1.Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями в редакции ФЗ № 479 от 04.08.2023 года);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 .10.2009 года (с изменениями и дополнениями в редакции от 11.12.2020 года);
-Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённая Приказом Министерства просвещения РФ №1023 от 24 ноября 2022года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями в редакции от 08.11.2022 года);
-Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (с изменениями и дополнениями в редакции от 08.11.2022);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10 (в редакции Постановления № 8 от 22.05.2019 года) утвержденный Постановлением № 189 от 29.12.2010 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». СанПиН 2.4.2.3286-15 (в редакции Постановления № 26 от 10.07.2015 года) утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 года;
- авторской программой А.А. Айдарбекова, В.М. Белова, В.В. Воронковой и др. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы;
- учебным планом МБОУ ОЦ № 10 Майкопского района» на 2023-2024 учебный год
Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по русскому языку для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1 классе.
Программа по предмету «Русский язык» в 1 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников, способствует их умственному развитию.
Адресат: Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Русский язык» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту:
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1 классе детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Русский язык».
Программа рассчитана на 99 часов в год, 3 ч в неделю.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи курса:
выработать навык грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
научить обучающихся, воспитанников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
повысить уровень общего развития обучающихся, воспитанников;
формировать нравственные качества личности.
Целью изучения предмета в 1 классе является:
- выработка умений писать строчные и прописные буквы;
- развитие умений списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения;
- выработка умений писать под диктовку слова и предложения из трех-четырех слов с предварительным анализом;
- развитие умений самостоятельно вставлять пропущенные буквы в словах при списывании с доски;
- выработка умений писать большую букву в начале предложения, ставить точку в конце предложения.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
-формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Русский язык» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса положены следующие принципы.
· Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
· развитие и коррекция высших психических функций.
· Мотивация к учению.
· Принцип научности и доступности обучения.
· Принцип сознательности и активности обучающихся, воспитанников.
· Принцип наглядности.
· Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся, воспитанников.
· Тематический принцип планирования учебного материала.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Русский язык» в 1 классе.
2.1
Продолжительность урока в I классе – 35 мин. (1, 2 четверть), начиная с 3 четверти – 40 минут.
В течение года проводится 1 контрольная работа (итоговая).
Контрольная работа может состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического задания.
2.2 Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
2.3 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
2.4 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
2.5 Межпредметные связи:
русский язык – чтение,
русский язык – изо.
2.6 Базовые учебные действия
Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями; читать; писать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
2.7 Общая характеристика курса
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из 2-х слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
3.Учебно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 1 классе
Дата план/ факт |
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема урока |
Коррекционные задачи |
