Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дороховская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор МОУ «Дороховская СОШ» зам. директора по УВР
____________/П.Н. Никитин/ / _________/Т.В.Колышкина
Приказ №______от _______2020г. «______»___________2020г.
Рабочая программа
учебного курса География 6 класс
(наименование предмета)
Учитель: Васильева Юлия Михайловна
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
протокол №___от «___»_____2020г.
2020 г.
Адаптированная рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе:
· - Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273,приказ №41-4ст.79 ФЗ
· Закона РФ от 18.07.1996 «Об образовании лиц с ОВЗ»
· Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599 2Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
· Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В.Воронковой. – Москва, 2012 год.
· Учебного плана индивидуальных занятий МОУ «Дороховская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.
В 6 классе обучающиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Тема краеведческой работы стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в ближайшее окружение.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор школьников об окружающем мире.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует раз- витию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
География как учебный предмет в школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся, со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально- экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Цели и задачи обучения географии:
Цель: всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бы- том разных народов. Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные: Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Корреционно-развивающие: Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основ- ной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения адаптированной программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:
Минимальный уровень:
иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации;
уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
уметь находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.
Учащиеся должны знать:
• что изучает география;
• горизонт, линию и стороны горизонта;
• основные формы земной поверхности;
• виды водоемов, их различия;
• меры по охране воды от загрязнения;
• правила поведения в природе;
• отличие плана от рисунка и географической карты;
• масштаб, его обозначение;
• основные направления на плане, географической карте;
• условные цвета и знаки географической карты;
• распределение суши и воды на Земле;
• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
• расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
• основные типы климатов;
• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Учащиеся должны уметь:
• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
• делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
• читать простейшие планы местности (для начальных классов массовой школы);
• ориентироваться на географической карте, глобусе;
• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;
1. Введение (1 ч.)
Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года. Географические сведения о своей местности и труде насе- ления. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представ- лений, проверки умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование по Солнцу, местным признакам и природным объектам.
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу.
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам.
Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы, различие по высоте. Землетрясения. Извержение вулканов.
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности (природоведение 5класс).
Зарисовка различных форм земной поверхности.
Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.)
Вода в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Вода в природе (природоведение 5класс). Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание 6 класс).
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих:
а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).
Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. План пришкольного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.). Использование плана в практической деятельности человека. План школьного участка. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. Физическая Карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Форма Земли. Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия. Африка. Материки: Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Первое кругосветное путешествие. Первое русское кругосветное путешествие. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе. Сухопутные границы России на юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.
Путешествия по нашей стране (по карте).
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
1 ч. |
2. |
Ориентирование на местности |
2 ч. |
3. |
Формы поверхности Земли |
2 ч. |
4. |
Вода на Земле |
3 ч. |
5. |
План и карта |
3 ч. |
6. |
Земной шар |
3 ч. |
7. |
Карта России |
4 ч. |
|
Итого |
18 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/ п |
Наименование раздела и тем учебных занятий |
Количе- ство ча- сов |
|
1. Введение |
1ч |
1 |
Введение. Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. |
1 ч. |
|
2. Ориентирование на местности |
2 ч. |
2 |
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. |
1 ч. |
3 |
Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы. |
1 ч. |
|
3.Формы поверхности Земли |
2 ч. |
4 |
Равнины, холмы. Овраги, их образование. |
1 ч. |
5 |
Горы. Землетрясения. Извержение вулканов. |
1 ч. |
|
4.Вода на Земле |
3 ч. |
6 |
Вода в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. |
1 ч. |
7 |
Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. |
1 ч. |
8 |
Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоёмы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения. |
1 ч. |
|
5. План и карта |
3 ч. |
9 |
Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. План школьного участка. |
1 ч. |
10 |
Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. |
1 ч. |
11 |
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. |
1 ч. |
|
6.Земной шар |
3 ч. |
12 |
Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. |
1 ч. |
заочно |
Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освое- ние космоса. Глобус - модель Земного шара. |
|
13 |
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. |
1 ч. |
заочно |
Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. |
|
заочно |
Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. |
|
14 |
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы кли- мата. |
1 ч. |
заочно |
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. |
|
заочно |
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. |
|
|
7.Карта России |
4 ч. |
15 |
Географическое положение России на карте. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. |
1 ч. |
16 |
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. |
1 ч. |
заочно |
Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. |
|
17 |
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. |
1 |
заочно |
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. |
|
18 |
Реки: Волга с Окой и Камой. Дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей. Лена и Амур. |
1 ч. |
заочно |
Реки Сибири: |
|
заочно |
Озёра России. Ваш край на карте России. |
|
|
Итого: |
18 ч. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.