Антонимы и их употребление в речи (5 класс, русский язык)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
10.01.2019
Урок рассчитан на учащихся 5 класса. В нем дается общее представление о понятии "антонимы". Представленный иллюстративный материал дает возможность представить, что такое антонимы. Урок нацелен на развитие речи, пополнения словарного запаса учащихся, воспитание жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности.
антонимы.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Столбовская школа»
Джанкойского района
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Антонимы»
урок
предмет _ русский язык____
класс 5
Рвачёва Сильвета Абылпетаевна Аннотация
Урок по теме «Антонимы» курс «Русский язык». Рассчитан на учащихся 5
класса. Комбинированный урок. В нём даётся общее представление о понятие
«антонимы». Представленный иллюстративный материал даёт возможность
представить, что такое антонимы. Урок нацелен на развитие речи, пополнения
словарного запаса учащихся. Воспитание жизненно необходимых качеств:
усидчивости,
работоспособности,
самостоятельности,
аккуратности,
внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к
сотрудничеству.
Ключевые (опорные) слова
Антонимы, словарь антонимов, лексическое значение слова.
Введение (пояснительная записка) Необходимо самому уметь определять противоположное значение слова,
важно обучить ребенка этому. Поэтому проблема изучения антонимов в школе
очень актуальна, так как школьной программой не предусмотрены специальные
часы для изучения темы «Антонимы»
Именно вопросу о работе со словами с противоположными значениями
посвящен наш урок.
Особое место занимает экспериментальная работа, с помощью которой
нам удалось выявить, насколько правильно младшие школьники используют в
речи слова с противоположным значением.
Антонимы
являются единицами лексикологии, тебующей большего
исследования. В ходе урока мы решим задачи по определениям понятия
«антонимы» и сравним их.
Актуальность: данная работа поможет систематизировать и обобщить
знания учащихся о группах слов по значению, дать более широкое предсталение
об антонимах, которое вызывает довольно большой интерес к языкознанию и
развивает функциональную грамотность учащихся.
Одной из основных задач обучения детей школьного возраста является
развитие речи учащихся. Критерием сформированности речи детей является
умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями –
антонимы. Контрастные образы, противопоставление противоположных героев
типичны для текстов, включенных в содержание программы.
Основная часть Основная цель работы с антонимами – использование их в устной и
письменной речи. Антонимы употребляются учащимися нечасто, и их
применение зависит от содержания высказывания. Однако умение вводить
антонимы в свою речь должны служить одним из критериев оценки речевого
развития школьников.
Антонимы употребляются в художественной речи, в публицистике как
выразительное средство создания контраста. Чаще всего антонимы встречаются
в составе антитез в стихотворных произведениях.
Например.
Да здравствует солнце! Да скроется тьма!
Многие пословицы и поговорки заключают в себе антонимы.
Например.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Старый друг лучше новых двух.
Выразительные заголовки произведений, построенные на сопоставлении
антонимов.
Например.
"Отцы и дети"
Война и дети"
"Тощий и тонкий"
"Дни и ночи"
Для развития творческого мышления школьников следует использовать
приемы и упражнения, стимулирующие развитие как нагляднообразного, так и
причинного мышления1.
Например:
1.
Назови отличия.
Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница,
самолет. Чем эти предметы отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша,
стола, птицы?
Шкаф
большой
используется
для хранения вещей
Телевизор
маленький
не используется
для хранения вещей
не нуждается в
нуждается в
электричестве
электричестве
2. Постарайтесь за 1 минуту перечислить все слова, обозначающие действия,
противоположные названным.
Образец: таять – замерзать.
Засыпать, подниматься, нырять, нагревать, рисовать, пачкать, чинить,
поджигать, вытаскивать, разрезать, приглашать.
3. Подберите к данным прилагательным противоположные по смыслу
прилагательные.
Запишите.
Образец: кислый – сладкий.
Здоровый …, медленный …, горячий …, темный …, прилежный …,
тяжелый …, узкий …, холодный …, трусливый …, злой …, кислый …
4. Замените в глаголах приставку так,
чтобы глаголы имели
противоположное значение и отвечали на вопрос что сделать?
Образец: приехать – уехать.
Приехать, прилететь, пригнать, прибежать, запереть, влезть, открыть
В ходе педагогической практики велось наблюдение за тем, как ученики
умеют составлять простые, но в то же время рассказы, умеют правильно
строить фразы, оформлять их содержание.
Основная задача, которая
стояла перед нами на данном этапе,
заключалась в том, чтобы узнать, что дети знают о словахантонимах, умеют ли их видеть в текстах.. Также велась работа по внедрению в речь учащихся слов с
обратным значением.
Для того, чтобы дети умели использовать в своей речи словаантонимы,
необходимо правильно организовать работу с подобными словами. На каждом
уроке русского языка, по возможности, должны быть включены упражнения,
направленные на работу с антонимами. Только при систематической работе мы
обеспечим правильность и глубину усвоения знаний. Заключение
Антонимы, являясь выражением в языке противоположности, играют
важную роль в лексической системе языка.
Антонимам свойственно преимущественно контактное употребление в
определенных контекстах, в которых раскрываются их важнейшие функции.
Несмотря на то, что у детей не возникает затруднений с подбором слова с
противоположным значением к данному, нужно всегда помнить, что
целенаправленная и систематическая работа по изучению слов,
противоположных по значению, или антонимов, способствует более глубокому и
эффективному усвоению учащимися речевых богатств русского языка
Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических
приемов. Антонимия придает особую значительность предметам и понятиям.
Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов,
явлений.
Урок прошел занимательно, в полном смысле этого слова. Дети принимали
активное участие в подборе противоположных слов. Для учеников это был урок
игра.
Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают
неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас
серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи.
Антонимы и их употребление в речи (5 класс, русский язык)
Антонимы и их употребление в речи (5 класс, русский язык)
Антонимы и их употребление в речи (5 класс, русский язык)
Антонимы и их употребление в речи (5 класс, русский язык)
Антонимы и их употребление в речи (5 класс, русский язык)
Антонимы и их употребление в речи (5 класс, русский язык)
Антонимы и их употребление в речи (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.