Словарь |
Тип урока |
Оборудование |
Виды работ по развитию речи |
Чистописание, повторение |
|
Подготовка к письму (32 часа) |
||||||||||
|
1 |
1 |
Дорисовывание праздничного букета. |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
Круг |
Комбинированный |
Шаблоны круга. Цветные карандаши |
Выполнение простых поручений по словесному заданию |
|
|
|
2 |
1 |
Дорисовывание травы, ягод, солнышка. |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
Круги разного размера |
Комбинированный |
Шаблоны круга. Цветные карандаши |
Называние основных цветов |
Основные цвета |
|
|
4 |
1 |
Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями. |
Коррекция внимания |
Линии |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец соединения линий |
Ответы на вопросы
|
Основные цвета |
|
|
5 |
1 |
Рисование апельсина и Колобка по контуру и трафарету. с. 8 |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
Контур |
Комбинированный |
Шаблоны круга, трафареты. Цветные карандаши |
Подбор слов к картинкам
|
Прямые линии |
|
|
6 |
1 |
Обводка геометрических фигур по контуру и трафарету. с.9 |
Коррекция внимания |
Геометрические фигуры |
Комплексное применение знаний и умений |
Шаблоны прямоугольника. Цветные карандаши |
Называние геометрических фигур |
Узнавание и называние прямоугольника |
|
|
7 |
1 |
Обводка геометрических фигур по контуру и трафарету. с. 10 |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
Трафарет |
Комбинированный |
Шаблоны квадратов. Цветные карандаши |
Называние геометрических фигур |
Узнавание и называние квадрата |
|
|
9 |
1 |
Обводка композиции из геометрических фигур по контуру. с. 11 |
Коррекция внимания |
Композиция |
Комбинированный |
Шаблоны геометрических фигур. Цветные карандаши |
Называние геометрических фигур, цвета |
Основные цвета |
|
|
10 |
1 |
Обводка, дорисовывание и раскрашивание бордюра из геометрических фигур. с. 15 |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
бордюр |
Комбинированный |
Цветные карандаши. Рисунок бордюра |
Называние основных цветов |
Основные цвета |
|
|
11 |
1 |
Рисование вертикальных и горизонтальных линий разных цветов. с. 16 |
Коррекция пространственных представлений |
Кривая |
Комбинированный |
Образец соединения линий |
Подбор слов к картинкам
|
Прямые линии |
|
|
12 |
1 |
Обводка и раскрашивание «Рыбка» с. 17 |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
Рыба |
Комплексное применение знаний и умений |
Трафарет «Рыбка» |
Называние животных |
Кривые линии |
|
|
13 |
1 |
Штриховка геометрических фигур вертикальными и горизонтальными линиями по контуру. с. 21 |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
вертикальные горизонтальные |
Изучение нового и первичное закрепление |
Цветные карандаши. Образцы геометрических фигур с вертикальными и горизонтальными линиями |
Составление предложений |
Умение выполнять словесные инструкции. |
|
|
14 |
1 |
Обводка, дорисовывание по контуру и раскрашивание изображений овощей и фруктов.с. 23 |
Коррекция зрительного восприятия |
овощи фрукты |
Комбинированный |
Иллюстрации с. 23, н/д пособие «Овощи» |
Называние овощей и фруктов |
Основные цвета |
|
|
15 |
1 |
Обводка контура букв Н и П с. 24 |
Коррекция пространственных представлений |
буквы |
Комбинированный |
Цветные карандаши. Образцы букв Н и П |
Ответы на вопросы |
Прямые линии |
|
|
16 |
1 |
Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты. с. 25 |
Коррекция наглядно-образного мышления |
аист арбуз |
Изучение нового и первичное закрепление |
Цветные карандаши. Образцы «Домик», «Ракета» |
Называние предметов |
Соединение прямых линий в различных направлениях |
|
|
17 |
1 |
Обводка контура букв У, А с. 26 |
Коррекция восприятия |
удочка |
Комбинированный |
Образец контура букв А, У |
Деление слов на слоги |
Полуовал |
|
|
18 |
1 |
Обводка контура буквы О в изображениях знакомых овощей и фруктов. с. 28 |
Коррекция и развитие зрительно-моторной и речедвигательной координации. |
овца |
Комбинированный |
Образец контура букв о |
Выделение первого звука в слове |
Овал |
|
|
19 |
1 |
Обводка контура буквы М и дорисовывание флажка. с. 29 |
Коррекция и развитие пространственных ориентировок |
