Содержание
Введение……………………………………………………….……………. |
3 |
Определение античности…………………………………………………… |
5 |
Мифология античности…………………………………….………………. |
7 |
Культурные особенности античности…………………………………….. |
11 |
Философия и наука…………………………………………………………. |
13 |
Искусство и архитектура…………………………………………………… |
15 |
Социальная организация античности……………………………………… |
16 |
Заключение……………………………………………….…………………. |
17 |
Список использованных источников…………………….………………… |
19 |
Введение
Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.
Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией.
Мифология античности включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. Мифологическое познание — это познание эзотерическое, или, иным словом, — тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу мировосприятия, понимания самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.
Хотя мифология играет и важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом религии. В древних религиях основу составляли не верования, не догматы, а обряды, ритуал, в котором участие членов общины было обязательным. Во многих религиях мифологическая сторона составляет второстепенный, необязательный, иногда несущественный элемент. Вера в мифы не была обязательной. Известны и религии, в которых мифологическая сторона играла совсем неприметную роль и даже по сути отсутствовала (например, в конфуцианстве). Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию. Именно это уже на ранних стадиях развития способствует включению мифологических представлений в область религии.
Таким образом, мифология тесно связана с религией, но в тоже время она остается самостоятельной, сохраняет известную независимость от религии.
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного воспитания, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Достижения античных цивилизаций целесообразно рассмотреть в трех областях: наука и техника, искусство, философия.
В современном мире изучение мифологии и религии является актуальным, поскольку в нашей жизни также существуют мифы, присутствуют ранние формы религии.
Определение античности
Античность – это период истории и культуры, который охватывает древнюю Грецию и Римскую империю, начиная с VIII века до н.э. и заканчивая V веком н.э. Этот период считается одним из самых важных и влиятельных в истории человечества.
Античность характеризуется развитием демократии, философии, науки, искусства, архитектуры и литературы. Это время, когда были заложены основы западной цивилизации и многие идеи и ценности, которые мы сегодня считаем важными, были сформированы.
В античности философы и ученые стремились понять мир и человеческую природу через разум и наблюдение. Они разрабатывали теории о природе, обществе и морали, которые оказали огромное влияние на последующие эпохи.
Искусство и архитектура античности отличались гармонией, красотой и симметрией. Скульптура, живопись и архитектура были высоко ценными и использовались для выражения религиозных и мифологических идей, а также для отображения красоты и идеалов человеческого тела.
Социальная организация в античности была основана на городских государствах, таких как Афины и Спарта в Греции, и империи, такой как Римская империя. В этих обществах были различные классы и слои населения, и каждый имел свои права и обязанности.
Религия и мифология играли важную роль в античности. Греки и римляне верили во множество богов и богинь, которые контролировали различные аспекты жизни. Религиозные обряды и праздники были важной частью культуры и общественной жизни.
Наследие античности остается значимым и в наше время. Мы до сих пор изучаем и восхищаемся философией, искусством и наукой античного мира. Многие идеи и ценности, которые возникли в античности, продолжают влиять на нашу современную культуру и общество.
Мифология античности
Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos
слово, понятие,
учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для
ранних стадий общественного развития.
Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.
Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.
Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.
Мифы разделяются на:
− теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
− космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
− космологические, описывающие построение и развитие мира;
− антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
− сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
− эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.
Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:
− космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;
− антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;
− мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
− эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен;
− космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения - орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».
Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
Культурные особенности античности
Античная культура имела ряд особенностей, которые отличали ее от других эпох и культурных традиций. Вот некоторые из них:
Греческая демократия
Греция была рождением демократии – формы правления, в которой власть принадлежит народу. Граждане имели право участвовать в принятии решений и выбирать своих представителей. Это было революционным идеалом, который оказал влияние на многие последующие политические системы.
Римская империя
Римская империя была одной из самых могущественных и влиятельных империй в истории. Она объединила множество различных культур и народов под своим правлением. Римская культура была известна своими инженерными достижениями, правовой системой и архитектурой, включая знаменитые амфитеатры и акведуки.
