Аннотация к рабочей программе по окружающему миру 1 классы
1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.
Учебный предмет, окружающий мир включен в образовательную область «Обществознание и естествознание» учебного плана школы на 2021/2022 учебный год.
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Федерального государственного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе:
Программа: примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешаков «Окружающий мир».
Данной рабочей программе соответствуют следующие учебники:
Плешаков А. А Окружающий мир 1 класс в 2-х частях.
2. Цель изучения учебного предмета.
Перед окружающим миром, как предметной областью ставятся следующие цели:
– помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве,
- подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное благоустройство родного города, села, родной страны и планеты Земля.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
3. Содержание учебного предмета.
Человек и природа
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояние воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
Человек и общество
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение чужого мнения.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игра, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День семьи День защиты детей, и др.
Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город, село, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
4. Основные образовательные технологии.
В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: проектное, объяснительно - иллюстративное обучение, ИКТ – технологии, проблемно – диалогическое обучение, игровые технологии, проектная деятельность.
5. Требования к результатам освоения учебного предмета.
Человек и природа
Научатся: задавать вопросы; определять какие народы населяют нашу страну; узнавать достопримечательности столицы; составлять устный рассказ; находить у растений их части; различать лиственные и хвойные деревья; узнавать насекомых, птиц, зверей на рисунке; работать с атласом определителем; публично выражать свои мысли.
Раздел II «Как откуда и куда?»
Научатся: рассказывать о жизни семьи; прослеживать по рисунку – схеме путь воды; отличать электроприборы от других бытовых предметов; наблюдать за ростом и развитием растений; наблюдать за жизнью животных.
Раздел III «Где и когда?»
Научатся: осуждать условия интересной и успешной учёбы; различать прошлое и настоящее; анализировать схему смены времен года; работать с глобусом;
Раздел IV «Почему и зачем?»
Научатся: моделировать форму, цвет и сравнительные размеры некоторых звезд; анализировать схемы движения Луны вокруг Земли; объяснять причины возникновения дождя и ветра; описывать своего домашнего питомца по плану; узнавать изученные природные объекты; определять лесных жителей по звукам; различать овощи и фрукты; формулировать основные правила гигиены; различать средства связи и средства массовой информации; обобщать сведения о транспорте; рассказывать об освоении космоса.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнять;
- работать в паре используя представленную информацию для получения новых знаний;
6. Общая трудоемкость учебного предмета.
На ступени основного общего образования для обязательного изучения окружающего мира отводится 270 ч, в том числе в 1 классе 66 учебных часа в год, или 2 ч в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, возможности учёта местных условий.
7. Формы контроля.
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос.
Составитель Новосельцева О.Е., учитель начальных классов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.