А.П. Чехов. Слово о писателе. "Пересолил", "Лошадиная фамилия" и другие рассказы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.П. Чехов. Слово о писателе. "Пересолил", "Лошадиная фамилия" и другие рассказы. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация Цель: познакомить с биографией А.П.Чехова, его юмористическими рассказами, ввести понятие» юмористическая ситуация. Задачи: • Обучающие: приобщение обучающихся к богатствам отечественной литературы на примере чеховских рассказов, освоение их в единстве формы и содержания, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры, • Развивающие: развитие интереса к чтению чеховских рассказов, навыков выразительного чтения, анализа текста, монологической речи, творческого воображения учеников; • Воспитательные: воспитание высоких нравственных качеств личности, культуры речи обучающихся, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Тип урока: введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя. Формы работы учащихся: коллективная аудиторная, самостоятельная Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, экран
Иконка файла материала А.П. Чехов. Слово о писателе..doc
А.П. Чехов. Слово о писателе. "Пересолил", "Лошадиная фамилия" и другие рассказы. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация Цель: познакомить с биографией А.П.Чехова, его юмористическими рассказами, ввести понятие»  юмористическая ситуация. Задачи:  Обучающие: приобщение обучающихся к богатствам отечественной литературы на примере чеховских  рассказов, освоение их в единстве формы и содержания, формирование их представлений о литературе  как об одном из важнейших достижений культуры, Развивающие: развитие интереса к чтению чеховских рассказов, навыков выразительного чтения,  анализа текста, монологической речи, творческого воображения учеников; Воспитательные: воспитание высоких нравственных качеств личности, культуры речи обучающихся,  любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.   Тип урока: введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя. Формы работы учащихся: коллективная аудиторная, самостоятельная Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, экран 1. Организационный момент. Целеполагание Ход урока Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией А.П.Чехова и его юмористическими рассказами. (Портреты  Чехова ­http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/92aa8a5c­77fd­47f1­9c90­f061b9b4e90d/%5BLI6RK_11­01%5D_ %5BIL_04%5D.htm, http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/c17683d3­72cf­4a10­9d4d­ 31514c0d80e8/%5BLI6RK_11­01%5D_%5BIL_01%5D.htm) 2. Актуализация знаний. Вспомните произведения А.П.Чехова, которые вы читали ранее? 3. Введение нового материала. 1. Рассказ учителя с показом иллюстраций. А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге. (Дом, где родился Чехов– http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/f183e3f4­2c08­446a­82e7­72c65b8911c8/%5BLI6RK_11­01%5D_%5BIL_02%5D.htm) «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, – пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов,  старший брат писателя, – Бог благословил многочисленной семьёй – у них было пятеро сыновей и одна  дочь». (Фотография семьи писателя– http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/6aeaebc4­2edc­4504­9c72­ e6172d50aece/%5BLI6RK_11­01%5D_%5BIL_03%5D.htm) Природа богато одарила детей Чеховых. Александр стал писателем, Михаил – знаменитым актёром и  режиссёром, Николай – художником, Иван – оставил добрую память, будучи учителем. Мария Павловна,  прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А. П.  Чехова в Ялте. В 1879 году Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет  Московского университета. Здесь, в Москве, Чехов начинает сотрудничать в юмористических журналах в  качестве автора коротеньких рассказов, фельетонов. Подписывал Чехов свои миниатюры не своей фамилией, а  псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Рувер, Крапива, Уллис. Работа в журналах научила  Чехова оттачивать мастерство, научила в малую форму уместить глубокое содержание. В 1892 году Чехов  поселился под Москвой, в деревне Мелихово. Писатель так обосновал своё решение: «Если я врач, то мне  нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».Писателя отличала абсолютнаяскромность, постоянная неудовлетворённость собой, стремление к самосовершенствованию, чувство  собственного достоинства. 2. Чтение вводной статьи учебника Ответьте на вопросы: 1. Какие особенности характера Чехова помогли ему стать замечательным мастером юмористического  рассказа?  2. Каким человеком предстает перед вами А. П. Чехов в воспоминаниях И. А. Бунина и К. И. Чуковского?  3. Антоша Чехонте – один из псевдонимов Чехова. 3. Создание проблемной ситуации. Сегодня на уроке присутствуют гости. Это герои одного из юмористических рассказов А.