Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)
Оценка 4.6

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл +1
28.06.2017
Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)
файл содержит презентацию к разработке
Проектная работа.docx
Проектная работа на тему: «Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади) Автор: Гокина Марина Владимировна,  учитель русского языка и литературы,   МОБУ «Волховская средняя  общеобразовательная школа № 7» 2012 г. Содержание проекта:  Автор:  Гокина   Марина   Владимировна,   учитель   русского   языка   и литературы,  МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 7» Тема: «Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади) Название предмета: литература Группа: ученики 5 класса Аннотация   проекта:  Во   многих   произведениях,   изучаемых   в   школьной программе, есть образ лошади (коня). Важно исследовать,  что значила лошадь для наших предков  и что — для современного человека, его отношение к этим самым миролюбивым и безотказным животным, готовым до последнего вздоха служить хозяину, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы.    Основная  цель данного проекта ­  рассмотреть образ коня  в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе, определить значимость этого образа в произведениях. Задачи проекта:   Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ лошади.  Проанализировать и выделить проблемы, поднятые в этих произведениях.  Найти параллели в изображении лошади и человека  Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ лошади. Методы:  поисковый (работа в Интернет, в библиотеке)  составление тезисов (выдвижение гипотез, аргументация её положений)  социологический опрос  диагностическая     деятельность   (обработка   материалов,   составление диаграмм)  работа над проектом  создание презентации в Payer Point  чтение произведений, просмотр фильмов  анкетирование  беседы Основополагающий вопрос  Если   в   произведении   дается   образ   лошади,   то   через  отношение   к   ней человека автор показывает его нравственные качества. Проблемные вопросы  Как раскрывается образ лошади (коня) в литературных  произведениях? Учебные вопросы Для чего в произведениях дан образ лошади? Как изображается лошадь? Каким изображается человек рядом с лошадью? Что помогает понять лошадь человеку? Вопросы, освещаемые в проекте I. Произведения, связанные с образом лошади (в названии, содержании) II. Социологический опрос «Конь и его значение для человека» III. Этимология слова (лошадь, конь) IV. Образ коня в мифологии, былинах, фольклоре. V. Образ коня в литературе. VI. Взаимоотношения   коня   и   человека   в     современном   мире.   Будущее коня. Памятники коню. План проведения проекта Подготовительный этап  (1 неделя ­ 3 урока) 1.Подготовка учителем вводной презентации для учащихся. 2. Подготовительная работа  учащихся:  выбор темы, распределение по группам    работа над гипотезой – «мозговой штурм» в группах   обсуждение общего плана проекта   планирование работы в группах    определение сроков работы составление библиографии по теме исследования  Основной этап  (2 недели ­ 6 уроков) 1. Определение   направления   поиска,   поиск   информации   в   разных источниках (по группам).  2. Организация   и   проведение   необходимых   экспериментальных исследований. 3.  Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного.  4. Анализ результатов теоретических и практических исследований. 5. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях, рефератах).  Заключительный этап. (1 неделя ­ 3 урока) 1. Создание презентаций, публикаций, рефератов.  2. Самооценивание   и   корректировка   продуктов   с   помощью   учителя   и учащихся.  3. Презентация проекта на внеклассном занятии. Этап I. Группа «Поисковики» Художественные  произведения, в названии и содержании которых есть слово «конь, «лошадь». 1 Былины, пословицы, загадки. 2 В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» 3 П.П. Ершов «Конёк ­ горбунок» 4 К.Д. Ушинский «Слепая лошадь» 5 К.Д. Ушинский «Лошадка» 6 К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» 7 С.А. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…» 8 В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» 9 А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»  10  М.Ю. Лермонтов «Бородино» 11  Л.Н. Толстой «Петя Ростов»  12  А.П. Чехов «Тоска», «Лошадиная фамилия» 13  А.И. Куприн «Изумруд» 14  Л.