Мифология и религия
Античность была периодом, когда мифология и религия играли важную роль в жизни людей. Греки и римляне верили в множество богов и богинь, которые контролировали различные аспекты жизни. Мифы и легенды были частью их культуры и использовались для объяснения природных явлений, исторических событий и моральных уроков.
Искусство и архитектура
Античность была золотым веком искусства и архитектуры. Греки и римляне создали множество шедевров, которые до сих пор восхищают своей красотой и совершенством. Греческая скульптура и архитектура были известны своей гармонией и пропорциями, а римская архитектура – своими монументальными сооружениями, такими как Колизей и Пантеон.
Философия и наука
Античность была временем, когда философия и наука начали развиваться как отдельные дисциплины. Греческие философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, задавали фундаментальные вопросы о природе мира, человека и знания. Они развивали логику, этику и метафизику, которые стали основой для многих последующих философских систем. Римские ученые также внесли значительный вклад в различные области науки, включая медицину, астрономию и инженерию.
Все эти культурные особенности античности сформировали богатое и разнообразное наследие, которое до сих пор влияет на нашу современную культуру и общество.
Философия и наука
Философия и наука играли важную роль в античной культуре и оказали огромное влияние на развитие человеческой мысли.
Философия
Философия в античности была попыткой понять природу мира и человека, а также задать фундаментальные вопросы о смысле жизни и морали. Великие философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, разрабатывали различные философские системы и методы познания.
Сократ был известен своим методом диалога, в котором он задавал вопросы и провоцировал своих собеседников к размышлению и самоанализу. Платон развил учение о мире идеальных форм, утверждая, что реальность, которую мы видим, является лишь отражением идеальных форм. Аристотель, в свою очередь, разработал систему логики и классификации, которая стала основой для многих научных и философских исследований.
Наука
В античности также развивались различные научные дисциплины, такие как математика, астрономия, медицина и физика.
Математика была одной из наиболее развитых наук в античности. Греческие математики, такие как Пифагор, Евклид и Архимед, разработали основные принципы геометрии и алгебры, которые до сих пор используются в нашей современной математике.
Астрономия также была важной наукой в античности. Греческие астрономы, такие как Птолемей, изучали движение планет и звезд и разработали геоцентрическую модель Вселенной, которая преобладала в течение многих веков.
Медицина в античности была основана на наблюдениях и опыте. Греческий врач Гиппократ разработал этический кодекс для врачей и сформулировал принципы гигиены и здорового образа жизни.
Физика в античности была связана с изучением природы и ее законов. Аристотель разработал теорию о четырех элементах – земле, воде, воздухе и огне, и утверждал, что все вещи состоят из комбинации этих элементов.
Философия и наука в античности сформировали основы для многих последующих философских и научных исследований. Их влияние до сих пор ощущается в нашей современной культуре и обществе.
Искусство и архитектура
Искусство и архитектура в античности имели огромное значение и оказали огромное влияние на развитие искусства в последующие эпохи. Античное искусство отличалось гармонией, пропорцией и красотой форм.
Скульптура
Скульптура в античности была одним из самых выдающихся видов искусства. Античные скульпторы создавали статуи, рельефы и барельефы, изображая богов, героев, политических и военных лидеров. Скульптуры отличались реализмом и выразительностью, а также идеальными пропорциями тела.
Живопись
Живопись в античности не была так развита, как скульптура, но все же имела свое место. Живопись в основном использовалась для украшения архитектурных сооружений и ваз. На вазах изображались сцены из мифологии, битвы, спортивные соревнования и повседневная жизнь.
Архитектура
Античная архитектура считается одной из самых значимых и влиятельных в истории. Она отличалась строгостью, гармонией и пропорцией. Архитекторы создавали величественные храмы, театры, амфитеатры, дворцы и другие сооружения. Известными примерами античной архитектуры являются Парфенон в Афинах, Колизей в Риме и Акрополь в Афинах.
Античное искусство и архитектура оказали огромное влияние на искусство и архитектуру в последующие эпохи, включая ренессанс и классицизм. Они стали образцом красоты, гармонии и идеальных пропорций, которые до сих пор восхищают и вдохновляют людей по всему миру.
