Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева
Оценка 4.6

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература
10 кл
30.05.2018
Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева
Публикация является частью публикации:
Для своей антологии я взяла поэзию А.docx
от Для своей антологии я взяла поэзию А.Ахматовой и Н.Гумилева, так как считаю, что история их любви и творчества заслуживает особого внимания и интересна для рассмотрения. Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные высоты. Стихи способны стать для человека спасением в трудных и даже в трагических обстоятельствах. Рифмованные строки заставляют задуматься о возвышенном, благородном, вечном. Поэзию Анны Андреевны Ахматовой невозможно читать с равнодушием. Буквально каждое ее произведение переворачивает все привычные представления о мире, заставляет иначе взглянуть на окружающую жизнь. Стихи Ахматовой удивительны, они просты и безыскусны, на первый взгляд. Но если вдуматься, то открывается их истинный смысл и читатель понимает, что оказывается перед бездной чувств, эмоций, мыслей. Анна Ахматова сумела выразить в стихах все глубинные устремления человеческой души, все оттенки чувств и эмоций. И каждый, кто начинает читать ее бессмертные произведения, удивляется, насколько близко и понятно ему все, о чем говорила поэтесса. Уже в ранних стихах Анны Ахматовой можно увидеть все, чем жила поэтесса. Ее внутренний мир был удивительно богат. В нем находилось место всему: любви, восхищению красотой окружающего мира и удивительной мудрости, свойственной поэтессе. Она может легко, самыми простыми словами передать свое настроение в стихах. Одним из самых ярких поэтов “серебряного века” был Николай Гумилев. Он вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт — Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова — директором Царскосельской гимназии, в которой учился Гумилев. Творчество Николая Степановича Гумилева также вызывает у меня большой интерес, так как оно полно смелости, новизны, остроты чувств, взволнованной мысли. “Его творчество всегда привлекало чарующей новизной и смелостью”, - говорила о Гумилеве Л. Смирнова. Николай Степанович начал писать в возрасте шестнадцати лет, как и многие другие поэты. А уже через три года вышел первый сборник стихов под названием “Путь конквистадоров”. Нужно отметить, что в отличие от конквистадора-воина “Конквистадор» - сборник завоевывал не земли, не страны, а новую любовь. Также в этой книге стихи несут на себе отпечаток символистской поэзии, что объясняется влиянием учителя – поэта-символиста В.Брюсова. В стихотворениях этого сборника мне нравится несколько иной, нежели у других авторов, подход поэта к миру: Как смутно в небе диком и беззвучном! Растет туман, но я молчу и жду, И верю, я любовь свою найду Много стихотворений Гумилев посвятил теме любви. Главная героиня его любовной лирики может принимать различные облики — и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте — Беатриче, и Маргариты из “Фауста” Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета (“Из логова змиева”, “Она”, “Укротитель зверей” и др.). Но с годами к поэту приходит мудрость, и темы несколько меняются. Гумилев столп”) начинает больше задумываться о своей смерти. Это вызывает уважение к нему. Уже в последних сборниках (“Костер” и “Огненный заметно пристрастие автора к философским темам. В это время Гумилев жил в Петрограде и заслужил признание молодых поэтов, был их наставником. Его поздние стихи наполнены раздумьями о человеческой жизни, о судьбе России, о предназначении поэта. После всего написанного я хочу сказать, что все произведения Н.С.Гумилева и А.