Приложение 1
к Адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
3, 4 и 4 дополнительный класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Моро М.И., Колягина Ю.М., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В., Волковой С.И., Степановой С.В. «Математика», М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности учащихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
- формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
- формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
- уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;
- формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
- учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
- формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
- развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;
- удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета
Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для учащихся с ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся совершенствуется способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности(т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков, памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.
В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Учащиеся, обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий.
Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и навыки устного и письменного действия с числами, а также учится решать составные текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие пространственно-временные отношения, а также математическую терминологию.
Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические действия с предметами и их заместителями. Это обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с ЗПР, недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и возможного упрощения содержания.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметно-практической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий.
Место предмета в учебном плане
В 3, 4 и 4 дополнительном классах на изучение математики отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недель в каждом классе).
Возможно увеличение часов до 5 в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
- развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи);
- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);
- улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;
- развитие самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Математика» проявляются:
- в принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
- в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в парах);
- в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
- в развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
- в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);
- в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (на основе овладения арифметическим счетом, составления и решения задач из житейских ситуаций).
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
- кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);
- осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое изображение задачи и т.п.);
- сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным основаниям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.);
- обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с условием и вопросом);
- различать способы и результат действия (складывать или вычитать);
- вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
- использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется в понимании роли математических знаний в быту и профессии.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться правильно считать, решать задачи.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:
1) формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;
4) исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Содержание учебного предмета
Числа и величины
Счѐт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чиселв виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объѐм работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева— справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертѐжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм 2 , м 2 ). Точное и приближѐнное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счѐтом (пересчѐтом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу.
Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Тематическое планирование
3 класс
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Содержание учебного раздела |
||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание |
(5 ч) |
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чи сел в пределах 100. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения. Обозначение геометрических фигур буквами. |
||
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление |
(50 ч) |
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). |
||
Доли |
(4 ч) |
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения меж ду ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). |
||
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление |
(25 ч) |
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий. |
||
Числа от 1 до 1000. Нумерация |
(10 ч) |
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление. |
||
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание |
(15 ч) |
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года. |
||
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление |
(22 ч) |
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года |
||
Итоговое повторение |
(5 ч) |
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов |
||
Итого |
136 |
|
||
4 и 4 дополнительный класс
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Содержание учебного раздела |
||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание |
(5 ч) |
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чи сел в пределах 100. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения. Обозначение геометрических фигур буквами. |
||
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление |
(50 ч) |
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). |
||
Доли |
(4 ч) |
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения меж ду ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). |
||
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление |
(25 ч) |
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий. |
||
Числа от 1 до 1000. Нумерация |
(10 ч) |
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление. |
||
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание |
(15 ч) |
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года. |
||
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление |
(22 ч) |
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года |
||
Итоговое повторение |
(5 ч) |
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов |
||
Итого |
136 |
|
||
Календарно-тематическое планирование
3 класс (136 ч)
№ п/п |
Тема урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
ПОВТОРЕНИЕ. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (8 ЧАСОВ) |
|||
1/1 |
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
|
|
|
2/2 |
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
|
|
|
3/3 |
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении.
|
|
|
4/4 |
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании
|
|
|
5/5 |
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании
|
|
|
6/6 |
Геометрические фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами.
|
|
|
7/7 |
Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера)
|
|
|
8/8 |
Повторение пройденного: Что узнали? Чему научились? |
|
|
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (56 часов)
|
|||
9/1 |
Связь умножения и деления. Таблицы умножения и деления с числами 2,3
|
|
|
10/2 |
Четные и нечетные числа
|
|
|
11/3 |
Входная контрольная работа№1 |
|
|
12/4 |
Работа над ошибками. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. |
|
|
13/5 |
Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость |
|
|
14/6 |
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.
|
|
|
15/7 |
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.