Социальная организация античности
Античное общество было организовано по принципу городского государства, которое называлось полисом. Полисы были независимыми городами-государствами, каждый со своими законами, правительством и армией. Граждане полиса имели политические права и обязанности, такие как участие в принятии решений и обороне города.
В античности существовала система рабовладения, где рабы были собственностью своих владельцев и не имели прав и свобод. Рабы выполняли тяжелую физическую работу, обслуживали своих хозяев и использовались в качестве рабочей силы на полях, в мастерских и домашних хозяйствах.
Важной составляющей социальной организации была система классов. Верхний класс состоял из землевладельцев, аристократов и правителей полиса. Они обладали политической властью и привилегиями. Средний класс состоял из ремесленников, торговцев и фермеров. Нижний класс включал рабочих, бедняков и рабов.
Женщины в античном обществе обычно не имели политических прав и были подчинены мужчинам. Их главной ролью было рождение и воспитание детей, а также управление домашним хозяйством.
Социальная организация античности оказала значительное влияние на последующие эпохи и формирование современных общественных структур. Многие принципы и идеи, заложенные в античности, до сих пор являются основой для понимания и организации общества.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что под античной культурой принято понимать традицию греков и римлян, хотя основой для римской системы была все же именно греческая.
Греко-римские мифы и религии оказали колоссальное влияние как на античную, так и на всю европейскую культуру в целом. К тому же, они стали важнейшим предметом философского, научного и художественного творчества.
Античные мифы считаются одной из самых старых форм не просто осознания, но - освоения мира. В них действительно содержится практически все, нуждавшееся в то время в пояснениях - и явления природы, и небесные светила, и силы, управляющие жизнью людей, и место, куда уходят умершие, ставшие тенями... С течением времени вопросов становилось больше, и потому многие мифы дополнялись новыми сюжетами, линиями, поворотами.
В античные времена люди создавали изображения олимпийских богов по образу и подобию своему. Греки верили, что боги внешне похожи на людей. Они как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать. Единственное отличие в том, что боги бессмертны.
Римская мифология в отличие от греческой более молода - письменные источники датируются лишь III-II веками до н.э. Наиболее древним принято считать миф об Энее, на основе которого затем появилась «Энеида» Вергилия - не только произведение, но и в известном смысле мифологическая система, содержащая сведения о генеалогии богов, путешествиях, мироустройстве и т.д. Если греческие боги деятельны и изобретательны, живы и чувственны, то римские в первую очередь функциональны. Знаменитые «Метаморфозы» Овидия основаны именно на греческих легендах.
Таким образом, мифы и религия античности оказала огромное влияние на развитие культуры всего мира, и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.
Список использованных источников
1. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы. Античность : учебник и практикум для вузов / Б. А. Гиленсон. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 190 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00369-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536940 (дата обращения: 14.02.2024).
2. История античной философии : учебное пособие для вузов / Р. В. Светлов, Е. В. Алымова, М. Н. Варламова, К. В. Лощевский ; под общей редакцией Р. В. Светлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 288 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00633-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536552 (дата обращения: 14.02.2024).
3. Каратыгин, П. П. История религий и тайных религиозных обществ Древнего мира в 3 ч. Часть 3. Греция и Рим / П. П. Каратыгин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 511 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12746-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543456 (дата обращения: 14.02.2024).
4. Костомаров, Н. И. Славянская мифология / Н. И. Костомаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 667 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09194-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541589 (дата обращения: 14.02.2024).
5. Лункевич, В. В. От Гераклита до Дарвина. Античный мир. Средневековье. Возрождение / В. В. Лункевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 384 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-10949-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541749 (дата обращения: 14.02.2024).
6. Михаловский, И. Б. Архитектурные формы Античности / И. Б. Михаловский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 263 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08199-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539273 (дата обращения: 14.02.2024).
7. Строгецкий, В. М. Основы культурологии : учебник для среднего профессионального образования / В. М. Строгецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 179 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09105-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538162 (дата обращения: 14.02.2024).
8. Тронский, И. М. История античной литературы : учебник для вузов / И. М. Тронский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 564 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11268-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539915 (дата обращения: 14.02.2024).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.