П.Чехова. Они сейчас поведают о том, что происходит в этом замечательном произведении.  Подумайте, над чем смеётся автор в нём? Почему рассказ относится к юмористическим? 4. Инсценирование рассказа. 5. Беседа по рассказу. – Почему рассказ называется юмористическим? ( Он вызывает весёлое, доброе настроение, улыбку.) – Укажите моменты, которые делают рассказ смешным. (Источником смешного является поведение героев и  детали их внешнего облика, их речь, исходная ситуация (генерал соглашается «заговорить» зубы по  телеграфу).) – Делая рассказ смешным, Чехов проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Докажите эту мысль,  обратившись к речи героев. (Это прежде всего относится к речи приказчика, например: «пошепчет, поплюет – и как рукой», «заговаривает  зубы – первый сорт», «...в Саратове у тещи живет… Только зубами и кормится…», «Ежели которые из других  городов, то по телеграфу…» и др.) – С какой целью приходит приказчик к генералу? – Как лечит Яков Васильевич? Это возможно? А приказчик верит в это? – Почему генерал соглашается писать акцизному? – Что высмеивает здесь Чехов? – Какими приёмами автор добивается смеха? (Смешны предлагаемые варианты «лошадиных» фамилий:  Кобылин, Жеребцов, Лошаков, Жеребкин, Коренни­ков, Лошадевич, Жеребкович, Кобылянский и др. – Кто принимает участие в придумывании фамилии акцизного? – Вспоминает ли приказчик фамилию? – Почему это так разозлило генерала? – А фамилия оказалась действительно лошадиной? Не кажется ли вам, что финал неожиданный? (Финал  является неожиданным, потому что фамилия совсем не лошадиная. Действие стремительно заканчивается:  «Приехал доктор и вырвал больной зуб». Комментарий учителя. Краткость является отличительной особенностью чеховских произведений, особенно  его юмористических рассказов. Точность и краткость стиля были для Чехова мерилом художественности. Одним из проявлений краткости является быстрое начало и неожиданный финал его произведений. Чехов любил и  часто применял в своих юмористических рассказах неожиданные развязки («В конце бью читателя по морде», –  писал он в письме). – В какой части рассказа действие начинается? ( У отставного генерал­майора Булдеева разболелись зубы».  Всего одна короткая фраза потребовалась писателю, чтобы действие рассказа началось.) – Какие особенности речи характерны для героев? ( Речи приказчика, например: «пошепчет, поплюет – и как  рукой», «заговаривает зубы – первый сорт», «...в Саратове у тещи живет… Только зубами и кормится…»,  «Ежели которые из других городов, то по телеграфу…» и др. – Речь автора отличается от речи героев?– Подробно ли описывается происходящее? (Нет) – Предложения длинные? – В каких словах автора можно найти элементы оценки? ( «тупо поглядел», «дико улыбнулся», «бешеная собака» и др.) – Каким можно назвать чеховский смех в рассказе – добродушным, уничтожающим, снисходительным? (Это смех добродушный над мелкими слабостями людей: боязнью зубной боли генерала, легковерием приказчика и его  надеждой на чудодейственные средства. Это смех над тем, что смешно, забавно, но не опасно.) – Что же такое, по­вашему, юмористическая ситуация? (Ответы уч­ся.) Учитель делает вывод, выслушав ответы учеников. Уч­ся фиксируют в тетради теорию. 6. Рассмотрите иллюстрации к рассказам Чехова. Удалось ли, на ваш взгляд, художникам передать основную  мысль рассказа? Сопоставьте их с самостоятельно сделанными иллюстрациями. Учащиеся рассматривают  иллюстрации, делятся своими впечатлениями. 7. Прослушивание фрагмента аудиотекста рассказа «Пересолил». http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/8d25c1ca­b44b­4a99­8ab2­cfb79c356ca3/%5BLI6RK_11­03%5D_%5BAU_01%5D.htm Беседа по рассказу «Пересолил». Над чем смеётся в рассказе «Пересолил» Чехов? (Глеб Гаврилович, струсив, так запугал Клима, что тот убежал, а Глеб Гаврилович вынужден был просидеть  ночь в лесу.) 4. Работа с интерактивной таблицей Поработайте с интерактивной таблицей по этому рассказу, установив соответствие между словами Клима и  Глеба Гавриловича. http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/2017892d­2177­40ee­b960­a1824f2a1e1f/ %5BLI6RK_11­03%5D_%5BTR_03%5D.swf 5. Итоги урока Фронтальный опрос по биографии и творчеству Чехова. – В какой семье вырос Чехов? – Что оказало влияние на его духовное развитие? – Какие особенности характера Чехова помогли ему стать замечательным мастером юмористических  произведений? – Что потеряла бы Россия и русские люди, если бы Чехов стал врачом, а не писателем? – Как подписывал Чехов свои произведения? Почему? – Над чем смеётся писатель в своих рассказах? – Почему его рассказы можно назвать юмористическими? – Что такое юмористическая ситуация? 6. Домашнее задание Написать короткий рассказ с неожиданной концовкой.

Посмотрите также