Аппликация из соломки. Соломка как природный материал.
Оценка 5

Аппликация из соломки. Соломка как природный материал.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
технология
01.11.2022
Аппликация из соломки. Соломка как природный материал.
План конспект 4.docx

План-конспект урока

          Класс. 5                                                                                                                       

Тема: Аппликация из соломки. Соломка как природный материал.

Цель: Научить детей правильно подготавливать солому и качественно выполнять из нее изделия.

Задачи:

·            Обучающая: дать понятие о соломе, ее получении и                                            применении.

·          Развивающая: развивать у учащихся умственные и физические 

          способности.

·                   Воспитательная: воспитывать бережное отношение к материалам, а также трудолюбие, аккуратность и экономность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оснащение: Плакаты, стенды, изделия, инструменты, материал.

          Литература:

1. Методика трудового обучения с практикумом: учебное пособие  для студ. пед. ин-тов / под ред. Д.А.Тхоржевского. – М.: Просвещение,

1987. – 447 с.

2. Трудовое обучение. Технический труд: учеб. пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С.Я. Астрейко             [и др.]; /под ред. С.Я. Астрейко.– Минск: Нац. ин-т образования,                  2010.– 152 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

План - конспект для проведения урока по теме «Аппликация из соломки. Соломка как природный материал»

 

Этап урока

Решаемые задачи

Способы решения (методы и содержания обучения)

Оснащение на каждом этапе

Опорные знания                        (меж предметные связи)

1. Организационный момент

(2 мин)

Воспитание исполнительности  и дисциплинированности, настроить учеников к восприятию нового материала, назначить дежурных.

Здравствуйте ребята! Отсутствуют, сегодня… Дежурные будут…  (2 человека по списку). Проверить наличие письменных принадлежностей, тетрадей, дневников, учебников и спец. одежды.

Классный журнал, график дежурств.

 

Общешкольный порядок проведения орг.момента

2.

Подготовка учащихся к восприятию новой теме

(8 мин).

 

Заострение внимания, Активизация мыслительной деятельности учащихся, раскрытие практической значимости темы.

 О том, с каким природным материалом  дети  будут  работать, загадывает загадку:
Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
Ну, а зимнею порою – 
Аппликацией – игрою.
Сухая очень ломка,
Зовут ее …
(Соломка)
Использование  соломы  злаковых  растений  для  аппликации  и  плетения  различных  предметов  обихода  относится  к  тому  периоду  истории  человеческого  общества,  когда  было  освоено  земледелие.  Только  с  культивированием  злаков  пшеницы,  ячменя,  ржи  образовался  источник  сырья -  солома,  которая  нашла  многообразное  применение  в  жизни  земледельцев.  Этот  материал  не  требовал  от  крестьянина  каких – либо  дополнительных  затрат  на  заготовку  или   приобретение.  После  уборки  урожая  и  обмолота  зерна  солома  всегда  была  в  достатке.

Уж давно крестьянин

Ждал  зимы  и  стужи,

И  избу    соломой

Он  убрал  снаружи.

Чтобы  в  избу  ветер

Не  проник  сквозь  щели,

Не  надули  б  снега

Вьюги  и  метели.

Это  стихотворение  написано И. Суриковым  в  конце  прошлого  века.  Хотя  теперь  крыши  или  стены  изб  утепляют  соломой  довольно  редко,  сама  идея  использования  этого  замечательного  теплоизоляционного  материала  не  забыта.

В  наше  время  успешно  работают  предприятия,  которые  выпускают  так  называемый  соломит – теплоизоляционный  материал,  представляющий  собой  щиты  из  прессованной  и  прошитой  проволокой  соломы.

В декоративно – прикладном  творчестве  соломка  пшеницы,  ржи,  овса  и  других  зерновых  культур – один  из  любимых  материалов,  используемых  многими  народами  мира.  В  каждом  изделии,  какую  бы  оно  страну  ни  представляло,  отражаются  не  только  особенности  национальной  культуры,  но  и  свойства  самого  материала,  выращиваемого  в данном  климате.

 С  70-х  годов  все  большую  популярность  получает  аппликация  соломкой.  Отличается  она  от  инкрустации  тем,  что  рисунок  наклеивается  на  ткань  или  бумагу  и  доступна  для  самостоятельного  овладения  этим  мастерством. 

Образец готового изделия

Трудовое обучение               5 класс

3.

Изложение  нового   материала.

(25мин).

Объяснение учащимся нового материала. Активизация восприятия и запоминания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня невозможно представить современный вид декоративного искусства без  аппликации и плетения из соломки.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны – они отливают золотом (рис. 1). Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы – приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки. Аппликация из соломы очень интересное и увлекательное занятие. Простота изготовления, несложные приемы работы, сохранение и выявление природной красоты материала представляют в наш век техники и урбанизации особую привлекательность.

 

 

Рис. 1. Аппликация из соломки

Солома – трубчатый стебель злаковых растений. Заготовку лучше начинать в конце лета, до и после обмолота зерна, когда она становится золотистой. Средняя часть соломины – наилучший материал для аппликации. В качестве материала для аппликации может быть использована и стерня (небольшая часть соломы, оставшаяся после уборки урожая). Аппликации можно составлять из любой соломы, но лучше всего подходит солома изо ржи, проса, риса, овса, ячменя и пшеницы (рис.2).

