Методическая разработка современного урока в 7 классе
учителя географии МАОУ СОШ №80
в рамках городского педагогического конкурса
«Методический портфель учителя географии».
Тема: Путешествие в Антарктиду- ледяной материк науки.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок- конференция с применением ИКТ – технологий.
Цель: самостоятельное получение знаний по регионоведению, умение представить конечный результат – географический прогноз: создание портрета Антарктиды.
Триединая задача урока:
Образовательная: вооружение учеников знаниями по теме, создание условий для осмысления и мотивация учебной информации.
Воспитательная: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; содействовать экологическому воспитанию учащихся; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям.
Развивающая: развитие познавательного интереса и творческих способностей, продолжить формирование умений работы с различными источниками информации.
Методы и технологии: информационные, проблемные, частично-поисковые, картографические (практические), самоконтроля.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, мультимедийный короткофокусный проектор, интерактивная доска, ЭОР.
Оборудование: глобус, физическая карта Антарктиды, образцы полезных ископаемых, атласы, контурные карты, цветные карандаши.
Подготовительный период – опережающее задание: за неделю до урока класс делится на четыре дифференцированных группы (будущие сотрудники различных научных станций Антарктиды). Каждая группа получает индивидуальное задание: собрать информацию в различных источниках о рельефе, геологии, климате, животном и растительном мире материка. Данную информацию представить в виде доклада-рассказа и сопроводить презентацией, рисунком, схемой.
№ |
Этап урока |
Приемы методы, используемые на уроке |
Время мин. |
1 |
Оргмомент |
Приветствие, рассаживание учеников по группам. Класс делится на четыре команды по названию научных станций: Восток, Мирный, Молодежная и Беллинсгаузена |
1 |
2 |
Активизация умственной деятельности |
Рассказ учителя об открытии материка (ссылка https://youtu.be/HtddwFoKjp). Затем учитель представляет участников, проводит входной тест-контроль -повторение ранее усвоенного (приложение №1). Учитель определяет цель и задачи урока-конференции: может ли Антарктида стать материком мирового туризма? С какими трудностями могут столкнуться будущие туристы и организаторы туризма |
6 |
3 |
Активизация умственной и практической деятельности |
Заслушиваются начальники станций с сообщениями об исследовательской работе по разным направлениям: климатологи, историки, биологи, картографы, гляциологи и т. д.). Учащиеся знакомятся с природой и особенностями материка во время выступлений младших, старших научных сотрудников станций (ссылка https://youtu.be/QdMIBEh6VN8). Учитель предоставляет слово учащимся следующим образом: 1. Когда и кем была открыта Антарктида? Над этой темой работали археологи и историки со станции «….». Слово предоставляется начальнику станции, сотрудники помогают при ответе, дополняют или начальник сам предоставляет слово своему сотруднику. 2. Как Антарктида покрылась ледниковым панцирем, каковы его толщина и движение? Как образуются айсберги? Эти вопросы изучали гляциологи на станции «…». Все слушают отчет гляциологов с демонстрацией карт, плакатов, рисунков, схем ледника. 3. Геологи, вулканологи и тектонисты, работая на станции «Беллинсгаузен», изучали подледный рельеф, провели разведку полезных ископаемых. И перед ними стоит проблемный вопрос: что же находится под ледяным куполом Антарктиды, есть ли там полезные ископаемые? Если есть, то как они образовались и можно ли их добывать в будущем? Какие открытия сделали тектоники и вулканологи? Отчет начальника станции и сотрудников. Демонстрация образцов полезных ископаемых. 4. Климатологи со станции «Восток» зарегистрировали самую низкую температуру на Земле и открыли полюс холода и ветра. С климатическими условиями знакомят нас сотрудники-климатологи 5. Биологи со станции «Молодежная» начинают свой отчет с показа видеофрагмента о пингвинах (ссылка https://youtu.be/e1xIF5VxAuI).