Ахматовой мне понравились яркостью, романтической многоцветием, исключительностью и причудливостью душевных процессов. Николай Степанович Гумилёв (1886 — 1921) – русский поэт. Детство Гумилёва прошло в Царском селе. В 1903 году он поступил в Царскосельскую гимназию. Окончив ее, уезжает в Париж. Первым опубликованным для Гумилева стихотворением стало «Я в лес бежал из городов». Пребывая в Париже, он пытался издавать изысканный по тем временам журнал «Сириус». Впервые своей сборник стихотворений Николая Гумилёва был издан в 1905 году («Путь конквистадоров») на собственные средства. В 1908 были опубликованы стихи Гумилева «Романтические цветы». Судьбоносная встреча двух начинающих поэтов произошла в Царскосельской гимназии накануне Нового года. Болезненный 17-летний юноша тогда зачитывался Уайльдом, мечтал о чистой любви и пытался создать вокруг себя ореол романтического героя — не понятого и не оценённого. Подражая своему кумиру-англичанину, Гумилёв носил цилиндр, завивал волосы и даже немного подкрашивал губы и глаза — для контраста.В стихотворениях этого сборника нашли отражение чувства к Анне Ахматовой, с которой поэт познакомился еще в 1903 году. Ане Горенко (фамилию прабабушки Ахматовой поэтесса возьмёт только через несколько лет) тогда было 14. Живая, непосредственная, любящая загорать до ожогов — что в ту эпоху приводило в ужас девушек из высшего света и с благородными манерами, Ахматова казалась полной противоположностью Гумилёву. При этом ученица Царскосельской гимназии, читающая Бодлера в оригинале, намного больше походила на романтическую героиню. Контрастной была даже её внешность: прямые чёрные волосы, светлая, незагорелая зимой кожа и большие светлые глаза. Гимназист Гумилёв сразу же влюбился. В то время как молоденькая Аня сначала не обратила на поклонника никакого внимания — они с подружками смеялись над немного «чудаковатым» юношей. Но пересекаться Гумилёв и Ахматова начали регулярно — как-никак оба учились в Царском селе и развлекаться ходили в одни и те же места.Наверное, для Горенко-Ахматовой встречи с Гумилёвым были своеобразной игрой. 7- летний гимназист называет Ахматову в своих стихах русалкой, а она играет с ним, любя совсем другого человека. Вскоре Гумилёв сделает ей предложение руки и сердца, но Аня его не примет. Это будет первый раз, когда она откажет поэту. После первого отказа Гумилёв постарался забыть свою любимую. Закончив гимназию, он уехал в Париж — продолжать образование. Но немного повзрослевшая Аня Горенко никак не могла определиться: в разговорах с друзьями она то рассказывала, как любит своего отвергнутого поклонника, то смеялась над ним. После таких «эмоциональных метаний» она отправила Гумилёву письмо — пожаловалась, что теперь никому не нужна и чувствует себя брошенной. Он бросил Париж, вернулся за ней. Причём не в Петербург, а в Крым, куда она переехала. Он признался ей в любви во время прогулки по берегу моря. Сначала она не ответила, но потом пара увидела двух мёртвых дельфинов, выброшенных на берег. Неизвестно, как повлияло на Ахматову это зрелище, но чуть позже она снова отказывает Гумилёву. Не повезло в смерти, повезло в любви Разочарованный поэт укатил обратно в Париж. И решил покончить с собой. Он поехал топиться в курортный городок Турвиль. Но план самоубийства провалился, когда местные жители вызвали полицию. Печального поэта они приняли за бродягу. Восприимчивый Гумилёв решил, что это знак судьбы, и решил предпринять последнюю попытку. Отправил своей любимой письмо, где предложил ещё раз подумать над его предложением. Вот только Ахматова проявила завидное постоянство и в очередной раз — уже в третий — отказала. Тогда он снова решил покончить с собой в красивом месте — в Булонском лесу. На сей раз Гумилёв выбрал яд. Но его, потерявшего сознание, нашли лесничии — и откачали. Ему требовался объект для обожания, и он его нашёл — девушка соглашалась проводить время с ним вместе, но всерьёз не воспринимала. Часто пара бывала около царскосельской Башни-руины — эти воспоминания потом отразятся в стихах влюблённого поэта. Через 7 лет, когда они поженятся, Гумилёв напишет: Ты помнишь, у облачных впадин С тобою нашли мы карниз, Где звёзды, как горсть виноградин, Стремительно