Античность. Мифология и культура
Оценка 4.8

Античность. Мифология и культура

Оценка 4.8
docx
27.03.2024
Античность. Мифология и культура
античность. мифолог. и культур.docx

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….

3

Определение античности……………………………………………………

5

Мифология античности…………………………………….……………….

7

Культурные особенности античности……………………………………..

11

Философия и наука………………………………………………………….

13

Искусство и архитектура……………………………………………………

15

Социальная организация античности………………………………………

16

Заключение……………………………………………….………………….

17

Список использованных источников…………………….…………………

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией.

Мифология античности включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. Мифологическое познание — это познание эзотерическое, или, иным словом, — тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу мировосприятия, понимания самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

Хотя мифология играет и важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом религии. В древних религиях основу составляли не верования, не догматы, а обряды, ритуал, в котором участие членов общины было обязательным. Во многих религиях мифологическая сторона составляет второстепенный, необязательный, иногда несущественный элемент. Вера в мифы не была обязательной. Известны и религии, в которых мифологическая сторона играла совсем неприметную роль и даже по сути отсутствовала (например, в конфуцианстве). Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию. Именно это уже на ранних стадиях развития способствует включению мифологических представлений в область религии.

Таким образом, мифология тесно связана с религией, но в тоже время она остается самостоятельной, сохраняет известную независимость от религии.

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного воспитания, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Достижения античных цивилизаций целесообразно рассмотреть в трех областях: наука и техника, искусство, философия.

В современном мире изучение мифологии и религии является актуальным, поскольку в нашей жизни также существуют мифы, присутствуют ранние формы религии.

 

Определение античности

Античность – это период истории и культуры, который охватывает древнюю Грецию и Римскую империю, начиная с VIII века до н.э. и заканчивая V веком н.э. Этот период считается одним из самых важных и влиятельных в истории человечества.

Античность характеризуется развитием демократии, философии, науки, искусства, архитектуры и литературы. Это время, когда были заложены основы западной цивилизации и многие идеи и ценности, которые мы сегодня считаем важными, были сформированы.

В античности философы и ученые стремились понять мир и человеческую природу через разум и наблюдение. Они разрабатывали теории о природе, обществе и морали, которые оказали огромное влияние на последующие эпохи.

Искусство и архитектура античности отличались гармонией, красотой и симметрией. Скульптура, живопись и архитектура были высоко ценными и использовались для выражения религиозных и мифологических идей, а также для отображения красоты и идеалов человеческого тела.

Социальная организация в античности была основана на городских государствах, таких как Афины и Спарта в Греции, и империи, такой как Римская империя. В этих обществах были различные классы и слои населения, и каждый имел свои права и обязанности.

Религия и мифология играли важную роль в античности. Греки и римляне верили во множество богов и богинь, которые контролировали различные аспекты жизни. Религиозные обряды и праздники были важной частью культуры и общественной жизни.

Наследие античности остается значимым и в наше время. Мы до сих пор изучаем и восхищаемся философией, искусством и наукой античного мира. Многие идеи и ценности, которые возникли в античности, продолжают влиять на нашу современную культуру и общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мифология античности

Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие,
учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.

Мифы разделяются на:

                  теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;

                  космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;

                  космологические, описывающие построение и развитие мира;

                  антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;

                  сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;

                  эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.

Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:

                  космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;

                  антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;

                  мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

                  эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен;

                  космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения - орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».

Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурные особенности античности

Античная культура имела ряд особенностей, которые отличали ее от других эпох и культурных традиций. Вот некоторые из них:

Греческая демократия

Греция была рождением демократии – формы правления, в которой власть принадлежит народу. Граждане имели право участвовать в принятии решений и выбирать своих представителей. Это было революционным идеалом, который оказал влияние на многие последующие политические системы.

Римская империя

Римская империя была одной из самых могущественных и влиятельных империй в истории. Она объединила множество различных культур и народов под своим правлением. Римская культура была известна своими инженерными достижениями, правовой системой и архитектурой, включая знаменитые амфитеатры и акведуки.

Мифология и религия

Античность была периодом, когда мифология и религия играли важную роль в жизни людей. Греки и римляне верили в множество богов и богинь, которые контролировали различные аспекты жизни. Мифы и легенды были частью их культуры и использовались для объяснения природных явлений, исторических событий и моральных уроков.

Искусство и архитектура

Античность была золотым веком искусства и архитектуры. Греки и римляне создали множество шедевров, которые до сих пор восхищают своей красотой и совершенством. Греческая скульптура и архитектура были известны своей гармонией и пропорциями, а римская архитектура – своими монументальными сооружениями, такими как Колизей и Пантеон.