малина |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец контура букв М |
Называние цвета линий |
Прямые линии |
|
|
20 |
1 |
Обводка контура буквы С. Обводка и дорисовывание кругов разной величины. с. 31 |
Коррекция аналитико-синтетической деятельности |
самолет |
Комбинированный |
Контурные изображения кругов разной величины |
Сравнение кругов по величине |
Круг |
|
|
21 |
1 |
Обводка контура букв Т, П. с. 32 |
Коррекция пространственных представлений |
сливы |
Комбинированный |
Образец контура букв Т, П |
Выделение первого звука в слове |
Узнавание и называние прямоугольника |
|
|
22 |
1 |
Обводка контура букв Л, М. с. 33 |
Коррекция восприятия |
сыр |
Комплексное применение знаний и умений |
Образец контура букв Л, М |
Называние цвета линий |
Прямые и наклонные линии |
|
|
23 |
1 |
Письмо первого элемента прописных букв Л, М, А. с. 36 |
Коррекция зрительно-двигательной памяти. |
магазин |
Комплексное применение знаний и умений |
Образцы элементов букв |
Ответы на вопросы
|
Овал |
|
|
24 |
1 |
Строчная буква а. с. 1 (Пропись №1) |
Коррекция зрительного восприятия |
астра |
Изучение нового и первичное закрепление |
Азбука в картинках |
Побор слов со звуком «а» |
Элементы буквы а |
|
|
25 |
1 |
Прописная буква А. с. 1 |
Коррекция фонематического восприятия |
аист |
Комбинированный |
Азбука в картинках |
Побор слов со звуком «а» |
Элементы буквы а |
|
|
26 |
1 |
Строчная и прописная буквы Уу.с. 2 |
Коррекция зрительного восприятия |
уточка |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: буква у |
Выделение звука «у» |
Элементы буквы у |
|
|
27 |
1 |
Закрепление написания строчных и прописных букв Аа, Уу. Письмо слов ау, уа.с. 3 |
Коррекция мышления |
лес |
Изучение нового и первичное закрепление |
Касса букв |
Полные ответы на вопросы
|
Буквы а, у |
|
|
28 |
1 |
Строчная и прописная буква Мм. с. 4 |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
мост |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: буква м, М |
Выделение звука «м» в словах |
Элементы буквы м |
|
|
29 |
1 |
Строчная и прописная буква Оо. с. 7 |
Коррекция зрительно го восприятия |
Оса |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: буква Оо |
Выделение звука о в словах |
Буквы А и У |
|
|
30 |
1 |
Строчная и прописная буква Хх. с. 9-10 |
Коррекция зрительно го восприятия |
хобот |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец : строчная буква х. |
Подбор слов к картинкам
|
Полуовал |
|
|
31 |
1 |
Строчная и прописная буква Сс.с. 13 |
Коррекция зрительно го восприятия |
свекла |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: прописная и строчная буква Сс. |
Выделение звука с в словах |
Полуовал |
|
|
32 |
1 |
Письмо слогов и слов с буквой Сс. с. 14 |
Коррекция слухового восприятия |
сом |
Комбинированный |
Касса букв |
Подбор слов с буквой с
|
Прописная и строчная буква Сс. |
|
|
33 |
1 |
Письмо слогов и слов с изученными буквами. с. 14 |
Коррекция аналитико - синтетической д. |
сам-сама |
Комплексное применение знаний и умений |
Предметная картинка «Сом»
|
Прохлопывание слогов в словах |
Строчная буква о |
|
|
34 |
1 |
Строчная буква н. Письмо слогов со строчной буквой н.с. 15 |
Коррекция слухового восприятия |
ножницы |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец : строчная буква н |
Выделение звука н в словах |
Письмо под диктовку букв, слогов |
|
|
35 |
1 |
Прописная буква Н. Составление и запись предложения по картинке и схеме. с. 15-16 |
Коррекция зрительно го восприятия |
она оно сон |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец : прописная буква Н |
Узнавание букв по заданным элементам |
Письмо трехбуквенных слов |
|
|
36 |
1 |
Строчная буква ы. с. 19 |
Коррекция слухового восприятия |
слог |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец : буква ы |
Деление слов на слоги |
Палочка с закруглением внизу |
|
|
37 |
1 |
Составление и запись слогов, слов и предложений с изученными буквами. с. 20 |
Коррекция восприятия |
сын-сом |
Комбинированный |
Иллюстрация стр. 61(«Б») |
Четкое проговаривание слов |
Прямые слоги с н |
|
|
38 |
1 |
Строчная буква л. Письмо слогов со строчной буквой л.с. 21 |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