Н. Толстой «Холстомер» 15  Б. Васильев «Великолепная шестерка» 16  Ф. Абрамов «О чем плачут лошади» Этап II. Группа «Социологи» Социологический опрос «Конь и его значение для человека» Как   показали   данные   социологического   анкетирования   среди пятиклассников, 58% выделили лошадь среди других животных, встречающихся в произведениях литературы, из них на вопрос «Почему?»  ответили: 60 50 красивая 40 30 быстрая не знаю добрая смышлённая,умная на ней можно кататься верная 20   10 0 На вопрос «Какие произведения о лошади ты знаешь?»  ответили: 28 % П.П. Ершов «Конёк ­ горбунок» 25% К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» 21 % «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева 5 %  1 % «Лошадиная фамилия» А.П. Чехова К.Д. Ушинский «Слепая лошадь» По   мнению   учащихся,   значение   лошади   для   человека   выражается   в следующем: 40 35 30 25 дружба и верность  20 15 10 5 0 помощник средство передвижения  вид спорта  не знаю       Данные  социологического  опроса  показали,  что  пятиклассники  владеют незначительными сведениями о лошадях, о том, какое значение образ коня имеет в художественной литературе.  Вследствие этого нужно рассказать более подробно об этих удивительных животных, о путях, которые они проходят вместе с людьми. Ведь в литературе, в частности в русской, тема дороги является наиболее важной. Этап III. Группа «Этимологи» Этимология слова (лошадь, конь) Необходимо   отметить,   что   в   нашем   исследовании   чередуются   слова «лошадь»,   «конь».  Древнерусское   существительное   «лошадь»   –   «домашнее животное, находящееся в упряжи или под седлом» образовано от заимствованного из   тюркского   языка   лоша   (в   тюркском   алаша   «лошадь,   мерин»)   с   помощью суффикса  ­адь<ъдь.   Начальное   а  отпало.  Тюркские   племена   кочевали   в   южно­ русских   степях   и   близко   соприкасались   со   славянами   Приднепровья.  Тюркизм лоша   сохранился   в   украинском   (лоша   «жеребенок»)   и   польском   языках   (losza «кобылица»).   В   русский   и   украинский   языки   вошло   производное   лошак (специальное) «помесь жеребца и ослицы».  В памятниках древней письменности слово лошадь отмечается с XII века.  Слова же «конь», «кобыла», «жеребец» чисто славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.   В.И. Даль пишет так: «Конь — м. стар. комонь, славянс. клюся, стар. араб. фарь; лошадь добрая, не кляча». «Лошадь, ж., лошадка…вообще конь; особ. Не жеребец и не кобыла, меринъ».    Слово   лошадь   имеет   в   русском   языке   ряд   производных:   лошадиный, лошаденка, лошадка, лошадник; в украинском языке соотносительные по значению производные от слова кiнь: кiнський, конячина, конячка ­ коник, любитель коней ­ барышник.   В   русском   языке   тоже   имеются   производные   от   слова   конь,   но   в меньшем объеме ­ простые и сложные слова (конек, коневодство).   Кроме основного значения (верховая лошадь, беговая лошадь и др.), слово лошадь  во   мн.  ч.  имеет   значение «конный   экипаж» (отец  приехал   на   лошадях; лошади поданы; выслали на станцию лошадей).    В   русской   речи   употребляются   фразеологические   сочетания:   лошадиная фамилия; лошади кушают овес и сено.    Крылатое выражение «лошадиная фамилия» употребляют шуточно, когда кто­нибудь,   стараясь   вспомнить   забытое   слово,   оказывается   в   положении чеховского приказчика.    Крылатое   выражение   «лошади   кушают   овес   и   сено»   и   синонимичное выражение «Волга впадает в Каспийское море» употребляют, когда приводятся примеры общеизвестных, избитых утверждений.  Образное, распространенное в разговорной речи выражение «работают как лошади» имеет значение «работают много, упорно».   Слово «конь» употребляют обычно в тех случаях, когда говорят о верховой, нерабочей   лошади,   о   лошади   сильной,   горячей.   Это   слово   распространено   в поэтической речи, фольклоре, в специальной речи.   ­ Что ты ржешь, мой конь ретивый,   Что ты шею опустил,   Не потряхиваешь гривой,   Не грызешь своих удил? (А. Пушкин. Конь).   Слово конь имеет и другие значения:   1) шахматная фигура с головой лошади (ход конем);    2)   (спорт.)   обитый   кожей   брус   на   подставках   для   гимнастических упражнений.    Слово   конь   входит   в   ряд   устойчивых   словосочетаний:   быть   на   коне   – «чувствовать   себя   победителем»,   не   в   коня   корм   (простор.)   –   «о   бесполезных затратах   на   кого­либо»;   ход   конем   –   «о   поступке,   вносящем   неожиданные изменения».    От слова «конь» образовано существительное «коньки» (беговые коньки), устаревшее слово «конка» – «городская железная дорога с конной тягой». Конка существовала до появления трамвая. Этап IV. Группа «Историки» Образ коня в мифологии, в былинах, фольклоре Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом  (или  образом)  ряда  божеств.  На  Коне  передвигаются (по  небу  и из одной стихии или мира в другой) боги и герои. В индоевропейской мифологии Конь   принадлежит   особое   место,   объясняющееся   его   ролью   в   хозяйстве   и переселениях древних индоевропейцев. Во все века лошади ценились очень высоко, особенно боевые кони, верные товарищи суровых воинов и властных вождей. Заслуги преданных животных не оставались без награды: Александр Македонский основал в честь своего павшего в бою   любимца   город   Букефалию;   впавший   в   «кесарево   безумие»   римский император Калигула сделал коня сенатором; а трагический злодей Ричард III, если верить Шекспиру, в финале битвы при Босворте предлагал за коня корону.  Лошадь   –   динамичный   символ   бурлящих   жизненных   сил   и   скорости, воплощение   природной   грации   и   красоты.   Дикая   лошадь,   летящая   в   бешеном галопе с развевающейся гривой,   олицетворение грозного буйства стихий: бури, ураганного ветра, ревущего пламени, вздымающихся морских валов. Объезженная лошадь с всадником на спине – символ власти, а конь с перевернутым седлом, с обрезанными хвостом и гривой – эмблема траура по безвременно скончавшемуся седоку. Символика лошади во многом определяется и ее мастью. Белая лошадь – замечательный символ жизни дневного света, духовного просветления, победы и триумфа; рыжая лошадь – олицетворение бушующего пламени («конь – огонь»); а черная (вороная) – зловещее воплощение ночного мрака, нечистой силы и самой Смерти.  В мифологии древних народов можно легко обнаружить следы и приметить гордую поступь множества удивительных коней. Божественный конь из греческой мифологии,   рожденный   от   связи   Посейдона   и   Деметры,   умел   говорить   по­ человечески.   В   скандинавской   мифологии   быстрый   как   ветер   Слейпнир «Скользящий»),   являлся романтическим   олицетворением   восьми   ветров.   В   образе   прекрасного   коня предстает в литовской мифологии Усиньш – божественный покровитель домашних лошадей. Он заботится о лошадях, охраняет их, а в тот момент, когда хозяин входит в конюшню, Усиньш мгновенно перевоплощается в лучшего из коней.    восьминогий   конь   Bepxoвнoгo   бога   Одина, Чудесные   крылатые   кони,   увлекающие   солнечные   колесницы   богов   в античной,   вавилонской,   иранской,   индийской   и   скандинавской   мифологии, духовные символы солнечной энергии. Самый известный крылатый конь из греческих мифов, белоснежный Пегас, появился на свет из туловища убитой Персеем горгоны Медузы. Взлетая на Олимп, он доставлял Зевсу громы и молнии. На горе муз, Геликоне, Пегас выбил копытом волшебный конский источник Иппокрену,  вследствие чего сделался поэтическим символом вдохновения и эмблемой поэтов: считалось, что наиболее талантливых из них Пегас возносит на вершину Парнаса, в обитель муз. В мифологии и героическом эпосе наделенные чудесными способностями кони   верой   и   правдой   служат   легендарным   героям,   помогая   им   свершать удивительные подвиги. Параллель в славянской  народной  мудрости, которая   гласит: «Конь, мой конь, ты мой верный друг. Конь мой, вся моя надежда»,  «Добрый конь подо мною, господь надо мною»,   «Помилуй (вынеси), господи, коня и меня!». Наши предки приписывали   особую   силу   оберегам   (от   слова   «беречь»)   в   виде   фигурок   коня (голова,   туловище),   их   носили   у   левого   плеча   на   цепочке.   (Неслучайно     у Астафьева В.П.  в рассказе «Конь с розовой гривой» «пряник конём» становится для героя неким символом добра, милосердия, бабушкиным оберегом.) Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои — былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь  являлся  не   просто   оберегом,  это   был  их   верный   друг,  предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт «во всю голову», бьет копытами, чтобы разбудить богатыря. Поэтому читаем в былинах, что сели богатыри на «добрых коней». У Ильи Муромца, по совету странников, появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым у них происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья просит служить ему «верой­правдою», конь же предлагает ему испытание — готов ли богатырь владеть им. Илья садится на него, и тот сразу признает в нем своего хозяина. Есть и другая причина, по которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребёнка. А корми его пшеницей да белояровой, А ещё пои его... да ключевой водой, ...Ещё будет тебе конь да лошадь добрая Ещё добра­де лошадь богатырская. С этого момента, как Илья обрел еще и сильного коня, у него начинается богатырская жизнь. Самое страшное для воина — разлучение с конем, и поэтому когда задумали разбойнички ограбить Илью, то подстрекали друг друга: Мы убьем его, пограбим­ко, Со конем его разлучим­ко! А богатырь­то... всех до одного В одночасье погубил подряд... Много добра сделал Илья для народа. Самый главный его подвиг — это разгром татарского нашествия: ...припускал он коня богатырского На эту рать — силу великую... За землю российскую Да за вдов, за сирот, за бедных людей. Но не нажил на этом богатырь богатства, а заимел прочную, вошедшую в века славу народную. О себе он говорил так: ...А судьбу я за гриву ловлю, Норовистую объезжаю, А судьба для меня — за коня! Анализируя фольклорные жанры, находим детскую считалку, загадки:                 Шли кони. А шли кони по улице, Чем они попутаны? Золотым путом Под копытом. Зайка идёт, Травку рвёт­ Что вырвет,  То в пучок. Не пахарь, не столяр,  Не кузнец, не плотник, А первый на селе работник.  Олицетворяя   коня,   народ   подчеркивает   мысль,   какую   огромную   помощь оказывала   лошадь   человеку.   Недаром   испокон   веков     считали   ее   крестьяне кормилицей, а воины – боевым товарищем. Этап V. «Литературоведы» Образ коня в литературе. Образ коня в литературе раскрывается через понятие: • Дороги, пути • Образ верного товарища в бою  • Помощник в хозяйстве  • Символ доброты • Свобода, грация и легкость Еще  с детских лет все мы помним, сколько славных дел сделал Конек­ горбунок (конек — уменьшительно­ласкательное слово от «конь») для своего хозяина из сказки Ершова. Он — Игрушечка­конек, Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами. Но,  несмотря  на  такой неказистый   вид  горбунок,  по  словам  матери­ кобылицы: ...на земле и под землей Он товарищ будет твой: Он зимой тебя согреет... В голод хлебом угостит, В жажду мёдом напоит... Так   оно   и   было:   хорошим   помощником,   советчиком   стал   «игрушка­ горбунок» для Ивана и спас его от верной смерти, прыгнув в кипяток. Плата   за   верность   своему   хозяину   была   довольно   простой:   ему достаточно ласкового слова, хорошего ухода.   В произведении Ершова П.П. удивляет  преданность Коня  человеку! Так и у вещего князя Олега  («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина) нет никого вернее его коня, который ...не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю... И холод, и сеча ему ничего... Поэтому   для   Олега   было   страшным   ударом   пророчество   кудесника: «Но   примешь   ты   смерть   от   коня   своего».   Не   верит   князь,   и   потому   не торопится расстаться с верным слугой, отдает приказания о сохранении его здоровья. Прошли годы, но не забыт им товарищ: «Здоров ли? Все так же ль легок его бег?». Ужасен был ответ, и подозрительная мысль закралась: «Что же гаданье?..» Но судьбу нельзя обмануть, к сожалению. Не мог конь спокойно спать без своего хозяина. Вот она — преданность до гроба и в мирной жизни, и в битвах. В кровавых сечах бились не только люди,   но   и   кони,   которые   «чувствовали»   приближение   врага.   У   М.Ю. Лермонтова же в стихотворении «Бородино» видим момент атаки: ...Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди... Жалость сжимает сердце, когда читаешь о том, как гибнут кони, но они до последнего несут своего седока, решают его судьбу — попадет он в плен или проявит безоглядную смелость в бою.  Петя   Ростов   перед   сражением   разговаривает   с   Карабахом   — малороссийской   лошадью,  целуя   и   нюхая   ее  ноздри:  «Ну,   Карабах,   завтра послужим». Лошадь поняла его и даже не укусила его за ногу. Уже в сражении Петя прокричал: «—Ура! Ребята... наши!..» — и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал   вперёд   по   улице,   впереди   всех...   