|
|
4 |
|
Физкультминутка (Приложение №2) |
30 сек |
5 |
Перечень вопросов к классу |
Учитель-ведущий конференции, предлагает задать вопросы по группам. Сами вопросы должны быть построены таким образом, чтобы в них содержались отдельные моменты, связанные с проблемой туризма или пребыванием туристов на материке. Например: можно ли высаживаться на айсберг или не далеко от него? Как далеко может пролегать туристический путь в глубь материка. На чем путешествовать по Антарктиде? Как должен быть экипирован турист Антарктиды? Ответы заслушиваются. Может возникнуть дискуссия среди учащихся, которую надо поддержать с точки зрения экологической направленности. Например: нужны ли туристы Антарктиде? Ведь это самый чистый на сегодня материк планеты…. |
8 |
6 |
Самостоятельная работа детей с атласами, тестовым материалом, заданиями по карточкам и схемам |
Далее учитель, завершая дискуссию, должен вместе с участниками прийти к выводу, что Антарктида может стать материком туризма, но с определенными ограничениями и не для всех туристов. После чего предлагается заполнить контрольный тест (Приложение №3). |
6 |
7 |
Подведение итогов |
Итогами конференции станут не только результаты выступлений, но и самооценка учащихся, которую они заносят в таблицу (Приложение №4). |
3 |
8 |
Домашнее задание |
В контурных картах предлагается нанести предполагаемый туристический маршрут.
Спасибо вам за активную и продуктивную работу
|
1 |
Приложение №1
Тест. Что на сегодня нам известно об Антарктиде?
1. Что такое Антарктида?
А) материк, где восходом и заходом любуются лишь раз в год
Б) материк, самый маленький по площади
2. Что такое Антарктика?
А) материк, расположенный в пределах южного полюса?
Б) материк и территория Южного океана с островами, покрытая льдом?
3. Какова площадь Антарктиды?
А) более 10 млн.км.кв.
Б) более 14 млн.км.кв.
4. Какая экспедиция в 17872 г. Достигла наиболее южных широт?
А) экспедиция Р. Скотта
Б) экспедиция Дж. Кука
5. Когда и кем была открыта Антарктида?
А) экспедицией русских ученых 1820 году
Б) Экспедицией английских ученых-путешественников на 50 лет ранее
6. Когда началось планомерное исследование Антарктиды по программе
Международного геофизического года?
А) с 1930 года
Б) с 1958 года
Приложение №2
Физкультминутка
Звери делают зарядку
Кто вприскочку, кто вприсядку
Кто-то плечи поднимает, кто-то плечи опускает
Делаем руками взмах, вправо мах и влево мах
Полуприсядь, присед, наклон, наклон
Всем ребятам шлем поклон.
Приложение №3
Контрольные вопросы.
1. Когда и кем был открыт Южный полюс?
2. Какова средняя высота материка с учетом ледникового покрова?
3. Какова максимальная толщина льда?
4. Сколько процентов мировых запасов пресных вод находится во льдах Антарктиды?
5. В чем причины вечного холода в Антарктиде?
6. Какие растения и животные обитают в Антарктиде?
7. Какому государству принадлежит Антарктида?
Приложение №4
Фамилия, имя |
Самооценка (поставьте оценку себе за подготовку к уроку) |
Оценка группы |
Оценка учителя |
|
|
|
|
Список используемой литературы:
1. Коринская В.А., Душина И.В. География материков и океанов, 7 класс, 2017 г.
2. Алексеев А.И. География 7 класс, М. Просвещение, 2021 г.
3. Серия «Учение с увлечением» занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях, 6-8 классы. Москва «Глобус». 2009 г.
4. Майорова Т.С. «Справочник школьника» 2001 г., с.72
5. Смирнова Н.П., Шибанова А.А. «По материкам и океанам», М., 2005 г..
6. Трешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. М., 1963 г.
7. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Арктика и Антарктика. М, 2000 г.
8. Ссылки: http://ru.wikipedia.org/wiki/Антарктида
http://www.3planet.ru/history/3030.htm
http://www.5.km.ru/
http://www.ecosystema.ru/08nature/world/geoworld/10-4.htm
http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/151799.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.