падали вниз? <…> И мы до сих пор не забыли, Хоть нам и дано забывать, То время, когда мы любили, Когда мы умели летать. В 1908 он возвращается из путешествий, уже сформировавшись литературно. Вообще Николай Гумилев за свою биографию побывал во многих странах, кроме европейских – еще в африканских. Известное произведение Гумилёва «Капитаны» издается в рамках книги 1910 года «Жемчуга». В апреле этого же года женится на Ахматовой, в 1912 году у них рождается сын. С началом Первой Мировой войны добровольно идет на фронт, за храбрость награждается Георгиевским крестом. Служа в Париже в 1917 году, поэт влюбляется в Елену дю Буше. Для Гумилева стихи сборника «К синей звезде» знаменуют собой наивысший расцвет любовной лирики. Стихотворения этого издания посвящены новой возлюбленной. В августе 1918 года разводится с Ахматовой. Некоторое время поэт работает в издательстве «Всемирная литература», преподает, выполняет переводы с английского, французского. В 1919 году женится на Анне Энгельгардт. Стихи Гумилёва из сборника «Огненный столп» (1921) посвящены второй жене.В августе 1921 года в биографии Николая Гумилева произошел арест по обвинению в участии в антиправительственном «таганцевском заговоре». Через три недели ему был вынесен приговор о расстреле, исполненный на следующий же день.ерез какое-то время пара Гумилёв- Ахматова официально распалась. Впоследствии каждый из них завёл другую семью. Сложно сказать, кто из них двоих больше виноват в том, что брак рассыпался, и кто из них изменил первым. Но когда 35-летнего поэта расстреляли большевики, именно Ахматова хлопотала об издании его стихов и хранила рукописи, посвящала погибшему произведения. Вот такая игра в кошки-мышки: при жизни поэтесса терзала будущего мужа своими отказами, а после его смерти, будучи замужем за другим, стала для него идеальной супругой. Анна Андреевна Горенко (Ахматова) – одна из наиболее известных русских поэтесс XX века, литературный критик и переводчица. Родилась 11 (23) июня 1889 года в дворянской семье в Одессе. Когда девочке был 1 год, семья переехала в Царское село, где Ахматова смогла посещать Мариинскую гимназию. Она была настолько талантлива, что ей удалось освоить французский язык, слушая, как учительница занимается со старшими детьми. Во время проживания в Петербурге, Ахматова застала частичку эпохи, в которой жил Пушкин и это наложило отпечаток на её творчество. Её первое стихотворение появилось в 1911 году. За год до этого она обвенчалась с известным поэтом- акмеистом Н. С. Гумилевым. В 1912 году у писательской четы появился на свет сын – Лев. В этом же году вышел в свет её первый сборник стихов под названием «Вечер». Следующий сборник «Чётки» появился в 1914 году и был распродан внушительным тиражом. Основные черты творчества поэтессы сочетали отличное понимание психологии чувств и личные переживания по поводу общенародных трагедий XX века. У Ахматовой была довольно трагичная судьба. Несмотря на то, что она сама не находилась в заключении или изгнании, многие близкие ей люди были подвергнуты жестоким репрессиям. Так, например, первый муж писательницы, Н. С. Гумилёв, был казнен в 1921 году. Третий гражданский муж Н. Н. Пунин был трижды арестован, погиб в лагере. И, наконец, сын писательницы, Лев Гумилёв, провел более 10 лет в заключении. Вся боль и горечь утрат была отражена в «Реквиеме» (1935- 1940) - одно из наиболее известных произведений поэтессы. Будучи признанной классиками XX века, Ахматова долгое время подвергалась замалчиванию и травле. Многие её произведения не публиковались из-за цензуры и были запрещены десятилетиями даже после её смерти. Стихотворения Ахматовой переведены на многие языки. Поэтесса пережила тяжелые годы во время блокады в Петербурге, после чего была вынуждена уехать в Москву, а затем эмигрировать в Ташкент. Несмотря на все трудности, происходившие в стране, она не покинула её и даже написала ряд патриотических стихотворений.