Приложение 11
к Адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Занимательная математика»
3 класс
Адаптированная программа по учебному предмету «Занимательная математика» составлена для обучающихся ОВЗ с ЗПР и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МБОУ «Адамовская ООШ».
-
Цели, задачи и принципы программы:
Актуальность программы определяется тем, что младшие школьники с ОВЗ должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки. Решение математических задач, развивающих логическое мышление, закрепит интерес детей к познанию, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников с ОВЗ и предоставляет им возможность работать на доступном для них уровне познания, в то же время, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширение знаний наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет школьнику с ОВЗ успешно овладеть общеучебными умениями и навыками. Занятия расширяют познавательные возможности ребенка с ОВЗ.
Программа представляет собой технологию педагогического воздействия на формирование психических процессов, на зону ближайшего развития ребенка. Программа дополнена заданиями, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Программа также направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации детей с ОВЗ, что является важной составляющей их жизни.
Цель: формирование у учащихся с ОВЗ устойчивого интереса к предмету «математика», выявление и развитие их математических способностей; формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности; овладение учащимися важными логико-математическими понятиями; полноценное интеллектуальное развитие учащихся.
Общие задачи курса, реализуемые в работе с детьми с ОВЗ с задержкой психического развития (вариант 7.2), обучающие, развивающие, воспитывающие.
- Задачи:
- формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
- расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
- развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
- развитие логического мышления и пространственных представлений;
- формирование начальных элементов конструкторского мышления;
- воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
- формирование усидчивости и терпения;
- создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
- формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа курса «Веселый счет» предусматривает включение задач и заданий, особенность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от стандартных решений, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Именно эти умения и следует развивать у детей с ОВЗ.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая способствует развитию и физических и умственных способностей. С этой целью в программу включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг
к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеѐк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Математические (логические) игры, упражнения, графические задания, игры-загадки, задачи-шутки, ребусы, шарады, головоломки, штриховки, построение фигур при помощи трафаретов, дидактические игры и упражнения, конкурсы и др.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, изготовление игрушек в технике оригами. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая. Обязательны разминка и динамическая пауза.
Занятия проводятся индивидуально.
Метод |
Приёмы |
Основные виды деятельности |
учащихся |
||
1. Словесный метод: рассказ, |
Анализ и синтез, сравнение, |
Решение занимательных задач; |
беседа, обсуждение, словесные |
классификация. Аналогии, |
знакомство с научно- |
оценки |
обобщения. |
популярной литературой, |
|
|
связанной с математикой. |
2. Метод наглядности |
Использование наглядных |
Оформление математических |
пособий, иллюстраций, |
газет; проектная деятельность; |
|
компьютерных презентаций. |
творческая работа. |
|
3. Объяснительно- |
Сообщение готовой |
Активное слушание, |
иллюстративный |
информации. |
обсуждение. |
4. Практический метод |
Анализ и синтез, сравнение, |
Решение занимательных задач, |
классификация. Аналогии, |
шарад, ребусов; |
|
обобщения. |
тренировочные упражнения; |
|
|
практические работы. |
|
5.Частично-поисковый метод |
Анализ и синтез, сравнение, |
Выполнение части заданий для |
аналогии. |
достижения основной цели. |
Описание места предмета в учебном плане
В 3 классе на изучение учебного предмета отводится 34 часа. 1 раз в неделю (34 учебных недели).
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности
– качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения, использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном
действии;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием, контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи; использовать соответствующие знаково- символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность «шагов» (алгоритм)решения задачи, воспроизводить способ решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; выбрать наиболее эффективный способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи;
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже, анализировать расположение деталей в исходной конструкции; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Регулятивные УУД:
ü определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
ü учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
ü находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
ü делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;
ü преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
ü слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;
ü договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; приходить к общему решению в совместной деятельности;
ü задавать вопросы;
ü учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание отвечает требованию к организации урока: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и таким образом приводят к упрочению знаний у детей с ОВЗ.
1. Исторические сведения о математике (4ч)
Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
1. Числа и выражения (6ч)
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство.
2. Математические ребусы и головоломки (9ч)
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
3. Решение занимательных задач (9ч)
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками
4. Геометрическая мозаика (6ч)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
Календарно-тематическое планирование
«Занимательная математика» 3 класс
34 часа
№ урока |
Тема |
Дата по плану |
Дата по факту |
1. |
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? |
|
|
2. |
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
3. |
Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
4. |
Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
5. |
Римские цифры. Как читать римские цифры? |
|
|
6. |
Решение задач. |
|
|
7. |
Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
8. |
Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
9. |
Архимед. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
10. |
Умножение. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
11. |
Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. |
|
|
12. |
Деление. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
13. |
Делится или не делится. |
|
|
14. |
Решение задач. |
|
|
15. |
Новогодние забавы. |
|
|
16. |
Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. |
|
|
17. |
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. |
|
|
18. |
Игра «Веришь или нет». |
|
|
19. |
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. |
|
|
20. |
Экскурсия в компьютерный класс. |
|
|
21. |
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
22. |
Математические фокусы. |
|
|
23. |
Конкурс знатоков. |
|
|
24. |
Открытие нуля. Загадки-смекалки. |
|
|
25. |
Решение задач. |
|
|
26. |
Денежные знаки. Загадки-смекалки. |
|
|
27. |
Решение задач повышенной трудности. |
|
|
28. |
Игра «Цифры в буквах». |
|
|
29. |
КВМ «Царица наук». |
|
|
30. |
Задачи с многовариантными решениями. |
|
|
31. |
Игра «Смекай, решай, отгадывай». |
|
|
32. |
Игра «Поле чудес». |
|
|
33. |
Решение занимательных задач в стихах.Отгадывание ребусов. |
|
|
34. |
Интеллектуальный марафон. |
|
|
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Экспозиционный экран.
5. Мультимедийный проектор.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.