И   самое   страшное   было,   когда лошадь, набежав на тлевшийся в утреннем свете костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Она уже чувствовала смерть своего юного друга. Нет гусара, но конь­то на этот раз остался жив. К сожалению, говоря об отношении человека  к лошадям,  встречаем и   В.В.   Маяковский   рассказывает   о   лошади,   «которая   на   круп такое:   грохнулась». И ...смех зазвенел и зазвякал: —Лошадь упала! —Упала лошадь! — Смеялся Кузнецкий. Но в глазах лошадиных «улица опрокинулась, течет по­своему...» ...за каплищей каплища по морде катится... «Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы их плоше? ...Каждый из нас по­своему лошадь». О, чудо! Лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла... Вот она — сила любви, надежды, при которой И стоило жить, и работать стоило. В  сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» наблюдаем, как  сама мать­ природа бунтует против жестокого обращения с нею в образе раненого коня (Мальчика). Все, что произошло в деревне: метель, стужа, неминучий голод, страх за себя и других, — запомнится Фильке, обидевшему раненого коня, на всю жизнь. Нет   ничего   ужаснее,   чем   потерять   доверие,   расположение   живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит. Но   может   и   осчастливить.   Например,   крестьянских   ребятишек, выросших   среди   бескрайних   полей   и   лугов,   когда   они   выгоняли   коней   в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле — «днем мухи и оводы не дали   бы   им   покоя».   Ветер   освежает   лицо,   конь   бьет   копытами.   Здесь,   в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они  о «прянике конём». Это мечта всех деревенских малышей, как и героя рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». «Он белый­белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь­огонь, скачущий по земле с пашнями», лугами и дорогами...  «Пряник конем» должен быть заработан « трудом своим» ­ мальчик понимает, что даром ничего не достается. «Пряник  конем» от бабушки  – это  тоже своего рода путь: путь к раскаянию.   Милосердие, доброта и прощение бабушки  сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой» Образ «розового коня» встречаем и в стихотворении С. Есенина («Не жалею,   не   зову,   не   плачу…».  Конь     становится     символом     прошедшей юности, символом   того,   что   человеку   вернуть   не   дано,   это   остается только  в воспоминаниях. Я теперь скупее стал в желаньях,                     Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?                     Словно я весенней гулкой ранью                     Проскакал на розовом коне.    Благодаря дополнительной символике цвета   жизнь предстает   как «розовый конь» –  символ  восхода,  весны,  радости  жизни.  Но  и  реальный крестьянский конь на заре становится розовым  в  лучах  восходящего  солнца. Суть этого стихотворения –  благодарственная  песня,  благословения  всего живого. «Эх, тройка! Птица­тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться... И вот она понеслась, понеслась, понеслась!.. И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони?!» Остается   только   восхищаться   этим   «чудом»,  их   грацией,  чуткостью, вдохновленностью. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?» Ответ   на   этот   вопрос   дают   все   русские   писатели   и   поэты,  которым знакомы дальние пути­дороги, по которым “летит всё, что ни есть на земле...» Этап VI. «Современники» Взаимоотношения коня и человека в  современном мире.           Свою   главную   роль   в   истории   человеческого   общества   лошадь   уже исполнила. Прошли те времена, когда она помогала людям осваивать дальние страны, решать исход войн на полях сражений. В сельском хозяйстве, где лошадь   оставалась   основной   тягловой   силой,   работают   сегодня   сотни современных тракторов («…живых коней  победила стальная конница…»), да и на улицах городов лошадь теперь большая редкость. Лишь конный спорт не утратил   своего   значения.   Напротив,   он   привлекает   все   больше   и   больше поклонников, число любителей, занимающихся конным спортом, непрерывно растёт.  А  с 1998 года даже отмечается День лошади – раз в 4 года, каждое второе воскресенье октября.             