методика интенсивного обучении М.: Изд-во Просвещение. 152 с.

14.   Колкер Я.М., Установа Е.С., Еналиева Т.М Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Просвещение, 2003.62 с.

15.   Леонтьева М.Р. Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях // ИЯШ // 2000. №5. С. 17.

16.   Мухина К.В. Психология. М.: Изд-во Просвещение, 2001. 249–321, 356 с.

17.   Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Изд-во Просвещение, 1991. 214 с.

18.   Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности. М.: Изд-во Воронеж, 1992. 96 с.

19.   Пассов Е.И. Прогрессивная концепция иноязычного образования. М.: Изд-во Титул, 2000. 47 с.

20.   Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005. 28 с.

21.   Рохманинов И.В. Основные направления в методике подходов преподавания иностранного языка. М.: М.: Изд-во Просвещение, 1991. 21 с.

22.   Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Изд-во Просвещение, 1991. 52 с.

23.   Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Просвещение, 1994. 43 с.

24.   Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Изд-во Панорама, 2006. 62 с.

25.   Соловцова Э.И., Каменецкая Н.П. О пеподавании иностранных языков на современном этапе // ИЯШ // 2004. №3. С. 61, 35, 48, 81.

26.   Скалкин В.Л., Яковленко О.И. Что значит иностранный язык как предмет обучения и знания // ИЯШ // 1994. №1. С. 10.

27.   Филатов В.П. Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Феникс, 1993. 404 -408 с.

28. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во Феникс, 1983

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Актуальность проекта: актуальность данной темы связана с требованием времени

Актуальность проекта: актуальность данной темы связана с требованием времени

Об этом свидетельствуют результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку

Об этом свидетельствуют результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку

Методологическим основанием исследования являются:

Методологическим основанием исследования являются:

Учащихся следует научить пользоваться учебником, рабочей тетрадью, книгой для чтения, звуко- и видеозаписью, компьютером

Учащихся следует научить пользоваться учебником, рабочей тетрадью, книгой для чтения, звуко- и видеозаписью, компьютером

Формирование коммуникативных навыков на внеклассных мероприятиях по английскому языку «В поисках страны

Формирование коммуникативных навыков на внеклассных мероприятиях по английскому языку «В поисках страны

Ученики по очереди подходили к столу учителя, приветствовали его и сообщали о том, какую игрушку они хотят купить

Ученики по очереди подходили к столу учителя, приветствовали его и сообщали о том, какую игрушку они хотят купить

Вопросы Ответы учащихся (%) 1

Вопросы Ответы учащихся (%) 1

Схема 1

Схема 1

Это может быть и просмотр озвученных диафильмов, видеофильмов

Это может быть и просмотр озвученных диафильмов, видеофильмов

Нетрадиционные формы организации занятий по английскому языку в начальной школе «Вижу, слышу, говорю»

Нетрадиционные формы организации занятий по английскому языку в начальной школе «Вижу, слышу, говорю»

Применение интернет-технологий

Применение интернет-технологий

Включение материалов сети в содержание внеклассного мероприятия позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность…

Включение материалов сети в содержание внеклассного мероприятия позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность…

Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся

Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся

Интегрированные мероприятия, направленные на установление межпредметных связей «Хочу все знать»

Интегрированные мероприятия, направленные на установление межпредметных связей «Хочу все знать»

ИЯ является средст­вом познания и общения

ИЯ является средст­вом познания и общения

При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом

При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом

Образовательная и воспитательная ценность внеклассной работы «Клуб –

Образовательная и воспитательная ценность внеклассной работы «Клуб –

Особую роль на начальном этапе должна сыграть эмоциональная активность, проявляющаяся в том, что дети не безразличны к выполняемой ими деятельности

Особую роль на начальном этапе должна сыграть эмоциональная активность, проявляющаяся в том, что дети не безразличны к выполняемой ими деятельности

План внеклассной работы по английскому языку: 1

План внеклассной работы по английскому языку: 1

Тема 3: “Путешествие в Англию”

Тема 3: “Путешествие в Англию”

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка

Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020