|
|
|
16/8 |
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок
|
|
|
17/9 |
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок |
|
|
18/10 |
Странички для любознательных |
|
|
19/11 |
Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. |
|
|
20/12 |
Проверочная работа№1 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. |
|
|
21/13 |
Таблица умножение и деления с числом |
|
|
22/14 |
Таблица Пифагора
|
|
|
23/15 |
Задачи на увеличение числа в несколько раз
|
|
|
24/16 |
Задачи на увеличение числа в несколько раз
|
|
|
25/17 |
Задачи на уменьшение числа в несколько раз
|
|
|
26/18 |
Решение задач
|
|
|
27/19 |
Таблица умножение и деления с числом 5
|
|
|
28/20 |
Задачи на кратное сравнение |
|
|
29/21 |
Задачи на кратное сравнение |
|
|
30/22 |
Таблица умножение и деления с числом 6
|
|
|
31/23 |
Решение задач. |
|
|
32/24 |
Контрольная работа №2 по теме «Табличное умножение и деление» за 1 четверть |
|
|
33/25 |
Работа над ошибками. Решение задач. |
|
|
34/26 |
Таблица умножение и деления с числом 7 |
|
|
35/27 |
Страничка для любознательных. Проект №1«Математические сказки» |
|
|
36/28 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
|
|
37/29 |
Площадь. Сравнение площадей фигур. |
|
|
38/30 |
Квадратный сантиметр. |
|
|
39/31 |
Площадь прямоугольника. |
|
|
40/32 |
Таблица умножение и деления с числом 8 |
|
|
41/33 |
Закрепление изученного |
|
|
42/34 |
Решение задач. |
|
|
43/35 |
Таблица умножение и деления с числом 9 |
|
|
44/36 |
Квадратный дециметр. |
|
|
45/37 |
Таблица умножения. Закрепление. |
|
|
46/38 |
Квадратный метр. |
|
|
47/39 |
Закрепление изученного. |
|
|
48/40 |
Странички для любознательных.
|
|
|
49/41 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
|
|
50/42 |
Проверочная работа №2 «Проверим себя и оценим свои достижения» (Тестовая форма) |
|
|
51/43 |
Умножение на 1. |
|
|
52/44 |
Умножение на 0. |
|
|
53/45 |
Умножение и деление с числами 1 и 0.Деление 0 на число. |
|
|
54/46 |
Закрепление изученного. Странички для любознательных |
|
|
55/47 |
Комплексная контрольная работа №3 за 1 полугодие |
|
|
56/48 |
Окружность. Круг. |
|
|
57/49 |
Диаметр окружности (круга) |
|
|
58/50 |
Единицы времени. Год, месяц. |
|
|
59/51 |
Единицы времени. Сутки. |
|
|
60/52 |
Контрольная работа№4 за 1 полугодие |
|
|
61/53 |
Работа над ошибками. Странички для любознательных. стр.101-103, |
|
|
62/54 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
|
|
|
63/55 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
|
|
64/56 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
|
|
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 ч) |
|||
65/1 |
Умножение и деление круглых чисел. стр.4 |
|
|
66/2 |
Деление вида 80:20
|
|
|
67/3 |
Умножение суммы на число. |
|
|
68/4 |
Приему умножения для случаев вида 23•4. |
|
|
69/5 |
Умножение двузначного на однозначное число. стр. 9 |
|
|
70/6 |
Закрепление изученного |
|
|
71/7 |
Закрепление изученного. Странички для любознательных. |
|
|
72/8 |
Деление суммы на число. |
|
|
73/9 |
Деление суммы на число. |
|
|
74/10 |
Деление двузначного на однозначное число. |
|
|
75/11 |
Делимое. Делитель. |
|
|
76/12 |
Проверка деления.
|
|
|
77/13 |
Случаи деления вида 87:29 |
|
|
78/14 |
Проверка умножения. |
|
|
79/15 |
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. |
|
|
80/16 |
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. |
|
|
81/17 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных. |
|
|
82/18 |
Контрольная работа №5по теме «Решение уравнений» |
|
|
83/19 |
Работа над ошибками. Деление с остатком. |
|
|
84/20 |
Деление с остатком. |
|
|
85/21 |
Деление с остатком. |
|
|
86/22 |
Деление с остатком. |
|
|
87/23 |
Решение задач на деление с остатком. |
|
|
88/24 |
Случаи деления, когда делитель больше делимого. |
|
|
89/25 |
Проверка деления с остатком. |
|
|
90/26 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проект№2 «Задачи-расчеты» |
|
|
91/27 |
Контрольная работа№6 по теме «Деление с остатком» |
|
|
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13ч) |
|||
92/1 |
Работа над ошибками. Тысяча. |
|
|
93/2 |
Образование и названия трехзначных чисел. |
|
|
94/3 |
Запись трехзначных чисел. |
|
|
95/4 |
Письменная нумерация в пределах 100. |
|
|
96/5 |
Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. |
|
|
97/6 |
Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. |
|
|
98/7 |
Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. |
|
|
99/8 |
Сравнение трехзначных чисел. |
|
|
100/9 |
Письменная нумерация в пределах 1000. |
|
|
101/10 |
Контрольная работа №7по теме «Нумерация в пределах 1000» за 3 четверть. |
|
|
102/11 |
Работа над ошибками. Странички для любознательных. стр. 52-53, |
|
|
103/12 |
Единицы массы. Грамм. |
|
|
104/13 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
|
|
|
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 часов)
|
|||
105/1 |
Приемы устных вычислений. |
|
|
106/2 |
Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200. |
|
|
107/3 |
Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90. |
|
|
108/4 |
Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140 |
|
|
109/5 |
Приемы письменных вычислений |
|
|
110/6 |
Алгоритм сложения трехзначных чисел.