Мы   рассмотрели,   как   поэты   и   писатели   воспели   в   своих произведениях   любовь     к     коню   с   тех   самых   пор,   когда   человек     начал приучать это великолепное чудо  природы, ­ умное, верное, трепетное. Этап VII. «Искусствоведы» Памятники искусства, посвященные коню Представители   искусства   (художники,   скульпторы,   архитекторы), изображая коня­любимца, тем самым увековечивают и свой труд, свой успех, потому что выведение породы, красота, грация, гармония, резвость, сила коня ­ всё это дело рук человека. Дело его творчества, знаний, терпения и любви.  Наскальные   рисунки   во   Франции   демонстрируют   нам   не   только изобразительные умения первобытных людей, но и внешний облик древних лошадей   Эти   рисунки   были   сделаны   в   глубоких   подземных   пещерах, благодаря чему они сохранились до нашего времени. Еще   одной   важной   находкой   считается   ряд   изображений   лошадей, сделанных еще древними ассирийцами, причем лучшие из них дошли до нас в виде каменных барельефов в Ниниве и в Нимруде. Одними   из   прекраснейших   древних   статуй   лошадей   можно   назвать четыре   позолоченных   медных   красивых   и   мускулистых   коня   на   базилике святого Марка в Венеции.  Греческий   скульптор   тоже   очень   хорошо   разбирался   в   лошадях,   и скульптуры,   которые   он   создал   и   которые   можно   сегодня   увидеть   около Парфенона   в   Афинах,  подтверждают   его   талант.  Предполагается,   что   они были   созданы   в   447   г.   до   н.э.   и   представляют   собой   греческий   идеал совершенства. На этих лошадях также изображены юноши, которые сидят без седла, а сами лошади демонстрируют различные фазы движения. Лошади   были   очень   важной   составляющей   жизни   китайцев   и символизировали собой богатство и власть. Картина   «Май»   выполнена   в   готическом   стиле   и   очень   тщательно проработана,   возможно,   ее   рисовали   с   использованием   лупы.   На   ней художникам удалось передать атмосферу веселого и пышного празднества. Лошади на этой картине изображены скорее с акцентом на красоту, чем на анатомическое подобие.  Лошадям   посвящены   несколько   полотен   известнейшего   итальянского живописца Паоло Учелло, например, «Битва при Сан­Марино», «Бернардино Делла Сиарда падает с лошади» (1452), «Святой Георгий и дракон» (1458­ 1460), «Сцена охоты» (1460), «Битва при Сан Романе» (1450) Великий французский живописец Эжен Делакруа. Если взглянуть на его полотно   «Арабская   фантазия»   (1834),   то   увидим,   насколько   реалистично художник передает настроение с помощью красок и движения всадников на лошадях.  Джордж Стаббс (1724­1806) знаменит прежде всего тем, что является одним   из   первых   выдающихся   английских   живописцев,   посвятившим   свое творчество   лошадям.   Одной   из   его   лучших   работ   является   полотно «Whistlejacket», выполненное им на заказ. Высотой в три метра, картина эта полностью   посвящена   образу   знаменитого   коня,   причем   без   всякого   фона, отвлекающего от фигуры лошади.  Эдгар   Дега   (1834­1917),   великий   французский   живописец,   оставил целую серию картин, посвященных спортивным лошадям и вообще конному спорту.   Его   произведения   отличаются   оригинальной   организацией пространства   и   ракурса.   Например,   полотно   «Перед   стартом»   (1866­1868) представляет   своеобразный   ракурс,   как   бы   позади   лошадей.   На   нем чувствуется атмосфера затишья перед бурей, когда жокеи верхом на лошадях прохаживаются взад­вперед в предвкушении старта.  Картина   «Купание   красного   коня»   принесла   славу   Кузьме   Петрову­ Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Об   этом   свидетельствуют     работы   скульптора   Э.Гилярова   «Триумф Абсента»   на   территории   Луговского   конного   завода,   резвость   коня   Улова изображена   на   одноимённом   памятнике   (автор   Э.Гиляров):   это   гордость коллектива   за   орловскую     породу   коней   200­летнего   существования.   У основания  памятника  коню из Баболны (Венгрия)  выбита надпись: «Самому верному   другу»,   что   ещё   раз   подтверждает   восхищение   человека преданностью боевого товарища ­ арабского скакуна. Выводы по проекту:  Анализ нашего материала показал, что в основе раскрытия  образа коня в художественной литературе лежат   мотивы: o мотив боевого коня и воина,  o мотив пути, дороги (в т. ч. жизненного искания)  o мотив восхваления  коня;  o мотив коня как основного средства передвижения;  o мотив помощника.  