лось |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец : строчная буква л |
Подбор слов к картинкам
|
Палочка с закруглением внизу |
|
|
39 |
1 |
Прописная буква Л. Письмо прямых слогов с заглавной буквой Л.с. 21-22 |
Коррекция внимания |
Алла |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец : прописная буква Л. |
Ответы на вопросы |
Строчная буква л |
|
|
40 |
1 |
Составление и письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами. с. 23 |
Коррекция восприятия |
осы |
Комплексное применение знаний и умений |
Иллюстрация «Осы» |
Четкое проговаривание слов |
Прямые слоги с л |
|
|
41 |
1 |
Строчная буква в. Письмо слогов со строчной буквой в.с. 24 |
Коррекция памяти |
ветер |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: строчная буква в |
Подбор слов со звуком в |
Элементы буквы в |
|
|
42 |
1 |
Прописная буква В. Письмо прямых слогов с заглавной буквой В. с. 24 |
Коррекция зрительного восприятия |
вагон |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец : прописная буква В |
Подбор слов к картинкам
|
Слоги с буквой в |
|
|
43 |
1 |
Списывание с печатного образца слов и предложений с изученными буквами. с. 25 |
Коррекция зрительного восприятия |
ла-ма |
Комплексное применение знаний и умений |
Карточки со словами нам, вам, нас |
Списывание с печатного текста |
слоги с буквой в |
|
|
44 |
1 |
Строчная и прописная буква Ии.с. 26 |
Коррекция зрительно го восприятия |
пирамида |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: строчная буква и |
Подбор слов с заданной буквой |
Палочка с закруглением внизу |
|
|
45 |
1 |
Дифференциация ы-и на письме. с. 29 |
Коррекция памяти |
носи носы |
Комбинированный |
Касса букв, Азбука в картинках |
Звукобуквенный анализ слов |
Прописные буквы В, С |
|
|
46 |
1 |
Составление и написание слогов, слов и предложений с изученными буквами. с. 30 |
Коррекция зрительно го восприятия |
вилы |
Комплексное применение знаний и умений |
Касса букв, Азбука в картинках |
Соотнесение слов с картинками |
Согласные м, х, с, л, н, в. |
|
|
47 |
1 |
Строчная и прописная буква Шш. с. 1 (Пропись № 2) |
Коррекция зрительного восприятия |
шарф |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец : прописная и строчная буква Шш |
Подбор слов со звуком ш
|
Палочка с закруглением внизу |
|
|
48 |
1 |
Закрепление написания строчной и прописной буквы Шш , слогов и слов с ней. с. с. 2 |
Коррекция аналитико-синтетической |
су-шу |
Комбинированный. |
Иллюстрация стр. 2 |
Составление слова из данных букв |
Буквы с- ш |
|
|
49 |
1 |
Письмо слов с сочетанием ши. с. 3 |
Коррекция памяти |
шина |
Комбинированный |
Иллюстрация стр. 3 |
Подбор слов к картинкам |
Слог ши |
|
|
50 |
1 |
Строчная и прописная буква Пп.с. 4 |
Коррекция зрительно го восприятия |
липа |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: строчная буква п |
Подбор слов со звуком п |
Палочка с закруглением вверху и внизу |
|
|
51 |
1 |
Большая буква в начале предложений и в именах. с. 5 |
Коррекция мышления |
Полина |
Комбинированный |
Касса букв |
Подбор слов к картинкам
|
Прописная буква П |
|
|
52 |
1 |
Строчная буква т. с. 8 |
Коррекция зрительно го восприятия |
трактор |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: строчная буква т |
Подбор слов со звуком т |
Палочка с закруглением вверху. Палочка с закруглением вверху и внизу |
|
|
53 |
1 |
Прописная буква Т. с. 8-9 |
Коррекция памяти |
лото |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец : прописная буква Т |
Подбор слов к картинкам
|
Строчная буква т |
|
|
54 |
1 |
Строчная буква к. с.10 |
Коррекция восприятия |
куры |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: строчная буква к |
Подбор слов с заданным звуком |
Палочка с закруглением вверху и внизу |
|
|
55 |
1 |
Прописная буква К. с.10-11 |
Коррекция памяти |
кит |
Комбинированный |
Карточки с изученными слогами |
Письмо с проговариванием |
Прописная буква К |
|
|
56 |
1 |
Строчная и прописная буква Зз.с. 12 |
Коррекция зрительно го восприятия |
замок |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: строчная буква з |
Подбор слов со звуком з |
Элементы буквы з |
|
|
57 |
1 |
Дифференциация з-с на письме. с. 13-14 |
Коррекция фонематического слуха |
