АООП НОО "Мир природы и человека"

  • Документация
  • docx
  • 22.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

АООП НОО "Мир природы и человека"
Иконка файла материала RP_1_Mir_prirody_i_cheloveka.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Краснодарского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 113

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО                                                                   

на заседании ШМО                                                                                                                                

Протокол  от  28.08.2025 г.

№ 1                                

Руководитель ШМО _______/ФИО./        

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора

________/ФИО./

«29» августа 2025  г.

 

УТВЕРЖДЕНО:
Директор

__________/ФИО/

Приказ от «01» сентября

  2025 г. № _____

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Мир природы и человека»
для обучения детей ЗПР сНОДА вариант 2 ФГОС НОО ОВЗ для учащихся 1Д класса ФИО

 

 

 

 

 

 

Составитель: Биткузина Ольга Викторовна ,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Краснодар, 2025г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

I.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................. 3

II.   СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................. 5

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.......................................................... 6

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.................................................. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

I.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). 

ФАООП УО  (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».

Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи обучения:

-     ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях;

-     накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;

-     первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе определяет следующие задачи:

-     ознакомление с  элементарными представлениями об окружающем мире;

-     ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой и неживой природы;

-     ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;

-     понимание простейших взаимосвязей человека и природы;

-     воспитание положительного отношения к окружающей действительности.

 


I.                   

II.               СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе предусматривает первоначальное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.

Сознательному усвоению учебного материала способствует использование активных методов обучения – проблемных и частично-поисковых. Следует использовать различные игровые ситуации. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно, чтобы обучение носило практический характер.

Содержание разделов

п/п

Название раздела,темы

Количество часов

Контрольные работы

1.       

Неживая природа

12

-

2.       

Времена года. Осень

6

-

3.       

Живая природа. Растения

12

-

4.       

Времена года. Зима

3

-

Итого:

33

-

 

 

                                                                                          III.            ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Личностные:

-     развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;

-     проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным.

Предметные:

Минимальный уровень:

-     иметь первоначальные представления об объектах изучения;

-     узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;

-     относить изученные объекты к определенным группам;

-     прививать первоначальные представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

-     приобщать к кормлению зимующих птиц;

-     знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его выполнения;

-     знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

-     освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации.

Достаточный уровень:

-     иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-     узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;

-     относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

-     называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

-     знать основные правила гигиены органов чувств;

-     иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

-     уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

-       0 баллов - нет фиксируемой динамики;

-       1 балл - минимальная динамика;

-       2 балла - удовлетворительная динамика;

-       3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо».

Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

-     «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;

-     «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;

-     «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.

 


IV.            ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема предмета

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Неживая природа - 12 часов

1

Живая и неживая природа

1

Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля

Рассматривание рисунка в учебнике

Узнавание объектов живой и неживой природы

Нахождение и показ объектов живой и неживой природы на картинке

Просматривают видеосюжет о планете Земля

Рассматривают объекты живой и неживой природы на иллюстрациях, фотографиях

Находят объекты живой и неживой природы на картинке

Отвечают на вопросы

 

Просматривают видеосюжет и отвечают на вопросы о взаимосвязях между изученными объектами живой и неживой природы, их месте в окружающем мире

Находят и показывают изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде в естественных условиях

2

Живая и неживая природа

1

3

Земля и Солнце

1

Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля, Солнце и Луне Рассматривание рисунка

Нахождение и показ на картинке Земли, Солнца, Луны

Зарисовка объектов природы: Солнца. Луны

Отгадывание загадок о Земле и Солнце

 

Рассматривают рисунки

Находят  изученные объекты и неживой природы (Земля и Солнце) на иллюстрациях, фотографиях

Срисовывают Солнце и Луну

Отвечают на вопросы

 

Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы о взаимосвязях между изученными объектами неживой природы, их месте в окружающем мире (Солнце, Земля).