Рис.2 Виды зерновых культур

а-стебель ржи: 1-лист, 2-узел,                      3-междоузлие; б-рожь; в-пшеница;  г-ячмень; д-овес 

 

Стебель соломины округлый, внутри полый, разделен прочными перегородками (узлами) на междоузлия. При заготовке соломы узлы срезают, а междоузлия складывают в специально отведенную для них коробку. Около узлов располагаются листья. Их тоже следует сохранять, так как впоследствии они могут быть использованы в аппликации для придания ей различных оттенков или в качестве фона. Стебли тимофеевки, куриной слепоты, пырея, мятлика, имеющие в строении сходство с соломой, могут также служить материалом для аппликации. Заготавливают и сохраняют их так же, как солому.

Для аппликации употребляют соломенные ленты, которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.

По горячему способу на стопку газет кладут цельную соломку и ставят на нее горячий утюг (рис. 3). В результате получаются плотные соло­менные ленты. Такие ленты используются в вы­пуклой,  рельефной  аппликации. 

Рис. 3. Горячий способ получения соломенных лент

 

Если соломку подержать в воде с температурой 60 – 80°С и разре­зать острым ножом (ножницами), раскрыть на две половинки, а потом проутюжить горячим утюгом, ленты становятся более эластичными и широкими.

Холодный способ отличается большей простотой. Здесь разрезанная вдоль соломка раскрывается на две стороны и проглаживается с усилием кольца­ми ножниц. Полученные таким образом соломен­ные ленты имеют большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Натуральный цвет соломки бывает жёлтого, зе­леноватого, сероватого, сиреневого и других оттен­ков. Однако часто требуются соломенные ленты других цветов. В этом случае соломку распарива­ют в горячей воде с одновременным отбеливанием или окрашиванием.

Коричневые и тёмно-коричневые оттенки полу­чают в результате продолжительной выдержки со­ломенных лент под горячим утюгом. Для этого на стопке газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг. Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и времени выдержки под ним этих лент. Необходимые оттен­ки цветов соломенных лент получают, выдерживая их в духовом шкафу, муфельной печи или на электрической плите. При этом есть возможность поворачивать ленты так, чтобы достичь нужного от­тенка различных элементов будущего рисунка.

Кипячение соломки в растворе питьевой соды придаёт ей золотисто-жёлтый оттенок. Чтобы полу­чить материал ярких цветов, используют анилиновые красители (инструкция по их использованию напечатана на упаковках). Для придания необходи­мых оттенков рисунку используют цветные лаки и морилку (бейц).

Наиболее просто и доступно окрашивать соломен­ные ленты натуральными красителями. Напри­мер, кипячение соломки в воде с добавлением ше­лухи лука усиливает жёлтый цвет. При окраске необходимо добавлять в водный раствор питьевую соду. Есть много натуральных красителей, которые используют для окрашивания  соломки:

Чистотел — красный, жёлтый

Боярышник —  кроваво-красный, красно-коричневый

Кизил (листья и кора)  — жёлтый

Ольха (кора и шишечки) —  жёлтый, красный, чёрный

Дуб (коря) —   жёлтый

Кровохлёбка —   серый,  красный

Щавель (листья  и  корни) — жёлтый  и  чёрный оттенки

Крушина (кора) —   жёлтый и  коричневый

Крушина (плоды) — зеленый, фиолетовый

Можжевельник   (ветки) — коричневый,   красный

Толокнянка (листья) — серый  и  чёрный оттенки

Черника (листья) — коричневый, жёлтый

Огуречная трава (листья) — синий

Пустырник  — тёмно-зелёный

Ромашка — жёлтый

Душица — оранжево-красный оттенок

Василек   — синий

На предприятиях художественно-оформительского направления работы по тепловой подготовке ма­териалов выполняет отпарщик-прессовщик.

Ребята, в связи с тем, что получение и подготовка соломы очень сложный процесс, необходимо бережно относиться к нему и экономно использовать.

 

 

 

4.

Закрепление нового материала

(5мин).

Восприятие и закрепление полученных знаний, исполнительности дисциплинированности, побуждение к анализу, сравнению, абстрагированию, формулировка выводов

1.      Что представляет собой солома?

2.      Где применяется солома?

3.      Из чего лучше всего изготавливать солому?

4.       Какие способы получения соломенных лент вы знаете?

5.  Какие вы знаете способы окраски соломки?

6.      Какие натуральные красители вы знаете?

7.  Какую работу выполняет отпарщик-прессовщик?

Тетрадь, учебник,

наглядные пособия

Бытовые знания учащихся

5.

Заключительный инструктаж.

(5 мин).

Подведение итогов урока, Обобщение полученных знаний.

Дополнительные вопросы для закрепления полученных знаний. Выводы о проделанной работе. Выставления оценок с их обоснованием.

Выдача домашних заданий.

 

Способность критически относится к анализу своей работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

План-конспект урока

План-конспект урока

Ход урока. План - конспект для проведения урока по теме «Аппликация из соломки

Ход урока. План - конспект для проведения урока по теме «Аппликация из соломки

В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира

В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира

Рис. 1. Аппликация из соломки

Рис. 1. Аппликация из соломки

Если соломку подержать в воде с температурой 60 – 80°С и разре­зать острым ножом (ножницами), раскрыть на две половинки, а потом проутюжить горячим утюгом, ленты…

Если соломку подержать в воде с температурой 60 – 80°С и разре­зать острым ножом (ножницами), раскрыть на две половинки, а потом проутюжить горячим утюгом, ленты…

Изложение нового материала

Изложение нового материала

Аппликация из соломки. Соломка как природный материал.

Аппликация из соломки. Соломка как природный материал.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022