Философия и наука

Античность была временем, когда философия и наука начали развиваться как отдельные дисциплины. Греческие философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, задавали фундаментальные вопросы о природе мира, человека и знания. Они развивали логику, этику и метафизику, которые стали основой для многих последующих философских систем. Римские ученые также внесли значительный вклад в различные области науки, включая медицину, астрономию и инженерию.

Все эти культурные особенности античности сформировали богатое и разнообразное наследие, которое до сих пор влияет на нашу современную культуру и общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия и наука

Философия и наука играли важную роль в античной культуре и оказали огромное влияние на развитие человеческой мысли.

Философия

Философия в античности была попыткой понять природу мира и человека, а также задать фундаментальные вопросы о смысле жизни и морали. Великие философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, разрабатывали различные философские системы и методы познания.

Сократ был известен своим методом диалога, в котором он задавал вопросы и провоцировал своих собеседников к размышлению и самоанализу. Платон развил учение о мире идеальных форм, утверждая, что реальность, которую мы видим, является лишь отражением идеальных форм. Аристотель, в свою очередь, разработал систему логики и классификации, которая стала основой для многих научных и философских исследований.

Наука

В античности также развивались различные научные дисциплины, такие как математика, астрономия, медицина и физика.

Математика была одной из наиболее развитых наук в античности. Греческие математики, такие как Пифагор, Евклид и Архимед, разработали основные принципы геометрии и алгебры, которые до сих пор используются в нашей современной математике.

Астрономия также была важной наукой в античности. Греческие астрономы, такие как Птолемей, изучали движение планет и звезд и разработали геоцентрическую модель Вселенной, которая преобладала в течение многих веков.

Медицина в античности была основана на наблюдениях и опыте. Греческий врач Гиппократ разработал этический кодекс для врачей и сформулировал принципы гигиены и здорового образа жизни.

Физика в античности была связана с изучением природы и ее законов. Аристотель разработал теорию о четырех элементах – земле, воде, воздухе и огне, и утверждал, что все вещи состоят из комбинации этих элементов.

Философия и наука в античности сформировали основы для многих последующих философских и научных исследований. Их влияние до сих пор ощущается в нашей современной культуре и обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство и архитектура

Искусство и архитектура в античности имели огромное значение и оказали огромное влияние на развитие искусства в последующие эпохи. Античное искусство отличалось гармонией, пропорцией и красотой форм.

Скульптура

Скульптура в античности была одним из самых выдающихся видов искусства. Античные скульпторы создавали статуи, рельефы и барельефы, изображая богов, героев, политических и военных лидеров. Скульптуры отличались реализмом и выразительностью, а также идеальными пропорциями тела.

Живопись

Живопись в античности не была так развита, как скульптура, но все же имела свое место. Живопись в основном использовалась для украшения архитектурных сооружений и ваз. На вазах изображались сцены из мифологии, битвы, спортивные соревнования и повседневная жизнь.

Архитектура

Античная архитектура считается одной из самых значимых и влиятельных в истории. Она отличалась строгостью, гармонией и пропорцией. Архитекторы создавали величественные храмы, театры, амфитеатры, дворцы и другие сооружения. Известными примерами античной архитектуры являются Парфенон в Афинах, Колизей в Риме и Акрополь в Афинах.

Античное искусство и архитектура оказали огромное влияние на искусство и архитектуру в последующие эпохи, включая ренессанс и классицизм. Они стали образцом красоты, гармонии и идеальных пропорций, которые до сих пор восхищают и вдохновляют людей по всему миру.

 

 

Социальная организация античности

Античное общество было организовано по принципу городского государства, которое называлось полисом. Полисы были независимыми городами-государствами, каждый со своими законами, правительством и армией. Граждане полиса имели политические права и обязанности, такие как участие в принятии решений и обороне города.

В античности существовала система рабовладения, где рабы были собственностью своих владельцев и не имели прав и свобод. Рабы выполняли тяжелую физическую работу, обслуживали своих хозяев и использовались в качестве рабочей силы на полях, в мастерских и домашних хозяйствах.

Важной составляющей социальной организации была система классов. Верхний класс состоял из землевладельцев, аристократов и правителей полиса. Они обладали политической властью и привилегиями. Средний класс состоял из ремесленников, торговцев и фермеров. Нижний класс включал рабочих, бедняков и рабов.

Женщины в античном обществе обычно не имели политических прав и были подчинены мужчинам. Их главной ролью было рождение и воспитание детей, а также управление домашним хозяйством.

Социальная организация античности оказала значительное влияние на последующие эпохи и формирование современных общественных структур. Многие принципы и идеи, заложенные в античности, до сих пор являются основой для понимания и организации общества.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что под античной культурой принято понимать традицию греков и римлян, хотя основой для римской системы была все же именно греческая.

Греко-римские мифы и религии оказали колоссальное влияние как на античную, так и на всю европейскую культуру в целом. К тому же, они стали важнейшим предметом философского, научного и художественного творчества.

