А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Самобытность художественного мира.
Оценка 5

А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Самобытность художественного мира.

Оценка 5
docx
13.12.2019
А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Самобытность художественного мира.
.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. .docx

27.02.18                                               Урок № 91

Тема: А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Самобытность художественного мира.

Цели: Познакомить с трудной биографией А.Платонова, дать обзор его творчества , раскрыть особенности языка и стиля писателя, воспитывать интерес к творчеству Платонова.

 Оборудование:портрет А.Платонова,выставка книг, презентация.

Форма: лекция с презентацией.                                          О если б знал, что так бывает,

                                                                                                     Когда пускался на дебют…

                                                                                                                              Б.Пастернак.

                                                                       Ход урока

1. I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стих-ий Б.Пастернака.

III. Мотивация учебной деятельности. Тема и цели урока.

Обращение к эпиграфу.

- С какими произведениями писателя вы уже знакомы?

IV. Работа по теме урока.

1.Лекция учителя(с презентацией)

Имя  Андрея  Платонова  становится  все  более  известным  в  нашей  стране. Он  родился  в  1899 г., а  умер  в  1951г. Все  самые  страшные, неудобные, неуютные  годы  России  прошли  у  него  на  глазах, он  прожил  и  пережил  их. Во  всем  написанном – реальная  судьба  страны, нашего  народа, самого  писателя. Один  из  героев  его  рассказа  «Старый  механик»  говорит  фразу, которая  определит  и  самого  Платонова, его  место  в  нашей  культуре  и  истории литературы: «Народ там  есть…а  меня  там нет…  А  без  меня  народ  неполный!»

Андрей  Платонович  Платонов (настоящая фамилия Климентов)  родился  в  семье  слесаря – железнодорожника  на  окраине  Воронежа. Жизнь  железных  дорог  вошла  в  мир  будущего  писателя  и  его  будущих 

произведений. В  7  лет  мальчик  был  отдан  в  первоклассную  церковно – приходскую  школу, а  на  8  году  был  переведен  в  Воронежское  городское  училище, в котором   проучился  2  года. Впоследствии  он  писал: »У  нас семья  была  одно  время  в  10  человек, а  я – старший  сын – один  работал, кроме  отца».

«Работал  я  во  многих  местах, у  многих  хозяев», – вспоминал  писатель.  «Мальчиком»  на  складе  страхового  общества, потом  конторщиком, позднее – помощником  машиниста  локомобиля, литейщиком  на  трубном  заводе, электромонтером  в  железнодорожных  мастерских. Мир  техники  увлек  подростка. Он  мечтает  создать  вечный  двигатель, сидит  по  ночам  над  чертежами, а  вечерами, вернувшись  с  работы, строит  в  сарае  из  2-х  газовых  труб  турбину  с  6  системами  спиралей.

Была у  юного  Кулибина  с  12  лет  и  другая  страсть: писание  стихов. Мало  кто  из  читателей  даже  сейчас  знает,что  писатель  Платонов  начинался  со 

стихов. Некоторые  из  них  публиковались  в Воронежской  газете  в  1918 – 1921 г.г. В  1922 г. вышел  первый  и  единственный  сборник  стихов  Платонова  «Голубая  глубина». С  тех  пор  он  ни  разу  не  переиздавался  и  стал  библиографической  редкостью (стихи  зачитать).

Революцию  встретил  Платонов  восемнадцатилетним  юношей. Едва  поступив  в  железнодорожный  политехникум (1918 г.), он  вынужден  был  прервать  учебу  и занять  место  помощника  машиниста  на  паровозе  своего  отца. В  течение  2-х  лет  в  Воронежском  крае  полыхали  пожары  гражданской  войны. Здесь  были  и  австро-германские  оккупанты,  и  Каледин,  и  Краснов, и Деникин.  Вместе  с  отцом  Платонов  подвозит  красноармейцам  боеприпасы, а  в  1919 г. его  командируют  для  оказания  помощи  по  мобилизации  населения  на  борьбу  с 

Деникиным. О  гражданской  войне  Платонов  знал  не понаслышке.

Расцвет  творчества  пришелся  на  20 – 40 г. Он  автор  романов («Чевенгур», «Котлован»), повестей, рассказов, пьес, стихов, литературно  обработанных  сказок, публицистических  и  литературно-критических  статей.

При  жизни  печатался  мало. А  писал  тихо, не  стараясь  никого  ни  перекричать, ни  растолкать, ни  оглушить.  Он  создал  свой,  особенный  художественный  мир – «прекрасный  и  яростный» – и  думал  так  о  своем  будущем: «Иногда  мне  кажется, что  у  меня  нет  общественного  будущего, а  есть  будущее, ценное  только  для  меня  одного».

В  годы  Великой  Отечественной  войны  корреспондент  «Красной  звезды»  А.Платонов  пишет  рассказы, в  которых  сами  названия  раскрывали  смысл  гуманистической  концепции  писателя: «Неодушевленный  враг», «Пустодушие», но – «Одухотворенные  люди».

Прикованный  к  постели  прогрессирующей  болезнью (последствия  бомбежки  под  Львовом  в  1944 г.), писатель  не  оставлял  работу  и  после  войны.

В  последние  годы  жизни  Платонов  написал  рассказы  «Возвращение»  и  «Афродита», несколько  пьес  и киносценариев. В 1950 г. вышел  сборник  сказок  в  его пересказе. Многое  не  было  опубликовано  при  жизни  А.Платонова: повести «Ювенильное  море», «Чевенгур», «Джан»  увидели  свет  только  после  смерти  писателя.

Раздумья  Андрея  Платонова  о  жизни, истории и национальном  самосохранении  могло  бы  быть  определено  такой  формулой  писателя: «Я  помню их, ты  запомни  меня, а тебя  запомнит, кто  после  тебя  народится… Так  и  будет  жить  один  в  другом, как  один  свет».

Умер Андрей  Платонов  тихой смертью, дома. До  конца  его  жизни  рядом  с  писателем  была  жена  и  дочь.

2. Работа со «Словарём литературоведч.терминов»:теория литературы: стиль.

4.Язык Платонова (с.224-225,метод.)

5. Запись списка произведений писателя.

Список  произведений.

Романы: «Чевегур» (1926-1929), «Котлован» (1928-1930).

Повести: »Ювенильное  море», «Джан» (1934), «Впрок» (1931).

Рассказы: «Усомнившийся  Макар» (1924), «Река  Потудань», «В  прекрасном  и  яростном  мире», «На  заре  туманной  юности…», «Мать», «Афродита», «Возвращение» и другие. 

V.Итог урока.Рефлексия.

Узнали вы на уроке какие-то новые сведения о писателе А.Платонове?

Каким был художественный мир Андрея Платонова?

VI. Домашнее задание: с.160-164 прочит.,прочитать рассказ «Сокровенный человек»,повесть «Котлован».

 

А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Самобытность художественного мира.

А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Самобытность художественного мира.

А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Самобытность художественного мира.

А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Самобытность художественного мира.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2019