|
|
|
111/7 |
Алгоритм вычитания трехзначных чисел.
|
|
|
112/8 |
Виды треугольников. |
|
|
113/9 |
Контрольная работа №8по теме «Сложение и вычитание» |
|
|
114/10 |
Работа над ошибками. Повторение изученного «Что узнали. Чему научились». |
|
|
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12ч) |
|||
115/1 |
Приемы устного умножения и деления. |
|
|
116/2 |
Приемы устного умножения и деления. |
|
|
117/3 |
Приемы устного умножения и деления. |
|
|
118/4 |
Виды треугольников. |
|
|
119/5 |
Приемы письменного умножения на однозначное число.
|
|
|
120/6 |
Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. |
|
|
121/7 |
Приемы письменного умножения на однозначное число. |
|
|
122/8 |
Приемы письменного деления на однозначное число. |
|
|
123/9 |
Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. |
|
|
124/10 |
Проверка деления. |
|
|
125/11 |
Знакомство с калькулятором. |
|
|
126/12 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
|
|
Итоговое повторение (10 часов) |
|||
127/1 |
Итоговая контрольная работа №9 за 3 класс |
|
|
128/2 |
Работа над ошибками. Повторение. Нумерация. |
|
|
129/3 |
Повторение. сложение и вычитание.
|
|
|
130/4 |
Повторение. сложение и вычитание.
|
|
|
131/5 |
Повторение. Умножение и деление. |
|
|
132/6 |
Повторение. Умножение и деление. |
|
|
133/7 |
Повторение. Порядок выполнения действий. |
|
|
134/8 |
Повторение. Решение задач |
|
|
135/9 |
Повторение. Геометрические фигуры и величины. |
|
|
136/10 |
Обобщающий урок. |
|
|
|
|
|
|
4 и 4 дополнительный класс (136 ч)
№ п/п |
Тема урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
Числа от 1 до 1000. Повторение. (13 ч)
|
||||
1/1 |
Нумерация. Счёт предметов. Разряды. |
|
|
|
2/2 |
Числовые выражения. Порядок выполнения действий. |
|
|
|
3/3 |
Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых. |
|
|
|
4/4 |
Вычитание трехзначных чисел вида 607-463, 903-574. |
|
|
|
5/5 -6/6 |
Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Перестановка множителей. |
|
|
|
7/7 8/8 9/9 |
Приемы деления трехзначного числа на однозначное. |
|
|
|
10/10-11/11 |
Диагонали прямоугольника и квадрата. |
|
|
|
12/12 |
Административная входная контрольная работа. |
|
|
|
13/13 |
Закрепление изученного. Работа над ошибками. |
|
|
|
Числа, которые больше 1000. Нумерация. (12 ч)
|
||||
14/1 |
Класс единиц и класс тысяч. Организация работы над проектом: “Математика вокруг нас” (справочник “Наш город”) |
|
|
|
15/2 |
Чтение многозначных чисел. |
|
|
|
16/3 |
Запись многозначных чисел. |
|
|
|
17/4 |
Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
|
|
|
18/5 |
Сравнение многозначных чисел. |
|
|
|
19/6 |
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.
|
|
|
|
20/7 |
Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. |
|
|
|
21/8 |
Класс миллионов, класс миллиардов. |
|
|
|
22/9 |
Луч. Числовой луч. |
|
|
|
23/10 |
Угол. Виды углов. Построение прямого угла при помощи циркуля и линейки. |
|
|
|
24/11 |
Контрольная работа по теме: “Числа, которые больше 1000. Нумерация” |
|
|
|
25/12 |
Презентация проекта: “Математика вокруг нас” (справочник “Наш город”). Работа над ошибками. |
|
|
|
Числа, которые больше 1000. Величины (20 ч)
|
||||
26/1-27/2 |
Единица длины: километр. Таблица единиц длины. |
|
|
|
28/3 |
Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. |
|
|
|
29/4-30/5 |
Единицы площади: ар и гектар. Таблица единиц площади. Проверочная работа. |
|
|
|
31/6 |
Нахождение площади фигуры при помощи палетки. |
|
|
|
32/7-33/8 |
Нахождение нескольких долей целого. |
|
|
|
34/9-35/10 |
Масса. Единицы массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы. |
|
|
|
36/11 |
Единицы времени: год, месяц, неделя, сутки. |
|
|
|
37/12 |
Сутки: время от 0 часов до 24 часов. |
|
|
|
38/13 |
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. |
|
|
|
39/14 |
Единица измерения времени: секунда. |
|
|
|
40/16 |
Единица измерения времени: век. |
|
|
|
41/17-42/18 |
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. |
|
|
|
43/19 |
Контрольная работа по теме: “Числа, которые больше 1000. Величины” |
|
|
|
44/20 |
Закрепление изученного. Работа над ошибками. |
|
|
|
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 ч.)