Античные мифы считаются  одной из самых старых форм не просто осознания, но - освоения мира. В них  действительно содержится практически  все, нуждавшееся в то время в  пояснениях - и явления природы, и  небесные светила, и силы, управляющие жизнью людей, и место, куда уходят умершие, ставшие тенями... С течением времени вопросов становилось больше, и потому многие мифы дополнялись новыми сюжетами, линиями, поворотами.

В античные времена люди создавали изображения олимпийских богов по образу и подобию своему. Греки верили, что боги внешне похожи на людей. Они как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать. Единственное отличие в том, что боги бессмертны.

Римская мифология в  отличие от греческой более молода - письменные источники датируются лишь III-II веками до н.э. Наиболее древним принято считать миф об Энее, на основе которого затем появилась «Энеида» Вергилия - не только произведение, но и в известном смысле мифологическая система, содержащая сведения о генеалогии богов, путешествиях, мироустройстве и т.д. Если греческие боги деятельны и изобретательны, живы и чувственны, то римские в первую очередь функциональны. Знаменитые «Метаморфозы» Овидия основаны именно на греческих легендах.

Таким образом, мифы и религия античности оказала огромное влияние на развитие культуры всего мира, и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.                 Гиленсон, Б. А.  История зарубежной литературы. Античность : учебник и практикум для вузов / Б. А. Гиленсон. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 190 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00369-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536940 (дата обращения: 14.02.2024).

2.                 История античной философии : учебное пособие для вузов / Р. В. Светлов, Е. В. Алымова, М. Н. Варламова, К. В. Лощевский ; под общей редакцией Р. В. Светлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 288 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00633-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536552 (дата обращения: 14.02.2024).

3.                 Каратыгин, П. П.  История религий и тайных религиозных обществ Древнего мира в 3 ч. Часть 3. Греция и Рим / П. П. Каратыгин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 511 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12746-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543456 (дата обращения: 14.02.2024).

4.                 Костомаров, Н. И.  Славянская мифология / Н. И. Костомаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 667 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09194-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541589 (дата обращения: 14.02.2024).

5.                 Лункевич, В. В.  От Гераклита до Дарвина. Античный мир. Средневековье. Возрождение / В. В. Лункевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 384 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-10949-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541749 (дата обращения: 14.02.2024).

6.                 Михаловский, И. Б.  Архитектурные формы Античности / И. Б. Михаловский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 263 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08199-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539273 (дата обращения: 14.02.2024).

7.                 Строгецкий, В. М.  Основы культурологии : учебник для среднего профессионального образования / В. М. Строгецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 179 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09105-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538162 (дата обращения: 14.02.2024).

8.                 Тронский, И. М.  История античной литературы : учебник для вузов / И. М. Тронский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 564 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11268-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539915 (дата обращения: 14.02.2024).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Содержание Введение………………………………………………………

Содержание Введение………………………………………………………

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества

В древних религиях основу составляли не верования, не догматы, а обряды, ритуал, в котором участие членов общины было обязательным

В древних религиях основу составляли не верования, не догматы, а обряды, ритуал, в котором участие членов общины было обязательным

V веком н.э. Этот период считается одним из самых важных и влиятельных в истории человечества

V веком н.э. Этот период считается одним из самых важных и влиятельных в истории человечества

Мифология античности Мифология (от греч

Мифология античности Мифология (от греч

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека

Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект)

Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект)

Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о

Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о

Культурные особенности античности

Культурные особенности античности

Это было революционным идеалом, который оказал влияние на многие последующие политические системы

Это было революционным идеалом, который оказал влияние на многие последующие политические системы

Все эти культурные особенности античности сформировали богатое и разнообразное наследие, которое до сих пор влияет на нашу современную культуру и общество

Все эти культурные особенности античности сформировали богатое и разнообразное наследие, которое до сих пор влияет на нашу современную культуру и общество

Великие философы, такие как Сократ,

Великие философы, такие как Сократ,

Искусство и архитектура Искусство и архитектура в античности имели огромное значение и оказали огромное влияние на развитие искусства в последующие эпохи

Искусство и архитектура Искусство и архитектура в античности имели огромное значение и оказали огромное влияние на развитие искусства в последующие эпохи

Скульптуры отличались реализмом и выразительностью, а также идеальными пропорциями тела

Скульптуры отличались реализмом и выразительностью, а также идеальными пропорциями тела

Важной составляющей социальной организации была система классов

Важной составляющей социальной организации была система классов

Античные мифы считаются одной из самых старых форм не просто осознания, но - освоения мира

Античные мифы считаются одной из самых старых форм не просто осознания, но - освоения мира

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00633-9

Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00633-9

Тронский, И. М. История античной литературы : учебник для вузов /

Тронский, И. М. История античной литературы : учебник для вузов /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024