Находят и указывают на изученные объекты неживой природы в натуральном виде в естественных условиях (видео Солнца и Земли)

Зарисовывают Солнце и Луну

Отгадывают загадки о Земле и Солнце


 

4

Смена времен года

1

Просмотр презентации

Ответы на вопросы учителя

Рассматривание картинок:

зима – солнце светит,

мало, греет слабо, жизнь замирает;

лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает

Составление рассказа по рисунку, нахождение несоответствия

Отгадывание загадок про времена года по картинкам

Просматривают презентацию о смене времен года

Рассматривают картинки

Отвечают на вопросы

Составляют краткий рассказ по рисунку

Отгадывают загадки с опорой на картинки

 

Просматривают презентацию

Отвечают на вопросы о взаимосвязях между движением Солнца и сменой времен года

Составляют рассказ по рисунку

Находят несоответствия

Отгадывают загадки

-        

5

День и ночь

 

1

Просмотр видеосюжета о смене дня и ночи

Рассматривание картинки

Ответы на вопросы по картинке Составление рассказа о деятельности человека днём и ночью

Выбор по картинке предметов

Просматривают видеосюжет о смене дня и ночи на иллюстрациях, фотографиях

Рассматривают картинки

Отвечают на вопросы

Составляют краткий рассказ о деятельности человека днем и ночью по картинке с помощью учителя

Просматривают видеосюжет

Отвечают на вопросы о взаимосвязи дня и ночи

Составляют рассказ о деятельности человека днем и ночью

Выбирают предметы по картинке

 

6

Небо днем и ночью

1

7

Сутки

1

Просмотр краткого видеосюжета о сутках

Рассматривание схемы

Рассматривание рисунка, нахождение ошибок

Прослушивание стихотворения

Ответы на вопросы

Просматривают краткий видеосюжет о сутках

Рассматривают рисунок

Прослушивают стихотворение

Отвечают на вопросы

Просматривают краткий видеосюжет о сутках

Отвечают на вопросы о взаимосвязи смены времени суток и положением Солнца

Рассматривают схемы, находят ошибки

Прослушивают стихотворение

8

Сутки

Занятие людей в течение суток

1

Рассматривание схемы

Ознакомление с информацией о занятиях людей в течение суток

Различение частей суток: утро, день, вечер, ночь

Составление короткого рассказа о деятельности в различное время суток

Составление расписания уроков по рисунку

Изображение рисунка урока

Рассматривают схему

Прослушивают информацию о занятиях людей в течение суток

Различают части суток по фотографиям и иллюстрациям

Изображают рисунок

Отвечают на вопросы

Рассматривают схему

Прослушивают информацию о взаимосвязи занятий людей и времени суток

Различают части суток в естественных условиях

Составляют короткий рассказ

Составляют расписание уроков по рисунку

 

9

Сутки

Занятие людей в течение суток

1

10

Значение Солнца в жизни человека

1

Просмотр видеосюжета о значении Солнца в жизни человека

Рассматривание картинки

Отгадывание загадок

Разучивание игры «Горелки»

Составление рассказа о влиянии Солнца на жизнь людей

Просматривают видеосюжет о значении Солнца в жизни человека.

Рассматривают картинки о влиянии Солнца на жизнь людей

Разучивают игру и играют в нее

Отгадывают загадки с опорой на картинки

Составляют краткий рассказ

Просматривают видеосюжет

Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни человека

Рассматривают картинки

Отгадывают загадки

Разучивают игру и играют в нее

Составляют рассказ

11

Солнце и жизнь растений

1

Прослушивание текста о влиянии Солнца на развитие растений

Рассматривание рисунков

Составление краткого рассказа по рисункам

Прослушивают текст о значении Солнца в жизни растений

Рассматривают иллюстрации, фотографии

Составляют краткий рассказ по рисунку

Прослушивают текст

Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни растений

Рассматривают рисунки

Составляют краткий рассказ по серии рисунков


 

12

Времена года

1

Знакомство с временами года и

их названиями

Определение времен года по изображению

Составление рассказа по картинке, наблюдение взаимосвязи изменений в неживой и живой природе по временам года