коза-коса |
Комбинированный |
Иллюстрация стр. 13 |
Звуко-буквенный анализ слов |
Буквы з-с |
|
|
58 |
1 |
Строчная буква р. с.16 |
Коррекция внимания |
рыба |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец : строчная буква р |
Подбор слов с заданным звуком |
Палочка с закруглением вверху и внизу |
|
|
59 |
1 |
Прописная буква Р.с. 16 |
Коррекция зрительно го восприятия |
Рама |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец : прописная буква Р |
Прохлопывание слогов в словах |
Слоги и слова с р |
|
|
60 |
1 |
Строчная буква й.с. 17 |
Коррекция зрительного восприятия |
мой |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: буква й |
Подбор слов к картинкам
|
Палочка с закруглением внизу |
|
|
61 |
1 |
Строчная и прописная буква Жж. с. 20 |
Коррекция внимания |
жук |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: строчная буква ж |
Деление слов на слоги |
Полуовал |
|
|
62 |
1 |
Дифференциация ж-ш на письме. с. 21 |
Коррекция фонематического слуха |
Слово |
Комбинированный |
Карточки со слогами жи, ши |
Звуко - буквенный анализ слов |
Слоги жи, ши |
|
|
63 |
1 |
Письмо слов с сочетаниями жи-ши. с. с. 22-23 |
Коррекция внимания |
Шар жар |
Комплексное применение знаний и умений |
Касса букв |
Письмо с проговариванием |
Буквы ж-ш. |
|
|
64 |
1 |
Строчная буква б. с. 24 |
Коррекция зрительной памяти |
бок |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: строчная буква б |
Подбор слов со звуком б |
Овал |
|
|
65 |
1 |
Прописная буква Б.с. 25 |
Коррекция слухового восприятия |
Барбос |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: прописная буква Б |
Подбор слов к картинкам
|
Строчная буква б |
|
|
66 |
1 |
Строчная и прописная буква Дд. с. 26 |
Коррекция слухового восприятия |
дом |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: строчная буква д |
Звуко - буквенный анализ слов |
Овал, петля |
|
|
67 |
1 |
Дифференциация д-т на письме. с. 27 |
Коррекция фонематического слуха |
дом-том |
Комплексное применение знаний и умений |
Азбука в картинках |
Звуко - буквенный анализ слов |
Буквы д-т |
|
|
68 |
1 |
Строчная и прописная буква Гг.с.28 |
Коррекция зрительного восприятия |
гуси |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: строчная буква г |
Подбор слов с заданной буквой
|
Палочка с закруглением вверху и внизу |
|
|
69 |
1 |
Дифференциация г-к на письме. с. 29 |
Коррекция внимания |
Кира |
Комплексное применение знаний и умений |
Касса букв, иллюстрации «Гуси», «Куры» |
Узнавание букв по заданным элементам |
Буквы г-к |
|
|
70 |
1 |
Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
Коррекция слухового восприятия |
Вика |
Комплексное применение знаний и умений |
Касса букв, Азбука в картинках |
Ответы на вопросы |
Письмо слогов и слов с буквами г-к |
|
|
71 |
1 |
Строчная буква ь. с. 30 |
Коррекция внимания |
конь |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: буква ь, иллюстрации «Карась», «Окунь» |
Ответы на вопросы |
Палочка с закруглением внизу |
|
|
72 |
1 |
Написание слов и предложений с печатного образца. с. 31 |
Коррекция слухового восприятия |
хорь |
Комбинированный |
Иллюстрация «Хорь» |
Подбор слов к картинкам
|
Твердые и мягкие согласные |
|
|
73 |
1 |
Строчная и прописная буква Ее. с. 1 (Пропись № 3) |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
ерши |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: строчная буква е |
Выделение звука е в словах |
Письмо по образцам |
|
|
74 |
1 |
Письмо слов и предложений с буквой Ее. с. 2 |
Коррекция зрительного восприятия |
Егор |
Комбинированный |
Образец: прописная буква Е |
Деление слов на слоги |
Строчная буква е |
|
|
75 |
1 |
Письмо слов и предложений со вставкой пропущенных букв, слогов. с. 2 |
Коррекция мышления |
ели |
Комплексное применение знаний и умений |
Образец: строчная буква е |
Выделение звука е в словах |
Письмо по образцам |
|
|
76 |
|
Составление предложений по схеме и сюжетной картинке. Письмо предложений с письменного образца. с. 2 |
Коррекция внимания |
рисует |
Комплексное применение знаний и умений |
Иллюстрация стр. 2 |
Подбор слов к картинкам
|
Твердые и мягкие согласные |
|
|
77 |
1 |
Строчная и прописная буква Яя. с. 3 |