|
||||
45/1 |
Письменные приемы вычислений. |
|
|
|
46/2 |
Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов. |
|
|
|
47/3 |
Нахождение неизвестного слагаемого. |
|
|
|
48/4-49/5 |
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. |
|
|
|
50/6-51/7 |
Сложение и вычитание величин. |
|
|
|
52/8 53/9-54/10 |
Решение задач на косвенное сравнение.
|
|
|
|
55/11 |
Проверочная работа по теме: “Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание” |
|
|
|
56/12 |
Закрепление изученного. Работа над ошибками. |
|
|
|
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (72 ч)
|
||||
57/1 58/2-59/3 |
Письменное умножение многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями. |
|
|
|
60/4 |
Административная контрольная работа за I полугодие 2014/2015 учебного года. |
|
|
|
61/5 |
Нахождение неизвестного множителя. Работа над ошибками. |
|
|
|
62/6 63/7-64/8 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное.
|
|
|
|
65/9 |
Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. |
|
|
|
66/10 |
Решение текстовых задач.
|
|
|
|
67/11 |
Среднее арифметическое. |
|
|
|
68/12 69/13 70/14-71/15 |
Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. |
|
|
|
72/16 |
Решение текстовых задач. |
|
|
|
73/17-74/18 |
Виды треугольников. |
|
|
|
75/19 |
Построение треугольников. |
|
|
|
76/20 |
Контрольная работа по теме: “Задачи с величинами: скорость, время, расстояние” |
|
|
|
77/21 |
Умножение числа на произведение. Работа над ошибками. |
|
|
|
78/22-79/23 |
Письменное умножение на числа, заканчивающиеся нулями. |
|
|
|
80/24-81/25 |
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. |
|
|
|
82/26 |
Контрольная работа по теме: “Умножение чисел оканчивающихся нулями ” |
|
|
|
83/27 |
Перестановка и группировка множителей. Работа над ошибками. |
|
|
|
84/29 |
Деление числа на произведение. Организация работы над проектом: “Математика вокруг нас” (сборник математических задач и заданий) |
|
|
|
85/30 |
Устные приемы деления для случаев вида 600:20, 5600:800. |
|
|
|
86/31-87/32 |
Деление с остатком на 10, 100, 1000.
|
|
|
|
|
|
|||
88/33-89/34 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
|
|
|
|
90/35 91/36-92/37 |
Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях. |
|
|
|
93/38 |
Контрольная работа по теме: “Умножение и деление числа на произведение”
|
|
|
|
94/39 |
Презентация проекта: “Математика вокруг нас” (сборник математических задач и заданий). Работа над ошибками. |
|
|
|
95/40-96/41 |
Умножение числа на сумму. Устные приемы умножения вида 12∙15, 40∙32. |
|
|
|
97/42-98/43 |
Письменное умножение на двузначное число. |
|
|
|
99/44 |
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. |
|
|
|
100/45 101/46102/47 |
Письменное умножение на двузначное число. |
|
|
|
103/48104/49 |
Письменное умножение на трехзначное число.
|
|
|
|
105/50 |
Письменное умножение на трехзначное число. |
|
|
|
106/51 |
Проверочная работа по теме: “Письменное умножение на двухзначное и трехзначное число” |
|
|
|
107/52 |
Письменное умножение на двухзначное и трехзначное число. Работа над ошибками. |
|
|
|
108/53-113/58 |
Письменное деление на двузначное число.
|
|
|
|
114/59 |
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. |
|
|
|
115/60 |
Проверочная работа по теме: “Письменное деление на двузначное число” |
|
|
|
116/61 |
Письменное деление на двузначное число. Работа над ошибками. |
|
|
|
117/62 - 126/71 |
Письменное деление на трехзначное число.
|
|
|
|
127/72 |
Контрольная работа по теме: “Письменное деление на двузначное и трехзначное число” |
|
|
|
128/73 |
Письменное деление на двузначное и трехзначное число. Работа над ошибками. |
|
|
|
Итоговое повторение (8 ч)
|
||||
129/1 |
Нумерация. |
|
|
|
130/2 |
Решение уравнений.
|
|
|
|
131/3 |
Арифметические действия. Сложение и вычитание. |
|
|
|
132/4 |
Административная итоговая контрольная работа за 2014/2015 учебный год. |
|
|
|
133/5 |
Арифметические действия. Умножение и деление. Работа над ошибками. |
|
|
|
134/6 |
Правила о порядке выполнения действий. |
|
|
|
135/7 |
Величины. Действия с величинами. |
|
|
|
136/8 |
Геометрические фигуры. |
|
|
Материально-техническое обеспечение
1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок
2. Мультимедийный проектор
3. Компьютер
4. Экран
5. Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по математике
6. Ресурсы МЭШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.