Знакомятся с первоначальными представлениями о временах года и их названиями по иллюстрациям, фотографиям

Соотносят рисунки с определенными временами года

Узнают времена года по картинкам

Наблюдают взаимосвязь изменений неживой и живой природы по временам года

Знакомятся с первоначальными представлениями о взаимосвязи времен года

Знакомятся с временами года и их названиями в естественных условиях

Определяют время года по изображению

Составляют рассказ по картинке

Времена года. Осень – 6часов

13

Осень

Признаки осени

1

Наблюдения: изменение окраски

листьев, листопад, увядание трав Нахождение рисунка в соответствии с темой

Работа с календарем с помощью учителя

Составление рассказа с опорой на иллюстрации

Прослушивание стихотворения

Наблюдают изменения в природе осенью по иллюстрациям

Находят рисунки признаков осени на иллюстрациях, фотографиях

Работают с календарем с помощью учителя

Составляют краткий рассказ с опорой на иллюстрации

Прослушивают стихотворение

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы о взаимосвязи солнца и осенних изменениях в природе

Наблюдают и называют признаки осени в естественных условиях

Работают с календарем частично самостоятельно

Составляют рассказ по иллюстрациям

14

Осень

Признаки осени

1

15

Осень

Признаки осени Осенние месяцы

1

Просмотр видеосюжета о признаках осени

Нахождение рисунка в соответствии с темой

Работа с календарем

Составление рассказа с опорой на схему о перелете птиц

Прослушивание стихотворения

Срисовывание осенних листьев из учебника в тетрадь

Просматривают видеосюжет о признаках осени

Рассматривают иллюстрации, фотографии

Работают с календарем с помощью учителя

Прослушивают стихотворение

Раскрашивают изображения осенних листьев

Отвечают на вопросы

Просматривают видеосюжет о признаках осени

Отвечают на вопросы о взаимосвязи признаков осени и осенних месяцев

Находяти называют осенние месяцыв натуральном виде в естественных условиях

Составляют рассказ о перелетных птицах

Срисовывают осенние листья

16

Занятия и одежда людей осенью

1

Рассматривание рисунка

Составление рассказа по рисунку

Выбор по рисунку одежды для осенней прогулки людей

 

Рассматривают занятия людей осенью на иллюстрациях, фотографиях

Составляют краткий рассказ по рисунку с помощью учителя

Выбирают по рисунку сезонную одежду для осени

Отвечают на вопросы

Рассматривают занятия людей осенью в естественных условиях

Составляют рассказ по рисунку, с частичной помощью учителя

Выбирают сезонную одежду для осени

Отвечают на вопросы

17

Осень

Урожай

1

Выбор по рисунку инструментов для уборки сада

Работа с опорными словами (урожай, грибы)

Перечисление осенних месяцев Название предметов урожая

Выбирают по рисунку инструменты для уборки сада

Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетания

Перечисляют осенние месяцы с помощью учителя

Показывают предметы урожая

Отвечают на вопросы

Выбирают инструменты для уборки сада в натуральном виде в естественных условиях

Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют предложение

Перечисляют осенние месяцы с частичной помощью учителя

Называют и показывают предметы урожая

Отвечают на вопросы

18

Осень

Грибы

1

Рассматривание рисунков

Называние нескольких грибов

Работа с опорными словами (урожай, грибы)

Прослушивание стихотворения

Перечисление осенних месяцев по схемам

Рассматривают рисунки

Называют 1-2 гриба

Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетание

Прослушивают стихотворение

Перечисляют осенние месяцы по рисункам

Отвечают на вопросы

Рассматривают рисунки

Называют 2-3 гриба

Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют предложение

Прослушивают стихотворение и повторяют 2-3 строки

Перечисляют осенние месяцы по схемам

Отвечают на вопросы

Живая природа. Растения– 12часов

19

Растения

Части растений

1

Просмотр краткого видеосюжета о растениях леса

Рассматривание рисунка

Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник)

Работа со словарем (лес, дерево, трава)

Рассматривание схемы строения растений

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок

Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень)

Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса

Рассматривают рисунок

Находят на иллюстрациях объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник)

Работают со словарем (лес, дерево, трава), составляют словосочетание

Рассматривают схемы строения растений

Работают со словарем (цветок, стебель, лист, корень), составляют словосочетание

Отвечают на вопросы

Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса

Рассматривают рисунок

Находят объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник) в натуральном виде в естественных условиях

Работают со словарем (лес, дерево, трава), составляют предложение

Рассматривают схемы строения растений

Показывают части растений

Работают со словарем (цветок, стебель, лист, корень), составляют предложение

Отвечают на вопросы

20

Растения

Строение и сходство растений

1

Рассматривание схемы Нахождение части растений по рисунку

Ответы на вопросы по различию растений

Сравнение частей растений и нахождение  сходства (лист, стебель, корень)

Рассматривают схемы

Находят части растений по рисунку

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Сравнивают части растений (лист, стебель, корень) по иллюстрациям

Рассматривают схемы

Находят части растений в натуральном виде в естественных условиях. Отвечают на вопросы.

Сравнивают части растений (лист, стебель, корень) и находят сходство

21

Различия растений Разнообразие растений

1

Рассматривание иллюстрации Нахождение объектов природы на рисунке (цветы)

Нахождение сходства и различия объектов природы (цветы) по рисунку

Зарисовка листьев разных растений

Прослушивание стихотворения

Составление рассказа об уходе за растениями

Рассматривают иллюстрации

Находят объекты природы на рисунке (цветы)

Находят сходства объектов природы (цветы) по рисунку

Раскрашивают листья разных растений

Прослушивают стихотворение

Составляют краткий рассказ об уходе за растениями с помощью учителя

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Рассматривают иллюстрации

Находят объекты природы в натуральном виде в естественных условиях (цветы)

Находят сходства и различия объектов природы (цветы)

Рисуют листья разных растений по образцу

Прослушивают стихотворение

Составляют рассказ об уходе за растениями

Отвечают на вопросы

22

Семена растений

1

Рассматривание изображения растений и семян

Составление рассказа об использовании семян (в приготовлении пищи) Составление рассказа по картинке (выращивание растения из семян)

Практическая работа по посадке растения (семени)

Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода)

Рассматривают изображения растений и семян

Составляют краткий рассказа об использовании семян (в приготовлении пищи) по картинке с помощью учителя

Сажают семена растения (практическая работа)

Работают с опорными словами (семена, свет, тепло, вода), составляют словосочетание.

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Рассматривают растения и семена в натуральном виде

Составляют рассказ по картинке (выращивание растения из семян)

Сажают семена растения (практическая работа)

Работают с опорными словами (семена, свет, тепло, вода), составляют предложения

Отвечают на вопросы


 

23

Плоды

Овощи

1

Рассматривание сюжетных рисунков

Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (овощи)

Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи)

Рассматривают рисунки

Прослушивают учебный текст

Рассматривают иллюстрации (овощи)

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Находят и указывают знакомые объекты на картинке (овощи)

Рассматривают рисунки

Прослушивают учебный текст

Рассматривают овощи в натуральном виде

Отвечают на вопросы

Находят и называют знакомые объекты на картинке (овощи)

24

Плоды

Фрукты

1

Рассматривание иллюстрации (фрукты)

Ответы на вопросы учителя

Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты)

Составление рассказа о пользе фруктов с помощью учителя

Рассматривают иллюстрации (фрукты)

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Находят и указывают знакомые объекты на картинке (фрукты)

Составляют рассказ о пользе фруктов с помощью учителя

Рассматривают фрукты в натуральном виде

Отвечают на вопросы

Находят и называют знакомые объекты на картинке (фрукты)

Составляют рассказ о пользе фруктов

25

Ягоды

1

Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (ягоды)

Называние ягод

Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (ягоды)

Прослушивают учебный текст

Рассматривают иллюстрации (ягоды)

Находят и называют (указывают по слову) некоторые знакомые ягоды на картинке

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Прослушивают учебный текст.  Рассматривают ягоды в натуральном виде.