Коррекция моторики мелких мышц кисти |
Яша |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: прописная и строчная буква Яя |
Выделение звука я в словах |
Палочка с закруглением внизу. Овал |
|
|
78 |
1 |
Буква Яя – показатель мягкости согласного звука. с. 4 |
Коррекция слухового внимания |
маляр |
Комбинированный. |
Касса букв |
Прохлопывание слогов в словах |
Строчная буква Яя |
|
|
79 |
1 |
Дифференциация а-я на письме. |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
рад-ряд |
Комплексное применение знаний и умений |
Азбука в картинках |
Подбор слов с заданным звуком |
Письмо слов с твердыми и мягкими согласными |
|
|
80 |
1 |
Строчная и прописная буква Юю. с. 6 |
Коррекция слухового восприятия |
Юла |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: прописная и строчная буква Юю |
Выделение звука ю в словах |
. Овал |
|
|
81 |
1 |
Дифференциация у-ю на письме. с. 7 |
Коррекция слухового восприятия |
Люк |
Комбинированный |
Иллюстрация стр. 7 |
Подбор слов к картинкам
|
Строчная и прописная буква Юю |
|
|
82 |
1 |
Дифференциация у-ю, слогов с твердыми и мягкими согласными. с. 9 |
Коррекция внимания |
Люба |
Комплексное применение знаний и умений |
Иллюстрация стр. 9 |
Ответы на вопросы по прочитанному |
Слова с буквой ю |
|
|
83 |
1 |
Строчная и прописная буква Ёё. с. 10 |
Коррекция зрительно го восприятия |
ёж |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: прописная и строчная буква Ее |
Подбор слов к картинкам
|
Строчная и прописная буква Ее |
|
|
84 |
1 |
Буква ё как показатель мягкости согласного на письме. с. 11 |
Коррекция слухового восприятия |
Лёва |
Комбинированный |
Азбука в картинках |
Прохлопывание слогов в словах |
Буква Ёё |
|
|
85 |
1 |
Дифференциация о-ё на письме. с. 12 |
Коррекция памяти |
мотылёк |
Комплексное применение знаний и умений |
Иллюстрация стр. 12 |
Деление слов на слоги |
Слова с мягкими согласными |
|
|
86 |
1 |
Строчная и прописная буква Чч.с. 13 |
Коррекция слухового восприятия |
грач |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: прописная и строчная буква Чч |
Выделение звука ч в словах |
Списывание слов и предложений с доски |
|
|
87 |
1 |
Сравнительный анализ написания заглавных букв У, Ч.с. 13 |
Коррекция зрительного восприятия |
ночка |
Комплексное применение знаний и умений |
Иллюстрация стр. 13 |
Ответы на вопросы |
Письмо слов из трех слогов |
|
|
88 |
1 |
Письмо слов с сочетаниями чк, ча, чу.с. 14 |
Коррекция памяти |
печка |
Комбинированный |
Иллюстрация стр. 14 |
Ответы на вопросы |
Строчная и прописная буква Чч |
|
|
89 |
1 |
Строчная буква ф. с. 15 |
Коррекция слухового восприятия |
|
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: прописная и строчная буква Фф |
Выделение звука ф в словах |
Палочка с закруглением внизу. Овал |
|
|
90 |
1 |
Строчная и прописная буква Цц. Сравнительный анализ написания букв и, ш, ц. с. 19 |
Коррекция слухового восприятия |
цапля |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: прописная и строчная буква Цц |
Выделение звука ц в словах |
Палочка с закруглением внизу и вверху |
|
|
91 |
1 |
Письмо слов со вставкой пропущенной буквы ц.с. 20 |
Коррекция памяти |
волчица |
Комбинированный |
Предметная картинка «Птицы» |
Ответы на вопросы |
Строчная и прописная буква Чч |
|
|
92 |
1 |
Строчная и прописная буква Ээ. Соотнесение печатных и письменных изученных букв. с. 21 |
Коррекция слухового восприятия |
этаж |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: прописная и строчная буква Ээ |
Выделение звука э в словах |
Полуовал |
|
|
93 |
1 |
Строчная и прописная буква Щщ. с. 23 |
Коррекция слухового восприятия |
щука |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: прописная и строчная буква Щщ |
Узнавание букв по заданным элементам |
Палочка с закруглением внизу и вверху |
|
|
94 |
1 |
Различение слогов ча-ща, чу-щу. Письмо слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. с. 24 |
Коррекция зрительной памяти |
роща |
Комбинированный. |
Карточки со слогами ща,щу |
Деление слов на слоги |
Строчная и прописная буква Щщ. |
|
|
95 |
1 |
Строчная буква ъ. с. 27 |
Коррекция восприятия |
подъезд |
Изучение нового и первичное закрепление |
