ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ВОСХОЖДЕНИЕ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение»
Чичерина Лариса Ивановна
_______________________
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
начального общего образования
для детей с расстройством аутистического спектра
ученика 3 класса
Тюричева Назара
Составитель:
Сомова Ольга Владимировна
2020
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:
1. Конституция Луганской Народной Республики (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II, от 25.11.2017 № 195-II, от 02.02.2018 № 212-II, от 06.09.2018 № 263-II)
2. Закон от 30. 09.2016 г. № 128-II « Об образовании»;
3. Закон от 24.09.2014 г. № 25- I «О Государственном флаге Луганской Народной Республике»;
4. Закон от 28.10.2014 г. № 33- I «О Государственном гербе Луганской Народной Республики»;
5. Закон от 29.04.2016 г. № 90-II « О государственном гимне Луганской Народной Республики».
6. Закон от 08.05.2015 г. № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
7. Закон от 30.06. 2015 г. № 51-II « О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики»;
8. Указ Главы Луганской Народной Республики от 27.10.2016 г. № 706/01/10/16 « Об утверждении Концепции государственной политики в сфере правового просвещения и повышения уровня правовой культуры граждан»;
9. Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 04.10.2016 г. № 532 «Об утверждении Программы духовно-нравственного воспитания учащихся и молодежи на 2016-2020 годы»;
10. Приказ МОН ЛНР № 495-од от 21.05.2018 «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»
11. Специальный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ Луганской Народной Республики.
12. Приказ №626-од от 26.06.2020 "Об организованном начале 2020-2021 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики"
13. Приказ МОН ЛНР №715-од от 04.08.2020 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»
14. Приказ МОН ЛНР №713-од от 04.08.2020 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»
15. Приказ МОН ЛНР №724-од 05.08.2020 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию специальных государственных образовательных стандартов»
16. Устав государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Учебно-воспитательный комплекс «Восхождение»
17. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
18. Индивидуального учебного плана Тюричева Назара на 2020 – 2021 учебный год ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение».
Для реализации программного содержания используется учебник С.Ю. Ильина, А.А. Богданова, «Чтение» 3 класс, М. «Просвещение», 2017 в двух частях.
Основными задачами обучения чтению в 3 классе являются: научить ученика читать доступный его пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У обучающегося формируется навык сознательного, правильного беглого и выразительного чтения.
Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской литературы, зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у ученика последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов ученика, расширения его кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым ребенок с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевает с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделять особое внимание работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающийся овладевает правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или составленный с помощью учителя план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающегося, развития у него интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными его пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
Роль учебного предмета
Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Ведущими принципами обучения чтению являются обучение правильному, грамотному чтению, полному и последовательному пересказу в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.
Концентрическое построение курса связано с переходом от обучения чтению по слогам обучающихся 1-2 класса к последовательному переходу обучающимися 3-4 класса чтения целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Техника чтения. Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание читаемого.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного; рассматривание иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи. Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение. Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика произведений. Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Место предмета в учебном плане
Согласно утвержденному учебному плану курс литературного чтения в 2020-2021 учебном году в 3 классе рассчитан на 51 час (1,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса в 3 классе
Учащийся должен уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащегося.
Учащийся должен знать:
наизусть 5-8 стихотворений.
Содержание программы по литературному чтению
3 класс
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
1. |
Здравствуй, школа! |
2 |
2. |
Осень наступила |
5 |
3. |
Учимся трудиться |
5 |
4. |
Ребятам о зверятах |
5 |
5. |
Чудесный мир сказок |
3 |
6. |
Зимушка-зима |
6 |
7. |
Так нельзя, а так можно |
4 |
8. |
Весна в окно стучится |
9 |
9. |
Веселые истории |
3 |
10. |
Родина любимая |
5 |
11. |
Здравствуй, лето! |
4 |
|
ИТОГО |
51 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В связи с праздничными днями количество уроков уменьшилось до 48 часов. В разделе «Зимушка-Зима» уменьшено количество часов на 2 часа и в разделе «Здравствуй, лето!» на 1 час. Программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.