В 1946 году Ахматов наряду с Зощенко была исключена из Союза писателей по приказу И. В. Сталина. После этого поэтесса преимущественно занималась переводами. В это же время её сын отбывал наказание, как политический преступник. Вскоре работы писательницы постепенно начинали приниматься боязливыми редакторами. В 1965 году вышел в свет её итоговый сборник «Бег времени». Также, она была удостоена итальянской литературной премии и звания почетного доктора Оксфордского университета. Осенью того же года у поэтессы случился четвертый инфаркт. В результате этого 5 марта 1966 года А. А. Ахматова скончалась в кардиологическом санатории в Подмосковье. А ты думал - я тоже такая, Что можно забыть меня, И что брошусь, моля и рыдая, Под копыта гнедого коня. Или стану просить у знахарок В наговорной воде корешок И пришлю тебе странный подарок - Мой заветный душистый платок. Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом Окаянной души не коснусь, Но клянусь тебе ангельским садом, Чудотворной иконой клянусь, И ночей наших пламенным чадом - Я к тебе никогда не вернусь. Любовь - главный мотив всякого лирического поэта, наиболее близкий читателю. Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман. Главная героиня - женщина, которая свою любовь переплавляет в ненависть, потому что так проще. Легче прогнать мужчину, пусть это больно, но можно принять это как свой выбор, как свое решение, хотя по тексту произведения явно читается совершенно иная ситуация. Стихи Анны Ахматовой всегда воспоминание.После разрыва отношений с Николаем Гумилевым Анна Ахматова мысленно продолжает вести с ним споры и диалоги, упрекая бывшего супруга не только в изменах, но и в разрушении семьи. Действительно, у поэтессы накопилось слишком много претензий к этому человеку, который сперва добивался ее любви, а затем бросил, словно игрушку. Выходя замуж за Гумилева, Анна Ахматова была уверена, что приносит себя в жертву человеку, который ее боготворит. Сама же поэтесса не испытывает к своему избраннику любви, считая, что и без этого можно построить довольно прочную и счастливую семью. Однако очень скоро ситуация кардинально меняется, так как поэтесса без памяти влюбляется в собственного супруга. В 1921 году посвящает супругу стихотворение «А, ты думал – я тоже такая…». В нем Ахматова открыто обвиняет Гумилева в изменах, подчеркивая при этом, что никогда не уподобится его избранницам и не станет молить о любви. Поэтесса знает, что искренняя любовь не может быть приворотной, поэтому отметает возможность приворожить супруга и отказывается от всех тех глупых поступков, которые нередко совершают отчаявшиеся женщины. Но и простит причиненной обиды она не в состоянии. Поэтому, обращаясь к бывшему супругу, заявляет: «Будь ты проклят». Она не догадывается, что очень скоро этим словам суждено будет исполниться. Но в тот момент, когда пишутся эти строки, Ахматова готова на все, чтобы заставить Гумилева страдать. А ее уязвленное женское самолюбие заставляет дать страшную клятву: «Я к тебе никогда не вернусь». Свое слово Ахматовой удается сдержать, но лишь по той причине, что менее чем через месяц Гумилев будет расстрелян, о чем поэтесса узнает лишь через много лет. Я говорил: «Ты хочешь, хочешь? Могу я быть тобой любим? Ты счастье странное пророчишь Гортанным голосом твоим. А я плачу за счастье много, Мой дом — из звезд и песен дом, И будет сладкая тревога Расти при имени твоем. И скажут: "Что он? Только скрипка, Покорно плачущая, он, Ее единая улыбка Рождает этот дивный звон". И скажут: «То луна и море, Двояко отраженный свет,— И после:— О какое горе, Что женщины такой же нет!"» Но, не ответив мне ни слова, Она задумчиво прошла, Она не сделала мне злого, И жизнь по-прежнему светла. Ко мне нисходят серафимы, Пою я полночи и дню, Но вместо женщины любимой Цветок засушенный храню. В своем стихотворении Николай Гумелев хотел раскрыть тему несчастной любви. Вместо любимой женщины герой