Образец: буква ъ |
Узнавание букв по заданным элементам |
Списывание слов и предложений |
|
|
96 |
1 |
Списывание текста с печатного образца. с. 28 |
Коррекция внимания |
Софья |
Комбинированный |
Иллюстрации с. 28 |
Ответы на вопросы |
Буква ь |
|
Повторение букв (4 часа) |
||||||||||
|
97 |
1 |
Списывание слов и предложений. с. 29 |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
въехал |
Комбинированный |
Иллюстрация машины |
Отгадывание загадок |
Письмо слов с мягким знаком |
|
|
98-99 |
1 |
Списывание с печатного текста. с.30 |
Коррекция памяти |
роза |
Комбинированный |
Текст с. 30 |
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного |
Прописная буква Ч |
|
|
132 |
1 |
Списывание с рукописного и печатного текста. с. 31 |
Коррекция моторики мелких мышц кисти руки |
писать |
Комплексное применение знаний и умений |
Текст стр. 31 |
Письмо с проговариванием |
Прописная буква К |
|
4. Планируемые результаты освоения предмета в 1 классе.
Характеристика класса
В 1 классе 16 обучающихся, воспитанников. Из них 12 обучаются в условиях общеобразовательной организации. 4 ученика находится на индивидуальном обучении на дому.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
· Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
· Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
· Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
· Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Предметные результаты освоения предмета «Русский язык» в 1 классе
Достаточный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся, воспитанники должны уметь:
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения;
- писать под диктовку слова и предложения из трех-четырех слов с предварительным анализом;
- самостоятельно вставлять пропущенные буквы в словах при списывании с доски;
- писать большую букву в начале предложения, ставить точку в конце предложения.
Минимальный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся, воспитанники должны уметь:
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения;
- с помощью вставлять пропущенные буквы в словах при списывании с доски;
- писать большую букву в начале предложения, ставить точку в конце предложения.
Оценивание
В I классе в течение всего учебного года отметки обучающимся, воспитанникам не выставляются. Результат продвижения обучающихся, воспитанников в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения в 1 классе.
Технические средства:
1.Ноутбук
2. Монохромное лазерное многофункциональное устройство Samsung
3. Проектор ACER
4. Компактная активная стерео система SVEN SPS- 609
Наглядные и дидактические материалы
№ |
Наименование материала
|
1. |
Азбука «От А до Я» |
2. |
Лента букв |
3. |
Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания» |
4. |
Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь» |
5. |
Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые» |
6. |
Набор карточек «Дикие кошки» |
7. |
Рассказы по картинкам «Родная природа» |
8. |
Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы» |
9. |
Набор карточек «Цветы» |
10. |
Набор карточек «Ягоды» |
11. |
Набор карточек «Птицы» |
12. |
Набор карточек «Домашние животные и птицы» |
13. |
Наглядно-дидактическое пособие «Овощи» |
14. |
Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии» |
15. |
Плакат «Времена года» |
16. |
Плакат «Домашние животные» |
17. |
Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов |
18. |
Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории» |
19. |
Школьный словарик «Птицы России» |
20. |
Школьный словарик «Животные России» |
21. |
Школьный словарик «Растения России» |
22. |
Русский язык 1 класс |
6. Литература
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2017-2018 учебный год.
2. «Пропись» в 3 частях, А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкина, Москва «Просвещение», 2017 год 3. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида» А.К. Аксёнова
4. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы» В.В. Воронкова.
Разработчик программы:
Сидельникова Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов. _________________
Подпись
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.