проблемы, которые ставят авторы в произведениях: o Проблема несправедливого отношения человека к лошади o Проблема одиночества и человека, и животного o Проблема власти и жажды наживы посредством эксплуатации животного o Проблема старости человека и животного o Проблема нравственных ценностей в жизни  Любовь к лошадям увековечена  не только на страницах художественной литературы, но и в памятниках культуры. Их на земле не мало ­ и в нашей стране и за рубежом. Анкетирование и беседа Каковы ваши впечатления от прочитанных произведений о животных? ­   Такие   книги   всегда   интересно   читать.   Наверное,   у   животных действительно есть душа. ­ Только я не люблю, когда животные погибают. ­ Человек всегда ведет себя как царь, а на самом деле животные гораздо добрее. ­   Я   никогда   не   задумывался,   а   ведь   животные   действительно благороднее нас, в нас гораздо больше зла. Анкета ученикам 5­х классов: 1. Любите ли вы читать книги о животных? (да – 76%) 2. Кто   из   животных   может   быть   другом   человеку?   (собака   –   79%, лошадь­ 2%) 3. Может ли лошадь быть другом человеку? (да – 91%) 4. Есть ли у лошади свой характер, душа? (да – 88%) 5. Может   ли   лошадь   превосходить   человека   в   чём­либо?   В   чём? (скорость – 53%, преданность – 9%) 6. Как вы думаете, в наше время науки и техники нужна ли человеку лошадь? (нет – 17%, да – 82%, дружить, помощь по хозяйству, для любования, лечиться и успокаиваться) 7. Хотели бы вы иметь в хозяйстве лошадь? (да – 68%) Сравнительная таблица (действия человека и лошади) Рассказ «Тоска» Чехова Человек  Страдает Тоскует Плачет  Жалуется «Изумруд» Куприна Человек   Расчетливый  Властный  Корыстный  Мстительный  Завистливый «Холстомер» Л.Толстого Лошадь   сочувствует  слуш ает  понимает  утеш ает Конь доверчивый  отзывчивый  трудолюбивый  чуткий  переживающ ий Человек «хорохорится» «больно ударил мерина» Не любил мерина Любит слово «моё» Мерин «страдает для удовольствия других»  «из деликатности притворился, что ему приятно» «было что­то величественное в его фигуре» «его старость была гадкая и величественная» «он прощ ал своих обидчиков» «Великолепная ш естерка» Б. Васильева Выводы по прочитанным произведениям: Показывая   жизнь   лошади,   авторы   художественных   произведений подчеркивают   нравственное,   духовное   состояние   человека,   который находится   рядом   с   лошадью.   Образ   лошади   рисуется   благороднее,   чище. Значит, авторы хотят, чтобы человек задумался о себе, о своем отношении не только к животным, но и ко всему, что его окружает, о своей душе. Наши рекомендации:  если вы имеете животное, вы ответственны за него,  животное рядом с вами показывает, каковы вы,  постарайтесь больше общаться с животным, изучите его характер и полюбите его,  читайте   больше   произведений   о   животных,  писатели   откроют   вам много интересного и полезного о них и о вас самих. Список использованной литературы 1. Детская   энциклопедия,   №2,1998.   Военный   лексикон:   «Аргументы   и факты», с.23 2. Весёлые уроки,№1, 2002г., с.25­27 3. «Словарь живого великорусского языка В.И. Даля», с.394, 698 4. Бульванкер В. «От кота до кита», с.111,117 5. «Что есть что», перевод с немецкого Г.П. Герасимовва,   с.1­7,48 6. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (электронный вариант) 7. http://referatik.com.ua/subject/43/18522/?page=3  8. Н.Р.   Байжанова   «Генезис   архаичных   пословиц   с   образом   коня:   к типологии   паремиологического   фонда   тюркcких   народов   Сибири http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm 9. Русский фольклор, М.: Художественная литература,1985:с.42 10.Былины, пословицы, загадки. 11.В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» 12.П.П. Ершов «Конёк ­ горбунок» 13.К.Д. Ушинский «Слепая лошадь» 14.К.Д. Ушинский «Лошадка» 15.К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» 16.С.А. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…» 17.В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» 18.А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»  19. М.Ю. Лермонтов «Бородино» 20. Л.Н. Толстой «Петя Ростов»  21. А.П. Чехов «Тоска», «Лошадиная фамилия» 22. А.И. Куприн «Изумруд» 23. Л.Н. Толстой «Холстомер» 24. Б. Васильев «Великолепная шестерка» 25. Ф. Абрамов «О чем плачут лошади»

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)

Анималистические образы в произведениях русских писателей» (на примере образа лошади)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2017