Класс 3
Литературное чтение
№ п/п |
№ Урока в теме
|
Содержание материала |
Дата проведения
|
Примеча ние |
|
По плану |
По факту |
||||
|
|
1 семестр |
|
|
|
|
|
Здравствуй, школа |
|
|
|
1. |
1. |
Урок «Моя земля – земля героев». Э.Шим «Пятерки» |
07.09. |
|
|
2. |
2. |
В.Бирюков «Кто лучшим будет». В.Хомченко «Обида» А.Аксенова «Наша учительница» |
11.09. |
|
|
Осень наступила
3. |
1. |
«Осень» О.Выготская |
14.09. |
|
|
4. |
2. |
Сентябрь на дворе по Н. Сладкову |
21.09. |
|
|
5. |
3. |
А. Барков «Лето на веревочке» |
25.09. |
|
|
6. |
4. |
За кормом для птии. По Л. Воронковой |
28.09. |
|
|
7. |
5. |
Сказка об осеннем ветре. По Н. Абрамиевой ТЕМА |
05.10. |
|
|
Учимся трудиться
8. |
1. |
Работа. По Д.Габе |
09.10. |
|
|
9. |
2. |
Бабушка и внучка. По А. Потаповой |
12.10 |
|
|
10. |
3. |
Пуговииа. По В. Хомченко |
19.10. |
|
|
11. |
4. |
Как я помогал маме мыть пол. По В. Галявкину |
23.10 |
|
|
12. |
5. |
Как Алешке учиться надоело. По С. Баруздину ТЕМА |
2.11 |
|
|
Ребятам о зверятах
13. |
1. |
Е.Чарушин «Лисята» |
9.11. |
|
|
14. |
2. |
Е. Тараховская «Заяи» |
13.11. |
|
|
15. |
3. |
«Белек» по Г. Снигиреву |
16.11. |
|
|
16. |
4. |
«Живая шляпа» по Н. Носову |
23.11. |
|
|
17. |
5. |
«Сердитый Дог Буль» по М. Пляиковскому. ТЕМА |
27.11. |
|
|
Чудесный мир сказок
18. |
1. |
«Храбрый баран» Русская народная сказка |
30.11. |
|
|
19. |
2. |
«Медведь и пчелы» Башкирская народная сказка |
07.12 |
|
|
20. |
3. |
«Куиий хвост» Абхазская народная сказка |
11.12 |
|
|
Зимушка – зима!
21. |
1. |
М. Садовский «Декабрь» В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» ТЕМА |
14.12 |
|
|
22. |
2. |
С. Есенин «Зима», С. Суворова «Подарок» |
21.12 |
|
|
Чтение
2 семестр
№ п/п |
№ уро ка в теме |
Содержание материала |
Дата проведения |
Приме чание
|
||||||
По плану |
По факту |
|||||||||
23 |
3. |
«Подарок » С. Суворова |
11.01 |
|
|
|||||
24. |
4. |
«Коллективная печка» по С. Баруздину |
18.01. |
|
|
|||||
|
|
Так нельзя, а так можно
|
|
|
|
|||||
25.
|
1. |
«Снегирь и синичка» по А. Ягофаровой |
22.01. |
|
|
|||||
26. |
2. |
«Косточка» по Л. Толстому |
08.02 |
|
|
|||||
|
|
«Как Артемка котенка спас» А. Седугин |
25.01. |
|
|
|||||
27.
|
3. |
«Подвиг» по В. Осеевой |
01.02. |
|
|
|||||
28. |
4. |
«Лесные доктора» по В. Бирюкову ТЕМА |
05.02. |
|
|
|||||
|
|
Весна в окно стучится |
|
|
|
|||||
29.
|
1. |
«Зима недаром злится…» Ф. Тютчев |
08.02. |
|
|
|||||
30. |
2. |
«Сосулька» по Э. Шиму |
15.02. |
|
|
|||||
31. |
3. |
В. Бирюков «Весенняя песня» |
19.02. |
|
|
|||||
32. |
4. |
И. Токмаков «К нам весна шагает» |
22.02. |
|
|
|||||
33. |
5. |
«Мамин портрет» С. Вербова . «Разноиветный подарок» П. Синявский |
01.03. |
|
|
|||||
34. |
6. |
«Сон медвеженка» по Р. Фархади. «Медведь проснулся» Г. Ладонщиков |
05.03. |
|
|
|||||
35. |
7. |
«Заяи на дереве» по В. Бианки |
15.03. |
|
|
|||||
36. |
8. |
«Скворушка» по Г. Скребиикому |
19.03 |
|
|
|||||
37 |
9. |
«Пчелки на разведках» по К. Ушинскому ТЕМА |
29.03. |
|
|
|||||
|
|
Веселые истории |
|
|
|
|||||
38. |
1. |
«Эхо» по Г. Остеру |
02.04 |
|
|
|||||
39. |
2. |
«Шишки» М. Пляиковский |
05.04. |
|
|
|||||
40. |
3. |
«Портрет» по Ю. Степанову |
12.04 |
|
|
|||||
|
|
Родина любимая
|
|
|
|
|||||
41. |
1. |
«Наше Отечество» по К. Ушинскому |
19.04. |
|
|
|||||
42. |
2. |
«Флаг России» по Т. Кудрявиевой |
26.04. |
|
|
|||||
43. |
3. |
«Главный город страны» М. Ильин |
30.04. |
|
|
|||||
44. |
4. |
«Песня» В. Степанов. «День Победы» А. Усачев |
03.05. |
|
|
|||||
45. |
5. |
«Страшный клад» по С. Баруздину ТЕМА |
10.05 |
|
|
|||||
|
|
Здравствуй, лето!
|
|
|
|
|||||
46. |
1. |
«Что сказала бы мама?» по Л. Воронковой |
14.05. |
|
|
|||||
47. |
2. |
«Еж-спаситель» по В. Бианки |
17.05. |
|
|
|||||
48. |
3. |
«Верное время» по Э. Шиму |
24.05. |
|
|
|||||
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения учителей индивидуального обучения от__.__._____ №___.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР Л. Н. Коробкина « ______» __________ 2020 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.