Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл
Рассмотрено
Руководитель ШМО ______/Киселева Е.П. / Протокол № ___ «____» _________2022г. |
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР _______/Лопатина Л.А/ « » _________ 2022 г. |
Утверждаю
« » __________ 2022 г. |
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
Изобразительное искусство
4в класс
Зубаревой Зинаиды Ивановны
п. Краснооктябрьский
2022г.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1).
Рабочая учебная программа предназначена для обучающегося 4 класса с умственной отсталостью, составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающегося, уровня его знаний и умений.
Учебный предмет «Изобразительное
искусство» входит в образовательную область «Искусство». Для реализации
программного содержания используется УМК:
М.Ю. Рау, М.А. Зыкова Изобразительное искусство 4 класс Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы, 2-е издание.; Москва «Просвещение», 2019 год.
Цели обучения:
всестороннее развитие личности обучающегося в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.
Задачи:
- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, умений и навыков изобразительной деятельности;
- обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
- обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов;
Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся:
· положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
· приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
· воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
· умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;
· проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
· стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конецI этапа обучения(IVкласс):
Минимальный уровень:
· знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
· знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
· знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
· пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
· знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
· организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
· следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
· применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
· ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
· адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
· узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
· знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
· знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
· знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
· знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
· знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
· нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
· следование при выполнении работы синструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
· оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
· использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
· применение разнообразных способов лепки;
· рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Базовые учебные действия
Личностные БУД:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные БУД:
- писать;
- читать;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- наблюдать;
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание тем учебного курса
4 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Календарно-тематическое планирование по ИЗО (АООП)
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||
1 |
Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование. |
|
|
2 |
Насекомые. Стрекоза. Лепка. |
|
|
3 |
Беседа. Народное искусство. Гжель. |
|
|
4 |
Украшать изображение росписью. Роспись вазы (чашки, блюда). |
|
|
5 |
Беседа. Улица города. Люди на улице города. |
|
|
6 |
Рисунок по описанию. Улица города. |
|
|
7 |
Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета. |
|
|
8 |
Нарисуй венок из цветов и колосьев. |
|
|
|
Всего 8 часов |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.