Находят и называют знакомые ягоды на картинке

Отвечают на вопросы

 

26

Овощи, фрукты, ягоды

1

Называние нескольких овощей, фруктов, ягод

Обобщение представлений о плодах

Различение понятий: овощи, фрукты, ягоды

Составление рассказа о пользе овощей, фруктов и ягод с помощью учителя

Прослушивание стихотворения о витаминах

Называют овощи, фрукты, ягоды (по 1-2)

Различают овощи, фрукты, ягоды в натуральном виде

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Составляют рассказ о пользе овощей, фруктов и ягод с помощью учителя

Прослушивают стихотворение о витаминах

Называют овощи, фрукты, ягоды (по 2-3)

Различают овощи, фрукты, ягоды на картинке

Отвечают на вопросы

Составляют рассказ о пользе овощей, фруктов и ягод

Прослушивают стихотворение о витаминах и повторяют 1-2 строки

27

Приспособление растений к сезонным изменениям

1

Наблюдения за жизнью

растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года Рассматривание иллюстрации, определение времени года

Наблюдают за жизнью

растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Рассматривают иллюстрации

Определяют времена года по состоянию растений на картинке с помощью учителя

Наблюдают за жизнью

растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях

Отвечают на вопросы

Рассматривают иллюстрации

Определяют времена года по состоянию растений на картинке

28

Приспособление растений к разным условиям жизни

1

Прослушивание вводного слова учителя

Просмотр краткого видео о жизни растений в разных условиях

Рассматривание иллюстрации, определение условий жизни растения

Прослушивают вводное слово учителя

Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях

Рассматривают иллюстрации

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Прослушивают вводное слово учителя

Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях

Рассматривают иллюстрации

Показывают на картинке разные условия жизни растений

Отвечают на вопросы


 

29

Уход за растениями

1

Рассматривание иллюстраций об основных приемах ухода за растениями

Практические действия: протирать листья, поливать растения, рыхлить почву

Инвентарь для ухода за растениями, называние предметов

Названия растений и инвентаря

Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями

Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву с помощью учителя

Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы с помощью учителя

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями

Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву

Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы

Отвечают на вопросы

30

Растения (обобщающий урок)

1

Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия)

Рассматривание рисунков

Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники)

Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник)

Показывают объекты природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия)

Рассматривают рисунки

Показывают знакомые объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Работают с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) с помощью учителя

Показывают и называют объекты природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия)

Рассматривают рисунки

Показывают и называют знакомые объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях

Отвечают на вопросы

Работают с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник), составляют предложения


 

Времена года. Зима – 3 часа

31

Зима

Признаки зимы

1

Рассматривание сюжетного рисунка

Работа по схемам

Проведение опыта совместно с учителем

Работа с опорными словами (зима, снегопад)

Вырезание снежинки

Рассматривают сюжетный рисунок

Работают по схемам

Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении)

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Работают с опорными словами (зима, снегопад), составляют словосочетания

Раскрашивают снежинку

Рассматривают рисунок

Работают по схемам

Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении)

Отвечают на вопросы

Работают с опорными словами (зима, снегопад), составляют предложение

Вырезают снежинку

32

Признаки зимы Зимние месяцы

1

Просмотр краткого видео о признаках зимы

Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях

Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона)

Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам)

Просматривание краткого видео о признаках зимы

Показывают признаки сезона в естественных условиях

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Работают с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона), составляют словосочетание

Составляют рассказ о зиме по картинкам

Просматривание краткого видео о признаках зимы

Называют признаки зимы в естественных условиях

Называют зимние месяцы

Отвечают на вопросы

Работают с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона), составляют предложения

Составляют рассказ о зиме по опорной схеме

33

Зимующие птицы

1

Наблюдения за зимующими птицами и их описание: ворона, воробей

Рассматривание рисунка

 

Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей

Рассматривают рисунок

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей

Рассматривают рисунок

Отвечают на вопросы

 


 

Скачано с www.znanio.ru