должен хранить засушеный цветок, который, возможно, подарила ему героиня стихотворения. Тревога охватывает человека, когда он только слышит имя любимой. В четвертом четверостишье можно сделать вывод, что героиня замужем, возможно имеет детей, и мужчина сожалеет что :"Что женщины такой же нет!" Сравнивая себя со скрипкой, человек показывает, что одинок. Его терзают внутренние сомнения и переживания. В стихах Ахматовой всегда на первом месте некий бытийный, вещный план: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. Таких примеров можно найти огромное количество. И только через них она пытается передать переживания, внутренние состояния. Но всё же эти состояния холодные, отстранённые, будто замершие. Не таков Гумилёв. И хотя в воспоминаниях современников он часто предстаёт холодным педантом, высокомерным эстетом. В стихах это совсем другой человек: страстный, темпераментный, очень чуткий и впечатлительный: Я долго шел по коридорам, очень Кругом, как враг, таилась тишь. На пришлеца враждебным взором Смотрели статуи из ниш. В угрюмом сне застыли вещи, Был странен серый полумрак, И, точно маятник зловещий, Звучал мой одинокий шаг… И это противоречие у обоих авторов вызывает мысли о том, что их стиль поведения в жизни был маской. Неким образом, которые они сами часто создали, и которому следовали в условиях социума, а истинную свою суть доверяли только стихам. Характерной и яркой у Гумилёва является тема смерти. Причем смерть представляется поэту вожделенной и романтичной. Неоднозначно представлена тема материнства и отцовства в стихах обоих поэтов. Если скудные строки у Ахматовой мы ещё можем найти, то Гумилёв сыну не посвятил ни строчки. В стихах Н. Гумилёв и А. Ахматова, безусловно, донесли до читателя не только эстетические переживания, но и личные. От произведения к произведению прослеживается драма непонимания. У Гумилёва это ощущение наиболее рельефно дано в стихотворении "Тот, другой": Я жду, исполненный укоров, Но не весёлую жену Для задушевных разговоров, О том, что было в старину. Так случилось, что А.А. Ахматова пережила мужа не только в жизни, но и в поэзии. Николай Гумилёв навсегда остался поэтом серебряного века, а его жене суждено было прожить долгую жизнь и войти в историю литературы одной из первых и замечательных русских поэтесс. В поздних стихах (особенно в годы войны и после), когда лирические, любовные темы у поэтессы становятся не главными, мы находим совершенно другую Ахматову. (Возможно такую, о какой мечтал Гумилёв). В ней больше нет жалоб (за которые, Гумилёв критиковал), почти нет любовных терзаний, а много воспоминаний, философских раздумий. Заключение. Серебряный век русской поэзии подарил нам много имен, и среди них есть два, чьи судьбы тесно переплелись: Анны Андреевны Ахматовой и Николая Степановича Гумилева. Союз двух поэтов был ярким и сложным Исследование поэтического наследия Гумилева и Ахматовой актуально не только на фоне их личных взаимоотношений, но и в масштабах вечных, культурных образов пророчеств и провидения будущего, соотнесенных с проблемами времени и пространства, столь характерными темами поздних эпических произведений Ахматовой и стихотворениями Гумилева из его итогового сборника. Таким образом, познакомившись с жизнью и творчеством поэтов, я пришла к выводу, что оба поэта пользовались одним художественным методом . Но при этом я заметила, что в своих стихах Гумилев употреблял значительно больше средств выразительности, чем А.Ахматова. Его стихи значительно больше по объему. Да и тематика стихотворений значительна шире. Стало понятно, почему такие прекрасные поэты все же расстались. Слишком разными они были. Но почитателей их творчества как раз и привлекает их непохожесть. Стихотворения А.А.Ахматовой и Н.С. Гумилева-золотой фонд любовной лирики нашей литературы.

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева

Антология творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2018